Лс>со# № 5/ 2 О /9
Ы. j алицкая
Заметки о местном чине иконостаса Свято-Троицкого кафедрального собора
Пскова
От первоначального убранства современного Троицкого собора достоверно сохранился иконостас. Он тем более важен, что многие алтарные преграды рубежа XVII и XVIII вв. оказались утраченными, а для Пскова Троицкий иконостас — единственный пример сохранившегося и не перемещенного памятника этого времени. Иконостас Троицкого собора не подвергался полной реставрации с начала XX в. Отдельные иконы были реставрированы в разное время, но это не меняет общего положения дел. Состояние иконостаса требует серьезного реставрационного вмешательства. Иконы покрыты слоями копоти и иных загрязнений, красочный слой во многих местах отстает от основы икон и осыпается. Осыпей меньше в местном чине иконостаса, т. к. при включении отопления, которое появилось в соборе в 2003 г., сильнее всего страдают, как правило, верхние ряды икон. Кроме того, можно предположить и наличие поздних записей, скрывающих авторский живописный слой, и разновременных чинок. Возможно, исследования прояснят для нас и имена авторов первоклассных произведений иконописи из состава местного чина, поскольку на рубеже ХУП-ХУШ вв. формируется традиция ставить имя автора на созданной им иконе. Инициатива вологодского епископа Марке-Галщкая Ирина Акиндиновна — хранитель коллекции драгоценных металлов и драгоценных камней Псковского музея-заповедника.
ла, запретившего писать плохим мастерам, назначившего старост для иконописцев, приказавшего мастерам подписывать сделанные ими иконы, нашла отклик в среде самих иконописцев1.
Наиболее доступный для созерцания молящимися местный чин связывает вселенские идеи иконостаса с конкретным храмом и временем, когда он создавался, с актуальными духовными и политическими тенденциями. Местный чин Троицкого собора сделан «с заворотами», то есть размещается не только на восточной стене, отделяющей церковь от алтаря, но и частично на северной и южной стенах. Эти иконы, находящиеся в непосредственной близости от верующих, написаны самыми выдающимися мастерами из бригады иконописцев-благоукрасителей соборной церкви. Несхожая манера письма таких икон, как образы святителей или дьяконских дверей и, например, «Благовещения», выдает авторство нескольких иконописцев. Часть образов ориентирована на достижения европейского искусства эпохи Возрождения. Иконы Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, митрополита Филиппа и Алексия человека Божия по своему построению напоминают портреты и картины Гирландайо2, Пьеро делла Франческа3, Пинтуриккио4 и многих других художников Италии и севера Европы, помещавших на переднем плане крупную фигуру героя, за которым располагался пейзаж, взятый с необыкновенно высо-
кой точки зрения. Таким образом строились ростовые иконы святых мастерами Оружейной палаты уже во второй половине XVII в5. Пышные драпировки одежд, сложная игра складок, особенно цветовое решение отличает названные выше иконы от статуарных, более традиционных «Московских митрополитов» и «Трех святителей».
В составе местного чина на южной стене находится икона псковского и новгородского князя св. благоверного Гавриила (Всеволода), строителя первого каменного Троицкого собора в Пскове, с изображением которого он пишется на иконах. На северной стене располагается икона «Св. Филипп Митрополит и Алексий человек Божий». Великолепная икона «Благовещение» за храмовым образом «Троицы Ветхозаветной», указывает на наличие Благовещенского храма при Троицком соборе. Образ «Благовещения» существует в нашем иконостасе в трех вариантах: на царских вратах, в местном и праздничном чинах. События Благовещения описаны евангелистом Лукой. Сюжетную канву этого евангельского рассказа развивают протоевангелие Иакова и евангелие Псевдо-Матфея6. Именно в евангелии Псевдо-Матфея рассказывается о явлении архангела Гавриила Деве Марии, читающей Священное Писание, а именно Книгу пророка Исайи. В иконе «Благовещение» из Троицкого собора книга раскрыта на тексте Евангелия от Луки, которое юная Мария читать не могла, поскольку оно еще не было создано: «Се, зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус; Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется»7. Эти слова архангела Гавриила повторяют текст пророчества из книги Исайи: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог»8. Сказано это пророчество царю Ахазу с целью заверить царя в том, что он и его дом не будут истреблены Сирийским и Израильским царями. Напротив, замысел его врагов не осуществится, и один из потомков Ахаза будет обещанным Мессией, который родится чудесным образом от Девы. Так как Ахаз был потомком царя Давида, то эти слова подтверждают прежние пророчества о том, что Мессия произойдет из рода царя Давида. В православном искусстве этот сюжет с
раскрытой на пророчестве книгой не получил развития, но стал типичным для западноевропейской живописи. К западной традиции относится и изображение цветка лилии в руках архангела — символа чистоты и непорочности. В иконе нет привычных нам архитектурных фонов, которые символически изображали земной и небесный Иерусалим. Фон — густые темные грозовые облака, передающие таинственность и величественность совершающегося события. В разрыве облаков, освещенный небесным светом, нисходит Святой Дух в виде голубя9. Поза и жесты Богородицы тоже не совсем традиционны для русской иконы. Но опущенные глаза Марии, легкий наклон фигуры и жест ее скрещенных на груди рук выражают смирение и покорность Божьей воле: «Да будет мне по слову Твоему»10. Цвета деталей фона и одежд Богородицы выглядят несколько приглушенно рядом с блистанием сверкающего алого плаща архангела Гавриила золотых «пробелов» его зеленых одежд. Со своими розовыми крыльями, ярко-красным цветком, в блистающих одеждах — он истинный посланец неба.
Образ первоверховных апостолов Петра и Павла напоминает нам о святом покровителе правящего монарха — Петра Первого, в царствование которого создавался иконостас, и который был крещен в день святых апостолов Петра и Павла. Соединение образов двух этих апостолов в одной иконе традиционно для русского искусства. Через год после создания иконы их имена соединятся и в названии главного храма новой столицы. Икона святого Алексия человека Божия изображает тезоименитого святого отца Петра Первого — царя Алексея Михайловича и сына Петра от Евдокии Лопухиной, царевича Алексея Петровича, названного в честь деда. Икона пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи изображает святого патрона сводного брата-соправителя Петра — царя Иоанна Алексеевича. Святой Алексий человек Божий соединен на иконе с образом святого Филиппа митрополита Московского. Митрополит Филипп (Колычев) достойно подвизался и как суровый и аскетичный монах, и как рачительный игумен Соловецкого монастыря, и как пастырь, испытавший на себе гнев царя Ивана IV и увенчавший свой подвиг мученической смертью. На
7Гасо# № 5/ 2О /9
митрополичьей кафедре он находился очень недолго, в течение 1566-1568 гг., но его святительское служение вошло в историю Русской Церкви. Образ митрополита Филиппа (Колычева) вносит актуальную для своего времени тему симфонии церкви и государства. Казненный в царствование Ивана Грозного митрополит, дерзнувший обличать и наставлять царя, был канонизирован в царствование Алексея Михайловича. Мощи митрополита Филиппа в 1652 г. были перенесены в Москву. Почти накануне создания иконостаса Троицкого со-борав 1691 г. в Москве была построена первая каменная церковь св. Филиппа. А с 1680-х по 1694 гг. и в Пскове строился придельный храм Никольской церкви Любятовского монастыря, освященный во имя Филиппа митрополита Московского11. Появление его изображения в нашем иконостасе — это отклик на недавно совершившееся событие Русской Православной Церкви, отражение общерусской тенденции прославления святителя-мученика.
Портретов святителя не сохранилось. По указанию Иконописного подлинника под 9-м января предписано так изображать митрополита Филиппа: «подобием изчерна над-сед, власы с ушей кратки, брада яки Николи-на, покороче, надседа мало, на главе шапка святительская, риза святительская, саккос, в омофоре и Евангелие»12. В более позднем «Руководстве к писанию икон угодников бо-жиих»13 подчеркиваются те же характерные черты: «типом русский, с небольшой бородою, с большою проседью, одежда — саккос, омофор, палица, панагия, на голове митра». Дошли до наших дней шитая икона 1590-х гг., изображающая митрополита Филиппа14, образ «Святитель Филипп с житием»15, икона «Святитель Филипп Московский»16, шитый покров на раку 1659 г., икона Симона Ушакова 1653 г. и ряд других17. После канонизации и перенесения в 1652 г. мощей митрополита Филиппа в Москву были написаны многочисленные иконы с его изображением, которые, наверняка стали известны авторам Троицкого иконостаса18. В русле уже сложившейся иконографии создан образ святого митрополита и на нашей иконе.
Святой Алексий, происходя из состоятельной и богобоязненной семьи, прожил жизнь в добровольном нищенствовании, от-
казе от всех житейских благ, помогая из милостыни, которую ему подавали, немощным и престарелым. Сама Матерь Божия через свою икону назвала его «человеком Божиим». На иконах его пишут босым, как юродивого, согласно иконописным подлинникам: «образом, брадою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина празелень дика, нищенская рубища, руки к сердцу держит; инде пишет: в левой руке свиток, а в нем написано сице: «Се остави отца и матерь, жену и род, и друга, села и имения»19 Нищенская рубаха Алексия на иконе вся сияет золотом. С. С. Аве-ринцев отметил: «Как золото — «абсолютная метафора» света, так свет — «абсолютная метафора» Бога»20. Божественный свет осиял образ человека Божия, а изображенные в верхнем регистре иконы над грядой облаков сидящая Богородица с младенцем Христом на коленях протягивают святому Филиппу и святому Алексию венцы, напоминающие венки римских триумфаторов.
Святой Иоанн Креститель изображен с развернутым свитком. Надпись на нем: «Аз убо крещаю вы водою в покаяние: Грядый же по мне креплий мене есть, Емуже несмь достоин сапоги понести, Той вы крестит Духом Святым и огнем21. В верхней части иконы в центре расположена фигура благословляющего Бога-Отца, что соответствует сюжету Крещения Господня или Богоявления. Богоявление — другое название христианского праздника, установленного в воспоминание о Крещении Иисуса Христа в водах Иордана и явлении в этот момент одновременно всех трех лиц Святой Троицы: Святого Духа в виде голубя и Бога Отца в гласе:«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»22. Сцена Крещения, вписанная в пейзаж, присутствует в иконе. Голубь изображен над головой крещаемого Иисуса. В верхнем регистре по сторонам Бога Отца в овалах выделены сцена Вознесения Христова слева и трое избранных святых справа.
Образ трех московских святителей «Митрополиты Пётр, Алексий и Иона» расположен симметрично иконе с изображением Вселенских учителей святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Это композиционное сопоставление приравнивает роль русских митро-
политов в истории России к значению для Вселенской христианской церкви трех великих святых четвертого века, чей авторитет в вопросах догматики, организации и богослужения церкви почитается во всем христианском мире. Интересно, что иконография святого Иоанна Златоуста предписывает писать его «очень малого роста, с большою головою, ...сухощав донельзя,... чело высокое и большое, а русая борода мала и весьма редкая, как и волосы»23. Таким мы видим его на псковской иконе XV в. «Три святителя с Параскевой Пятницей»24. На иконе из местного чина Троицкого собора с изображением трех святителей, Иоанна заросшего густой бородой с кудрявыми волосами, спускающимися на лоб, мы узнаем только по надписи над его головой.
Московские митрополиты Петр, Алексий и Иона во времена нестроений и бедствий, военной угрозы и междоусобиц сохраняли православную веру Руси, помогали на этой объединяющей народ основе создать государство, названное в XVI в. Третьим Римом, хранителем Вселенского православия. В иконостасе, создаваемом в ходе Северной войны, появление образов митрополитов, своим служением поддерживающих московских князей в их борьбе за объединение страны против инославных иноземцев, понятно и логически обосновано.
С митрополита киевского и всея Руси Петра и великого князя Ивана Калиты начинается возвышение Москвы: митрополит Петр приезжает из Владимира Великого в бывшую тогда небольшим городком удельного княжества Москву, закладывает Успенский собор, в котором завещает себя похоронить. Так мощи митрополита Петра стали «камнем» в основании Успенского собора Московского Кремля и первой его святыней. Святитель Петр был одним из тех русских митрополитов, правление которых пришлись на годы бесславия русской земли. Борьба за единство Руси — главный духовный подвиг святителя Петра, через несколько десятилетий ее продолжит другой московский святитель — митрополит Алексий. Блестящий государственный деятель, переводчик Нового Завета, строитель храмов и монастырей, дипломат, молитвенник
и чудотворец — таким бал святитель Алексий, митрополит Московский. Когда в 1359 г. умер великий князь Иван Кроткий, его сыну Дмитрию (будущему Донскому) шел девятый год. Глава церкви оказался фактическим регентом при малолетнем князе. Митрополит Алексий определял политику Московского княжества, ставшего центром единения русского народа. Благодаря этой политике церковь спасла государственность и создала нацию.
При митрополите Ионе было положено начало фактической автокефальной Русской церкви, которая отвергла Флорентийскую унию. Митрополит Иона имел большое влияние на великого князя Василия II, активно участвовал в его деятельности по объединению разрозненных русских княжеств. О том, что образы святых митрополитов в русском сознании были нагружены некоторыми государственными функциями, говорит принятие присяги на верность государю у гробницы одного из святых патронов московской митрополии — святых Петра или Алексия25. В 1712 г. указом царя столицей был объявлен Санкт-Петербург, но Москва оставалась духовным и культурным центром России. Икона трех московских митрополитов утверждала идею духовной поддержки и опоры централизованной государственной власти.
Иконостас Троицкого собора следует «послениконовской» традиции. Изменения, произведенные патриархом Никоном в главном иконостаса Успенского собора Московского Кремля не могли не вызвать многочисленных подражаний. Главный иконостас Успенского собора был создан по инициативе патриарха Никона и по указу царя Алексея Михайловича в 1653 г. В мемуарах Павла Алеппского, сопровождавшего антиохийско-го патриарха Макария26, приведены сведения об изменениях в местном ряду иконостаса Успенского собора: «Во всех московских церквах существует такой обычай, что икону Владычицы ставят справа от жертвенника, а икону Троицы слева. Но наш владыка патриарх под конец посоветовал им, и Никон уничтожил прежний обычай и сделал по-нашему и это по той причине, что патриарх Никон чрезвычайно любящий греческие обряды... Как только наш владыка сказал им об этом,
7Гасо# № 5/ 2О /9
тотчас Никон вынул эту икону (Владимирскую Богоматерь) с ея шкафом с этой стороны и поставил налево на место Троицы, и на ее место греческую икону Спасителя, принеся ее из конца ряда. Так сделал он и в большинстве церквей»27 По сторонам от Царских врат в Троицком соборе, как и в Успенском Московского Кремля, после вышеназванных перемен, стоят иконы Спасителя и Богородицы. Это торжественные репрезентативные образы.
Иконография Христа Пантократора, сидящего на престоле, складывалась еще в катакомбной живописи. Именно в Риме с его традициями изображения императоров-триумфаторов формируется подобный канон 28. В нашей иконе, кроме обильного узорочья, обращает на себя внимание необычно обширный текст раскрытого Евангелия. Само Евангелие в подобных иконах может быть и закрытым, а на открытом чаще всего крупно начертывались короткие цитаты из евангельских текстов29. В иконах XVII столетия книга становится тоже по-своему «живоподоб-ной», страницы ее полностью заполняются строчками. В нашей иконе евангелие раскрыто на стихах: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны»30. Текст напоминает нам о двух пришествиях в мир Христа: одно уже было, другое будет. Они имеют разные цели: первое было для спасения, второе будет для суда. Бог не только дал людям Сына, но и отложил время суда, чтобы согрешившие и неверующие могли покаяться: «Веруяй в Сына не будет осужден» — так Христос говорит Никодиму. Люди честные, искренние, чуждые всякого лицемерия охот-
но идут навстречу свету, стремятся к приобретению истины, явившейся во Христе. И они не боятся обнаружения их дел, потому что знают, что делали их «в Боге», т. е. для Бога и с Его помощью. Христос учит, что искренно любящий истину человек не боится, чтобы «дела его явны были»31.
В иконах по сторонам Царских Врат ощутим живой интерес к изображению ликов Христа и Богородицы. Это тоже характерная примета времени. Умению передать «живопо-добие», отдал много сил ведущий иконописец своего времени — Симон Ушаков, отсюда его внимание к образу «Спаса Нерукотворного», который, будучи непосредственным отпечатком человеческого лица должен был выглядеть «яко живо». Тот же интерес к передаче «живого лица» мы ощущаем и в работе автора иконы «Спас на престоле». Лицо Спасителя написано при помощи светотеневой моделировки, так, как выполнялись парсуны32. В данном случае православное богословское толкование33 побеждает ренессанс-ная эстетика с реалистичной концепцией света. Набор пигментов тоже непривычный для древнерусской живописи: это не сан-кирь личного письма на основе охры, с последующими высветлениями, а некоторый, правда тоже условный, бело-розовый колер с сероватыми притенениями. Не «Фаворский» нетварный свет освещает лик Христа, его объем моделирует естественное природное освещение, отсюда и появление светотени, которая не могла присутствовать в традиционной иконе, потому, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»34. Против таких попыток сближения древнерусской системы иконописи с отображением реальной жизни и желанием образы святых писать как портреты выступал незадолго до этого ревнитель традиций старой русской веры протопоп Аввакум: «Спасов образ Эммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявая, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лиш сабли той при бедре не написано. А все то писано по плотскому умыслу: понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя. Христос же Бог наш тонкостны чувства имея все, яко же и богословцы научают нас»35.
За этими эстетическими оценками стоит неприятие разрыва с вековой национальной традицией, усиления европейского влияния и начавшейся секуляризацией культуры России. Это начало спора русской культуры о дальнейших путях развития страны «почвенников» и западников, которые вновь и вновь будут проявлять себя в последующие периоды русской истории.
Обе иконы: Христа и Богородицы с Младенцем в полной мере несут черты барочной эстетики с ее любовью к изукрашен-ности, изящной отделкой мелких деталей, особой радостной, праздничной эмоциональной атмосферой. Все иконы местного чина имели богатые чеканные оклады, от которых остались только венцы на некоторых из них.
Особое значение имеют в Троицком соборе иконы с изображением святого благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского. Этот новгородский князь, внук Владимира Мономаха, родился и почти всю жизнь прожил в Новгороде, где княжил его отец. На псковском столе он провел последние восемь месяцев своей жизни. Это был первый князь, избранный по воле самих псковичей. Главным деянием князя Всеволода-Гавриила в Пскове был начало постройки храма Троицы, законченного после его кончины. Собор был возведен вместо храма времен равноапостольной княгини Ольги. На иконах святого пишут держащим в руке храм «об одном верху». Местная канонизация Всеволода Мстиславича в Пскове скорее всего произошла в связи с обретением его мощей около 1190 г. и положением их в Троицком соборе в 1192 г. В 1581 г., во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория, старец псковского Покровского монастыря Дорофей видел около Покровской, угловой башни псковской крепости, на месте будущего штурма, Пресвятую Богородицу, которую умоляли о спасении города равноапостольный князь Владимир Святославич и псковские святые, в их числе и князь Всеволод-Гавриил. 8(21) сентября, в критический момент боя, когда враги овладели южной частью города, псковичи принесли крестным ходом к месту сражения мощи князя Всеволода Мстиславича, отслужили молебен, и к кон-
цу дня штурм был отбит. В память об этом событии для Покровской церкви была написана икона «Явление Пресвятой Богородицы старцу Дорофею», которая после ее возвращения из Германии с 2001 г. находится в Троицком соборе. В 1703 г. для мощей князя был устроен придел его имени в новом Троицком соборе36, который существовал до середины XX в. После разрушения в Пскове Казанской церкви в 1960 г. придел был наименован во имя Казанской иконы Богородицы.
Канонизирован святой благоверный князь для общерусского почитания на Ма-карьевском соборе 1549 г. Житие написано в 1550-1552. Древних изображений князя не сохранилось37. На формирование иконописного образа святого благоверного Всеволода-Гавриила повлиял выработанный уже к этому времени иконографический тип святого князя в иконах святых Бориса, Глеба и Владимира. Он изображался средовеком с короткими пышными волосами и длинной коричневой бородой, облаченным в княжеское корзно (шубу с меховым подбоем и воротником), подпоясанную нижнюю одежду и круглую княжескую шапку с меховой оторочкой. В иконописном подлинике его изображение описано так: «рус, власы с ушей повились, брада, что у Василия Великого, пошире и подоле, шуба червчата, испод лазор, на главе шапка княжеская, в руке церковь празелень с белилом, об одном верху, Святая Троица». Под 11 февраля: «на главе шапка, и шуба на нем княжеская; нецыи пишут в руке церковь, под ногами его лежит бранное оружие и щит»38.
До революции при раке с мощами благоверного князя находился его меч, который экспонируется теперь в Псковском музее-за-поведнике39. В 2010 г. икона « Св. Николай Мир Ликийских чудотворец и св. благоверный князь Всеволод-Гавриил» стараниями настоятеля храма протоиерея Иоанна (Му-ханова ) была реставрирована в Москве. И мы увидели икону, подобную тем, что еще в 1952 г. вызвали восхищение А. Н. Вертинского, человека одаренного и чуткого к красоте: «Потрясающий иконостас, иконы невозможной красоты. Уже бледные от времени и нежные. Богородицы-легкие, неземные, парящие в воздухе... И очень много зеленой краски — блеклой, вроде фисташковой. Этот, точно
Jiacog № 5/ 20/9
какой-то весенний, фон дает впечатление не- Теперь, благодаря публикациям40 мы
обычайной легкости и чистоты. А авторы? знаем из договоров авторов этих икон, хоте-
Авторы неизвестны — «какой-нибудь монах лось бы увидеть и реставрированный иконо-
трудолюбивый» как говорит Пушкин». стас.
Примечания
1. Салтыков А. А. Эстетические взгляды Иосифа Владимирова // ТОДРЛ. Т. XXVIII. Л., 1974. С. 275.
2. «Портрет Франческо Сасетти с сыном Теодоро» 1488 г, «Святая Варвара» 1473 г.
3. «Портрет Федериго да Монтефельтро иБаттисты Сфорца» 1472 г., «Святой Иероним с донатором» около 1450 г.
4. «Поклонение Мадонны Младенцу» 1500г, «Портрет мальчика» около 1500.
5. Например, икона Тихона Филатьева «Иоанн Предтеча со сценами жития». 1689 г. ГТГ.
6. Губарева О. В., Невзорова И. И., Языкова И. К. Благовещение Пресвятой Богородице. СПб., 2013. С. 17.
7. Лк. 1,31-32.
8. Ис. 7:14.
9. Сходные детали мы видим на иконе Благовещение 1717 года из Вологодского государственного музея-заповедника, происходящей из церкви Иоанна Предтечи в Рощеньи в Вологде.
10. Лк. 1:38.
11. Постников А. Б. Иноческое служение А. Л. Ордина-Нащокина и ветви его родового древа в Пскове. М., 2014. С. 5.
12. Пуцко В. Г. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси, в иконописи и лицевом шитье XVII в. // Альманах «Соловецкое море». № 6. 2007 [Электронный ресурс]: URL: http://www.solovki. info/?action=archive&id=383
13. Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон угодников божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев (репринтное издание) М., 2002. С. 146.
14. Москва, Мастерская Ирины Федоровны Годуновой (?) 1592 (?). ГРМ ДРТ-308. Поступила из Соловецкого монастыря.
15. Конец XVII в. ГМЗ «Коломенское».
16. 2-я треть XVII в. с поновлениями конца XIX начала XX в. ГРМ.
17. Подробнее см.: Пуцко В. Г. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси, в иконописи и лицевом шитье XVII в. // Альманах «Соловецкое море». № 6. 2007.
18. Когда привезли мощи св. Филиппа, царь, патриарх и государственные сановники вместе с архиереями, всеми настоятелями монастырей и священниками и со всеми жителями города вышли для встречи их в облачениях, со свечами, хоругвями и иконами. Как нам все рассказывали, святой сотворил много чудес, открывая очи слепым, воздвигая калек и расслабленных и исцеляя помешанных, пока не внесли его в соборную церковь, где и положили с великою честью и уважением в раке из серебра и золота близ дверей пятого южного алтаря. Он до сих пор продолжает творить много чудес. По этой причине установили празднование его памяти вместе с их новыми святыми: праздник, акафисты и пр. Все приобретают его иконы, и живописцы днем и ночью заняты писанием дорогих икон его, а золотых дел мастера изготовлением чеканного серебра и золота для окладов на них. Во имя его тратят целые сокровища. Женщины имеют к нему великую веру: мы видали, как они ходили по иконному ряду и, купив его икону, приходили в ряд золотых дел мастеров, чтобы обложить ее серебром.// «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века». Глава X. Москва. — Служение патриархов в дворцовой церкви. Царская трапеза. Патриарх Никон и перенесение им мощей св. Филиппа митрополита / [Электронный ресурс]: URL: http://e-libra.sii/read/245033-puteshestvie-antiohiyskogo-pattiarha-makariya-v-moskvu-v-seredine-xvii-veka-1628-1631.html
19. Православная энциклопедия. Алексий человек Божий [Электронный ресурс]: URL: http://www. pravenc .га/text/114016 .html
20. Аверинцев С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Поэтика ранневизан-тийской литературы. СПб., 2004. С. 404^125.
21. Мф. 3:11.
22. Мф. 3:17.
23. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. Составил Императорской СПб. Академии Художеств академик исторической живописи Фартусов В. Д. М., 1910. Репринтное переиздание 2002 г. С. 73-74.
24. Икона «Избранные святые: Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий». Первая четверть XV в. (ГТГ).
25. Флоря. Б. И. Иван Грозный. М. 1999. С. 138.
26. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века [Электронный ресурс]: URL: http://e-libra.sii/read/245033-puteshestvie-antiohiyskogo-patriarha-makariya-v-moskvu-v-seredine-xvii-veka-162 8-1631 .html
27. Цит. по: Бетин JI. В. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса // «Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. XIV-XVI вв.». М., 1970. С. 104.'
28. Бобров Ю. Г. Указ. соч. С. 170.
29. «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные...» (Матф. 11:28), «Аз есмь свет миру» (Ин. 8:12), «Не судите, да не судимы будете» (Матф.7:1), «Не на лица судите»...(Ин. 7:21).
30. Ин. 6:16-2Í.
31. Ин. 3:21.
32. Парсуна (от лат. persona — «личность», «особа») — ранний жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.
33. «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12:46) В иконописи объем моделируется при помощи цвета, наложением слоев красок без применения светотени. Такая система «личного письма» сложилась в византийском искусства уже к XI веку.
34. Первое соборное послание св. апостола Иоанна Богослова (Ин. 1:5).
35. Пустозерская проза. М., 1989. С. 102.
36. Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. Киев, 1831. Ч. 3. С. 153.
37. Наиболее раннее изображение В. М. сохранилось на миниатюре Радзивиловской летописи кон. XV в. — «Вокняжение в Новгороде» (БАИ. 34. 5. 30. JI. 156 об.). Другие сохранившиеся изображения: «Св. князья Борис, Всеволод-Гавриил и Глеб» XVII в. ПГОИАХМЗ, «Всеволод-Гавриил, кн. Псковский» XVII в. НГОМЗ; одноименная икона XVII в. под записью в Троицком Соборе Пскова, шитая псковская икона XVII в. ПГОИАХМЗ, а также в росписях Архангельского собора Московского Кремля XVII в. Подробнее о сложении иконографии св. благоверного Всеволода-Гавриила: Ю. В. Бродовая, Иконография Всеволода-Гавриила Мстиславича // Православная энциклопедия [Электронный ресурс]: URL: http://www.pravenc.ra/text/155468.html
38. Книга глаголемая Описание о Российских святых где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чюдеса сотвори, всякаго чина святых дополнил биографическими сведениями Граф М. В. Толстой. Москва в Университетской типографии (М. Каткова) на Страстном бульваре 1887. [Электронный ресурс]: URL: http://krotov.info/libr_min/19_t/ol/stoy_1887.htm
39. По совокупности признаков меч датируется XIV-XV вв. это позднесредневековый рыцарский двуручный меч западноевропейской работы. Перекрестье же, судя по форме, может быть и более ранним: имеются английские и южногерманские аналоги XII-XV вв. На перекрестии находится готическая надпись «Honorem meum nemini dabo» (Чести моей никому не отдам). Этот текст является родовым девизом графов Зайн-Витгенштейнов, одна из ветвей рода которого с 1762 г. обосновалась в России. К этой семье принадлежал герой 1812 г. генерал П. X. Витгенштейн. При посещении Пскова Иваном Грозным в 1569 г., царь подивился «величествию» этого оружия. Вероятно, меч, которому «дивился» Иван Грозный, уже не был подлинным мечом князя Всеволода-Гавриила, а тем рыцарским мечом XIV-XV вв., что хранится ныне в Псковском музее-заповеднике. (А. Р. Артемьев «О мечах-реликвиях, ошибочно приписываемых псковским князьям Всеволоду-Гавриилу и Довмонту-Тимофею//Российская археология. 1992. №2. С. 66-74.) А. В. Назаренко, В. И. Охотни-кова высказали предположение, что появление меча у раки князя Всеволода-Гавриила объясняется своеобразной «парностью» почитания святых Всеволода, и Довмонта в Пскове, которое явно копирует положение меча над погребением скончавшегося в 1299 г. кн. Довмонта в Троицком соборе // Православная энциклопедия. Всеволод (Гавриил) Мстиславич. [Электронный ресурс]: URL: http:// www. pra vene. га/list. html?t
40. Словарь иконописцев XI-XVII веков. Сост. И. А. Кочетков М., 2003, изд. 2-е М., 2009.
41. Николаева М. В. Иконостас петровского времени. М., 2008.
JTacoß M 5/ 20 /9
Jidcûû M 5/ 20/9
Свв. Филипп митрополит и Алексии человек Божий