В. И. Андреев
ЗАКОНЫ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ КАК ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: концепция, педагогический закон, педагогический принцип, творческое саморазвитие, субъектноориентированное образование.
В статье представлены развернутые формулировки базовых законов творческого саморазвития личности и актуализируется внимание к их роли и значению в эволюции концепции субъектно-ориентированного образования, к принципам и педагогическим условиям, гарантирующих устойчиво высокий уровень современного высшего образования
Keywords: conception, teachers’ acts, pedagogical principle, creative self-development, subject - oriented education.
The article presents a detailed description of the basic Laws of personal self-development and draws attention to their role and importance in the evolution of the subject-oriented education conception. Meanwhile article describes the principles and pedagogical conditions of guarantee a steadily high level of modern higher education.
Знание и понимание законов творческого саморазвития человека для совершенствования, а тем более для гарантированного качества современного субъектно-ориентированного высшего образования, трудно переоценить.
Среди отечественных педагогов и дидактов всегда было глубокое понимание исключительной важности выявления законов и закономерностей. В этой связи будет уместным высказывание М.Н. Скаткина: «Если нам удастся открыть сущность
явления, его внутреннюю структуру, его закономерности, необходимые связи с другими явлениями, то мы получаем возможность предсказать, а главное, сознательно управлять процессом, намечать такую систему педагогической работы, которая гарантирует успешность получения желательного результата, достижения намеченной цели» [1, с.24].
Не вдаваясь в подробный анализ понятия «педагогический закон», возьмем в качестве исходного то определение, которое используется в нашем учебном курсе «Педагогика для творческого саморазвития»: педагогический закон - это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самоорганизации, функционирования и саморазвития целостной образовательно-воспитательной системы [3, с 171].
Следует также отметить, что в педагогических исследованиях понятия «закон» и «закономерность» часто используют как синонимы. Однако, на наш взгляд понятие «закон» выступает как более широкое, а «закономерность» - как частное проявление закона. И еще в педагогике понятие «закон» и «принцип» практически всегда взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как педагогический закон отражает сущее, а педагогический принцип - должное. То есть, педагогический принцип, опираясь на выявленную педагогическую закономерность, указывает, как должен быть организован образовательный процесс, чтобы существенно повысить его эффективность.
Автором этой статьи на протяжении почти тридцати лет разрабатывались идеи, исследовались законы, принципы творческого саморазвития учащихся, студентов , педагогов высшей и средней школы в различных видах и формах образовательной деятельности, что получило отражение и в многочисленных учебных пособиях и учебниках, например, в «Эвристика для творческого саморазвития» [2], «Педагогика для творческого саморазвития» [3] и других пособиях [4,5,6].
Целью данной статьи является попытка систематики базовых законов творческого саморазвития личности (учащегося, студента, педагога средней и высшей школы) как субъекта образовательной деятельности. То есть, предложенная автором систематика законов творческого саморазвития личности рассматривается в контексте и преимущественно как основание ретроспективного анализа эволюции авторских представлений, авторской концепции субъектно-ориентированного образования. Поскольку в основе любой концепции лежат некоторые базовые законы и закономерности, то применительно к разрабатываемой автором концепции субъектно-ориентированного образования на основе творческого саморазвития личности также удалось выявить, обосновать и определить ряд законов, которые и будут сформулированы ниже.
Однако вначале хотелось бы обратить внимание на сам базовый феномен субъектноориентированного образования - на то, что собой представляет «творческое саморазвитие» личности (учащегося, студента, педагога).
До 1988 года ни в отечественной, ни в зарубежной литературе мы не находили даже попыток определения понятия «творческое саморазвитие». Однако в процессе работы над монографией «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности» мы систематически обращали внимание на то, что для творческой личности не только характерна высокая результативность в одном или нескольких видах творческой деятельности, но и стремление, и способности к самоактуализации, самопознанию, самоуправлению, самосовершенствованию и творческой самореализации. То есть,
творческая личность - это такой тип личности, которая творит себя, творчески саморазвивается.
Поэтому уже в следующем учебном пособии «Эвристика для творческого саморазвития» [8] предлагается развернутое содержательное определение понятия «творческое саморазвитие».
Творческое саморазвитие - это сложный вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самоактуализация, самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности.
Кроме того, в «Эвристике для творческого саморазвития » представлен многомерный подход к педагогическому процессу творческого саморазвития студента и в этой связи содержательно раскрываются:
а) философия творческого саморазвития;
б) психология творческого саморазвития;
в) педагогика творческого саморазвития.
И самое главное, формулируется ряд базовых законов и закономерностей творческого саморазвития, а на их основе - принципы творческого саморазвития студентов в образовательной деятельности.
В понятиях современной педагогики по существу были сформулированы базовые законы творческого саморазвития личности (учащихся, студентов, педагогов) в условиях субъектно-
ориентированного образования.
Воспроизведем некоторые из них.
1. Закон системной взаимосвязи элементов (базовых компонентов) творческого саморазвития личности.
Суть этого закона заключается в том, что если один из базовых элементов творческого саморазвития личности начинает активно развиваться, то это оказывает позитивное и целостное влияние на развитие всех остальных элементов «самости». Например, если повышается эффективность самоуправления личности в различных ситуациях учебно-исследовательской деятельности, то это с неизбежностью влияет на творческую самореализацию и другие элементы «самости» учащегося, студента.
2. Закон эффективности самоактуализации целей, задач и проблем для творческого саморазвития личности.
Чем более самостоятельно личность актуализирует соответствующие его силам и способностям цели, задачи и проблемы и целенаправленно добивается их решения, тем выше достигается эффективность в ее творческом саморазвитии. Следует заметить, что закон эффективности самоактуализации целей, задач и проблем для творческого саморазвития личности был обоснован и сформулирован не только с опорой на наши собственные исследования, но он вытекает и, по крайней мере, не противоречит результатам исследований Абрахама Мас-лоу [8], содержательно раскрытых в его монографии «Мотивация и личность».
3.Закон эффективности самопознания для творческого саморазвития личности.
Суть этого закона можно сформулировать следующим образом. Чем более глубоко и всесторонне личность познает себя и учитывает в своей жизнедеятельности свои сильные и слабые качества, в том числе и в образовательной деятельности, тем большей эффективности личность достигает в своем творческом саморазвитии. Закон эффективности самопознания для становления творческой личности в неявном виде и к тому же в общефилософском аспекте всесторонне обоснован и раскрыт в монографии Н.А.Бердяева «Самопознание». Из содержания этой монографии следует, что творческая личность от того и творческая, что она активно познает себя и на этой основе творчески саморазвивается. В связи с этим роль и значение самопознания личности для творческого саморазвития исключительно важна и эффективна для любой деятельности, в том числе и в образовательной деятельности.
Для практической реализации этого закона, и соответственно принципа самопознания в образовательной деятельности, во всех авторских пособиях [2,3,4,5,6] систематически использовались тесты, различные диагностические методики, показатели и критерии, специально разработанные задачи и задания на самооценку личностных и профессиональных качеств обучающихся. Все это создавало благоприятные педагогические условия для более глубокого самопознания своих достоинств и недостатков, сильных и слабых качеств студентов, что давало им дополнительный импульс для целенаправленного и осознанного совершенствования и творческого саморазвития. В этой связи исключительно ценной методикой является разработка и периодическая самокоррекция каждым студентом его «Я-концепции творческого саморазвития».
4. Закон эффективности самоопределения для творческого саморазвития личности.
Чем более самостоятельно, мотивированно и глубоко осознанно осуществляется личностное и профессиональное самоопределение в различных ситуациях жизнедеятельности, в том числе в образовательной деятельности личности, тем большая эффективность достигается в ее творческом саморазвитии. О роли и значении самоопределения в личностном и профессиональном росте можно найти множество фундаментальных исследований в отечественной психологии. Это исследования Е.А.Климова, Н.В.Ковалева, В.Ф.Сафина. Так, в монографии В.Ф.Сафина, специально посвященной самоопределению личности, убедительно и содержательно раскрывается, что «самоопределение личности по отношению к ее социальной и гражданской зрелости выступает их относительно самостоятельным функционально-процессуальным ядром, обладающим способностью предвосхищать реальное развитие личности и организовать ее поведение, благодаря переживанию смысла жизни» [7, с.22].
Исключительно велика роль самоопределения не только на стадии выбора профессии, но и в самом процессе вузовского образования. Именно от самоопределения студента зависит, как и что он
выбирает из предлагаемых ему спецкурсов, курсовых и дипломных работ, из тематики исследовательской, проектно-творческой деятельности.
5.Закон эффективности самомотивации в различных ситуациях образовательной деятельности личности для ее творческого саморазвития.
Чем чаще возникает и выше проявляется самомотивация, направленная на достижение успеха в условиях глубоко осознанной, лично значимой и приоритетной цели в процессе решения все более сложных задач и проблем, в различных ситуациях жизнедеятельности, в том числе и в образовательной деятельности, тем выше эффективность творческого саморазвития личности. Для стимулирования и обеспечения высокого уровня самомотивации учащихся и студентов в образовательной деятельности очень эффективна методика коучинга.
6. Закон самоусложнения целей, задач и проблем для творческого саморазвития личности.
Чем более систематически в различных ситуациях жизнедеятельности. в том числе и в образовательной деятельности, разумно и оптимально с учетом своих сил и способностей учащийся, студент усложняет себе цели , задачи и проблемы и при этом добивается успеха в их решении, то это создает благоприятные условия для его творческого саморазвития. Суть этой закономерности заключается в том, что самоусложнение целей, задач и проблем создает необходимое эмоциональное и интеллектуальное напряжение сил и творческих способностей учащихся, студентов что позволяет вывести их познавательную и разнообразную творческую деятельность в зону ближайшего творческого саморазвития личности.
7. Закон эффективности овладения приемами и методами самоуправления для творческого саморазвития личности.
Чем более целенаправленно учащийся, студент овладевает и систематически совершенствует применение разнообразных приемов и методов самоуправления в различных ситуациях жизнедеятельности, в том числе и в образовательной деятельности, тем большей эффективности достигается в его творческом саморазвитии.
8. Закон эффективности самосовершенствования своих личностных и профессиональных качеств для творческого саморазвития личности.
Чем более целенаправленно и осознанно личность опирается на свои сильные качества и совершенствует слабые качества в различных ситуациях жизнедеятельности, в том числе и в образовательной деятельности, тем большей эффективности достигается в ее творческом саморазвитии.
9. Закон эффективности периодической мобилизации и релаксации для творческого саморазвития личности.
Если в решении особо сложных и трудных задач и проблем периодически используются приемы и методы мобилизации и релаксации, то это приводит к повышению эффективности творческого саморазвития личности.
10. Закон эффективности резонанса внутренних сил и способностей с внешними условиями для творческого саморазвития личности.
Чем чаще достигается своеобразный резонанс между внутренними силами, способностями и личностными качествами, с одной стороны, и внешними условиями, требованиями, трудностями и сложностями творческой задачи - проблемы, с другой стороны, тем выше эффективность творческого саморазвития личности.
11. Закон эффективности влияния неравномерности развития интуитивного и логического, эмоционального и рационального и других качеств и способностей для творческого саморазвития личности.
Чем более проявляется, а главное учитывается в различных ситуациях жизнедеятельности, в решении творческих задач и проблем неравномерность развития интуитивного и логического мышления, эмоционального и рационального и других качеств и способностей, тем большая эффективность достигается для творческого саморазвития личности.
12. Закон эффективности сотрудничества и сотворчества для творческого саморазвития личности.
Закон эффективности сотрудничества и сотворчества в образовательной деятельности достаточно обоснован и широко применялся в педагогической практике педагогов - новаторов в конце 7080 годов прошлого века. Мы его актуализировали применительно к процессу творческого саморазвития личности. И суть его реализации в следующем.
Чем больше продуктивности достигается в процессе сотрудничества и сотворчества, как с отдельной личностью, так и в групповой учебной, профессиональной, разнообразной творческой деятельности, тем в большей степени это способствует повышению эффективности творческого саморазвитии личности в образовательной деятельности.
13. Закон эффективности конкуренции и самоконкуренции для творческого саморазвития личности.
Чем большей результативности достигается в процессе конкуренции и самоконкуренции (в стремлении превзойти свой прежний результат), в различных ситуациях соревновательной деятельности, в том числе и в образовательной деятельности личности, тем большей эффективности достигается в ее творческом саморазвитии. Следует особо отметить, что выявлению и практической реализации этого закона способствовали разработка и ведение в течение последних десяти лет авторского спецкурса «Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития» [5]. При этом конкурентология рассматривается как наука о закономерностях конкурентной деятельности, творческого саморазвития и творческой самореализации человека как конкурентоспособной личности.
14. Закон фазового перехода образования в самообразование, воспитания в самовоспитание, развития - в творческое саморазвитие личности.
Этот закон в наших работах чаще всего называется и раскрывается как закон гарантированного качества образования. Впервые этот закон был сформулирован мной в 1996 году в учебном курсе «Педагогика для творческого саморазвития». Суть закона гарантированного качества образования заключается в следующем . Образование в том случае достигает гарантированного качества, если образование переходит в самообразование, воспитание в самовоспитание, а развитие - в творческое саморазвитие личности.
Можно привести многочисленные примеры, особенно из жизнедеятельности выдающихся людей, когда они добились вершин профессионального мастерства за счет не столько образования, сколько самообразования, самовоспитания и творческого саморазвития.
Типичный пример - Л.Н.Толстой, который, проучившись в Казанском университете всего шесть месяцев, уехал в Ясную Поляну и разработал там обширный план самообразования, или как он писал в дневниках, «самоусовершенствования души». В результате он стал тем, кем мы его знаем - всемирно известным писателем.
Подчеркнем, что сформулированный выше закон не отвечает в деталях на вопрос, как осуществить фазовый переход от образования к самообразованию, от воспитания к самовоспитанию, от развития к творческому саморазвитию личности. Этот закон лишь указывает на то, что фазовый переход-это одновременно и цель, и наиважнейшее педагогическое условие гарантированности качества образования. Таким образом, педагог-мастер отличается от неэффективного педагога тем, что создает такие условия, которые оказывают стимулирующие действия для перехода обучения в самообучение, воспитания - в самовоспитание, развития - в творческое саморазвитие личности.
В связи с формулировкой данного закона может возникнуть вопрос :если педагог реализует закон гарантированного качества образования, то для чего нужны другие законы и закономерности? Ответ очень прост. Поскольку образователь-ная(воспитательная) система чрезвычайно сложная и многомерная и верхней границы качества образования и воспитания не существует, то каждый раз действует принцип дополнительности. Выявление и практическая реализация других законов и закономерностей будет лишь способствовать дальнейшему
повышению эффективности и качества образовательно-воспитательной деятельности.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать следующее. Субъектно-ориентированное образование, не разрушая общепринятую систему образования, существенно дополняет и совершенствует ее на основе законов и принципов творческого саморазвития всех субъектов образовательной деятельности с тем ,чтобы гарантировать устойчиво высокий уровень эффективности образовательной деятельности.
Как показали наши многолетние исследования, а также результаты исследований наших аспирантов и докторантов кафедры педагогики Казанского федерального университета, если даже не все , а хотя бы большинство из выше сформулированных законов творческого саморазвития целенаправленно и систематически применять в субъектноориентированном образовательном процессе, то удается достигнуть устойчиво высокой эффективности творческого саморазвития личности, с тем , чтобы в результате образования она состоялась именно как творчески саморазвивающаяся личность.. А творчески саморазвивающаяся личность -это, несомненно, одна из приоритетных целей гарантированного качества образования ХХ1 века.
Литература
1. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М.: Просвещение, 1971. - 240 с .
2. Андреев В.И.Эвристика для творческого саморазвития.
- Казань: Центр инновационных технологий, 1994. -246 с.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. -Казань: Изд-во Казанского университета,1996. - 566 с.
4. Андреев В.И.Педагогическая этика. Спецкурс для нравственного саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002. - 272 с.
5. Андреев В.И. Конкурентология.Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. -Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.
6. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 498 с.
7.Сафин В.Ф. Самоопределение личности. - Уфа: Изд-во «Гилем», 2004. - 257 с.
8. Маслоу Абрахам . Мотивация и личность. Пер. с англ.
- СПб.: Питер», 2006. - 352 с.
© В. И. Андреев - д.п.н., профессор, академик РАО, [email protected].