_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 796.035
В.А. Добрякова
Студент магистратуры Факультет биологии и здоровья человека Череповецкий Государственный Университет Г. Череповец, Российская Федерация О.Б.Подоляка
Кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»
Г. Череповец, Российская Федерация
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АДАПТИВНЫМ СКАЛОЛАЗАНИЕМ
Аннотация
В статье рассматриваются результаты тестов, оценивающих физическое развитие детей с детским церебральным параличом, занимающихся адаптивным скалолазанием. Приводится оценка состояния мышц, манипулятивной деятельности рук, показателей равновесия и координации, с целью дальнейшего наблюдения за динамикой данных показателей в процессе тренировок по скалолазанию. В работе описываются основные направления тренировочных занятий, в зависимости от характера поражений и диагнозов детей.
Ключевые слова
Адаптивное скалолазание, детский церебральный паралич, равновесие, координация, сила мышц, дети.
В структуре детской инвалидности детский церебральный паралич составляет 30-70%. ДЦП относятся к числу довольно распространенных заболеваний, приводящих к ограничению жизнедеятельности и существенно снижающих качество жизни детей [2, с.23]. Одной из наиболее сложных проблем является разработка средств и методов двигательной активности для больных ДЦП [3, с 47].
В качестве средств реабилитации детей с детским церебральным параличом в настоящее время широко используются такие направления двигательной активности как: иппотерапия, гидрокинезотерапия. Эффективность иппотерапии объясняется тем, что верховая езда улучшает статико-локомоторную функцию за счет урегулирования мышечного тонуса в связи с частичным снижением спастичности, также у детей происходит уменьшение объема и амплитуды непроизвольных движений за счет максимальной мобилизации воли (Г.В. Дремова, 1996; А.И. Денисенков, Н.С. Роберт, 2002; Г.И. Дерябина, 2005). Занятия плаванием способствуют расслаблению мышц, улучшению подвижности в суставах. Во время плавания, занимающийся в течение длительного времени находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела. Выполнение упражнений в водной среде способствует укреплению мышечного корсета, мышц спины и позвоночника. [3, с.26].
Сейчас в России активно начал развиваться новый вид спорта для людей с ограниченными возможностями - адаптивное скалолазание (paraclimbing). Скалолазание - это вид активности, позволяющий гармонично развивать все основные мышцы тела, не перегружая опорно-двигательный аппарат. Даже самые тяжелые ограничения физических возможностей не помешают человеку заниматься скалолазанием.
Эффект адаптивного скалолазания при детском церебральном параличе наблюдали немногие специалисты. В частности, М.М. Сапаровым и И.Г Вороновичем разработаны методики обучения техники лазания детей с ДЦП. В результате тренировки у детей улучшаются координация движений рук и ног, умения управлять телом в динамическом и статистическом режиме, а так же благодаря развитию статокинетических свойств облегчается формирование двигательных умений [10, с.3].
Отмечается недостаточная разработанность проблемы развития статокинетических рефлексов у детей с нарушениями функций вестибулярного аппарата, при наличии патологии мышечного тонуса, парезов [1,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
с.320]. Нарушения здоровья у детей осложняют разработку индивидуальной программы тренировки. Ранее был предложен спиральный алгоритм индивидуального подхода при обучении движениям [В.Ф. Воробьев, А.А. Митрофанова, 2010], одним из шагов при его реализации является анализ информации на основе принципа дополнительности.
Целью нашего исследования являлся сбор информации о состоянии здоровья и развития двигательной сферы детей с ДЦП для разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
Задачи: обзор научно-методической литературы по данной теме исследования; оценка физического состояния детей с детским церебральным параличом, путём исследования у них силы и выносливости различных групп мышц, а также их координационных способностей, для дальнейшего наблюдения за динамикой данных показателей в процессе тренировок по скалолазанию.
Методы и организация исследования. В качестве основных методов исследования использованы: анализ научно-методической литературы, медико-биологическое тестирование, методы математической статистики.
Исследование проводилось на базе экстрим-центра «Грани». В исследовании приняли участие дети 1314 лет, с диагнозом детский церебральный паралич в количестве 5 человек (n = 5)
В ходе тестирования осуществлялась: оценка манипулятивной деятельности рук (кинестетическая чувствительность, кистевая динамометрия), оценка силовой выносливости мышц (силовая выносливость мышц брюшного пресса, силовая выносливость мышц спины, силовая выносливость ягодичной мышцы, силовая выносливость сгибателей шеи, сила мышц ног), а так же определение равновесия и координации (проба Ромберга, пяточно-коленная проба, пальце-носовая проба, стойка на 4-х точках опоры).
Результаты исследования и их обсуждение.
Таблица 1
Общая характеристика испытуемого контингента
Имя Диагноз медицинский
ОН Детский церебральный паралич, спастическая диплегия, плоско - вальгусная деформация стоп
ДЛ Детский церебральный паралич, гиперкинетическая форма.
РГ Детский церебральный паралич, шунтозависимая гидроцефалия, сапастический тетрапарез
АС Детский церебральный паралич, шунтозависимая гидроцефалия, спастическая диплегия
ЕФ Детский церебральный паралич, спастическая диплегия
У одного ребёнка бала выявлена спастическая диплегия и шунтозависимая гидроцефалия, у него поражены обе ноги и левая рука, которая приведена к туловищу, слегка согнута в локте, пальцы согнуты (АС). Гиперкинетическая форма ДЦП присутствует у одного испытуемого (ДЛ). Двойная гемиплегия так же наблюдается у одного испытуемого (РГ). У двух испытуемых ОН и ЕФ выявлена спастическая диплегия. У двух детей в большей степени поражены ноги, у трёх - руки.
Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук тесно связано с формированием общей моторики. На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важную роль в становлении реакций выпрямления и равновесия [8, с.93]. Поэтому, на первом этапе, был проведен блок контрольных упражнений используемых, для оценки манипулятивной деятельности рук.
Результаты тестирования приведены в таблице 2
Таблица 2
Результаты оценки статической силы мышц и кистевой динамометрии
Имя Вис на перекладине (статическая сила мышц) (с) Кистевая динамометрия (кг)
Правая рука Левая рука
ОН 13 19 16
ДЛ 0 2 1
РГ 7 5 7
АС 0 15 1
ЕФ 16 13 12
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
Данное тестирование позволило измерить силу мышц, сгибающих пальцы рук. Дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев, кистей рук. Пальцевой захват не сформирован или сформирован патологически.
Для формирования правильного дифференцированного захвата детей с детским церебральным параличом учат брать предметы, контрастные по размеру, форме, структуре различными способами: всей кистью, всеми пальцами, «щепоткой», тремя пальцами [8, с.95]. Техника скалолазания подразумевает перехватывание зацепов различных по форме, (активные зацепы, пассивные зацепы) размеру (большие, средние, «мизера») структуре различными способами [7, с.5]. Предполагается, что, занимаясь на скалодроме, дети с церебральным параличом будут развивать функциональные возможности кистей и пальцев рук.
Следующим этапом исследования было проведение контрольных упражнений для оценки силовой выносливости мышц, так как для поддержания правильной осанки при ходьбе необходимо развитие мышц разгибателей спины и брюшного пресса, для стабилизации таза необходимо развитие ягодичных мышц, для стабилизации головы - мышц шеи. Результаты приведены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели силовой выносливости мышц
Имя брюшного пресса (с) разгибателей спины (с) левой ягодичной мышцы (с) правой ягодичной мышцы (с) сгибателей шеи (с) ног (раз) верхнего плечевого пояса (с)
ОН 7 18 11 10 50 3 20
ДЛ 5 10 10 8 35 0 3
РГ 5 8 3 2 44 1 12
АС 0 4 3 3 20 0 0
ЕФ 11 15 15 13 60 2 30
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата недостаточно развита общая и мелкая моторика, слабая сила мышц, как верхних, так и нижних конечностей.
Наряду с кондиционными для развития детей необходимо совершенствовать и координационные способности. Координацией называется способность сочетать физические и психологические процессы в едином целенаправленном движении. Это качество необходимо для успешного проведения большинства физических действий [6, с.2].
У детей, страдающих церебральным параличом, вследствие нарушения мышечного тонуса, наличия патологических рефлексов, синкинезий и т.д. происходит нарушение координации движений [1, с.320]. В таблице 4 приведены итоги выполненных тестов на равновесие и общую координацию.
Таблица 4
Результаты оценки координационных способностей
Имя Удержание равновесия в позе Ромберга Пальце-носовая проба Пяточно-коленная проба Равновесие в положении сидя с мешочком песка на голове (с) Стойка на четырёх точках опоры (с)
ОН 23 + + 25 40
ДЛ 30 + - 23 10
РГ 29 - - 18 36
АС 10 - - 16 18
ЕФ 43 + + 34 60
Не все дети успешно выполнили пальценосовую пробу. У двух человек наблюдалась гиперметрия (атаксия), т. е. ребёнок, поднося палец к носу, промахивается и проносит мимо. Это позволяет предположить о поражении мозжечка. С пяточно-коленной пробой справилось всего 2 человека, у трёх наблюдалась атаксия, т. е. пятка ведущей ноги во время проведения пробы соскальзывает с другой.
В процессе лазания на скалодроме у ребёнка вырабатывается привычка всех частей тела выполнять движения синхронно и действовать как единое целое. Для точной постановки ног на зацепы необходимы координированные действия глаз и ноги, выполнение перехватов руками невозможно без согласованных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
взаимодействий глаз и руки. Комбинированные движения, например, сочетание перехвата рукой и постановки ноги тренируют скоординированное взаимодействие конечностей и корпуса [7, с.4].
Чтобы в совершенстве удержать равновесие тела в той или иной позе нужно практически освоить способ фиксации данной позы и балансирования в ней. В процессе лазания на естественном или искусственном рельефе в положительной плоскости появляется возможность использования четырёх, трёх и двух точек опоры, что позволяет в последующем применять данный навык к удержанию равновесия на вертикальной стене, а затем и удержанию вертикальной позы при ходьбе. Для того чтобы понять, как правильно использовать равновесие и опорные точки скалолаз учится чувствовать собственный центр тяжести, учится располагать ноги и корпус для создания статического равновесия и переносить центр тяжести [10, с.5].
Основываясь на характере двигательных нарушений, у детей с диагнозом спастическая диплегия скалолазные упражнения будут направлены на:
- Снижение патологического тонуса мышц (упражнения, способствующие снижению тонуса приводящих мышц бёдер и подошвенных сгибателей);
- Предотвращение возникновения контрактур (упражнения для преодоления сгибательно -приводящих установок конечностей);
- Выработку правильной равномерной опорности ног, перенос веса тела с толчковой ноги на опорную и обратно при движении в различных направлениях и согласование рук и ног при ходьбе;
- Выработку правильного шагового стереотипа с высоким подниманием колен;
- Коррекцию осанки (для нормализации осанки необходимо решать такие задачи как формирование навыка правильной осанки, создание мышечного корсета путём укрепления ослабленных мышц);
- Развитие способностей к удержанию равновесия и координации.
При спастическом тетрапарезе, с мышечной спастикой заметно преобладающей в ногах, к вышеперечисленным добавятся упражнения способствующие:
- Снижению тонуса мышц плечевого пояса;
- Устранению деформаций локтевого сустава (разгибание руки в локтевом суставе для предотвращения возникновения контрактур или для уменьшения уже имеющихся);
- Развитию подвижности поясничного отдела позвоночника и формированию поясничного лордоза;
- Коррекции мелкой моторики и манипулятивной деятельности рук (упражнения для исправления порочного положения кисти и пальцев рук).
Для испытуемых с диагнозом гиперкинетическая форма детского церебрального паралича комплекс упражнений будет направлен на :
- Устранение порочных положений отдельных частей тела;
- Обучение самоторможению непроизвольных движений;
- Улучшение координации движений и опорности конечностей;
- Обучение целенаправленным движениям.
Выводы
В ходе исследования были получены результаты выполнения детьми с ДЦП контрольных упражнений, направленных на оценку координационных способностей и силы мышц. Были выявлены основные проблемы и слабые места каждого участника эксперимента. Изучив диагнозы и проанализировав результаты контрольных упражнений, был сделан вывод о том, что у двух детей поражение в большей степени приходится на ноги, у трёх больше поражены руки. Предполагается, что разработка индивидуальных программ в использовании методов и средств адаптивного скалолазания позволит положительным образом повлиять на развитие слабых сторон детей. Рассмотрена возможность индивидуального подхода с разработкой индивидуальных упражнений в зависимости от характера повреждений, основанных на технике адаптивного скалолазания. В дальнейшем предполагается возможность применения средств адаптивного скалолазания для возможной коррекции патологических двигательных действий детей страдающих церебральным параличом.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070
Список использованной литературы:
1. Аксенова Л.И. , Архипов Б. И., Белякова Л. И. Специальная педагогика // специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата- 3-е издание, М.: Издательский центр «Академия», 2004.-400с.
2. Бадалян Л. О. Детская неврология / Л. О. Бадалян. — М. : МЕДПРЕСС-Информ, 2002. — 608 с.
3. Гросс Н. А. Применение физических упражнений с учетом функционального состояния детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Н. А. Гросс // ЛФК для дошкольников и младших школьников. — 2005. — № 2. — С. 26-34.
4. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002-167с. глава 14 реабилитация спортсменов-инвалидов.
5. Дубровский В.И., Дубровская А. В. Физическая реабилитация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии в состоянии здоровья.- М.: Бином, 2010.- 320с.
6. Кикенов И. С. Развитие координации в скалолазании // Спортивная федерация скалолазания Санкт-Петербурга -2011.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://spbdimЫng.ru/mdex.php/artide/49-2011-01-30-17-03-12
7. Кикенов И.С. Правильность выполнения движений в скалолазании, 2013.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.climbing.ru/forum/all_1/tag_2243_1/topic_1719/
8. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата .-М.: Издательский центр «Академия» , 2001-192 с.
9. Петрухин А.С.. Детская неврология: учебник в 2 т. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012, - Т.2. -560 с., 2012
10. Сапаров М.М., Воронович И.Г. Развитие статокинетических свойств у детей с ДЦП средствами адаптивного скалолазания, 2015.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: Ы1р://с-Г-r.ru/UserFiles/File/news/2015Z06_saparov.pdf
11. Сергунин А. Адаптивное скалолазание в Москве. Федерация Скалолазания России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://c-f-r.ru/press/news/4330/
© Добрякова В.А., Подоляка О.Б.2016
УДК 378.1; 371.3
Евдохина Н. В.,
студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева О. А. к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Аннотация
В статье описана возможность определения и верификации педагогических условий качественного изучения курса «Методика воспитательной работы» будущими педагогами по физической культуре в конструктах технологии системно-педагогического моделирования.
Ключевые слова
Педагогическое моделирование, социализация, педагогическая методология, технология системно-
педагогического моделирования.