Научная статья на тему 'К истории Петербургского храмоздательства второй половины XIX - начала XX В. (устройство иконостасов в храмах северной столицы как воплощение стилистических предпочтений в искусстве и духовно-нравственных истоков Православия)'

К истории Петербургского храмоздательства второй половины XIX - начала XX В. (устройство иконостасов в храмах северной столицы как воплощение стилистических предпочтений в искусстве и духовно-нравственных истоков Православия) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
472
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории Петербургского храмоздательства второй половины XIX - начала XX В. (устройство иконостасов в храмах северной столицы как воплощение стилистических предпочтений в искусстве и духовно-нравственных истоков Православия)»

2005

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 2. Вып. 3

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

Н.Г. Дружинкина

К ИСТОРИИ ПЕТЕРБУРГСКОГО ХРАМОЗДАТЕЛЬСТВА второй половины XIX - начала XX в.

(Устройство иконостасов в храмах северной столицы как воплощение стилистических предпочтений в искусстве и духовно-нравственных истоков Православия)

В последнее десятилетие вышли в свет как научно-популярные1, так и научно-исследовательские издания2, посвященные стилистике, символике и истории создания иконостасов. Первое является удачной компиляцией, построенной на привлечении редких материалов, главным образом дореволюционных источников, представляющих антикварную ценность. Второе - сборник научных статей разных авторов, занимающихся проблемами специфики, иконографии, типологии иконостасов.

Так, М.В. Красовский подразделял все известные ему иконостасы на три группы: простые тябловые; тябловые с вертикальным обрамлением икон тонкими брусками; рамочные, «у которых тябла заменены карнизами, а вместо перегородок между иконами тянутся полуколонки или плоские части, соединяющиеся над каждой иконой в арки, имеющие то полуциркульную форму, то килевую, то, наконец, трехлопастную. Это уже целые архитектурные композиции, подчас очень сложные и исполненные с большим мастерством»3. И.Л. Бусева-Давыдова выделяет «метрические» и «ритмические» типы иконостасов. Она справедливо отмечает: «Простые тябловые иконостасы генетически являются начальной формой развития иконостаса как самостоятельной архитектурной конструкции...Разделение икон в тябловом иконостасе имело место в том случае, если поля отличались от цвета фона или если они были покрыты басмой ... Из единого целого он распадался на отдельные части, каждая из которых была четко отграничена от остальных. Из трансцендентного моления - Деисуса иконостас превращается в собственно иконостас, собрание икон, каковым он уже и остается в дальнейшем»4.

К моменту создания иконостасов петербургских церквей ХУШ-Х1Х вв. и «хождения» стиля барокко в России уже была выработана система сложения высокого сомкнутого иконостаса. Однако развитие церковного стиля подпало под влияние западноевропейских стилей, например барокко и рококо, определило специфику иконостасов Андреевского и Сампсониевского соборов, классицизма - Казанского собора и др., модерна - храма Воскресения Христова («Спаса-на-крови) и др., которые необходимо рассматривать в русле развития архитектурных стилей ХУШ-ХХ вв., не забывая о православных канонах.

Иконостасы можно классифицировать по количеству ярусов (от одного - до девяти), по материалу изготовления (деревянные-резные, металлические, каменные и т.д.),

€) Н.Г. Дружинкина, 2005

по стилистической ориентации (барочные, как в Петропавловском соборе Петербурга), классицистические (Казанский собор в Петербурге), по объемно-планировочному решению (плоские, объемно-пространственные - в плане многоугольник и т.п.), по смыслу и композиции в зависимости от представленной тематики икон в ярусах иконостаса. Например, известны различные варианты сюжетного построения створок Царских врат: композиционно нерасчлененные створки только с Благовещением Пресвятой Богородицы или только со святителями-литургистами Иоанном Златоустом и Василием Великим; двухчастная композиция с Благовещением (наверху) и избранными святителями; трехча-стная - с Благовещением и четырьмя евангелистами; четырехчастная - с дополнением сюжета Небесной Евхаристии.

Однако наиболее распространенной оказалась именно трехчастная композиция, а традиционным местом размещения иконы Небесной Евхаристии стала сень над Царскими вратами. Сень опирается на столбцы, к которым крепятся Царские врата. В XVII в. сень стали опирать на двойные резные колонки и поддерживаемую ими арку перспективного портала. В этот же период композиция Царских врат довершилась коруной, венчающей сень над вратами. Именно в такой композиции Царских врат, имеющих, кроме иконописных образов, обрамляющую их полихромную резьбу, басменные или чеканные серебряные или золоченые накладки, украшенные чеканными, резными на кости дробницами и другим декором, наиболее полно выражен смысл их как «Дверей рая».

C.B. Филатов5 предложил выделять четыре типа иконостасов XV-XVI вв.: 1 ) 2-ярусные, состоявшие из местного и деисусного чинов; 2) 3-ярусные, включавшие в себя либо местный, деисусный и праздничный чины, либо вместо праздничного завершавшегося пророческим чином; 3) 4-ярусные, состоявшие из местного, деисусного, праздничного и пророческого чинов; 4) 5-ярусные, которые, кроме чинов последнего типа, имеют дополнительный праотеческий чин. А.Г. Мельник усложнил данную схему и предложил свою типологию классификации иконостасов, через которую можно рассматривать и иконостасы петербургских церквей. По А.Г. Мельнику, «генеалогическую схему типов высоких иконостасов XV - середины XVII в.» можно представить в виде таблицы, в которой перечисление чинов ведется снизу вверх.

Как известно, иконографическое содержание царских дверей заключается в их изобразительных рядах. Каждая их половинка разделена горизонтальными линиями на четыре части или отделения, которых на обеих половинках восемь6. В местном ярусе иконостаса помещалась храмовая и особо местно чтимые иконы праздников и святых. Композиция иконостаса каждой петербургской церкви зависела от истории и характера строительства храма, от специфики внутреннего пространства, от влияния приходской инициативы, сказавшейся в конкретизации заказов и пожертвованиях. Интересна история строительства каждой петербургской церкви, особенности сложения благолепия их внутреннего убранства.

Например, 20 марта 1780 г. новопостроенный Андреевский собор освятили. В 1797 г. повелением императора Павла 1 Андреевский собор назначался орденским, капитуль-ным, в связи с чем над входом установили барельеф с изображением ордена Андрея Первозванного, несомого двумя ангелами. Следующими вехами в строительстве храма стали: исполнение лепки в интерьере в 1798 г. и устройство ограды с часовней, а в 1813 г. интерьер храма заново расписали. В 1834 г. в храме появилось отопление. В 1848-1850 гг. по проекту архитектора Н.П. Гребенки была осуществлена пристройка боковых приделов. Южный придел освятили во имя Успения Божией Матери, северный - во имя Святителя Николая. В 1850 г. главы собора и колокольню покрыли новым железом и позолоти-

ли на средства купцов В.А. Тименкова и А.И. Фролова, с изменением верха колокольни. В 1867-1868 гг. по проекту архитектора A.M. Горностаева заново отделали интерьер собора также на доброхотные пожертвования купцов В.А. Тименкова и А.Н. Фролова. Трехъярусный XVTIT столетия иконостас расширили и надстроили двумя ярусами, дополнительные иконы по этому поводу писали В.М. Пешехонов и Н.Г. Шишкин. 17-метровый иконостас строится по традиционному принципу: в алтаре - иконы Божией Матери и Спасителя. В Царских вратах даны изображения: четырех евангелистов в круглых резных медальонах, фигуры святых, Богоматери и архангела Гавриила. В полукруглой арке над Царскими вратами помещена икона «Тайной Вечери». В Местном ярусе справа друг за другом на плоскостях, разделенных каннелированными колоннами, следуют иконы: Архистратига Михаила, Андрея Первозванного, Чудотворца Св. Архистратига Михаила в Хонех, Св. Николая Мирликийского; справа: - Св. Архистратига Гавриила, Св. Екатерины, Св. Сергия Радонежского, Св. Александра Невского. В иконостасе Андреевского собора над иконами св. Гавриила и Св. Михаила помещены две иконы пядничного (или шестилистово-го) яруса: «Рождество» и «Рождество св. Иоанна Предтечи». Далее размещается праздничный ярус, представленный с одной стороны (справа от зрителя, стоящего лицом к иконостасу) иконами: «Рождество Христово», «Вход Господень в Иерусалим», «Воскресение», «Сошествие святого Духа Апостолам», а с другой (левой) - «Благовещение», «Богоявление», «Преображение», «Св. Троица». Над праздничным ярусом помещается апостольский ярус, состоящий из четырех икон: ( «свтт. Петра, свтт. Андрея Христа ради юродивого и Успения Божией Матери (справа); Св. ап. Павла, Василия Анкирского, Покрова Божией Матери (слева) прямоугольного формата и по бокам в круглых медальонах. Все иконы вставлены в резные золоченные декоративные рамы. В полукруглой центральной арке иконостаса, увенчанной крестом, размещается композиция «Несение креста». Вынесены вперед образа в киотах особо почитаемых святынь храма: справа - Георгия Победоносца, Божией Матери «Печерская»; слева - Божией Матери «Скоропослушница», апп. Петра и Павла. На аналое - образ Св. Андрея Первозванного.

Иконостас представляет собой яркий вариант барочного типа иконостаса - «петровского барокко» с мощной раскреповкой антаблемента в средней части - аркой, венчающей вход в царские врата, «замковыми» картушами, валютами, подчеркивающими дугообразные очертания, витые линии карнизов, кронштейнов, удерживающий мощный антаблемент, условно поделенного колонами на три ризалита плоскости иконостаса. Более того, главным содержанием алтарного комплекса становится всемерное подчеркивание «триумфальности» царственного величия и власти Вседержителя и Царя Царствующих. Тектоника всего иконостаса проникнута движением, свойственной барокко неуравновешенностью скульптурных масс и групп, декоративностью.

В первом ряду располагаются иконы в мощных барочных позлащенных орнаментированных рамах в проемах между канеллированными и перевитыми диковинной растительной орнаментикой колоннами коринфского ордера. Иконы в основном позднеака-демического письма.

В 1937 г. на средства прихожан (обновленческого прихода) было проведено исследование иконостаса и икон, которые затем позолотили и отреставрировали. При этом была изъята и передана в Русский музей икона Крестовоздвижения XVII в. с портретом царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

Тем не менее иконостас собора сохранил свою первозданность. Самые древние в иконостасе образа Св. Николая Чудотворца и Св. Александра Невского, переданные из церкви Меньшиковского дворца, находятся в храме с момента его основания. Особо по-

читается прихожанами храмовый образ Божией Матери «Нечаянная радость». В соборе также особо чтут иконы Св. ап. Андрея Первозванного. Одна с житием (датируется 1728 г.) из Св. Троице-Петровского собора (снесен в 1933 г.), другая аналойная, с частицей мощей апостола (частица мощей - вклад архидиакона Андрея Мазура). Алтарный образ апостолов Андрея и Филиппа также содержит частицу мощей Св. ап. Андрея. Величественный иконостас и старинные образа органично дополняют иконы нового письма.

В 1878-1879 гг. архитектор А.И. Кракау переделал в характере эклектики ограду и угловую часовню. В 1890 г. к алтарю пристроили пономарню, а через семь лет расширили алтарную часть.

В 1825-1829 гг. настоятелем Андреевского собора был протоиерей Герасим Петрович Павский, профессор С.-Петербургской духовной академии, профессор кафедр богословия С.-Петербургского университета, выдающийся филолог и гебраист, известный деятель Библейского общества и один из первых переводчиков Священного Писания на русский язык. В 1826 г. прот. Герасим Павский был назначен законоучителем к наследнику цесаревичу Александру Николаевичу (будущему императору Александру II), в 1829 г. -переведен ко двору. (Последним настоятелем с 1890 г. и до революционного слома цер-ковно-общественной жизни был прот. Иоанн Иоаннович Добронравов, квартиры для женщин, приют для неизлечимо больных в память Струйских (благотворителей Общества), больницу с домовой церковью во имя Всех Святых.) С 1881 г. председателем Общества состоял известный географ, почетный член Петербургской Академии наук, член Государственного совета, сенатор П.П. Семенов-Тян-Шанский. В 1891 г. в приходе создали народный хор под руководством К.К. Бирюковича, сыскавший заслуженную славу. В 1904 г. торжественно отмечали 175-летие собора7. 1914 год памятен в истории прихода образованием миссионерского братства.

Русский иконостас, начавший превращаться со второй половины XVII в. в «гигантскую резную раму» и в начале XVIII в. (на примере собора Петропавловской крепости) .удерживает эту тенденцию. По словам И.Л. Бусевой-Давыдовой, «это, очевидно, было вызвано стремлением обособить каждую икону, акцентировав ее содержание для молящегося. Такой процесс шел почти параллельно процессу обретения иконой ряда черт живописи нового времени, т.е. сближения иконы и картины»*.

Иконостасы Андреевского и Сампсониевского соборов можно отнести к «ритмическому» типу ( в отличие от метрического), поскольку они отвечают характеристике, данной этому типу И.Л. Бусевой-Давыдовой: «Второй тип - "ритмический" - характеризуется ступенчатой ярусной композицией и разнообразием форм иконных обрамлений. Конструкция таких иконостасов намеренно затушевывается, скрывается от глаз зрителя; ордерные детали в них употребляются сугубо неклассически (но не по средневековому, а барочно). Если в иконостасах предшествующего типа опоры располагались друг над другом (исключая местный ряд), то в "ритмических" иконостасах эта закономерность сбита и колонки нижнего ряда зрительно не поддерживают вышележащие. В состав рядов включаются карту-ши, разрушающие видимую тектонику строения. Если для "метрических" иконостасов типична прямоугольная форма икон и разнообразятся только формы завершения, то в "ритмических" встречаются овалы, квадрифалии, многогранники, шести- и восьмилистники. Значительно более разнообразны и мотивы резьбы, включающие раковины, кубки, вазы, короны, шнуры с кистями, колонки и пилястры разных типов. Центральная ось не просто выделена, а безусловно доминирует, являясь главным организующим началом».9 что в полной мере становится определяющим в конструктивном и декоративно-художественном решении иконостасов Андреевского и Сампсониевского соборов. Безусловно, внешний

облик иконостасов, его типология зависят от архитектурной пространственной организации и господствующего стиля: классицизма, эклектики, национально-романтических, византирующих предпочтений.

Общеизвестно, что Казанский собор был возведен по инициативе императора Павла I вместо старой придворной церкви Рождества Божией Матери, где находилась Чудотворная икона Казанской Божией Матери (по преданию, избавившая Москву от поляков в 1612 г.). Император пожелал, чтобы новый храм напоминал Собор Святого Петра в Риме, и избрал проект архитектора А.Н. Воронихина. Закладка этого замечательного памятника русского классицизма состоялась в 1801 г., освящение - в 1811 г. Фасады и интерьер здания украшены барельефами работы лучших русских скульпторов - И.П. Мар-тоса, Ф.Г. Гордеева, Ф.Ф. Щедрина и др. Статуи святого Владимира, Александра Невского, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного отлиты по моделям С.С. Пименова, И.П. Мар-тоса, В.И. Демут-Малиновского, иконы писали В.К. Шебуев, К.П. Брюллов, B.JT. Боровиковский, O.A. Кипренский, Ф.А. Бруни и др. В 1813 г. в северном приделе был погребен фельдмаршал М.И. Кутузов, в соборе хранились знамена и ключи от крепостей и городов, захваченных русскими войсками во время Отечественной войны 1812 г., а также жезл наполеоновского маршала Даву. Подлинным чудом Казанского собора стал его иконостас. В том виде, в каком он существует. Собор устроен в 1836 г. по проекту К. Тона вместо ранее существовавшего с 1811 г. по композиции Воронихина. Как отмечает А.П. Аплаксин, «царские врата остались без изменения с 1811 г., а кроме них и икон, все переделано вновь в 1836 г. Малые иконостасы тоже изменены, но значительно менее, чем главный...»10.

Формы иконостаса были определены исходя из интерьера, представляющего собой два перекрещивающихся корабля, образуемых двумя рядами парных колонн, перекрытых Коробовыми сводами, которые пышно украшены кессонами. Простота и строгость классицистических пропорций, использование ордера предопределили во многом пропорции и украшения иконостаса. Как справедливо писала И.Л. Бусева-Давыдова, «в целом "метрический" иконостас создает впечатление работающей стоечно-балочной конструкции (на самом деле декоративной, поскольку все детали вырезались отдельно и крепились на конструктивную основу). Иконостасы "метрического" типа устанавливались в традиционных - по композиционному решению храмах - крестовокупольных или бесстолпных постройках с кубическим внутренним пространством. Геометризм плановых очертаний и близость вертикального и горизонтального измерений здания отражались в композиции иконостасов. Их достоинствами были рациональность и зрительная ясность структуры, относительная простота размерений и соответственно облегчения исполнения»11.

С 1811 по 1858 г. собор был кафедральным, а до 1917г. считался собором императорской фамилии. С 1932 по 1991 г. в нем располагался Музей истории религии и атеизма, в 1991 г. для богослужений передали восточную часть храма. В 2000 г. Казанскому собору был возвращен статус кафедрального. В 2001 г. в него перенесли Чудотворный образ Казанской Божией Матери, до того хранящийся в Князь-Владимирском соборе.

Примером «метрического» типа может служить и иконостас Исаакиевского собора. Вот как описывали благолепие иконостаса и святыни Исаакиевского собора в дни его 50-летия со дня основания современники: «Из-за царских врат виднеется во всю ширину запрестольного окна написанный чудный образ Воскресшего Спасителя, поражающий своим величием и великолепием и как бы царящий над всем храмом. Образ исполнен в мюнхенской королевской фабрике художником Кленцом и удивляет тем, что он составлен из квадратных стекол на подобие мозаики, спаянных оловянными прутьями. Пре-

стол из пяти квадратных колонн белого итальянского мрамора покрыт кипарисной доской. За престолом помещается пьедестал из такого же мрамора для массивной серебряной дарохранительницы, представляющей точное изображение Исаакиевского собора в миниатюре. На изготовление этого шедевра искусства пошло около 5 пудов серебра. Горнее место - беломраморное с 2 ступенями из зеленого генуэзского мрамора, с изящными, но скромными стенками... Иконостас, украшенный над царскими вратами скульптурной группой работы бар. П. Клодта, вмещал 4 ряда образов, писанных масляными красками на полотне Нефа Ф. Брюлловым, Живаго, Шамшиным, Молдавским и Дорнером. Ныне эти образа заменены великолепными мозаичными копиями с прежних, исполненными мозаичным отделением Императорской Академии художеств»12.

Боле того, над иконами нижнего яруса, возвышающегося на солее - бронзовые, вызолоченные головки херувимов и гирлянды из цветов, а выше их, по всему иконостасу, фриз из желтого сиенского мрамора с шестью рядами бронзовых, золоченных порезок; низ же под иконами украшен скульптурной мраморной работой. Замечателен и второй ярус иконостаса, состоящий из белого мрамора с нишами в виде рам, в которые вставлены иконы. Над ним большой антаблемент с фризом из красного шоханского порфира, с малахитовыми вставками над колоннами и большой карниз.

Третий ярус, выше антаблемента - это искусно мраморная работа. В середине яруса, над Царскими вратами, по сторонам «Тайной вечери», колоссального размера бронзовые, вызолоченные фигуры ангелов. Восемь других таких же массивных фигур помещены по сторонам яруса, на пилястрах, по четыре фигуры на каждой стороне. Ярус завершается аттиком, поверх которого окруженный группой четырех молящихся ангелов крест, венчающий таким образом весь иконостас. По сторонам аттика два ангела, держащие доски с надписями: «Спаси Господи люди Твоя» и «Благослови достояние Твое». Все фигуры, украшающие аттик, золоченые, отлитые из бронзы гальванопластическим способом13.

Против боковых арок большого иконостаса видны малые приделы. Они устроены из трех сортов белого итальянского мрамора: субасемент - ломки Винкарелла, наружный фасад из статуйного - ломки Фальковой и внутренний фасад - ломки Де-ла-Пола. Цоколь сделан из черного мрамора, наклеенного на плите, которая укреплена к гранитному фундаменту иконостаса; субасемент украшен тягами из мрамора, порезками и вставками из малахита и французского красного мрамора гриотта; фасад, разделенный на два яруса и имеющий посредине аттик с полуциркульным фронтоном, украшен пилястрами из белого мрамора с бронзовыми золочеными орнаментами, базами и капителями. Над пилястрами 1-го яруса устроен из белого мрамора легкий карниз с фризом, бронзовыми украшениями и вставками цветного мрамора; 2-й ярус иконостаса оканчивается антаблементом, состоящим из архитрава, фриза и карниза белого же мрамора с бронзовыми золочеными порезками и вставками цветного мрамора; в середине над антаблементом и находится аттик с бронзовой золоченной группой.

Арки Царских врат украшены по сторонам высеченными из мрамора херувимами и бронзовыми украшениями на малахитовом фоне, а софиты и боковые устои, как в царских вратах, так и в северных и южных дверях, - малахитовыми инкрустациями, окаймленными бронзовыми порезками. Высота иконостасов без групп 4 саж. 2 арш. Царские врата, отлитые из бронзы и вызолоченные через огонь, представляют превосходнейший рисунок. Над малахитовым над ними фризе надпись на правом приделе Св. Великомученицы Екатерины: Се входить Царь славы; в левом Св. Князя Александра Невского: Сия врата небесная. Выше - образ Тайной Вечери. Рамы местных икон украшены отлитыми

из бронзы и вызолоченными бордюрами: превосходный их рисунок изображает цветы и плоды. Над ними, равно как и в арке над образом Тайной Вечери, помещены бронзовые золоченые украшения из групп головок херувимов с цветами. На красном шохханском фризе надпись, в приделе Св. Великомученицы Екатерины: Христос воста, веселие вечное; а в приделе Св. Александра Невского: Да возсияет и нам грешным свет Твой при-сносущий.

В аттиках помещены иконы, а в их полукруглых фронтонах - бронзовые золоченые фигуры херувимов, держащие в приделе Св. Великомученицы Екатерины Нерукот-воренный Образ, а в приделе Св. Александра Невского - свиток с надписью: Сей есть Сын мой возлюбленный, Того послушайте. На фронтоне и по сторонам его огромные бронзово-вызолоченные группы Воскресения Христова (в приделе Св. Екатерины) и Преображения Господня ( в приделе Св. Александра Невского), по моделям профессора Пименова, отлитые гальванопластически на заводе Герцога Лейхтенбергского. Южные и северные двери из дуба.

Внутренний фасад иконостасов устроен рамами с простыми порезками в массах мрамора, гладкими карнизами и пилястрами, соответственно лицевому фасаду14. Исходя из типологии, предложенной Л.И. Бусевой-Давыдовой, иконостас Исаакиевского собора можно отнести к «метрическому» типу «В иконостасах "метрического" типа четко выделяется прямоугольная сетка колонн, консолей (вертикальные составляющие) и карнизов (горизонтальные). Иконы в такой системе строго приравниваются по ширине, за исключением икон местного ряда, и имеют простую форму - прямоугольную, круглую или овальную, хотя наблюдается явная тенденция разнообразить их за счет завершений (полукруглых, трех- или многолопастных и т.д.) ... Тем не менее в "метрических иконостасах" заметно выделяется центральная ось: иконы, помещаемые над царскими вратами, были шире остальных, поскольку соответствовали ширине врат. Часто центральные иконы отличались иной формой завершения ( в рядах - прямоугольные, в центре - трехлопастные и т.п.). Очень эффектно выглядят иконостасы, в которых иконы центральной части повторяют своим завершением полуциркульный архивольт над вратами... Этот сквозной мотив, повторяясь все выше и выше, превращает центр иконостаса в одну торжественную триумфальную арку»,15 что наглядно проявляется в композиции иконостаса и Казанского, и Исаакиевского соборов.

Так, Большой иконостас из белого италианского мрамора Исаакиевского собора занимает всю ширину собора и возвышается, подобно иконостасам древних православных церквей, в уровень со сводами. Он трехъярусный и украшен десятью малахитовыми колоннами, роскошно канелированными на треть своей высоты, с литыми бронзовыми базами и капителями, золоченными гальванопластически. В алтаре восемь колонн и две пилястры из малахита, а по бокам поставлены две колонны из лапис-лазури. Здесь господствует ордер и симметрия.

Три арки в стене иконостаса служат входом в алтарную часть храма: средняя -через образуемые ею Царские Врата, непосредственно в главный алтарь; боковые - в предалтарие боковых приделов (направо - св. Екатерины Великомученицы, налево - св. Александра Невского), имеющих свои отдельные иконостасы. Боковые арки служат северными и южными дверями относительно большого алтаря. Бронзовые створы Царских врат украшены шестью образами. Над аркой, в уровень со вторым рядом образов иконостаса, горельефная группа, изображающая: Господа нашего Иисуса Христа, предвечного Архиерея, сидящего на престоле, выполненная гальванопластически по модели барона Клодта, ярко вызолоченная листовым золотом и дополненная с обеих сторон жи-

вописью работы Нефа, изображающего Богоматерь, Иоанна Крестителя и сонмы патриархов, пророков, царей, святителей, апостолов, судей, мучеников, святых и ангелов, окружающих престол Спасителя"' (работы Нефа). Над этой группой фриз из красного пор-фироподобного Шохонского камня, проходящий во всю ширину иконостаса, в уровень с таким же фризом, покрывающим почти весь интерьер храма, чередуясь с рельефными инкрустированными плитками малахита. Над фризом и в уровень с третьим рядом образов иконостаса первый аттик Царских врат - «Тайная Вечеря» (проф. Живаго), между горельефными изображениями ангелов, со святыми дарами, выполненными гальванопластическим способом по модели Витали.

Еще выше - второй аттик Царских врат: «Моление о чаше» (проф. Живаго); над ним группа ангелов, поклоняющихся пред крестом спасения (Витали), выполненная тоже гальванопластически и образующая значительную часть большого иконостаса. Этому украшению соответствуют в иконостасах обоих приделов две литые бронзовые группы работы Пименова: Воскресение и Преображение Господне.

В трех ярусах большого иконостаса Исаакиевского собора размещены 33 иконы кисти выдающихся русских художников. Так, в Царских вратах, две иконы Благовещения и четыре - Св. Евангелистов. Над аркою Царских Врат изображен Господь наш Иисус Христос, Предвечный Архиерей, с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечею, ангелами и Святыми. Собор Святых - живописная икона.

По сторонам Царских врат две местные Владычныя иконы - Спасителя и Божией Матери. От образа Спасителя направо - иконы Преподобного Исаакия Далматского, Святителя Николая и Св. Апостола Петра. За иконой Божией Матери налево - иконы Св. Благоверного Вел. Кн. Александра Невского, Св. Великомученицы Екатерины и Св. Апостола Павла. Все ) 5 икон принадлежат кисти проф. Нефа. Лики Святых, помещенных в этом нижнем ярусе, изображают Ангелов-Хранителей всех Державных Строителей Собора, начиная от первоначального его основателя императора Петра I до Александра II. Более того, многие иконы были заменены мозаиками. Причем, как известно, «первые работы, начатые в переведенной в Петербург мозаической мастерской, были иконы для нижнего яруса главного иконостаса Исаакиевского собора. Гг. Солнцев и Коки с помощниками гг. Бурухиным, Хмелевским, Пракгом, Линдбландтом и Щетининым воспроизвели мозаикою по оригиналу проф. Нефа местную икону Христа Спасителя; гг. Рубикон-ди и Федоров с помощниками гг. Гартунгом, Тихобразовым, Лебедевым и Щетининым -местную икону Божией Матери. Гг. Раев и вновь поступивший в мастерскую Алексеев начали икону Препод. Исаакия Далматского, окончил которую Алексеев с помощниками гг. Агафоновым и Муравьевым. Икону Св. Александра Невского исполнили гг. Шаповалов и Лебедев. Икону Св. Ап. Петра - гг. Солнцев и Агафонов, Св. Ап. Павла - гг. Алексеев и Пракг, Св. Вел. Екатерины - гг. Гартунг, Линдбландт и Фролов и Св. Николая -гг. Щетинин, Шаповалов и Муравьев»17.

Во втором ярусе большого иконостаса Исаакиевского собора находятся шесть икон; направо от золотой группы - иконы Св. Архистратига Михаила, Св. Праведных Анны и Елизаветы и Св. Царей Равноапостольных - Константина и Елены. Налево иконы Св. Блаженного Николая Новгородского, Св. Мироносицы Равноапостольной Марии Магдалины и Св. Мученицы Царицы Александры; Св. Равноапостольных князей Владимира и Ольги. Святые, лики которых помещены на этих иконах, - Ангелы-хранители членов Царствующего Дома. Все эти шесть икон написаны акад. Ф. Брюлловым. Он же - автор Св. Ангелов над боковыми арками иконостаса, по сторонам мраморных рельефов «Скрижали заповедей и Сосуд жизни».

На третьем ярусе, посредине, над царскими вратами «Тайная Вечеря», а по сторонам ее десять икон: направо Пророки Исайя, Иеремия, Царь Давид, Патриарх Ной, Родоначальник Адам; налево - Пророки Даниил, Илия, Царь Соломон и Патриархи: Мельхиседек и Авраам. В аттике иконостаса «Моление о Чаше». Иконы принадлежат кисти проф. Живаго.

В боковых стенах главного алтаря, с обеих сторон, внутренней и внешней, помещены 24 иконы разных художников. Со стороны придела Св. Влкмч. Екатерины, в нижнем ярусе на двери - Св. Архистратиг Михаил, поражающий сатану; направо икона св. Петра, налево - Алексия, Митрополитов московских и всея России. (Живопись академика Ф. Брюллова.) В верхнем ярусе три иконы: средняя, над самой дверью: Св. Тимофей, Св. Иоанн Богослов и Св. ап Варнава; направо - Св. Антоний и Феодосий Печерские; налево - Св. Благ. Борис и Св. Глеб Князья Российские. (Живопись Дорнера.) С алтарной стороны, на двери - Св. архидиакон Лаврентий, направо - Св. Василий Великий, налево - Св. Григорий Богослов, учители Вселенские. (Живопись Моладвского.)

В верхнем ярусе средняя икона: Св. Григорий Епископ Нисский, Св. Сампсоний Странноприимец и Св. Евсевий Епископ Самосатский; направо - Св. Косьма и Дамиан безсеребренники; налево - Св. Григорий Двоеслов и преп. Ефрем Сирин. (Живопись Дорнера.)

На северной боковой стене главного алтаря, с алтарной стороны, в нижнем ярусе, на двери - Св. Архидиакон Стефан; направо - Св. Афанасий Великий; налево - Св. Иоанн Златоуст, учители Вселенские. (Живопись Молдавского). В верхнем ярусе средняя икона: Св. Тихон, епископ Тримифийский, Св. влкмч. и целитель Пантелеймон и св. Мефо-дий, епископ Константинопольский; направо - преподобные Антоний и Феодосий Великие; налево - Алексий Божий человек и Св. Иоанн Лествичник. (Живопись Дорнера.) Со стороны придела Св. Александра Невского, в нижнем ярусе на двери - образ Св. Архангела Гавриила; направо - Св. Иона, налево - Св. Филипп, митрополиты Московские и всея России. (Живопись акад. Ф. Брюллова.) В верхнем ярусе средняя икона: Св. Самуил, судия Израильского народа, Боговидец Моисей и пр. Елисей; направо - Св. Кирилл и Св. Мефодий, епископы Моравские, просветители славян; налево - Св. Поликарп, Епси-коп Смирнский и Св. Тарасий, Патриарх Константинопольский. (Живопись Дорнера.) Над Царскими вратами, в алтаре помещен «Нерукотворенный Образ» (работы проф. Нефа), а над жертвенником - «Спаситель, благословляющий Св. Дары» (кисти проф. Шамшина)1*.

В малом иконостасе Св. Влкмч. Екатерины в царских вратах расположены шесть икон: две - Благовещения и четыре - Евангелистов. Над ними полукруглая икона «Тайная Вечеря». По сторонам их - местные иконы Спасителя и Богоматери; на южных и северных дверях - Св. Равноапосльные Царь Константин и Царица Елена. В верхнем ярусе, направо - Св. Влкмч. Екатерина и Св. Митрофан; налево - Страдание Св. Влкмч. Анастасии, узорешительницы, и Преподобный Сергий Радонежский. В аттике иконостаса - «Положение во гроб», а во фронтоне аттика - «Нерукотворенный Образ» на полотне, держимом двумя ангелами, высеченными из мрамора. Все эти иконы писал акад. Дузи.

На внутренней стороне иконостаса, над царскими вратами, в полукружии, размещена икона Спасителя, одной рукой благословляющего, а в другой держащего державу; над жертвенником икона Рождества Христова. Первую писал акад. Плюшар, а вторую -проф. Шамшин.

В иконостасе Св. Благ. Вел. Кн. Александра Невского - в царских вратах также размещаются шесть икон: две - Благовещения и четыре - Св. Евангелисте; над царскими

дверями - полукруглая икона «Тайная Вечеря»; по сторонам их местные иконы Владыч-ныя - Спасителя и Богоматери; на южных и северных дверях - Св. Благ. Вел. Кн. Владимир и Св. Кн. Ольга. В верхнем ярусе, направо - Св. Благ. Вел. Кн. Александр Невский и Св. Царевич Димитрий, несомый ангелами; налево - Св. Спиридоний, Епископ Трими-фийский и Св. Вел. Кн. Михаил Тверской. В аттике иконостаса - «Несение Креста», а во фронтоне аттика - хартия с надписью, держимая также двумя высеченными из мрамора ангелами. Все иконы написаны акад. Майковым19.

На внутренней стене иконостаса, над царскими вратами - образ Спасителя, благословляющего Св. Чашу (работа акад. Плюшара), а над жертвенником - икона Знамения Божией Матери (проф. Шамшина)20.

А.П. Аплаксин назвал иконостасы Казанского собора «школой русской религиозной живописи»21 и перечислил, придерживаясь расположения икон в иконостасе, начиная с северного крыла к южному и от верхнего яруса к нижнему, иконы и их авторов: 1. Главный иконостас: 1) Рождество Христово - Воинов, 2) Пророчица Анна - Ф. Брюл-ло, 3) Положение во гроб - Сазонов, 4) Поклонение Пастырей - Лучанинов, 5) Св. Елизавета - Ф. Брюлло, 6) Младенец Христос, окруженный Ангелами - Иванов, 7) Сретение -Иванов, 8) Поклонение Ангелов - Лучанинов, 9) Св. Александр Невский - Щукин, 10) Северные врата - Архангел Гавриил - Угрюмов, 11) Царь Константин - Сазонов, 12) Обручение Девы Марии с Иосифом - Чернов, 13) Богоматерь с Предвечным Младенцем -Кипренский, 14) Сошествие Св. Духа - Сазонов, 15) Воскресение Христово - Угрюмов, 16) Чудотворная икона Казанской Божией Матери с десятью малыми иконами, изображающими чудеса от Нее бывшие, 17) Царские врата, в которых помещены Благовещение, представленное в виде двух икон: Пречистой Девы Марии и Архангела Гавриила, и четыре Евангелиста с символами. Все шесть икон принадлежат творчеству Боровиковского, 18) Преображение - Угрюмов, 19) Икона Спасителя, вынесенная из Рождество-Богородицкого храма, 20) Рождество Богородицы - Егоров, 21) Успение - Безсонов, 22) Апостол Павел - Сазонов, 23) Покров Пресвятые Богородицы - Тупылев, 24) Крещение - Иванов, 25) Введение во храм - Тупылев, 26) Апостол Петр - Сазонов, 27) Южные врата - Архангел Михаил - Угрюмов, 28) Св. Николай Чудотворец - Сазонов, 29) Благовещение - Щукин, 30) Св. Ольга - Брюлло, 3 I) Святое семейство - Сазонов, 32) Рождество Богородицы - Иванов, 33) Царица Александра - Брюлло.

При постановке иконостаса в 1836 г., по свидетельству А.П. Аплаксина, многие иконы были перемещены в него из малых иконостасов, кроме того, средняя часть иконостаса была значительно углублена в сторону алтаря, вследствие чего боковые его крылья, стоящие перпендикулярно к нему, значительно увеличились и в них были помещены работы Сазонова и Ф. Брюлло, изображающие Св. Николая Чудотворца, Св. Царицу Александру, Св. Константина, Св. Александра Невского, Св. Пророчицу Анну, Св. Елисавету, Св. Ольгу, т.е. тезоименитых императорской фамилии. В то же время из старого иконостаса были вынуты небольшие квадратные иконы с изображением святых Апостолов, которые поместили на алтарных стенах между верхними и нижними окнами.

Иконостас Казанского собора с четкой планировкой, симметрией расположения колонн, строгостью пропорций, соотношений частей и целого можно отнести, как и иконостас Исаакиевского собора, к «метрическому» типу. Иконостасы каждой петербургской церкви уникальны по своему образно-композиционному решению и составляют часть национального достояния, непреходящую ценность как отражение опыта соборной жизни русского Православия.

1 См., напр.: Православный иконостас / Авт.-сост. Т.Н. Шевцова. М., 2003.

2 Иконостас: Происхождение-Развитие-Символика / Сост. A.M .Лидок. М., 2000.

3 Цит по: И.Л. Бусева-Давыдова. Русский иконстас XVII века i! Иконостас: Происхождение-Развитие-Символика. С. 621-650, 621-622.

J Там же. С. 622-623.

* Филатов C.B. Проблемы взаимодействия станковой и монументальной живописи в памятниках архитектуры Московского круга конца XV-XVI веков: Автореф. канд. дис. М.. 1987. С. 13.

h Сперовский Н. Старинные русские иконостасы: Происхождение их и разбор иконографического содержания. СПб., 1893. С.4(М1.

7 Корольков М. Андреевский собор С.-Петербурга. СПб., 1904.

8 Бусева-Давыдова И.Л. Русский иконстас XVTT века. С. 621-650, 634.

4 Там же. С 634.

10 Аплаксип А.П. Казанский собор. Историческое исследование о соборе и его описание. СПб., 1911. С. 68.

11 Бусева-Давыдова И.Л. Русский иконстас XVII века. С. 621-650, 633-634.

12 В память пятидесятилетия основания и построения Исаакиевского собора. 1858-1908. СПб., 1908. С. 10-11.

" Описание Исаакиевского собора в С.-Петербурге, составленное по официальным документам. С приложением четырех рисунков Собора, плана его и трех снимков со св. икон / Сост. Священником Исаакиевского собора В.Серафимовым при содействии смотрителя сего Собора М. Фомина. 3-е изд. СПб., 1903. С. 52-53.

и Там же. С. 53-54.

15 Бусева-Давыдова И.Л. Русский иконстас XVII века. С. 621-650, 621-622, 653.

"' Подробное описание иконостаса см.: Преображенский П. Исаакиевский собор. История постройки храма, его святилища и художественные достопримечательности. СПб.; М., 1894. С. 38-39. 17 Описание Исаакиевского собора... С. 67-68. '» Там же. С. 69-70. "Там же. С. 70-71.

20 Там же. С. 72.

21 Там же. С. 68.

Статья поступила в редакцию 30 июня 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.