ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
ЗАЛОГОВЫЕ ФОНДЫ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА
БЕЛОКОПЫТОВ И.А.,
ассистент кафедры региональной экономики и природопользования, Ростовский государственный экономический университет,
e-mail: [email protected];
МАЛИНЕНКО Ю.С.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права, Ростовский государственный экономический университет, e-mail: [email protected]
В современных условиях хозяйствования многие предприятия не имеют достаточных финансовых ресурсов для развития. В то же время в собственности регионов и муниципалитетов находится значительное количество имущества, которое может рассматриваться в качестве обеспечения при получении заемных инвестиционных ресурсов.
Особой формой финансовой поддержки и создания условий для привлечения инвестиций в экономику региона может служить создание муниципальных и региональных залоговых фондов, предоставляющих поручительства по обязательствам хозяйствующих субъектов.
В статье обоснована актуальность создания залоговых фондов и предложена многоуровневая модель залогового механизма.
Ключевые слова: залоговый фонд; инвестиционные ресурсы; хозяйствующие субъекты; механизм; законодательные гарантии; субсидирование затрат; обеспечение по обязательствам; залоговое имущество; государственная поддержка; заемные средства; инвестиционный проект; залогодатель; заемщик; залогодержатель; бизнес-план; заявка на залог; залоговый механизм.
MORTGAGE FUNDS AS A TOOL FOR ATTRACTING INVESTMENTS INTO THE REGIONAL ECONOMY
BELOKOPYTOV I.A.,
assistant at the Department of the regional economy and wildlife,
Rostov State Economic University, e-mail: [email protected];
MALINENKO Y.S.,
Ph.D., associate professor at the Department of constitutional and municipal law, Rostov State Economic University, e-mail: [email protected]
In today's economic conditions, many businesses do not have sufficient financial resources for development. At the same time the property of regions and municipalities is a significant amount of property that can be considered as collateral for the borrowing of investment resources.
A special form of financial support, and to create conditions for attracting investments into the economy of the region is the establishment of municipal and regional mortgage funds, providing guarantee for the obligations of businesses.
In the article the relevance of the mortgage funds and proposed a multilevel model of collateral mechanism.
Keywords: mortgage fund; investment resources; business entities; mechanism; legal guarantees; subsidization; provision for liabilities; foreclosures; state support; borrowings; investment project; mortgagor; borrower; mortgagee; business plan; application for bail; breakage mechanism.
JEL classification: O18, R51.
© И.А. Белокопытов, Ю.С. Малиненко, 2013
В условиях отсутствия действенных механизмов привлечения инвестиционных ресурсов в экономику региона не представляется возможным добиться создания благоприятного инвестиционного климата в большинстве регионов страны, в результате чего требуются более совершенные организационно-правовые формы инвестирования и создание соответствующих им законодательных гарантий.
Для более эффективного функционирования и решения социально-экономических задач большинству субъектов хозяйствования реального сектора экономики необходима государственная поддержка. Механизмы ее предоставления делятся на прямые и косвенные. К числу прямых относятся выделение бюджетных субвенций на формирование стартового капитала предприятий, предоставление бюджетных субсидий на возмещение процентных ставок по займам, субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банках, и бюджетный кредит. В состав косвенных механизмов входят создание гарантийных (залоговых) фондов, включение предприятий в федеральные и региональные программы поддержки и развития бизнеса, рефинансирование заемного портфеля организаций (выдача банком кредитов, обеспеченных залогом прав требования по договорам займов), участие банков или иных инвесторов в деятельности предприятий в статусе ассоциированных членов.
Основным фактором, сдерживающим развитие предприятий и малых форм хозяйствования, является отсутствие у них достаточного обеспечения по обязательствам (залогового имущества по кредитам и займам).
Отсутствие залогового имущества, требуемого банком для обеспечения выдачи льготных кредитов, является общей проблемой всех создаваемых и большинства функционирующих предприятий.
Одним из механизмов государственной поддержки хозяйствующих субъектов является создание региональных и муниципальных залоговых фондов, которые должны стать эффективным инструментом, поощряющим развитие предпринимательской инициативы и стимулирующим привлечение кредитных ресурсов, прежде всего в техническое перевооружение действующих предприятий.
Залоговый фонд - это новый механизм поддержки инвесторов. Суть его в том, что инвесторы, реализующие социально значимые проекты, могут получить господдержку в виде предоставления имущества и имущественных прав на объекты региональной и муниципальной собственности для залога по банковским кредитам (Привлекательный капитал, 2012).
Целью создания залоговых фондов является увеличение инвестиций в экономику регионов, направленных как на создание новых объектов инвестиционной деятельности, так и на модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение имеющихся производств.
Основной целью использования залоговых фондов является обеспечение гарантий возврата привлекаемых заемных средств внешних инвесторов.
Создание залоговых фондов предусмотрено целевыми программами развития регионов и муниципальных образований, их инвестиционными программами (Ткач, 2011). Система залоговых фондов включает федеральные, региональные и муниципальные залоговые фонды (рис. 1), наиболее жизнеспособными из которых представляются два последних.
Образование муниципальных и региональных залоговых фондов, предоставляющих поручительства по обязательствам предприятий с целью привлечения кредитных ресурсов, выступает формой их финансовой поддержки и создает условия для привлечения инвестиций в экономику регионов.
В каждом из регионов и муниципалитетов, где планируется формирование и использование залоговых фондов, должна быть подготовлена соответствующая нормативно-правовая база. Она должна строиться в соответствии с федеральным законодательством, которое до сих пор не принято: ни в одном из федеральных законов в области инвестиционной деятельности не прописан не только механизм, но и отсутствует упоминание о залоговых фондах (Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности..., 2011; Федеральный закон «Об иностранных инвестициях..., 2011; Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности., 2011). В региональных и муниципальных правовых актах Ростовской области такая же ситуация (Областной закон Ростовской области «Об инвестициях., 2012; Областной закон Ростовской области «О предоставлении государственных гарантий., 2012; Областной закон Ростовской области «О Программе социально-экономического развития., 2012; Постановление Правительства Ростовской области «О Порядке формирования и ведения реестра., 2012; Постановление Правительства Ростовской области «Об утверждении Инвестиционной программы., 2012; Постановление Правительства Ростовской области «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы., 2011; Постановление Законодательного Собрания Ростовской области «О стратегии привлечения инвестиций., 2004; Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону «Об утверждении Инвестиционной программы города., 2012). В то же время в ряде регионов юга России, например, в Волгоградской области (Закон Волгоградской области «О залоговом фонде., 2006), Ставропольском крае (Закон Ставропольского края «О залоговом фонде., 2010; Постановление Правительства Ставропольского края «О некоторых мерах по реализации Закона Ставропольского края «О залоговом фонде., 2010; Распоряжение Правительства Ставропольского края «Об утверждении перечня., 2011; Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края «О конкурсной комиссии., 2009) и в Республике Дагестан (Закон Республики Дагестан «О залоговом фонде., 2008) залоговые фонды функционируют с 2006 г.
В принимаемых законах необходимо четко прописать механизм функционирования новой структуры, в том числе предусмотреть два этапа отбора инвесторов. Кроме того, инвесторы должны предоставить обеспечение сохранности залогового имущества. Основополагающим условием является процедура формирования перечня объектов залогового фонда, который должен утверждаться в обязательном порядке только после согласования с законодательным органом региона. Также любые изменения в перечне залогового имущества могут быть произведены лишь после принятия депутатами такого решения.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
/ / / /
\\\\\\\\Федеральные залоговые фонды \\\\\\\\ |
/ /
Третий уровень
/ А / /
******** Региональные залоговые фонды******** • • /
Второй уровень
Муниципальные залоговые фонды
1/
Первый уровень
Рис. 1. Система залоговых фондов
Если имущества муниципального или регионального залогового фонда будет недостаточно для обеспечения обязательств по займам, то дополнительно может быть получено обеспечение из федерального залогового фонда. В целом систему залоговых фондов следует рассматривать как механизм государственной поддержки, который позволит использовать имеющийся в регионе потенциал на развитие имущественного комплекса региона.
Залоговый фонд представляет собой совокупность имущества и имущественных прав, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования и выступающих в качестве обеспечения исполнения обязательств юридических и физических лиц, привлекающих заемные средства для реализации инвестиционных проектов, реализуемых на территории субъекта РФ или муниципального образования (Ткач, 2011).
В состав залогового фонда может быть включено любое имущество и имущественные права, за исключением имущества, которое не может быть предметом залога в соответствии с действующим законодательством, а именно: памятники истории и культуры; комплексы, имеющие природоохранное, экологическое, генетическое, научнорекреационное значение; природные зеленые зоны, в том числе лесопарковые пояса; особо охраняемые территории; иное имущество, изъятое из оборота (Ткач, 2011).
Формирование залогового фонда, перспективного для последующего использования в качестве залога, обеспечивается уполномоченным органом администрации региона или муниципалитета на основе поиска, выявления, инвентаризации и финансово-экономической сертификации.
Реестр имущества, входящего в состав залогового фонда, составляется и обновляется уполномоченным органом администрации региона или муниципалитета на основе решения главы администрации. На рис. 2 представлены обязательные реквизиты реестра имущества, входящего в состав залогового фонда: наименование объекта, адрес места расположения объекта, состав имущества объекта, балансовая и рыночная стоимость объекта, остаточная стоимость объекта, физические характеристики объекта, сведения о делимости объекта, сведения о характере обременений (при их наличии).
/ ✓
Обязательные реквизиты реестра имущества
/ ✓
адрес места расположения
✓
направление использования
/
наименование объекта
/ ✓
> основные характеристики объекта /
/ /
* балансовая и рыночная стоимость /
/ /
* другие существенные условия, характеризующие объект /
Рис. 2. Обязательные реквизиты реестра имущества, входящего в состав залогового фонда
Оценка объектов залогового фонда осуществляется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Первоначальная оценка объектов залогового фонда производится при внесении их в состав залогового фонда за счет
средств регионального или муниципального бюджета, на балансе которых оно находится. Повторная оценка объектов залогового фонда производится в случае заключения договора о залоге по истечении 6 месяцев с даты первоначальной оценки.
Непременным условием включения имущества в состав залогового фонда является его страхование в соответствии с условиями договора о залоге.
В качестве залогодателя выступает субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице уполномоченного органа администрации региона или муниципалитета (далее - управляющий залоговым фондом), в качестве заемщика - получатель средств, т. е. то лицо, в отношении которого предоставляется залог.
Залогодержателем выступает обычно инвестор (банк), подписавший основной договор о предоставлении средств с заемщиком и договор (соглашение) об обязательствах субъекта Российской Федерации или муниципального образования, содержащий условия об обеспечении исполнения обязательств залогом из объектов залогового фонда.
Инвестор - это юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вкладывающее собственные, заемные или привлеченные средства в форме инвестиций и обеспечивающее их целевое использование.
Хозяйствующий субъект, выступающий инициатором в предоставлении залога, обязан предоставить в администрацию региона (муниципалитета) подробный бизнес-план использования займа и заявку на залог.
Основными критериями отбора инвестиционных проектов для предоставления залога являются: срок окупаемости инвестиционного проекта, его бюджетная эффективность и социальная значимость, объем инвестируемых средств.
В ходе анализа заявки заемщика на получение залога из состава залогового фонда может быть дан как положительный ответ, так и отрицательный, но может быть осуществлен и запрос дополнительной информации в случае возникновения спорных вопросов или неопределенности.
Основанием для отказа заявителю в предоставлении залога могут быть: представление заявителем недостоверных сведений, отрицательное заключение по экспертизе бизнес-плана, отсутствие достаточных гарантий у заявителя или наличие просроченных платежей в бюджеты всех уровней.
В случае принятия положительного решения о предоставлении залога управляющий залоговым фондом по поручению администрации муниципального образования заключает договор о предоставлении залога с заемщиком в соответствии с требованиями действующего законодательства. Процедура заключения договора включает заключение заемщиком кредитного договора (договора займа) с кредитором, заключение управляющим залоговым фондом с кредитором договора о залоге, который должен отражать механизм передачи предмета залога кредитору в случае неисполнения обязательств заемщиком в соответствии с законодательством, заключение договора управляющим залоговым фондом с заемщиком, в котором указываются условия контроля за ходом реализации инвестиционного проекта, формы и периодичность отчетности заемщика об использовании полученных им кредитных (заемных) ресурсов, ответственность заемщика в случае обращения взыскания на предмет залога, последовавшего в результате невыполнения заемщиком условий кредитного договора (договора займа) с кредитором.
При получении кредита под объекты залогового фонда заемщик должен представить управляющему залоговым фондом материалы (документы, сведения), необходимые для контроля за целевым использованием полученных средств в части, обеспеченной залогом объектами залогового фонда.
Предоставление залога из состава залогового фонда для обеспечения обязательств по кредитам инвестиционных фондов должно носить безвозмездный характер, что обусловлено исключительной важностью привлекаемых на долгосрочной основе средств для социально-экономического развития регионов (Ткач, 2011).
Залоговые фонды позволяют задействовать залоговый потенциал региона и повысить показатели его экономического роста. Значительный экономический эффект обеспечивают, в частности, вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных (свободных) местных ресурсов, внебюджетное финансирование региональных и муниципальных программ, капитализация коммерческой прибыли в регионе.
Залоговые фонды являются механизмом гарантирования, привлечения и защиты инвестиций, а также эффективного взаимодействия инвесторов и заемщиков.
Они выступают гарантами-поручителями перед банками и небанковскими финансовыми институтами за хозяйствующие субъекты, что не только обеспечивает возвратность займов, но и снижает риск, который банк закладывает в стоимость кредита, именно таким образом решается проблема доступности ресурсов для представителей малого бизнеса.
Для повышения эффективности государственной поддержки на основе использования залоговых фондов нами разработана многоуровневая модель залогового механизма с участием залоговых фондов, при этом мы исходили из того, что в разных регионах залоговые фонды уже сформированы (рис. 3).
Повышению эффективности создания и функционирования уже имеющихся региональных и муниципальных залоговых фондов может способствовать реализация региональными органами власти и управления следующих мер: разработка и совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей процедуру создания и использования залоговых фондов; создание единой системы залоговых фондов; субсидирование затрат на оценку стоимости залога из состава залогового фонда.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2
Рис. 3. Многоуровневая модель залогового механизма с участием залоговых фондов
ЛИТЕРАТУРА
Закон Волгоградской области «О залоговом фонде Волгоградской области» (2006). 07 декабря. № 1409-0Д. Неофициальный источник: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Закон Республики Дагестан «О залоговом фонде Республики Дагестан» (2008). 10 июня № 27 Неофициальный источник: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (2011). 26 июня 1991 г. № 1488-1 (в последней ред. ФЗ от 19.07.2011 № 248-ФЗ). Бюллетень нормативных актов. 1992. № 2-3; Российская газета. 22 июля.
Закон Ставропольского края «О залоговом фонде Ставропольского края» (2010). 06 февраля 2009 г. № 2-кз (в последней ред. КЗ от 24.12.2010 № 108-кз) Неофициальный источник: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Колесникова Н.А. (2000). Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика.
Областной закон Ростовской области «Об инвестициях в Ростовской области» (2012). 01 октября 2004 г. № 151-ЗС (в последней ред. ОЗ от 10.05.2012 № 844-ЗС). Наше время. 11 мая.
Областной закон Ростовской области «О предоставлении государственных гарантий Ростовской области» (2012). 02 июля 2008 г. № 35-ЗС (в последней ред. ОЗ от 20.09.2012 № 937-ЗС). Наше время. 25 сентября.
Областной закон Ростовской области «О Программе социально-экономического развития Ростовской области на 2013-2016 годы» (2012). 03 декабря 2012 г. № 987-ЗС. Наше время. 12 декабря.
Постановление Правительства Ставропольского края «О некоторых мерах по реализации Закона Ставропольского края «О залоговом фонде Ставропольского края» (2010). 19 августа 2009 г. № 219-п (в последней ред. Постановления Правительства СК от 15.06.2010 № 180-п) Неофициальный источник: Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
Постановление Правительства Ростовской области «О Порядке формирования и ведения реестра инвестиционных проектов на территории Ростовской области» (2012). 05 июля. № 578. Наше время. 18 июля.
Постановление Правительства Ростовской области «Об утверждении Инвестиционной программы Ростовской области на 2013 год» (2012). 04 октября № 942 Неофициальный источник: Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
Постановление Правительства Ростовской области «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012-2015 годы» (2011). 23 сентября 2011 г. № 6 (в последней ред. Постановления Правительства РО от 16.08.2012 № 765). Наше время. 06 октября; Неофициальный источник: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Постановление Законодательного Собрания Ростовской области «О стратегии привлечения инвестиций Ростовской области» (2004). 28 июня 2004 г. № 402. Наше время. 25 августа.
Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону «Об утверждении Инвестиционной программы города Ростова-на-Дону на 2013 год» (2012). 28 сентября 2012 г. № 833. Ростов Официальный. 03 октября.
Привлекательный капитал (2012). Российская газета. Экономика юга России. 03 октября. № 227 (5900). С. 33.
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края «О конкурсной комиссии по отбору проектов для предоставления заемщикам в залог объектов залогового фонда Ставропольского края» (2009). 08 сентября № 306/од Неофициальный источник: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Распоряжение Правительства Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов залогового фонда Ставропольского края» (2011). 16 марта № 95-рп (в последней ред. Распоряжения Правительства СК от 15.06.2011 № 235-рп) Неофициальный источник: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
ТкачА.А. (2011). Залоговые фонды - инструмент повышения эффективности привлечения кредитных ресурсов. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. № 7. С. 68-72.
Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (2011). 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 (в последней ред. ФЗ от 12.12.2011 № 427-ФЗ). Российская газета. 16 декабря.
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (2011). 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 06.12.2011 № 409-ФЗ). Российская газета. 09 декабря.
Экономический словарь (2004). Отв. ред. А.И. Архипов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект.
REFERENCES
Law of Volgograd region «About the collateral fund the Volgograd region» (2006). December 07, 1409, No.-OD. An unofficial source: Legal reference system «Consultant+».
Law of the Republic of Dagestan «About the Pledge Fund of the Republic of Dagestan» (2008). June 10. No. 27 An unofficial source: Legal reference system «Consultant+».
RSFSR Law «About the Investment Activity in the RSFSR» (2011). 26 June 1991. № 1488-1 (in the last edition. Federal Law of 19.07.2011 № 248-FZ). Bulletin of normative acts. 1992. No. 2-3; Rossiyskaya gazeta. July 22.
The law of the Stavropol Territory «About the Pledge Fund Stavropol Territory» (2010). February 6, 2009. No. 2 ks (in the last edition. KZ of 24.12.2010 № 108-ks) An unofficial source: Legal reference system «Consultant+».
Kolesnikov N.A. (2000). Financial and property potential of the region: the experience of regional management. Moscow: Finance and Statistics.
Regional Law Rostov Region «About the investments in the Rostov region» (2012). October 1, 2004. No. 151-ES (in the last edition. OZ of 10.05.2012 № 844-AP). Nashe vremya. May 11.
Regional Law Rostov region «About the state guarantees of Rostov Region» (2012). July 2, 2008. No. 35-AP (in the last edition. OZ of 20.09.2012 № 937-AP). Nashe vremya. September 25.
Regional Law Rostov Region «About the Program of socio-economic development of the Rostov Region for 2013-2016» (2012). 3 December 2012. No. 987-LC. Nashe vremya. December 12.
Resolution of the Government of Stavropol Territory «About the some measures for implementation of the Law of the Stavropol Territory» On Pledge Fund Stavropol Territory «(2010). August 19, 2009. No. 219-n (in the last edition. Decree of the Government of the UK from 15.06.2010 № 180-p) An unofficial source: Legal reference system «Consultant+».
Resolution of the Government of the Rostov region «About the Procedure for creating and maintaining the register of investment projects on the territory of the Rostov region» (2012). July 5. No. 578. Nashe vremya. July 18.
Resolution of the Government of the Rostov region « About the Approval of the Investment Program of Rostov region in 2013" (2012). October 4. No. 942 An unofficial source: Legal reference system "Consultant+".
Resolution of the Government of the Rostov region " About the approval of the regional long-term target program" Creation of favorable conditions for attracting investment in the Rostov Region for 2012-2015 "(2011). September 23 2011. No. 6 (in the last edition. Decree of the Government of RA 16.08.2012 № 765). Nashe vremya. October 6, An unofficial source: Legal reference system "Consultant+".
Resolution of the Legislative Assembly of the Rostov region "on the investment strategy of Rostov Region" (2004). June 28, 2004. No. 402. Our time. August 25.
Resolution of the Administration of Rostov-on-Don " About the approval of the investment program of the city of Rostov-on-Don in 2013" (2012). 28 September 2012. No. 833. Rostov official. October 3.
Attractive capital (2012). Rossiyskaya gazeta. The economy of southern Russia. October 3. No. 227 (5900). S. 33.
Order of the Ministry of economic development of the Stavropol Territory " About the the competition committee for the selection of projects to provide borrowers to pledge collateral objects Fund Stavropol Territory" (2009). September 8. No. 306/ od. An unofficial source: Legal reference system "Consultant+".
Order of the Government of Stavropol Territory " About the approval of the list of objects pledge fund Stavropol Territory" (2011). March 16. No. 95-rp (in the last edition. Government Order IC from 15.06.2011 № 235-p) An unofficial source: Legal reference system "Consultant+".
Tkach A.A. (2011). Pledge funds - a tool to enhance attraction of credit resources. Land management, a cadaster and land monitoring. No. 7. P. 68-72.
Federal Law " About the Investment Activity in the Russian Federation in the form of capital investments" (2011). February 25, 1999. № 39-FZ (as in the last edition. Federal Law of 12.12.2011 № 427-FZ). Russian newspaper. December 16.
The Federal Law "About the Foreign Investments in the Russian Federation" (2011). July 9, 1999. № 160-FZ (as in the last edition. FZ of 06.12.2011 № 409-FZ). Rossiyskaya gazeta. December 9.
Dictionary of Economics (2004). Ed. A.I. Arkhipov. Moscow. Publishing house Prospect.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2