Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №3. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
УДК 796.011.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/100/75
ЗАНЯТИЯ КАЗАХСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ИГРОЙ ТОГЫЗКУМАЛАК - ФАКТОР ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ПОБУЖДЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
©Азимбаев Ж. А., Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, Центрально-Азиатский инновационный университет, г. Шымкент, Казахстан
CLASSES OF THE KAZAKH NATIONAL SPORTS TOGYZKUMALAK GAME -
A FACTOR IN THE STUDY OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE PURPOSES OF STUDENTS
©Azimbaev Zh., Arabaev Kyrgyz State University, Central Asian Innovation University, Shymkent, Kazakhstan
Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с изучением образовательно-познавательных побуждений у учащихся начальных классов общеобразовательных школ на занятиях Казахской национальной спортивной игры тогызкумалак. Результат работы — повышение познавательной активности и успеваемости учащихся.
Abstract. Issues related to the study of educational and cognitive motives among primary school students at secondary schools during the classes of the Kazakh national sports Togyzkumalak game are considered. The result of the work is an increase in cognitive activity and academic performance of students.
Ключевые слова: учащиеся начальных классов, образовательный процесс, игра, тогызкумалак, педагогический эксперимент.
Keywords: primary school students, educational process, game, Togyzkumalak, pedagogical experiment.
Любая педагогическая возможность, в числе и образовательно-познавательная, результативна лишь в полноценном образовательно-воспитательном процессе (ОВП). Без чего возможность либо не превращается в действительность, либо проявляется в заблаговременно непредвиденных, мало эффективных формах. В процессе освоения соответствующих знаний, как правило, это находи свое проявление в стихийном и малоэффективном воздействии на память, мышление учащихся. Современный ОВП предъявляют требования ориентироваться на необходимость организации и направленность освоения прилагаемых сведений, с целью достаточно основательного и разностороннего осваивания, правильной оценки и должным образом использовались в практической деятельности, в нашем случае, в процессе занятий игрой в «Тогызкумалак». В рассматриваемом плане эффективная образовательно-познавательная деятельность (ОПД) учащихся на занятиях игрой в «Тогызкумалак», все выполняемые игровые задания и предъявляемые требования должны находиться под постоянным и достаточно квалифицированным руководством преподавателя. Изучая проблему (ОПП) ведения ЭР в условиях общеобразовательных школ, за основу были взяты понятия «Педагогическое образовательно-познавательное побуждение учащихся».
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №3. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
Поскольку термин «побуждение» - понятие больше психологическое и физиологическое, в части словосочетание «педагогическое руководство образовательно-познавательным побуждением учащихся» кажется вступают между собой в разногласие. В то же время, оно чисто внешнее. По нашему убеждению, в побуждении педагогические стороны не менее важные, по сравнению с психологическим и физиологическим. В наружных слоях, он в то же обладает соответствующей глубиной, широтой и многообразием, путем изучения указанных возможно составить необходимые суждения, предоставляющую научную и педагогическую ценность. Предлагаемое нами понятие (термин) «педагогическое руководство образовательно-познавательным побуждением учащихся» ориентировано оказать соответствующую помощь школьному педагогу приобрести необходимые ЗУН руководить образовательно-познавательным побуждением учащихся. Под «педагогическим руководством образовательно-познавательного побуждения учащихся», нами предполагалась такая точка взгляда на проблему, в итоге использования которого видны были бы побуждающие составляющие (формы выражения) побуждения (в данном случае образовательно-познавательные) составляющие его ядро.
Обучение и воспитание на основе психологии (а не психологи на основе обучения и воспитания) стимулировали нас к предложению понятия «педагогическое руководство образовательно-познавательным побуждением учащихся» и к выявлению соответствующих методов исследования настоящей проблемы, имеющие частный образ выполнения (применительно к ОП игрой в «Тогызкумалак»), в тоже время присущей возможностью общего характера. На ведущее место, таким образом, выходят педагогические проблемы побуждений.
Выявление побуждающих составляющих ОПП на занятиях по «Тогызкумалаку» нами осуществлялось путем тщательного анализа и обобщения полученных в ходе ПЭ показателей, в частности, анкетного опроса. В процессе ПЭ определялся побудительный балл. Среднеарифметическую оценку по игре в «Тогызкумалак» (игровые тесты) и общей ОПА по образовательным предметам (по чтению, родному языку, математике) нами трансформировались в оценку побудительного балла путем уменьшения на один балл [1].
Балльная оценка побуждений ОПА оказалась в ЭК, а опытная программа в КК-1 во втором классе наблюдалось улучшение побудительного балла общей ОПА. Оценка (диагностическая) ОПП учащихся проводилась с целью установления уровня сформированности и характера прилагаемых усилий к игре в «Тогызкумалак», неуклонность побуждений проявлялась в продолжительном ПОЧ к игре, в многообразных видах деятельности, множественности побуждений, богатстве их ОПС.
С целью установления силы проявляемых побуждений, как один из важнейших динамических характеристик, брались показатели (в бальной оценке) вопросов необходимости предложенных нами занятий для успешной ОПД, ответы об игровых умениях и навыков родителей, о том, с какого времени ученик ПОЧ к этой игре, о предпочитаемых формах обучения, необходимости или необязательности последующего изучения данного предмета на уроках. Брались во внимание также оценки игровых тестов, сила игры (от 0 до 5). По каждому образовательно-познавательному вопросу коэффициенты суммировались и усреднялись с коэффициентом, полученным по внешкольным проблемам [2].
Результаты осуществленных статистических расчетов показывают о том, что коэффициенты не изменчивости и силы побуждения игровых ЗУН улучшаются с учетом временного характера. При этом в КК-1 после экспериментальных уроков коэффициента устойчивости (Ку) и коэффициента силы (Кс) побуждений оказались более существенными,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 10. №3. 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
что объясняется сравнительно высоким уровнем начальной (фоновой) подготовленности к ОП в школе, а также мерой ПОЧ к этой уникальной игре.
На основе полученных результатов ЭР представляется возможность установить важнейшие ОПП (Рисунок 1).
Рисунок 1. Форма выражения образовательно-познавательных побуждения (побуждающие составляющие) учащихся на занятиях по «Тогызкумалаку»
Для занятий игрой в «Тогызкумалак» условно их можно будет подразделять на три основные подгруппы побуждений: наиболее вероятные (потенциальные); руководящие (управленческие); целеопределяющие (целеустановочные). ОПП (наиболее вероятные, руководящие, целеопределяющие) основываются на трех важнейших ПОЧ, во-первых, подразделяющие на образовательно-познавательные, нравственные, спортивные; во-вторых, на: спортивные, образовательно-познавательные, нравственные. Руководящая роль проявляемых нравственных обостренных чувств, по нашему мнению, нереальна, поскольку без проявления соответствующих образовательно-познавательных обостренных чувств, полноценное восприятие нравственного в игре «Тогызкумалак» представляется крайне трудным.
В ходе ПН за КК-2 (в 3 классе), перешедшим для продолжения занятий в условиях ДЮСШ, мы поневоле были свидетелями того, что какой нравственный «урон» был нанесен ученикам, отстраненным от таких занятий по итогам селекционной работы. С постановкой спортивных показателей в передовой план, резко изменилось отношение учащихся 3 -х
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №3. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
классов к другим образовательным предметам. Когда с учащимися велись занятия по «Тогызкумалаку» для всех, ученики проявляли активность образовательно-познавательных чувств и на другие занятия. Особенно заметно было влияние игры в «Тогызкумалак» на математику. Прежде всего, занятия через образовательно-познавательное постигаются нравственные чувства. Спортивные интересы рассматриваются, как следствие, а не причина образовательно-познавательных интересов, после чего и нравственных. Отсюда появляются и некоторые объяснения неудач тех школьных педагогов, не сумевших сохранить обостренные чувства учащихся к планомерным занятиям теорией.
Т.М.Т. и А.А.К., рассматривая об ОПС и нравственной ценности казахских национальных подвижных игр, в том числе и игры в «Тогыз кумалак» считают, что образовательно-воспитательное воздействие и притягательная сила игры основаны, в первую очередь, на нравственных ценностях, раскрывающиеся в процессе участия в них и влиянии ее на психоэмоциональные стороны [2].
Подразделение ПОЧ учащихся на группы способствовало установить порядок их вытекания. С учетом от группы ПОЧ каждый школьник находится на определенном его уровне развития. Им соответствуют и формы выражения ОПП на занятиях по «Тогызкумалаку», развертывающиеся в последовательности: эмоции - побуждение - желание - предрасположение (склонность) - целеориентирование - постоянство (устойчивость) -идеалы (превосходность). Такая формула ОПА принята за основу изучения проблемы (данная классификация является условной) (Рисунок 2).
Рисунок 2. Формула, принятая за основу изучения проблемы
Итак, рассматривая занятия по «Тогызкумалаку» под полем зрения «Педагогическое руководство образовательно-познавательным побуждением», зная важнейшие формы выражения ОПП, своеобразий составляющих, нам предоставляется уникальная возможность, владеть достаточно сложной ситуацией на занятиях по «Тогызкумалаку».
Установив побуждающие составляющие ОПП применительно к каждому ученику, классу, коллективу в целом и переосмыслив их, педагог вправе предположить на позитивный итоговый показатель своей ППД, повышение ОПА учащихся. Так, как занятия игрой в «Тогызкумалак» в общеобразовательной школе, обучение учащихся начальных классов истории, теории и практике игры, воспитание, умственное развитие в свете предъявляемых требований «Педагогическое руководство образовательно-познавательным побуждением» учащиеся учащихся дополняются уникальным содержанием, способствующим, руководя, активизировать ОПД учащихся.
«Педагогическое руководство образовательно-познавательным побуждением» осуществлялось путем активного использования педагогом всего «багажа» специально разработанных средств, методов, содержания работы по «Тогызкумалаку». Таким образом, руководство процессом образовательно-познавательным побуждения учащихся, предъявило требования:
1. От школьного педагога: выбора и проведения целенаправленной линии поведения, его ППД; формирование у учеников соответствующей образовательно-познавательной
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №3. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
побужденности с тем, чтобы профессионально-педагогической механизм превратился в ОПП; отбор и программирование содержания, средств, методов с целью создания образовательно-познавательных потребностей; владения ситуацией на занятиях, умения с учетом возникшей ситуации оперативно перестраиваться, руководить образовательно-познавательным побуждением учащихся.
2. От учащихся начальных классов: потребности в ОПД; ее переосознания; переосознания механизма; перенос потребности в ОПД в побуждении и его переосознания.
Список литературы:
1. Ковалев В. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 192 с.
2. Таникеев М. Т., Асарбаев А. К. История развития казахских национальных видов спорта и игр. Алматы, 1994. 116 с.
3. Азимбаев Ж. Ж., Тукеев Э. М. Процесс формирования образовательно-познавательной деятельности учащихся на занятиях казахской национальной спортивной игры «Тогыз Кумалак» // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. №63. С. 115-120. EDN: GGORUW
References:
1. Kovalev, V. (1988). Motivy povedeniya i deyatel'nosti. Moscow. (in Russian).
2. Tanikeev, M. T., & Asarbaev, A. K. (1994). Istoriya razvitiya kazakhskikh natsional'nykh vidov sporta i igr. Almaty. (in Russian).
3. Azimbaev, Zh. Zh., & Tukeev, E. M. (2021). Protsess formirovaniya obrazovatel'no-poznavatel'noi deyatel'nosti uchashchikhsya na zanyatiyakh kazakhskoi natsional'noi sportivnoi igry "Togyz Kumalak". Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire, (6-3), 115-120. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 30.01.2024 г. 09.02.2024 г.
Ссылка для цитирования:
Азимбаев Ж. А. Занятия казахской национальной спортивной игрой тогызкумалак -фактор изучения образовательно-познавательных побуждений учащихся // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №3. С. 573-577. https://doi.org/10.33619/2414-2948/100/75
Cite as (APA):
Azimbaev, Zh. (2024). Classes of the Kazakh National Sports Togyzkumalak Game - a Factor in the Study of Educational and Cognitive Purposes of Students. Bulletin of Science and Practice, 10(3), 573-577. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/100/75