принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры в аспекте реализации основных положений данной Конвенции [5, 78]. Список использованной литературы
1. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: сборник универсальных и региональных международных документов / сост. Л. В. Корбут, В. В. Поленина. - 3-е изд., перераб. и доп. -М., 2004.
2. Женевская декларация прав ребенка 1924 г. : [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Декларация прав ребенка 1959 г. : [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Конвенция о правах ребенка 1989 г. : [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Поддубная Т. Н., Поддубный А. О. Справочник социального педагога : защита детства в Российской Федерации / науч. ред. Р. М. Чумичева. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 473 с.
© Т.В. Соловьева, Н.В. Буйнова, 2016
УДК 316
Стряпихина Анна Александровна
канд. ист. наук, доцент каф. Гуманитарных наук ИПТД, г. Н.Новгород, РФ
e-mail: [email protected] Страхова Екатерина Сергеевна студентка 2 курса факультета сервиса ИПТД, г.Н.Новгород, РФ
Подьячев Игорь Сергеевич студент 2 курса факультета сервиса ИПТД, г.Н.Новгород, РФ
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ В СРЕДЕ РОССИЙСКОГО
СТУДЕНЧЕСТВА
Аннотация
В данной статья приведены результаты социологического опроса студентов Института пищевых технологий и дизайна г.Нижнего Новгорода по вопросам экономики, политики, культуры.
Ключевые слова
Студенты, экономика, цены, качество жизни, политические партии, чтение, спорт.
Студенчество - социально-демографическая группа, имеющая ряд особенностей. Во-первых, студенты представляют собой определенную субкультуру, которая характеризуется особым укладом жизни, интересами, модой, системой ценностей. Во-вторых, студенчество является самой активной, мобильной, творческой группой в структуре населения страны, наиболее восприимчивой ко всему новому. Это кадровый резерв и интеллектуальный потенциал нашей страны. В-третьих, студент, обладая полной правоспособностью, все же не является самостоятельным субъектом экономики, не обладает реальными материальными возможностями, в большинстве случаев зависит от финансового положения родителей.
Субъектом данного исследования являлось студенчество одного из крупнейших регионов в центральной части России - г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Респондентами стали студенты очной формы обучения Института пищевых технологий дизайна г.Нижнего Новгорода (далее, ИПТД), обучающиеся как по направлениям высшего образования, так и по специальностям среднего профессионального образования. Возраст респондентов составил17-20 лет. Среди опрошенных были
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
задействованы как лица, проживающие в городе, так и приехавшие учиться из области. Всего участвовало 100 человек.
Объектом исследования являлись следующие вопросы: изучение экономического положения студентов; анализ их политических настроений; рассмотрение общего уровня культуры студенчества.
Методом исследования послужило анкетирование. Принцип анонимного заполнения позволил респондентам честно и объективно отвечать на поставленные вопросы.
Результаты анкетирования показали, что экономическое положение среднестатистического провинциального студента весьма сложное. 79% опрошенных не могут позволить себе потратить свыше 3-5 тыс.рублей в месяц, что мешает выстроить желаемое качество жизни. Только 6% студентов считают материальное положение своей семьи высоким. Кроме академической стипендии в институте предусмотрена выплата социальной стипендии, которую, согласно опросу, получают больше четверти студентов (27%). Социальная стипендия - это специальный вид выплат, который назначается малоимущим, а также студентам, не имеющим родителей или оставшимся без опеки родителей.
Респонденты считают, что цены на товары и услуги сегодня необоснованно завышены. 85% молодых людей убеждены, что Правительство РФ делает недостаточно для поддержания экономической стабильности в стране.
Несмотря на пессимистическое отношение к экономической политике Правительства РФ, большинство студентов с симпатией относится к действующему президенту страны В.В. Путину. Так, отвечая на вопрос: «Какой общественно-политический деятель вызывает у вас наибольшее уважение и доверие?», большинство респондентов (81%) выбрали В.В. Путина. 94% студенческой молодежи поддерживают решение президента о присоединении Крыма к РФ.
Среди политических партий наибольшей популярностью среди студентов пользуется «Единая Россия». За нее в случае выборов в Государственную Думу РФ проголосовало бы 77% опрошенных. С огромным отрывом (6%) второе место получила партия ЛДПР, 3% отдали бы свои голоса за Справедливую Россию.
Таким образом, можно говорить об отсутствии каких-либо оппозиционных и радикальных настроений среди студенчества одного из центральных регионов России.
Интересным является мнение молодых людей по поводу внешней политики России. Так, несмотря на обострение отношений с западными державами, молодые люди считают именно европейское (западное) направление приоритетным для выстраивания внешнеполитических отношений. Так, за сохранение и развитие внешнеполитических связей с Европой высказались 64% респондентов, тогда как будущее России в Азии видят только 36%.
На вопрос: «Хотели бы вы уехать из России на постоянное место жительства за границу?» 69% ответили отрицательно. Для тех, кто дал положительный ответ (их 31%) характерен разброс мнений о том, какую страну они бы выбрали в качестве постоянного места пребывания. Респонденты указывали европейские страны (Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, Чехия, Швейцария); скандинавские страны (Норвегия, Швеция); страны Азииатско-Тихоокеанского региона (Япония, Турция, ОАЭ, Кипр), а также Белоруссию, США и Австралию.
Примечательно, что сегодня среди молодежи возрождается интерес к чтению. На вопрос «Любите ли вы читать?» 86% ответили утвердительно, при этом 83% респондентов предпочитают печатные книги электронным. 40% прочитывают 1-3 книги в год, 94% знают наизусть как минимум одно стихотворение.
Неоднозначные оценки вызывает существование Единого государственного экзамена (далее, ЕГЭ) в качестве формы государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Несмотря на то, что ЕГЭ существует в РФ с 2009 г., 69% опрошенных отрицательно относятся к данному виду экзамена и считают, что его надо отменить.
Студентам предлагалось выбрать предпочтительное место проведения досуга (театр, кинотеатр, ночной клуб, концерт и др.). Выяснилось, что нижегородские студенты (ели имеется финансовая возможность) в свободное время предпочитают проводить в кинотеатрах (64%). Самым распространенным источником получения разного рода новостей для студентов является интернет (57%).
Спортивная культура среди студентов областного центра развита недостаточно. 36% респондентов состоят в спортивной секции, регулярно посещают фитнес-клубы и тренажерные залы, но только 9% занимаются спортом с детства. Большинство опрошенных (56%) ограничиваются только посещением занятий по физической культуре в институте.
Таким образом, среди студентов областного центра преобладают лица с весьма скромным достатком, что не дает возможность выстроить желаемое качество жизни. Современная экономическая ситуация в стране требует реформирования с учетом потребностей социально незащищенных слоев населения, куда, в силу определенных обстоятельств (невозможность иметь стабильный заработок), относится и студенчество. В политическом отношении позицию студенчества следует считать двойственной. С одной стороны, в среде студенчества наблюдается высокий рейтинг действующего лидера страны, с другой стороны, более четверти студентов из-за трудных материально-бытовых условий жизни готовы навсегда уехать из страны в поисках лучшей жизни за рубежом.
Список использованной литературы:
1. Рачипа А.В., Янкина И.А. Социальные установки молодежи среднего города в экономической и политико-правовой сферах // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2010. -№1. - С. 13-16
2. Щека Н.Ю., Красильникова О.В. «Догоняющая бедность» студентов вузов как современная социальная проблема (на примере АмГУ) [Электронный ресурс]
URL: http://www.amursu.ru/attachments/article/9529/N54_9.pdf (дата обращения 02.01.2016)
3. Прожиточный минимум в 2015 г. по регионам России [Электронный ресурс] URL: http://bs-life.ru/makroekonomika/prozitochniy-minimum2015.html (дата обращения 07.01.2016)
4. Экономические и социальные проблемы молодежи [Электронный ресурс] URL: http://repetitora.com/ekonomicheskie-i-socialnye-problemy-molodezhi (дата обращения 30.12.2015)
© А.А. Стряпихина, Е.С. Страхова, И.С. Подьячев, 2016
УДК 316.022
Швачкина Людмила Александровна
док. фил. наук, профессор, ИСО и П (филиал) ДГТУ г. Шахты, Ростовская обл., РФ Е-mail: [email protected] Бородина Анна Васильевна
магистрант ИСО и П (филиал) ДГТУ г. Шахты, Ростовская обл., РФ E-mail:[email protected]
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ
Аннотация
В данной статье анализируются социальные факторы, влияющие на трудовую занятости инвалидов, уровень жизни, профориентацию и повышение их квалификации. Анализируются социальные черты, влияющие на профессиональную конкурентоспособность инвалидов на рынке труда, рассматриваются ключевые вопросы профессионально-квалификационной подготовки в рамках государственных программ по трудоустройству людей с ограниченными возможностями.
Ключевые слова
Трудоустройство, инвалидность, занятость, услуга, квалификация.