Научная статья на тему 'Занятия плаванием коррекционно-оздоровительной направленности в адаптивной физической рекреации детей с последствиями детского церебрального паралича'

Занятия плаванием коррекционно-оздоровительной направленности в адаптивной физической рекреации детей с последствиями детского церебрального паралича Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2852
614
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ / АДАПТИВНОЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / CEREBRAL PALSY / CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL ACTIVITIES / ADAPTIVE RECREATION AND SWIMMING / ADAPTIVE PHYSICAL RECREATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мукина Екатерина Юрьевна, Дерябина Галина Ивановна, Лернер Виктория Леонидовна

Рассмотрены основные двигательные нарушения детей с последствиями детского церебрального паралича; проанализированы преимущества занятий в водной среде; описано содержание занятий коррекционно-развивающей направленности с детьми, имеющими последствия детского церебрального паралича; исследован уровень развития физических способностей детей данной нозологии, проведен сравнительный анализ показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мукина Екатерина Юрьевна, Дерябина Галина Ивановна, Лернер Виктория Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWIMMING ACTIVITIES OF OF COREECTIONAL AND HEALTH DIRECTION IN ADAPTIVE PHYSICAL RECREATION OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY EFFECTS

The the main motor disorders of children with cerebral palsy effectsare described; the advantages activities in the aquatic environment are analyzed; the contents of correctional and development activities focus with children with cerebral palsy effects, the level of development of physical abilities of the children of this nosology are considered; a comparative analysis of performance is given.

Текст научной работы на тему «Занятия плаванием коррекционно-оздоровительной направленности в адаптивной физической рекреации детей с последствиями детского церебрального паралича»

УДК 616.711

ЗАНЯТИЯ ПЛАВАНИЕМ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА1

© Екатерина Юрьевна МУКИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой адаптивной физической культуры, руководитель Оздоровительно-реабилитационного центра «Параллель», e-mail: [email protected] © Галина Ивановна ДЕРЯБИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected] © Виктория Леонидовна ЛЕРНЕР Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected]

Рассмотрены основные двигательные нарушения детей с последствиями детского церебрального паралича; проанализированы преимущества занятий в водной среде; описано содержание занятий коррекционно-развивающей направленности с детьми, имеющими последствия детского церебрального паралича; исследован уровень развития физических способностей детей данной нозологии, проведен сравнительный анализ показателей.

Ключевые слова: детский церебральный паралич; коррекционно-развивающие занятия; адаптивное и оздоровительное плавание; адаптивная физическая рекреация.

За последние1 40 лет во всем мире увеличилось число инвалидов детства с диагнозом детский церебральный паралич (далее -ДЦП) и составляет 1,88 случая на 1 тыс. детей. Тяжесть инвалидизации у 20-35 % больных оказывается настолько значительной, что они не могут обслуживать себя, передвигаться, трудно обучаемы. Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизацию.

Заболевание детей с ДЦП считалось на протяжении многих лет неперспективным. Отсутствие эффективных методов лечения и реабилитации, квалифицированных специалистов в области адаптивной физической культуры, специализированных учреждений способствовало тому, что такие дети направлялись только в учреждения социального обеспечения.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проведение научных исследований, проект № 12-16-68004).

Однако за последнее 15 лет доказано, что только комплексная реабилитация может значительно улучшить общее состояние ребенка с последствиями ДЦП. И значительная роль здесь принадлежит занятиям плаванием [1].

Вода - колыбель жизни на планете. Нет другого такого вещества, чье значение для человека было бы так велико и находило бы столь разнообразное применение в его повседневной жизни. Постоянное умелое и комплексное общение с водой имеет важное значение для гармоничного развития детей и подростков. Хорошо известно большое оздоровительное влияние воды как естественного фактора. Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи [2]. Присутствие детей в плавательном бассейне при занятии плаванием приносят детям с ограниченными возможностями безудержный поток положительных эмоций - радость, счастье, развитие свободы и повышение двигательной активности.

В настоящее время в области теории и методики адаптивной физической культуры, оздоровительного плавания, адаптивного плавания, гидрореабилитации, лечебной физической культуры происходит активный поиск и разработка новых средств и методов обучения двигательным действиям детей с ДЦП и совершенствование имеющихся. Определяющим критерием разработки эффективных средств и методов является их доступность и посильность усвоения в соответствии с возрастным периодом развития и физической подготовленности ребенка. Особый учет и индивидуальный подход в выборе дидактических средств необходим для организации и проведения занятий с детьми-ин-валидами, имеющими последствия детского церебрального паралича, проявляющиеся в двигательных действиях, в т. ч. в водной среде, несущей потенциальную опасность для жизни и здоровья [3]. Данные обстоятельства определили цель нашего исследования.

Целью настоящей работы явилось исследование эффективности занятий по плаванию коррекционно-оздоровительной направленности с детьми, имеющими последствия

ДЦП.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить литературу по проблеме детей с ДЦП, специфике их физического развития, особенностей двигательных нарушений; ознакомиться с публикациями, рассматривающими двигательные действия детей с ДЦП в водной среде;

2) выявить диагностический инструментарий для определения уровня развития физических способностей детей с ДЦП;

3) разработать содержание занятий по

плаванию коррекционно-оздоровительной

направленности, проводимых с детьми данной нозологической группы во внеучебное время;

4) провести сравнительный анализ исходного и конечного уровней развития физических способностей детей с последствиями

ДЦП.

В соответствии с поставленной целью и для решения задач исследования нами были применены следующие методы: анализ литературных источников; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Исследование проводилось в III этапа. На I этапе (сентябрь-октябрь 2012 г.) проводился поиск литературы по проблеме исследования, была определена база исследования, которой стал Дворец спорта «Антей» г. Тамбова, конкретизирована цель исследования, определены и подобраны тесты, выявляющие уровень развития физических способностей детей с последствиями ДЦП. Весь комплекс тестовых упражнений впервые выполнялся в октябре 2012 г. в два дня в следующей очередности:

1 день - «Равновесие на правой (левой) ноге», «Поднимание туловища из положения лежа на спине».

2 день - тесты «Разгибание туловища в положении лежа на бедрах на скамейке за 30 с», «Прыжки на двух ногах».

На II этапе (вторая половина октября 2012 г. - первая половина апреля 2013 г.) На протяжении шести месяцев нами проводились коррекционно-оздоровительная работа с детьми данной нозологической группы, которая включала два дополнительных занятия в неделю по плаванию коррекционно-оздоровительной направленности во внеучебное время с использованием подготовительных, подводящих, имитационных упражнений и подвижных игр на суше и в воде. В середине апреля 2013 г. было проведено второе тестирование, выявляющее динамику развития физических качеств детей с ДЦП. Очередность выполнения тестовых упражнений осуществлялась как и в первом случае.

На III этапе исследования (май 2013 г.) результаты были обработаны методами математической статистики и проанализированы. Также были сформулированы выводы.

На констатирующем этапе педагогического эксперимента мы исследовали уровень развития физических качеств детей с ДЦП, занимающихся адаптивным плаванием во Дворце спорта «Антей» г. Тамбова.

Коррекция и развитие физических качеств детей с ДЦП является первостепенной задачей, т. к. лимитирующим фактором при данном заболевании, как и при многих других видах, является недостаточная двигательная активность (или ее отсутствие). Малоподвижность как вынужденная форма поведения инвалида приводит к гиподинамии и гипокинезии. Формирование потребности в двигательной активности является одной из

актуальных проблем адаптивной физической культуры, т. к. способность к мобильности создает условия для коммуникативной, профессиональной, культурной деятельности, что облегчает социализацию и интеграцию инвалида в обществе. Занятия по плаванию коррекционно-оздоровительной направленности в данном случае являются незаменимым средством в решении данной проблемы [4].

В качестве диагностического инструментария, определяющего уровень развития физических качеств детей с ДЦП, мы выбрали следующие тесты (контрольные упражнения): равновесие на правой (левой) ноге, поднимание туловища из положения лежа на спине, разгибание туловища в положении лежа на бедрах на скамейке за 30 с, прыжки на двух ногах.

Тестирование следует проводить в начале основной части занятия после короткой разминки. Контрольным упражнениям не должна предшествовать большая физическая нагрузка, т. к. в этом случае сложно управлять движениями, требующими точности, экономичности, скорости, стабильности или их сочетаний. Перед выполнением упражнения следует показать его технику и предложить занимающимся ее опробовать. Контрольные испытания следует проводить в соревновательной обстановке.

В процессе занятий двигательные задания, лежащие в основе тестов, можно применять в измененной, вариативной форме. Сами тесты не рекомендуется использовать как специальные упражнения или как средство тренировок. В противном случае может возникнуть опасность, что контрольные испытания превратятся в двигательный навык [5].

В табл. 1 представлены результаты тестирования исходного уровня развития физических способностей детей с ДЦП, принявших участие в эксперименте.

Формирующий этап нашего педагогического эксперимента представлял собой до-

полнительные занятия по плаванию коррекционно-оздоровительной направленности с детьми, имеющими последствия ДЦП. Занятия проводились с середины октября 2012 г. по апрель 2013 г. в плавательном бассейне Дворца спорта «Антей» во внеурочное время два раза в неделю. Эти занятия включали подготовительные упражнения, плавание способом на боку (подводящие и имитационные упражнения на суше и в воде), подвижные игры. Продолжительность - 45 мин.

В педагогическом эксперименте приняли участие 6 детей с гемипаретической формой ДЦП. При этой форме заболевания поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, а левостороннем -правого) [4].

Плавание является эффективным средством физического развития и закаливания. Во время плавания активно действует вся скелетная мускулатура, сердечно-сосудистая система, легче переносится физическая нагрузка. Кроме того, плавание корректирует у детей с ДЦП сколиозы, осанку, снижает спастичность, способствует расслаблению мышц. Подбор упражнений по плаванию в бассейне должен быть индивидуальным.

Подготовительные упражнения

Подготовительные упражнения проводятся в начале занятия (подготовительная часть) на суше и воде.

На суше

1. Быстрый семенящий бег на месте, руки соединены (кисти наложены одна на другую) и вытянуты вверх, голова затылком касается рук.

2. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вверху, кисти соединены (ладонями вперед). Поочередные наклоны влево - вправо.

3. И. п. - упор лежа сзади. Пружинящие движения тазом вверх до отказа.

Таблица 1

Результаты тестирования исходного уровня развития физических качеств детей с ДЦП

Тестовое упражнение Результат (М ± т)

Равновесие на правой ноге (с) 11,5 ± 1,9

Равновесие на левой ноге (с) 11,3 ± 1,7

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз) 7,7 ± 0,9

Разгибание туловища в положении лежа на бедрах на скамейке за 30 с (количество раз) 10,3 ± 0,8

Прыжки на двух ногах (количество раз) 13,7 ± 1,5

4. И. п. - упор присев. Поднимаясь на носки, потянуться руками вверх (ладони вперед), посмотреть на кисти.

5. И. п. - упор присев. Выпрыгнуть вверх, прогнуться.

6. И. п. - стоя в наклоне. Растягивать резиновый шнур руками попеременно. (Желательно, чтобы кисть опиралась ладонью на плоскую пластину, закрепленную на конце шнура).

7. И. п. - ноги на ширине плеч, руки впереди (в руках резиновый шнур). Разведение рук в стороны, преодолевая сопротивление шнура.

В воде (глубина по грудь)

1. И. п. - стоя на дне, ноги на ширине плеч - вдох, присесть, погрузится с головой в воду - выдох.

2. И. п. - стоя в положении наклона (глубина по пояс), руки на коленях, голова повернута в сторону верхней руки - вдох, голову повернуть лицом в воду - выдох.

3. И. п. - стоя, руки назад - вниз (ладонями вниз). Погружение с головой в воду, открывая под водой глаза и делая продолжительный выдох. Выполнить 10-12 погружений подряд.

4. И. п. То же, что и в упр. 3. Погружение с задержкой дыхания. Затем выпрыгнуть из воды, сделать энергичный выдох-вдох во время прыжка и вновь погрузится в воду. Выполнить 10-12 прыжков подряд.

5. Бег по мелководью (руки вытянуты вверх).

6. Погружение в воду с продолжительным выдохом под водой на 4-5 с.

7. И. п. - лежа на груди. Скольжение по поверхности воды с помощью взрослого. Ребенок ложится в воде грудью и бедрами на руки взрослого и вытягивает руки вперед; сделав вдох, он опускает лицо в воду, после чего взрослый перемещается вместе с ребенком вперед, имитируя скольжение, а затем плавно подталкивает ребенка, давая ему возможность проскользить самостоятельно.

8. Скольжение на груди за буксиром.

Плавание на боку

Плавание способом на боку - один из самых доступных видов плавания для детей с гемепаретической формой ДЦП. В настоящее время плавание на боку утратило свое спортивное значение, однако прикладное значение его достаточно велико. Оно применяется

при преодолении вплавь водных преград в одежде, с предметом или оружием в одной руке (вторая под водой), работая ногами и одной рукой, находящейся в воде. Этому способу быстрее и легче обучить плавающих детей с ДЦП. Плавать можно как на левом, так и на правом боку.

Во время плавания способом на боку ребенок совершает поочередные движения руками и одновременно ногами. В каждом цикле выполняются поочередные движения правой и левой рукой и одно движение ногами (сведение), вдох и выдох.

В процессе проведения занятий по плаванию необходимо осуществлять индивидуальный подход, т. к. в силу объективных причин обучение конкретному способу плавания затруднено, поэтому дети с ДЦП на занятиях могут выполнять подводящие и имитационные упражнения с помощью инструктора. При этом обучение конкретному способу плаванием не должно являться главной целью. Плавание на боку являлось основной частью занятий коррекционно-оздоровительной направленности.

Далее мы приводим вариант методики обучения детей с ДЦП плаванию на боку.

Движения ногами условно можно разделить на три части: 1) подтягивание (подготовительное движение); 2) толчок (рабочее движение); 3) скольжение.

Из исходного положения обе ноги, выполняя подготовительное движение, сгибают одновременно в тазобедренных и коленных суставах и подтягивают к туловищу. Угол между голенью и бедром до 90°. В это время стопу верхней ноги сгибают (носок берут на себя), а стопу нижней ноги оттягивают и поворачивают внутрь. Из этого положения за счет одновременного энергичного разгибания в тазобедренных и коленных суставах ноги выполняют толчок.

При толчке основными рабочими поверхностями у верхней ноги являются ступни и задняя поверхность голени, у нижней ноги - подъем стопы и передняя поверхность голени. При сведении (толчке) ноги движутся по дуге до исходного положения. Далее наступает фаза скольжения.

Чтобы не увеличивать сопротивление продвижению пловца, ноги подтягивают не резко, свободно и ненапряженно. В это время

мышцы ног отдыхают, так же как во время скольжения.

В момент подтягивания и при толчке колени в стороны не разводить.

На суше

1. И. п. - стоя на правой ноге на полу, с опорой правой рукой о стенку, другая рука на поясе. Имитация движения верхней ногой (левой).

2. То - же, но другой ногой.

3. И. п. - лежа на матах на правом боку, правая рука вверху (вытянута, прямая) на мате, голова на плече, левая рука упирается в мат. Имитация движения верхней (левой) ногой.

4. И. п. - то же, но на левом боку. Имитация движения верхней (правой) ногой.

5. И. п. - то же, но имитация движений обеими ногами (ножницы), лежа поочередно на правом и левом боку.

В воде

1. Держась верхней рукой за край корытца, а нижней, согнутой в локте, упираясь в стенку ванной или опираясь о дно водоема, движение верхней ногой; то же нижней ногой; то же обеими ногами, как при плавании на боку. То же на другом боку.

2. Плавание на боку при помощи ног в скольжении на боку.

3. Плавание на боку при помощи ног с доской в руках. Нижняя рука, согнута в локте, захватывает доску снизу сбоку за край хватом снизу, ладонь верхней руки на доске сверху. Голова на доске (щекой касается доски). Дыхание произвольное. То же на другом боку.

4. Плавание на боку с доской в нижней руке при помощи ног и гребка верхней рукой. Голова на доске (щекой касается доски). Вдох в конце гребка и в начале проноса верхней руки.

5. Плавание на боку при помощи ног и гребков верхней рукой.

Движения руками

Обычно начинают изучать параллельно с освоением движений ногами.

1. И. п. - наклонный выпад вправо, нижняя (правая) рука вверху ладонью вниз, верхняя (левая) рука у бедра. Имитация движений нижней рукой. То же, но выпад вправо.

2. И. п. то же. Согласование имитационных движений обеими руками. То же, но выпад влево.

3. И. п. то же. Имитация согласования движений обеими руками с дыханием.

4. Стоя на дне, наклонный выпад вправо, верхняя рука прижата к бедру, плечевой сустав на поверхности воды, нижняя рука вверху прямая, у поверхности воды ладонью вниз, щека на поверхности воды. Движение нижней рукой. Дыхание произвольное.

5. И. п. - то же. Согласование движений обеими руками. Дыхание произвольное.

6. Проплывание небольших отрезков дистанции в положении на боку при помощи рук со слабо надутым резиновым кругом между ног. Дыхание задержано.

7. То же с дыханием. Вдох выполняется в конце гребка и в начале проноса верхней руки по воздуху. Выдох в момент скольжения и гребка.

Согласование движений руками, ногами с дыханием

При обучении согласованным движениям обратить внимание на то, чтобы дети все движения выполняли свободно, без рывков и остановок, занимая наиболее рациональное положение в воде, которое способствовало бы более успешному продвижению пловца.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Стоя на нижней ноге, нижняя рука вверху ладонью наружу, верхняя рука у бедра, согласование движений руками с движением верхней ноги. То же, но стоя на другой ноге.

2. Проплывание небольших отрезков дистанций в положении лежа на боку, согласуя движения ногами с движением нижней рукой. Дыхание задержано. То же на другом боку.

Подвижные игры

Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей с ДЦП. Глубочайший смысл игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют [6]. Мы проводили подвижные игры в воде в заключительной части занятий. Далее мы приводим список подвижных игр, которые мы использовали в коррекционно-оздоровительной работе.

1. «Удочка» - обучение произвольной задержке дыхания.

2. «Меткий бросок» - развитие быстроты перемещений в воде, точности движения.

3. «Морской поезд» - развитие умения взаимодействовать с другими участниками команды, развитие мышц рук и ног.

4. «Салки» - развитие быстроты и координации движений.

5. «Кто быстрее» - закрепление техники ходьбы в воде, правильного дыхания, укрепление мышц ног и брюшного пресса.

6. «Каракатица» - развитие ориентировки в пространстве, координации движений.

7. «Мяч за черту» - развитие быстроты, умение работать в коллективе [7].

Описанные выше занятия по плаванию с детьми, имеющими последствия ДЦП, проводились нами на протяжении 6 месяцев. Результаты проверки эффективности данных занятий приведены далее.

Обоснование эффективности разработанных нами коррекционно-оздоровительных занятий по плаванию предполагает не только описание опытно-экспериментальной работы на констатирующем и формирующем этапах, но и сравнительный анализ полученных результатов, их педагогическую интерпретацию.

Для проверки эффективности коррекционно-оздоровительных занятий, направленных на коррекцию и развитие физических качеств детей с ДЦП, разработанных нами на основе представленных выше теоретических

положений, необходимо было исследовать уровень развития физических способностей после проведения формирующего этапа педагогического эксперимента.

Результаты исследования конечного уровня развития физических способностей детей с ДЦП, занимающихся в плавательном бассейне Дворца спорта «Антей», приведены в табл. 2.

Затем нами был проведен сравнительный анализ показателей развития физических способностей детей с ДЦП до и после проведения формирующего этапа педагогического эксперимента (табл. 3).

В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:

1) анализ литературных источников, посвященных проблеме детей с ДЦП, специфике их физического развития и особенностям двигательных нарушений, показал следующее. Двигательные нарушения наблюдаются у всех детей с ДЦП, которые проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений. Изучение проявлений двигательных действий ребенка с тяжелыми поражениями и последствиями в условиях действия гравитации и на воде, а также специальных упражнений в воде для преодоления последствий позволяет сделать вывод, что плавание является не только эффективным средством

Таблица 2

Результаты тестирования конечного уровня развития физических способностей детей с ДЦП

Тестовое упражнение Результат (М ± т)

Равновесие на правой ноге (с) 15,3 ± 1,3

Равновесие на левой ноге (с) 14,8 ± 1,9

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз) 12,2 ± 0,9

Разгибание туловища в положении лежа на бедрах на скамейке за 30 с (количество раз) 10,3 ± 0,8

Прыжки на двух ногах (количество раз) 17,9 ± 1,5

Таблица 3

Сравнительный анализ показателей развития физических способностей детей с ДЦП

Тестовое упражнение Исходный уровень М ± т Конечный уровень М ± т Разница, %

Равновесие на правой ноге (с) 11,5 ± 1,9 15,3 ± 1,3 +33,0

Равновесие на левой ноге (с) 11,3 ± 1,7 14,8 ± 1,9 +30,9

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз) 7,7 ± 0,9 12,2 ± 0,9 +20,8

Разгибание туловища в положении лежа на бедрах на скамейке за 30 с (количество раз) 10,3 ± 0,8 10,3 ± 0,8 +21,3

Прыжки на двух ногах (количество раз) 13,7 ± 1,5 17,9 ± 1,5 +30,6

физического развития и закаливания. Во время плавания активно действует вся скелетная мускулатура, сердечно-сосудистая система, легче переносится физическая нагрузка. Кроме того, оно корректирует у детей с ДЦП сколиозы, осанку, снижает спастич-ность, способствует расслаблению мышц. Подбор упражнений по плаванию в бассейне должен быть индивидуальным;

2) в качестве диагностирующего инструментария в нашем исследовании мы использовали следующие тесты: «Равновесие на правой (левой) ноге», «Поднимание туловища из положения лежа на спине», «Разгибание туловища в положении лежа на бедрах на скамейке за 30 с», «Прыжки на двух ногах»;

3) на основании теоретического анализа литературных источников и результатов, полученных в ходе тестирования, мы разработали занятия по плаванию коррекционнооздоровительной направленности, проводимые с детьми данной нозологии, во внеучеб-ное время. Ими явились 40-45-минутные рекреативные занятия в плавательном бассейне, которые включали подготовительные, подводящие и имитационные упражнения плавания на боку и подвижные игры;

4) сравнительный анализ результатов тестирования уровня развития физических способностей детей с ДЦП показал, что относительно исходных показателей в конечном результате наблюдается четкая тенденция к положительной динамике во всех проведенных тестах.

Таким образом, результаты, полученные в ходе педагогического исследования, экспериментально подтверждают эффективность использования занятий плаванием в адаптивной физической рекреации детей с ДЦП.

В частности, процент прироста показателей в тесте «Равновесие на правой ноге» составил 33,0 %; в тестовом упражнении «Равновесие на левой ноге» вновь наблюдается улучшение результатов на 30,9 %; в тестовом упражнении «Поднимание туловища из положения лежа на спине» в процентном соотношении результат улучшился на 20,8 %; в тесте «Разгибание туловища в положении на бедрах на скамейке за 30 с» также наблюдается заметное улучшение результатов, что составляет 21,3 % от исходного результата; в последнем тестовом упражнении «Прыжки на двух ногах» положительная динамика показателей составляет 30,6 %.

1. Евсеев С.П. Технологии физкультурноспортивной деятельности в адаптивной физической культуре. М., 2004.

2. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Ростов н/Д, 2001.

3. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. М., 2005.

4. Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., 2000.

5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее

обучение: организационно-педагогические

аспекты. М., 1999.

6. Ефименко Н.Н., Сермеев Б. В. Содержание и методика занятий физической культурой с детьми, страдающими церебральным параличом. М., 1991.

7. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М., 1994.

Поступила в редакцию 5.06.2013 г.

UDC 616.711

SWIMMING ACTIVITIES OF OF COREECTIONAL AND HEALTH DIRECTION IN ADAPTIVE PHYSICAL RECREATION OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY EFFECTS

Ekaterina Yuryevna MUKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Head of Adaptive Physical Culture Department, Head of Health Rehabilitation Center “Parallel”, e-mail: [email protected]

Galina Ivanovna DERYABINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]

Viktoria Leonidovna LERNER, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]

The the main motor disorders of children with cerebral palsy effectsare described; the advantages activities in the aquatic environment are analyzed; the contents of correctional and development activities focus with children with cerebral palsy effects, the level of development of physical abilities of the children of this nosology are considered; a comparative analysis of performance is given.

Key words: cerebral palsy; correctional and developmental activities; adaptive recreation and swimming; adaptive physical recreation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.