С. О. Говорун*
Закрепление конституционного принципа равенства независимо от имущественного положения в российском законодательстве
В статье анализируются федеральные законы, закрепляющие принцип равенства независимо от имущественного положения, проведена их классификация.
This paper examines the federal laws, endorses the principle of equality regardless of wealth, held their classification.
Ключевые слова: конституционный принцип равенства независимо от имущественного положения, федеральные законы.
Key words: constitutional principle of equality regardless of financial status, federal law.
В ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного положения. Поскольку конституционные нормы обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию России, то важным представляется их реализация в действующем российском законодательстве, в частности, при обеспечении принципа равенства независимо от имущественного положения человека.
Для анализа нами были взяты 4619 действующих в России в настоящей момент (на 15 июля 2012 г.) федеральных конституционных и федеральных законов. Однако только в 15 из них есть упоминание о принципе равенства независимо от имущественного положения.
Данные федеральные законы можно разделить на три группы: первая - это кодексы, в которых данный принцип рассматривается как условие справедливого рассмотрения спора между участниками процесса, вторая -кодексы, где закрепляется принцип равенства независимо от имущественного положения при применении мер юридической ответственности, и тре-
* Аспирант кафедры конституционного и муниципального права Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.
189
тья группа - это федеральные законы, где данный принцип обеспечивает равные возможности человека обладания какими- либо правами.
К первой группе можно отнести Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ, где в ст. 7 «Равенство всех перед законом и судом», сказано, что «правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом независимо от ...имущественного и должностного положения, ... равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационноправовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств». Аналогичная формулировка содержится в ст. 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3. Наиболее обстоятельно данный принцип изложен в новом Федеральном конституционном законе от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2012) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»: «Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям» (ч. 3 ст. 5)1.
В Уголовном Кодексе РФ 13.06.1996 № 63-Ф3 и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ говорится о равенстве, в том числе и независимо от имущественного положения лиц, совершивших административные правонарушения и преступления. Так например, в ст. 1.4.1 «Принцип равенства перед законом» КоАП закрепляется: «Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств».
1 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 898, 2012. № 24. Ст. 3064.
190
Третья группа федеральных законов, где нашел свое отражение конституционный принцип равенства независимо от имущественной принадлежности, самая многочисленная, поскольку связана с реализацией конституционных прав и свобод.
В первую очередь это личные права. Конституционное право на пользование своим национальным языком - это один из способов национальной самоидентификации. В Законе РСФСР «О языках народов РСФСР» в ст. 2 «Государственные гарантии равноправия языков народов Российской Федерации» говорится не только о том, что Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, но и то, что гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания2.
Затем - это политические права. Так, данный принцип закреплен в законах, регулирующих право на доступ к государственной и муниципальной службе. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» в ст. 4 к принципам государственной службы относит: «равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего»3. Аналогичная формулировка содержится в ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О муниципальной службе в Российской Федерации»4. Немного иначе этот принцип рассматривается в другом законодательном акте, регулирующем служебные отношения - это Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В
2 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740; Федеральный закон от 24.07.1998 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» // СЗ РФ.1998. № 31. Ст. 3804.
3 СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215; 2011. № 48. Ст. 6730.
4 СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152, 2011. № 48. Ст. 6730.
191
ст. 4. «Принципы службы в органах внутренних дел» сказано: «Принципами службы в органах внутренних дел являются . обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел»5.
Другое политическое право - право на участие в референдуме - также не зависит от имущественного положения гражданина РФ. Об этом говорится в ст. 2. «Принципы проведения референдума» Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации»: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обсто-ятельств»6. Такое же положение зафиксировано в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»7.
Еще одно политическое право - равное право граждан РФ на осуществление местного самоуправления, которое в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.06.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», реализуется «независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям» (ч. 2 ст. 3)8.
И наконец, экономические права и свободы. В ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012) сказано: «Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, нацио-
5 СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
6 СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710; 2008. № 45. Ст. 5138.
7 СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; 2012. № 19. Ст. 2275.
8 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2012. № 27. Ст. 3587.
192
нальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника». Представляется, что данная формулировка максимально приближенная к тесту ст. 19 Конституции РФ, полностью отражает весь перечень дискриминационных оснований, которые ущемляют право работника на труд.
Однако В.П. Карлов предлагает изменить формулировку ст. 3 Трудового кодекса РФ закона следующим образом:
«Работник не может быть ограничен, ущемлен, иным образом стеснен работодателем и представителями администрации работодателя в трудовых правах и свободах, если это повлечет для него материальный и моральный вред, организационные и иные затруднения в труде, или получать какие-либо преимущества в ущерб другим работникам, в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, наличия правовых и производственных конфликтов с работодателем, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника»9. Представляется, что пропуск в перечне дискриминационных оснований критерия «имущественное положение» является неверным, поскольку его закрепление является одним из существенных факторов предотвращения дискриминации в сфере труда.
Таким образом, подводя итог анализу текстов федеральных конституционных и федеральных законов на предмет закрепления в них конституционного принципа равенства независимо от имущественного положения, следует отметить, что данный принцип закрепляется в незначительном количестве законов федерального уровня, однако в тех, где он находит свое отражение, это является важным фактором предотвращения дискриминации по имущественному признаку в гражданской, политической, экономической сферах жизнедеятельности российских граждан.
9 Карлов В.П. Дискриминация как феномен // Рос. юстиция. 2011. № 12. С. 26.
193