Научная статья на тему 'Высшее аграрное образование в аграрном крае'

Высшее аграрное образование в аграрном крае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее аграрное образование в аграрном крае»

ВЫСШЕЕ АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АГРАРНОМ КРАЕ

С.В. Золотарев, доктор технических наук, профессор, первый проректор АГАУ

Миссией АГА У является качественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации дипломированных специалистов агропромышленного производства с высшим профессиональным образованием для кадрового обеспечения устойчивого социально-экономического развития Алтайского края в интересах личности и общества ; > л

Свое развитие высшее аграрное образование в Алтайском крае получило осенью 1942 года, когда эвакуированный из блокадного Ленинграда в р.п. Павловск Пушкинский сельскохозяйственный институт принял на первый курс студентов из сел и городов Алтайского края. В те годы на Алтай было эвакуировано несколько вузов разного профиля из ряда регионов СССР. Нашего предшественника отличал среди других учебных заведений сильный профессорский состав. Через год созданный на базе Пушкинского сельскохозяйственного института Алтайский сельскохозяйственный институт начал свою деятельность в г. Барнауле в составе двух факультетов; агрономического и зооин-женерного, которые вместе с вузом в этом году празднуют 60-летний юбилей.

Послевоенное восстановление сельского хозяйства, а в последующем крупнейшие мероприятия по освоению целинных и залежных земель существенно наложили отпечаток на структуру подготовки кадров с высшим сельскохозяйственным образованием в Алтайском сельскохозяйственном институте. Открытие новых специальностей было прежде всего продиктовано потребностью производства. Появление факультета механизации сельскохозяйственного производства в 1950 году и последующее начало подготовки ветеринарных врачей и экономистов в АСХИ в начале 60-х годов позволили обеспечить всю основную номенклатуру руководящих работников в сельском хозяйстве. ,, г :

Конец 70-х начало 80-х годов - реализация крупных мелиоративных проектов в Алтайском крае, строительство Алейской оросительной системы, Ку~ лундинского канала. В АСХИ открывается мелиоративный факультет, который в последующие годы полностью обеспечил квалифицированными кадрами строительные, проектные и эксплуатационные организации.

Последнее десятилетие прошлого века - перестройка, смена форм собственности и структуры производства, огромные сложности для вуза и большие перспективы. В 1991 году АСХИ становится университетом и берет на себя ответственность за развитие сельскохозяйственного региона. Резко увеличивается количество специальностей в университете - с 7 специальностей в 1992 году до 20 - в 2003 году. В этот период специальности открываются не для количества, хотя и этого требует статус университета, а с целью полного охвата структуры подготовки специалистов с высшим образованием для агропромышленного комплекса Алтайского края и для удовлетворения запросов населения. Несмотря на то, что агроуниверситет сегодня реализует образовательные программы

по шести профилям, по основному профилю - сельское хозяйство - обучается 54% контингента студентов.

Каждый факультет курирует соответствующие отрасли. Подготовка агрономов охватывает новые сферы: плодоовощеводство, агрохимию и агропочвоведение, открывается специальность «Лесное хозяйство». Зооинженерный факультет открывает специальность «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», экономические специальности дополняются современной специальностью «Маркетинг». Мелиоративный факультет преобразуется в институт природообустройства и, действительно, его выпускники могут обустроить окружающую среду - это специалисты по землеустройству, земельному и городскому кадастру, водоснабжению, мелиорации, дорожному строительству. Практически все агроинженерные специальности имеются в наличии в институте техники и агроинженерных исследований, институт взял полную ответственность за подготовку инженерных кадров и научно-техниче-ское обеспечение аграрного производства края. Ветеринарный факультет, получивший статус института ветеринарной медицины, сегодня имеет непререкаемый авторитет одного из лучших научных и образовательных центров в Сибирском регионе.

Новое время поставило новые задачи перед университетом, а именно потребитель стал ставить условия и делать заказ на образовательные услуги. Впервые за последние годы образование получило направленность Ъе только ради производства, но и для человека. Одним из существенных достижений в планировании образовательных услуг стала разработка учебных планов и осуществление подготовки специалистов по сокращенным программам. На территории Алтайского края находится 9 сельскохозяйственных техникумов. Сегодня в АГАУ практически по всем специальностям могут продолжить свое образование специалисты со средним специальным образованием. Наиболее активно развивается заочное обучение студентов. Из более чем 10 тыс. обучающихся в университете около 5 тыс. студентов - на заочном факультете. Около 70% студентов-заочников обучаются за счет предприятий и собственных средств.

АГАУ стремится приблизить образовательные услуги к месту жительства потенциального клиента. В настоящее время широко развивается сеть представительств университета в районах на базе техникумов. Возродилась и приобретает новые формы довузовская работа, активно развиваются профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов по профилю вуза.

Реализация поставленных перед университетом целей невозможна без современной учебной базы, информационного обеспечения, квалифицированных научно-педагогических кадров.

90-е годы оказались сложными для всех вузов, материально-техническая база значительно устарела, а технические и технологические вузы без этой базы качественно готовить специалистов не могут. Однако в эти годы появились некоторые перспективы. С начала 90-х годов наш вуз один из первых в своей системе начал вести целевой набор студентов по заявкам сельскохозяйственных предприятий, а позднее существенно расширил коммерческую подготовку спе-

циалистов. По данным департамента кадровой политики и образования Министерства сельского хозяйства России, Алтайский ГАУ входит в тройку лидеров среди аграрных вузов по целевому набору и целевой контрактной подготовке. Коммерческий набор и целевая подготовка позволили привлечь дополнительные финансовые средства на развитие учебной базы. В отдельные годы бюджет университета состоял из двух равных частей: федерального финансирования и внебюджетных средств. Несмотря на то, что АГАУ имеет сложную хозяйственную инфраструктуру: три студенческих городка с собственными коммуникациями, котельными, системой тепло- и водоснабжения, - в последние годы удалось значительно укрепить материально-техническую базу вуза в целом и учебного процесса в частности. у•{**** ч:

Информационно-методическое обеспечение университета велось по пути закупки литературы и развития собственной издательской базы. В последние три года библиотека АГАУ интенсивно приобретала литературу. Так, в 2000 г. было приобретено 12,8 тыс. экз., в 2001 г. - 20,6 тыс. экз. и в 2002 г. - 20,6 тыс. экз. Затраты на эти цели составляли до 3 млн. рублей в год. К 2003 году библиотечный фонд превысил 400 тыс. экз.

Существенный вклад в информационно-методическое обеспечение внесло издательство университета. За период с 1998 по 2002 годы общий объем печатной продукции увеличился с 40 до 650 печ. листов. В 2001-2002 учебном году издательств ом выпущено только учебных пособий 166 названий объемом 544 печ. л. с общим тиражом 33155 экз. Ежегодно сотрудники университета готовят десятки учебников и учебных пособий с грифами федеральных органов власти и учебно-методических объединений.

Программа информатизации университета эффективно реализовывалась с 1998 по 2003 г. Количество компьютеров увеличилось с 98 до 400, а число компьютерных учебных классов - соответственно с 5 до 16. В учебный процесс широко внедряются обучающие и тестирующие программы, графические редакторы. Длительное время успешно используется информационная система «Абитуриент», завершается внедрение управленческой учебной системы «Деканат». В настоящее время в АГАУ имеется скоростной радиоканал, обеспечивающий выход в глобальную сеть интернет пользователям главного корпуса. Создан официальный сайт АГ АУ, В 2003/2004 учебном году планируется подключить к корпоративной сети главного корпуса через радиоканалы корпус учетно-финансового факультета и новый корпус факультета экономики и менеджмента, что позволит обеспечить пользователям этих корпусов выход в интернет и связь с информационными ресурсами библиотеки и портала информационно-консультационной службы АГАУ.

Кадровая работа в университете в последние 5-7 лет прошла серьезные испытания. Значительное увеличение контингента обучающихся в АГАУ (почти в два раза), отток в предыдущие годы части педагогов в частный бизнес вызвали острую нехватку высококвалифицированных научно-педагогических кадров. За последние 5 лет количество профессорско-преподавательского состава, осуществляющего учебный процесс, увеличилось в 1,5 раза. Более 500 штатных преподавателей ведут занятия у 10 тыс. студентов всех форм обуче-

ния. Удержать качественный состав преподавателей и нарастить его позволила принятая ученым советом нашего университета программа подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Значительно увеличилось количество специальностей в аспирантуре (сейчас их 20), где обучается более 200 аспирантов. Наличие крупной аспирантуры и докторантуры, 5 докторских диссертационных советов позволяют готовить научно-педагогические кадры высшей квалификации не только для собственных целей, но и для других образовательных, научных учреждений Алтайского края, Республики Алтай, Казахстана, Монголии и ряда прилегающих регионов.

Созданные администрацией условия позволили шире вовлечь соискателей научных степеней из числа педагогов. В настоящее время 20-25 кандидатских и 2-3 докторских диссертаций в год защищаются аспирантами, докторантами и соискателями агроуниверситета. С 1998 по 2003 гг. количество преподавателей с учеными степенями увеличилось 1,7 раза (в 1998 г. учебный процесс осуществляли 190 преподавателей, имеющих ученую степень, в 2003 г. - более 300). В два раза увеличилось количество докторов наук, работающих в университете на постоянной основе. Благоприятно повлияла на приток кадров высшей квалификации в университет реализация жилищной программы. 10 докторов наук перешли на работу в АГАУ из других вузов и научных учреждений. Разработано и совершенствуется положение об оплате труда, выплатах стимулирующего и поощрительного характера. Пока заработная плата профессорско-преподавательского состава в АГАУ остается на уровне заработной платы, сложившейся в системе аграрных вузов России, но уже сейчас ведется работа по пересмотру подходов к формированию бюджета университета, распределения финансовых ресурсов между субъектами учебной и научной деятельности.

Большая работа была проведена по улучшению условий труда и учебы в корпусах АГАУ. В последние годы практически был восстановлен ряд корпусов и два общежития. На базе Алтайского научно-исследовательского института земледелия и селекции расположился факультет заочного образования (более 2 тыс. кв. метров учебных и жилых площадей). В институте ветеринарной медицины пущена в эксплуатацию газовая котельная, большая часть учебных аудиторий реконструирована и отремонтирована. Благодаря современной отделке учебные помещения и кафедры приняли современный вид. Высокими темпами шло и обновление мебели в учебных корпусах. Впервые за последние 20 лет введены в эксплуатацию новые учебные площади: лекционный и лабораторный корпуса факультета экономики и менеджмента.

Укрепление материально-технической базы и другие мероприятия, проводимые в АГАУ, направлены на повышение качества и эффективности подготовки специалистов с высшим аграрным образованием для аграрного региона. Повышение качества образования в нашем вузе всегда считалось приоритетным направлением его деятельности. Особенно значимость качества образования для вузов обостряется в ближайшие годы в связи с возрастающей конкуренцией на рынке образовательных услуг. В АСХИ-АГАУ сложилась традиционная система контроля качества подготовки специалистов. В последние годы эта система совершенствуется. С 2000 года в университете разрабатывается сис-

тема менеджмента качества образовательных услуг, основанная на системном и процессном подходах в соответствии с международными стандартами качества. В июле 2003 г. ученый совет АГАУ принял решение о совершенствовании системы управления качеством образования, ректором назначен совет по качеству и сформирована рабочая группа, которая разрабатывает и будет осуществлять поэтапное внедрение основных элементов современного менеджмента в образовательном учреждении. Считаем, что проводимая работа позволит нам существенно поднять уровень подготовки специалистов для АПК края и расширить влияние АГАУ на международном рынке образовательных услуг.

: —тт

Динамика кадрового обеспечения учебного процесса I

профессорско-преподавательским составом (ППС), чел.

600 500

400

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

В Количество ППС, имеющего степень доктора наук й Количество ППС, имеющего степень кандидата наук т ■ Количество ППС, не имеющего ученой степени

Динамика контингента студентов, обучающихся в АГАУ, чел.

12000

10000

8000

6000

4000

2000

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

О Очное обучение □ Заочное обучение

Структура контингента студентов по профилям основных образовательных программ

Прочие - 6% Т ехнологические специальности - 2%

Педагогические науки -2%

Экономика и управление - 33%

Сельское хозяйство -54%

Сервис - 3%

: -• , ■ адйЙ •

і • інОг ■; і ■ Ь

'Ч-Ц. і - -;-Ч ,• ЧІ V:-. •, %

.• • • >Ш, .л

г-..: - -. ;

.і;.

-Л •

.Ч.о.' ■ ;йі\ '

.“ІЯ У.'Л

":і; Л І..І-г П\.У.гС>:

' Г--''''

Целевая контрактная подготовка, % к обучающимся по госбюджету у (по данным Министерства сельского хозяйства РФ, 2002 г.)

1. Красноярский ГАУ 169,5

2. Тверская ГСХА . ~1 64.9

3. Алтайский ГАУ ~ 160.1

4. Белгородская ГСХА 156.1

5. Кубанский ГАУ 155,3

6. Иркутская ГСХА ~ 151.6

7. Нижегородская ГСХА 142.7

8. Башкирский ГАУ ~ 142.1

л

9. Омский ГАУ ~ ..... 139.3

0.0 10.0 20.0 30.0 40.0 50.0 60.0 70.0 80,0

МЫ - ПЕРВЫЕ!

Г.М. Казанцев, к.с-х.н., доцент, декан агрономического факультета В.Д. Шнайдер, к.с-х.н., доцент, зам. декана агрономического факультета

Агрономический факультет является одним из старейших в университете, и вот уже шесть десятков лет накладывает особый отпечаток на всю его деятельность.

Агрофак всегда славился отличными специалистами. В настоящее время свыше 90% преподавателей факультета имеют ученую степень кандидата или доктора наук - это наивысший показатель в нашем вузе.

Факультет осуществляет подготовку специалистов по четырем специальностям: агрономия, агрохимия и почвоведение, плодоовощеводство и виноградарство, лесное хозяйство с общим контингентом 700 человек.

Агрономическое образование обеспечивают высококвалифицированные научно-педагогические кадры. На кафедрах факультета работают 12 докторов и около 50 кандидатов наук - это в основном выпускники факультета: Г.Г. Морковкин, О.И. Антонова, Н.А. Колпаков, А.П. Дробышев, П.В. Шумов, В.Д. Шнейдер, Т.Г. Хижникова, Ю.В. Евтефеев и др.

Агрономический факультет объединяет 7 кафедр: растениеводства, селекции и семеноводства; общего земледелия и защиты растений; почвоведения и агрохимии; плодоовощеводства; сельскохозяйственной мелиорации и орошаемого земледелия; ботаники, физиологии растений и кормопроизводства; химии. Кроме того, созданы три филиала кафедр на производстве: при НИИ садоводства Сибири им. М.А. Лисавенко, АНИИЗиС и ВНИИПТихим, ведущих ученых которых привлекают к проведению занятий со студентами, это академик С.Н. Хабаров, д.с.-х.н. В.И. Усенко, О.И. Антонова, В.В. Яковлев и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.