ЗАНЯТОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ
ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
Федотова М.Ю., к.э.н., доц. ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия»
В решении проблемы обеспечения продовольственной безопасности России и ее регионов в условиях санкций ведущая роль отводится агропромышленному комплексу. На эффективность сельского хозяйства значительное влияние оказывает обеспеченность его трудовыми ресурсами и степень их использования.
Численность экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет в Пензенской области на начало 2014 г. составила 711,0 тыс. чел., из них 678,4 тыс. чел. - лица, имеющие работу или доходное занятие, и 32,6 тыс. чел. - лица, не имеющие работы или доходного занятия, ищущие работу и готовые приступить к ней (в соответствии с критериями Международной организации труда (МОТ) они классифицируются как безработные).
По сравнению с 2008 г. (докризисным уровнем) численность экономически активного населения несколько уменьшилась (на 0,5 тыс. чел.) Уменьшение экономически активного населения обусловлено снижением численности безработных (на 39,4%), но численность занятых в экономике возросла (на 3,1%).
Уровень экономической активности сельского населения региона за 2004-2013 гг. сократился на 1,4% и в последний год анализируемого периода составил 60,2%.
Уровень занятости сельского населения Пензенской области ниже, чем у городского населения. Так, занятость городского населения в 2013 г. составила 59,7%, сельского населения - 53,6%. За анализируемый период уровень занятости сельского населения сократился на 4,1%, а городского - увеличился на 1,7%.
Численность занятого населения в возрасте 15-72 лет в сельской местности Пензенской области уменьшилась на 30,2 тыс. чел. (на 13,8%) и в 2013 г. составила 187,9 тыс. чел.
Но в то же время численность работников в сельском хозяйстве региона за 2004-2013 гг. увеличилась на 13,0 тыс. чел. (на 13,0%) и была на уровне 113,1 тыс. чел.
Наибольший удельный вес численности занятого сельского населения Пензенской области приходится на сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (29%) и образование (24%). Также значительное число жителей сельских территорий занято на государственной службе (9%), в обрабатывающих производствах (9%),
здравоохранении (8%) и предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (7%).
Прогноз с использованием метода передвижки по возрастам, разработанный Федеральной службой государственной статистики РФ, показал, что численность населения Пензенской области к началу 2021 г. составит 1319,6 тыс. чел, что меньше уровня 2014 года на 41,0 тыс. чел. (на 3,0%). Численность горожан к 2021 г. составит 896,9 тыс. чел., а сельского населения - 422,7 тыс. чел., и доля его снизится с 33,3% до 32,0%. Естественная убыль населения сохранится во все годы прогнозного периода: в 2020 г. число умерших превысит число родившихся в 1,9 раза. Общий коэффициент смертности сложится на уровне 15,8, а рождаемости - 8,4.
Уровень смертности населения отразится на показателях ожидаемой продолжительности жизни. Ее повышение будет способствовать старению сельского населения региона (в 2020 г. она может составить 70,9 лет, в том числе у мужчин - 64,7 лет, у женщин - 78,0 лет). Из-за высокой смертности мужчин разрыв в ожидаемой продолжительности жизни женщин и мужчин будет сохраняться и составит к концу прогнозируемого периода 13,3 года.
Пензенская область относится к территории, где миграционный прирост не восполняет естественной потери населения. Это наблюдается с 1995 года. Но, учитывая наметившуюся тенденцию к росту миграционных потоков за последние годы, при прогнозировании предполагается миграционный прирост населения.
Основной отраслью сельской экономики традиционно является сельское хозяйство. Учитывая сельскохозяйственный потенциал, которым обладает страна, располагая 9% мировой продуктивной пашни, 20% мировых запасов воды, 23% мировых запасов древесины, экономически обоснованным является сохранение в структуре сельской экономики ведущей роли отрасли сельского хозяйства. Интенсивное его развитие позволит обеспечить продовольственную безопасность страны и вывести ее на мировой продовольственный рынок как крупнейшего аграрного производителя.
Вместе с тем, внедрение в сельскохозяйственном производстве трудосберегающих технологий приводит к высвобождению ра-
ботников, перед которыми встаёт проблема поиска источников несельскохозяйственных видов доходов.
В соответствии с прогнозом долгосрочного социально-экономического развития РФ, доля занятых в отраслях сельского и лесного хозяйства снизится почти в два раза: с 10,2% в 2010 г. до 5,7% к 2020 году.
Среднегодовая численность работников сельскохозяйственных организаций Пензенской области за 2010-2020 гг. сократится на 8,0 тыс. чел. (на 33,3%) и в 2020 г. будет на уровне 16,0 тыс. чел., что составит 75,8% от значения данного показателя в 2009 году.
Поэтому назрела острая необходимость по разработке мер для поэтапного перехода от преимущественно монофункциональной модели развития сельской экономики к диверсифицированной и полифункциональной. Это предполагает создание на селе максимально возможного набора разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, которые смогут удовлетворить потребности населения в сфере занятости.
Основными мерами политики занятости и сельского рынка труда могут быть:
- восстановление и создание новых рабочих мест, и поддержание занятости в сельскохозяйственных организациях, которые обеспечивают переход агропромышленного производства на инновационные трудосберегающие технологии и индустриальные формы ведения хозяйства;
- поддержка эффективной занятости в малом и среднем сельскохозяйственном предпринимательстве, потребительской кооперации (включая К(Ф)Х), товарные ЛПХ;
- увеличение и модернизация рабочих мест в социальной сфере, инфраструктуре аг-ропродовольственного рынка (транспортировка, хранение, сбыт), жилищно-коммунальном хозяйстве и сельском строительстве;
- увеличение количества рабочих мест и создание льготных условий для их развития в несельскохозяйственных сферах деятельности во всевозможных организационных формах, особенно в природоохранной и рекреационной деятельности, подсобных промышленных предприятиях и народных промыслах, агро- и экологическом туризме, водохозяйственном и лесопромышленном комплексах, производстве местных строительных материалов;
- повышение эффективности самозанятости и использования ресурсов труда в ЛПХ потребительского типа, особенно в районах, где сельскохозяйственные предприятия прекратили свою деятельность, путём кооперирования
хозяйств населения между собой, с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и обслуживающими производствами;
- создание новых рабочих мест, в том числе на основе заказа от органов власти, в депрессивных сельских районах с высокой безработицей.
Мероприятия по повышению занятости сельского населения должны проводиться одновременно с ростом территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, расширением доступа сельчан к рынку жилья, развитием кадрового потенциала села, обеспечением сбалансированности профессионального образования и спроса на труд, оптимизацией привлечения рабочей силы иностранных граждан.
Формирование новой политики занятости требует переходить от пассивных форм борьбы с сельской безработицей на активные, которые направлены на создание и сохранение высокотехнологичных рабочих мест, повышение их качественных характеристик. При выработке приоритетных направлений занятости следует ориентироваться на развитие агропро-довольственных рынков, ёмкость которых должна стабильно расти.
Решение проблемы закрепления населения в сельской местности, особенно высокопрофессиональных специалистов, возможно лишь за счёт создания аналогичных городским условий труда и жизни. Самым оптимальным может стать создание сельских территорий инновационного развития на основе социальных культурных центров путем реализации федеральных и областных программ. Результатом этих мер будет появление точек роста на селе, которые станут катализаторами развития и близлежащих территорий.
Источники
1. Ломакин, АА. Прогноз численности сельского населения Пензенской области и разработка социальных стандартов по его обслуживанию / А.А. Ломакин // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2011. - № 3. - С. 22-24.
2. Федотова, М.Ю. Дифференцированный подход к разработке стратегии устойчивого развития сельских территорий / М.Ю.Федотова, A.A. Ломакин // Международный сельскохозяйственный журнал, 2010. - № 4. - С. 10-13.
3. Федотова, М.Ю. Оценка социально-экономического развития сельских территорий и пути его улучшения / М.Ю. Федотова // Никоновские чтения, 2013. - № 18. - С. 424-427.
4. Федотова, М.Ю. Приоритетные направления развития сельской экономики региона / М.Ю. Федотова // Актуальные проблемы современ-
ной науки: теория и практика, 2013. - С. 165170.
5. Федотова, М.Ю. Социально-экономическое развитие сельских территорий Пензенской области / М.Ю.Федотова, A.A. Ломакин // Никоновские чтения, 2009. - № 14. - С. 457-459..
6. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. - URL: http://pnz.gks.ru/ (дата обращения: 30.07.2015).
ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТРАСЛИ
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Соскиева Е.А., к.э.н., ст. науч. сотр. ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и
информатики имени А.А. Никонова»
Проблема кадрового обеспечения в настоящее время стоит достаточно остро, хотя в последние годы растет уровень занятости населения, как показывают данные табл. 1
Происходит рост занятости населения и в в трудоспособном возрасте и в возрасте от 15 до 72 лет и соответственно падает уровень безработицы, особенно количество безработных в возрасте от 15 до 72 лет, Однако как и в 2000 г., так и в 2013 г., уровень зарегистрированной безработицы остается незначительным, причем в 2013 г. произошло снижение этого показателя.
Наибольшее число безработных имеют среднее образованием, на втором месте безработные со средним профессиональным образованием, хотя их удельный вес сократился в 2013 г. по сравнению с 2000 г. (табл. 2) Наименьшее количество безработных - люди, не имеющие основного общего образования: всего 0,9% в 2013 г., причем произошло сокращение на 1,7 процентных пункта по сравнению с 2000 г., Эти показатели говорят о трудности устроиться не на работу вообще, а на работу именно по специальности.
Таблица 1 - Уровень экономической активности населения, уровень занятости и
уровень безработицы, в процентах [1]
Уровень занятости (занятое население к численности населения соответствующей возрастной группы) Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы) Уровень зарегистрированной безработицы (зарегистрированные безработные к численности экономически активного населения)
в возрасте 15-72 года в трудоспособном возрасте 1) в возрасте 15-72 года в трудоспособном возрасте 1)
2000 58,5 69,9 10,6 10,9 1,4
2005 61,3 71,1 7,1 7,4 2,5
2010 62,7 72,7 7,3 7,6 2,1
2011 63,9 73,8 6,5 6,7 1,7
2012 64,9 75,0 5,5 5,7 1,4
2013 64,8 75,0 5,5 5,7 1,2
Таблица 2 - Распределение численности безработных по уровню образования, в % к итогу [1]
Годы Безработные -всего в том числе имеют образование
высшее профессиональное среднее профессиональное начальное профессиональное среднее (полное) общее основное общее не имеют основного общего образования
2000 100 13,3 26,3 12,2 31,5 14,1 2,6
2005 100 13,1 19,5 18,6 33,4 14,2 1,2
2010 100 15,0 20,8 20,8 32,4 9,9 1,0
2011 100 15,9 20,5 19,8 32,0 10,6 1,2
2012 100 16,4 19,3 20,3 32,8 10,1 1,1
2013 100 17,4 19,5 19,4 33,3 9,5 0,9