Научная статья на тему 'Заочное образование в АГАУ это удобно и престижно!'

Заочное образование в АГАУ это удобно и престижно! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заочное образование в АГАУ это удобно и престижно!»

водозабора №1 и зарастание стенок водоводов. Снижение дебита I группы скважин связано с руслодеформирующими процессами, происходящими в зоне водозабора, которые приводят к отмиранию правого рукава р. Чарыш. Поэтому возникла необходимость проведения мероприятий по выполнению углубления и расчистки протоки правого Чарыша.

С этой целью на первом этапе исследований было предложено с помощью устройства сквозных полузапруд создать такую кинематическую структуру потока, которая позволит на первой стадии получить заданные параметры выпрямления и в дальнейшем будет поддерживать стабильный наносной режим в правом рукаве р.Чарыш. ~ ^ :

На втором этапе необходимо провести исследования режимов взаимодействия воды Чарыша и подрусловых грунтовых вод, служащих источником водозаборных скважин №1. Это напрямую связано, как уже отмечалось выше, с изучением гидротермического режима грунтов.

Результатом изучения другой причины снижения водоподачи ЧГВ, обусловленной зарастанием стенок водоводов, явилась разработка методик определения коэффициента Дарси с учетом образования отложений на внутренней поверхности труб и прогнозирования степени их зарастания от временного фактора. Поэтому дальнейшие исследования будут направлены на разработку мероприятий по очистке водоводов и уменьшению степени их зарастания (A.B. Скрипник). *: -

В настоящее время на кафедре решено возобновить исследования по очистке питьевой воды от солей жесткости и солей тяжелых металлов методом электродийлиза. Осаждение указанных солей в щелочной фазе активированной воды позволяет в технологии хлебопечения повысить подъемную силу теста в 1,5 раза,

На кафедре планируется также продолжить исследования и опытно-конст-рукторские разработки по созданию биотехнических систем выращивания кор-мовой и удобрительной биомассы микроводорослей, которые могут быть использованы также и для очистки сточных вод. ■ i

ЗАОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АГАУ - ЭТО УДОБНО

И ПРЕСТИЖНО!

В.И. Толокольников, декан факультета заочного образования

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. определены основные задачи профессионального образования - «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовому к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

С учетом потребностей и возможностей личности Закон «Об образовании»

предусматривает освоение образовательных программ в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной.

Подготовка специалистов высшей квалификации для сельскохозяйственного производства по заочной форме обучения началась в Алтайском сельско-

хозяйственном институте с 1947 г.

Первый набор студентов был проведен в 1948/49 учебном году по двум специальностям (агрономия и зоотехния) - всего 50 человек. Деканом был назначен П.П. Григоренко.

Сегодня на заочном факультете студенты обучаются по 12 специальностям:

- агрономия;

- лесное хозяйство;

- зоотехния;

- бухгалтерский учет, анализ и аудит;

- экономика и управление на предприятиях АПК;

- инженерные системы сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водоотведения;

- мелиорация, рекультивация и охрана земель (мелиоративное и дорожное , строительство);

- землеустройство;

- механизация сельского хозяйства;

- технология обслуживания и ремонта машин в АПК;

- электрификация и автоматизация сельского хозяйства;

- ветеринария.

Большой вклад в развитие факультета внесла М.Б. Петропавловская, которая работала деканом с 1957 по 1965 гг. В дальнейшем факультет возглавляли деканы: А.Ф. Угрюмов, В.Е. Пластинин, Н.Ф. Шерстнев, К.Н. Линник; проректора по заочному обучению В.Ф. Мысик и H.A. Колпаков. Заместителями деканов и проректоров работали П.С. Ануфриев, В.И. Четошников, В.И. Холодова.

По 27 лет отработали методистами Г.С. Багаева и Е.В. Юдина. Г.Н. Бессонова была методистом факультета механизации с 1962 по 1986 гг.

С 2001 г. факультет заочного образования возглавляет к.т.н., доцент В.И. Толокольников. Заместителями декана являются В.Я. Дерезин, Н.И. Владимиров и И.А. Косачев. Большой объем организационно-методической работы выполняют методисты и секретари: H.A. Чижова, С.И. Крылова, Т.Г. Инютина, И.О. Луткова, Н.С. Рыбкина, Т.В. Иванченко и Т.В. Гладких.

За последние годы более чем в два раза увеличился прием на первый курс практически на все специальности и составляет сейчас около 1200 человек.

Особой популярностью по-прежнему пользуются такие специальности, как «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (1301 человек по 6-й и сокращенной программе подготовки по данным на август 2003 г.), «Экономика и управление» (727 человек). Традиционно стабилен набор на «Механизацию сельского хозяйства» (650 человек включая «Электрификацию и автоматизацию сельского хозяйства» и «Технологию обслуживания и ремонта машин в АПК») и «Агрономию» (526 человек включая «Лесное хозяйство»).

Студенты заочного факультета учатся шесть лет в режиме двух сессий в учебном году и четыре года по сокращенной программе подготовки с тремя сессиями на первом году обучения. Сессии продолжаются 20-25 дней, в течение которых проходят лекции, лабораторные и практические занятия. Между сессиями проводятся консультации и дополнительные занятия. Со студентами-заочниками работают высококвалифицированные преподаватели, в числе которых около 300 кандидатов и докторов наук. Все студенты регулярно и в должном объеме обеспечиваются учебно-методической литературой, в их распоряжении - современные лаборатории и компьютерные классы.

На заочном факультете можно обучаться и на базе высшего образования. Если первое образование по схожей специальности, то студенту учиться будет значительно проще.

В 2003/04 учебном году планируется самый большой выпуск за последние 5 лет, около 1000 человек, а в 2000 г. было всего 350 человек.

По специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» выпускается 274 человека, а по «Экономике и управлению» - 160 человек.

Нам удалось найти подход в реализации принципа непрерывности образования через ААНОК - Алтайский аграрный научно-образовательный комплекс. Иными словами, удалось адаптировать учебные программы техникумов и вуза и организовать обучение выпускников средних профессиональных заведений, в том числе и заочно, по ускоренным программам. Этот опыт вызывает все больший интерес у наших коллег в сельскохозяйственных и иных вузах страны. В настоящее время около 60% студентов-заочников успешно осваивают программы сокращенной подготовки.

В целях создания удобства в усвоении программ, совместно с руководством районов края, университет расширяет связи через создание представительств. Например, в Благовещенском районе оно действует на базе Алтайского строительного техникума. Инициаторами создания данного представительства выступили главы администраций девяти районов степной зоны края. Там ежегодно обучается 250 студентов по пяти специальностям.

Сейчас изучается вопрос открытия на базе представительства филиала АГАУ и открытие представительств в городах Камне-на-Оби и Бийске. ^

В этом плане большие перспективы имеет и использование элементов дистанционного образования. Оно способно наполнить реальностью понятие единого образовательного пространства, и этот шаг - не за горами. Дистанционное обучение позволит студенту и преподавателю, находящимся друг от друга за сотни километров, общаться в режиме реального времени.

Все пристальней присматриваются к выпускникам заочного факультета руководители сельскохозяйственных предприятий. Они по достоинству оценивают тот факт, что в отличие от студентов-очников, как правило, игнорирующих приглашение работать в хозяйстве, до 85% выпускников-заочников трудятся по полученной в вузе специальности. В современных условиях это наиболее реальный путь получения и трудоустройства специалиста высшей квалификации. Впрочем, заочников, имеющих, как правило, хороший производст-

венный опыт, ценили всегда - за знание конкретного производства, желание внести свой вклад в развитие предприятия, района, края.

Алтайский государственный аграрный университет создает вполне подходящие условия для людей, стремящихся получить заочное аграрное образование. В планах факультета заочного образования - совершенствование элементов дистанционного образования, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал.

УЧИТЬСЯ всю жизнь

В.В. Щербинин, к.т.н., доцент, директор центра дополнительного образования

В современных условиях в области образования взрослых актуален процесс перехода от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», позволяющему непрерывно обновлять теоретические и практические знания, повышать уровень квалификации, получать дополнительные знания и навыки, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности, получения дополнительной квалификации.

Для реализации данного принципа предназначены образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

В структуре образовательных учреждений дополнительного образования достойное место занимают центры (факультеты) дополнительного образования в составе высших учебных заведениях. Преимущество таких центров заключается в возможности использования интеллектуального, научно-педагогического и материального потенциалов вузов.

Центр дополнительного образования (ЦДО) создан в Алтайском государственном аграрном университете в 1998 г. на базе существующего отдела довузовской подготовки и вновь созданного отдела профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Впоследствии к центру примкнул отдел спецкурсов и рабочих профессий и организована информационно-консультационная служба. Первым директором центра до ухода в 2001 году на должность ректора института повышения квалификации АПК был доцент Василий Николаевич Чижов.

В функции отдела довузовской подготовки входят профориентационная работа, поиск талантов среди учащихся школ и средних учебных заведений, проведение краевых олимпиад, подготовительных курсов, формирование лицейских и профильных классов в школах края, организация учебного процесса на очном подготовительном отделении.

Педагоги центра помогают организовать самоподготовку, восстановить и углубить знания, полученные в средних учебных заведениях. Программа курсов предусматривает подготовку к Единому государственному экзамену. Ежегодно на курсах обучаются до полутора тысяч школьников, от шестидесяти до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.