Научная статья на тему 'Занятия физической культурой как образ жизни современной молодежи'

Занятия физической культурой как образ жизни современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маценко Лидия Николаевна, Гареев Салават Галиевич

Статья раскрывает возможности физической культуры оказывать положительное влияние на формирование качеств личности, необходимых для ее дальнейшей успешности. Помимо непосредственного физического развития, укрепления здоровья, готовности к труду, физическая культура еще оказывает влияние и на постижение смысла жизни, на развитие нравственных качеств, на формирование коммуникативных способностей личности, а, следовательно, дает старт успешному самоопределению. В статье поднимается давно назревшая проблема, как сделать так, чтобы развитие различных физических качеств, убежденность в важности занятий физической культурой, выработка устойчивых привычек к занятиям стали важной потребностью каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Занятия физической культурой как образ жизни современной молодежи»

набранных баллов. Победителем игры становится тот взвод, который первым захватит здание немецкого рейхстага.

По мере реализации проекта подростки получают возможность и оказываются в условиях, способствующих формированию и развитию патриотических чувств, а также мотивируются на саморазвитие в данном направлении.

Список литературы

1. Бахтин Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый, 2014. № 10. С. 349-352.

2. Давыдова М.Ю., Сурков С.Н. Патриотизм в XXI веке: примеры проявления // Молодой ученый, 2013. № 6. С. 616-618.

ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Маценко Л.Н.1, Гареев С.Г.2

1Маценко Лидия Николаевна - студент;

2Гареев Салават Галиевич - старший преподаватель, кафедра дошкольного образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Магнитогорский государственный технический университет им Г.И. Носова,

г. Магнитогорск

Аннотация: статья раскрывает возможности физической культуры оказывать положительное влияние на формирование качеств личности, необходимых для ее дальнейшей успешности. Помимо непосредственного физического развития, укрепления здоровья, готовности к труду, физическая культура еще оказывает влияние и на постижение смысла жизни, на развитие нравственных качеств, на формирование коммуникативных способностей личности, а, следовательно, дает старт успешному самоопределению. В статье поднимается давно назревшая проблема, как сделать так, чтобы развитие различных физических качеств, убежденность в важности занятий физической культурой, выработка устойчивых привычек к занятиям стали важной потребностью каждого человека.

Ключевые слова: физическая культура, основные качества личности, молодежь, всестороннее развитие личности.

Роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности давно известна и неоспорима. Давайте попробуем взглянуть на проблему формирования личности посредством физической культуры с другой стороны.

Мы провели небольшой социологический опрос разных возрастных категорий молодежи и выявили следующую картину: на вопрос в разных его вариациях, нужны ли занятия физической культурой молодому человеку - все 100% опрошенных безоговорочно сказали - да. Однако на вопрос, а занимаетесь ли вы сами физической культурой или каким - либо видом спорта - 54% ответили - нет. То есть все понимают, что физическая культура - это хорошо, это полезно, это воспитывает волю, мужество, дает здоровье, бодрость и т.п. А заниматься физической культурой не хотят, по разным причинам, а скорее всего по одной: у них не сформированы навыки систематических занятий спортом, как фактора успешности дальнейшей жизни. Вот тут- то и возникает вопрос, а как сделать так, чтобы занятия физической культурой и спортом стали неотъемлемой частью жизни современной молодежи. Надо сказать, что

сейчас в системе российского образования наметилось изменение статуса физической культуры. Физическая культура становится реальным средством гармонизации личности, способом достижения успешности и конкурентноспособности. Успешность же становления личности всегда определяется тем, насколько в процессе воспитания сформированы ее основные моральные качества.

Помимо непосредственного физического развития, укрепления здоровья, готовности к труду, физическая культура еще оказывает влияние и на постижение смысла жизни, на развитие нравственных качеств, на формирование коммуникативных способностей личности, а, следовательно, дает старт успешному самоопределению.

Как сделать так, чтобы развитие различных физических качеств, убежденность в важности занятий физической культурой, выработка устойчивых привычек к занятиям стали важной потребностью каждого человека. Нам кажется, что в первую очередь надо сделать так, чтобы физическая культура не была лишь очередным школьным предметом, она должна стать образом жизни детей. Для этого необходимо заменить устаревшие традиционные формы, методы и средства образовательной деятельности, при которых наша физическая культура все еще остается лишь процессом физической подготовки и средством укрепления здоровья молодежи. Хотя преподавание физической культуры не осталось в стороне от инновационных технологий. Здоровьесберегающие технологии, личностно - ориентированная технология, информационно-коммуникативные технологии, технология дифференцированного физкультурного образования - всё это важнейшие составляющие современного урока физической культуры [4].

Однако, решая на занятиях задачи по формированию двигательной активности, воспитанию основных физических качеств и координационных способностей, педагоги зачастую забывают о самом главном: формировании положительного отношения и интереса школьников к занятиям физической культурой. Хотя это и есть основная задача физического воспитания личности [2].

Для решения этой задачи хорошо любое разнообразие доступных средств и методов. Способов разнообразить проведение занятий существует множество, однако нужно такое их сочетание, чтобы интерес к занятиям не падал как в течение самих занятий, так и после них. Правильно организованные занятия физической культурой и спортом должны формировать с детского возраста здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар, причем не только в спортивном зале, подводить к духу честной конкуренции, что особенно важно для молодежи в современных условиях.

Именно физическая культура закладывает основу для формирования личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других. Это эффективное средство направления энергии молодежи в конструктивное русло. Однако используется это средство далеко не полном объеме. И здесь огромную роль играет личный пример преподавателя физической культуры, который становиться для школьников более значимым ориентиром, чем наставления и назидания.

Если грамотный преподаватель физической культуры сможет сформировать у учащихся потребности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, то им будет легче осознать и принять для своей жизни такие социальные понятия, как дружба, равноправие, справедливость, красота, право на интересную жизнь, свобода и счастье. А для этого нужен другой подход к подготовке учителей, тренеров, спортивных психологов, которые кроме хороших спортивных навыков должны быть сами убеждены в необходимости регулярных занятий физической культурой на протяжении всей жизни человека. Таким образом, в связи с самой социальной сущностью физической культуры многократно возрастает ее роль в формировании личностных качеств, так как её целью является удовлетворение социальной потребности во всесторонне и гармонично развитых людях.

Занимайтесь спортом, формируйте свое тело и душу, трудитесь, и жизнь ваша будет успешной, радостной и свободной! Девиз спортсменов « Быстрее, выше, дальше» применим к любой сфере человеческой деятельности!

Список литературы

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры, 1995. № 4. С. 2-8.

2. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. М.: Гардарика, 2002.

3. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // «Теория и практика физической культуры», 2001. № 9. С. 10-14.

ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ ОБЖ

Попенко В.В.

Попенко Виктор Викторович - преподаватель-организатор ОБЖ, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 3, магистрант,

кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация: в статье рассмотрены аспекты оценивания учебных достижений учащихся в рамках предмета основы безопасности жизнедеятельности. Произведено сравнение разных методов оценивания учебных достижений учащихся в рамках предмета ОБЖ. Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, оценка учебных достижений учащихся.

Введение

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов влечёт за собой возникновение новых подходов оценивания качества учебных достижений обучающихся. Уровень сформированное™ универсальных учебных умений и навыков невозможно оценить с помощью традиционной системы, в связи, с чем логичным становится переход на инновационные технологии, механизмы которых позволяют оценивать эффективность обучения на основе личностных результатов. Проблема оценивания как компонента учебной деятельности многоаспектна. В психолого-педагогической литературе особое место занимает понимание оценки как индивидуально -личностных качеств учащегося, так и результатов его учебной деятельности [2].

Воздействие оценки на развитие учащегося многосторонне, она может обладать многими функциями. Оценка может быть:

а) ориентирующей - воздействует на умственную работу учащегося, которая содействует осознанию процесса конкретной работы и пониманию им собственных знаний;

б) стимулирующей - воздействует на аффективно-волевую сферу учащегося, посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

в) воспитывающей, где происходит «ускорение или замедление» темпов умственной работы, качественные сдвиги, изменение в структуре влияния на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида, т.е. преобразование интеллектуальных механизмов. Оценка воздействует на личность школьника в целом. Педагогическая оценка воздействует на изменение отношений и мнений, существующих в школе между классом и учеником [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.