УДК 343.847
DOI 10.33463/2687-122X.2022.17(1-4).2.176-194
АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ СКИБА,
доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры уголовно-исполнительного права, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]; НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА МАЛОЛЕТКИНА, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, г. Самара, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ЗАКОНОПРОЕКТ «О ПРОБАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБСУЖДЕНИЯ В 2021-2022 ГОДАХ
Для цитирования
Скиба, А. П. Законопроект «О пробации в Российской Федерации»: некоторые аспекты обсуждения в 2021-2022 годах / А. П. Скиба, Н. С. Малолеткина // Уголовно-исполнительное право. - 2022. - Т. 17(1-4), № 2. - С. 176-194. - DOI : 10.33463/2687-122Х.2022. 17(1 -4).2.176-194.
Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ первоначального варианта законопроекта от апреля 2021 года с текстом, размещенным на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения, по ряду вопросов: цели, задачи, принципы и виды пробации, понятийный аппарат, субъекты пробации, представители общественности, перечень лиц, в отношении которых применяется пробация, правовое положение вышеуказанных участников правоотношений и т. д. Выделяются некоторые вопросы, которым авторы статьи уделили особое внимание при обсуждении законопроекта: предупреждение совершения преступлений как цели применения пробации; исправление осужденных; три формы пробации (приговорная (исполнительная), пенитенциарная и постпенитенциарная) и механизм их реализации, в том числе через перечень прав и обязанностей субъектов пробации, представителей общественности и лиц, в отношении которых она применяется. Дополнительно акцентировано внимание на ряде теоретико-прикладных проблем, имеющих концептуальное значение: соотношение законодательства в сфере пробации и уголовно-исполнительного и иного законодательства, а также определение приоритетности правовых норм при закреплении прав и обязанностей участ-
© Скиба А. П., Малолеткина Н. С., 2022
(cc)(D®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
ников соответствующих правоотношений; соотношение правового положения осужденных и лиц, в отношении которых применяется пробация. Сделан вывод о том, что необходима дальнейшая разработка теоретико-правовых аспектов института пробации, в том числе для гармонизации уголовно-исполнительного и иного законодательства с принимаемым Федеральным законом «О пробации в Российской Федерации».
Ключевые слова: законопроект о пробации, цели пробации, виды пробации, субъекты пробации, представители общественности.
В первой половине 2021 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации на базе департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов была организована межведомственная рабочая группа по подготовке законопроекта «О системе пробации в Российской Федерации». Безусловно, с учетом положений международных документов и зарубежного опыта давно назрела необходимость введения в нашей стране данного правового института, направленного не только на повышение эффективности применения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, но и на предупреждение совершения новых преступлений в целом, а также на исправление, ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию лиц, ранее совершивших преступления. В последние годы это была не первая попытка принятия федерального закона о пробации в России [1, с. 74-80; 2, с. 131-135; 3, с. 68-71], и представленный законопроект уже начал рассматриваться в работах исследователей [4, с. 108-123; 5, с. 61-65; 6, с. 220-222]. Более того, необходимость введения института пробации в России давно отмечается в юридической литературе [7, с. 74-76; 8, с. 15-16; 9, с. 5-8].
В состав участников межведомственной рабочей группы под председательством заместителя Министра юстиции Российской Федерации Е. Л. Забарчука, начавшей активно работать с весны 2021 г., в том числе путем проведения очно-дистанционных совещаний, вошли как представители государственных органов и негосударственных организаций (Минюста России, ФСИН России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и т. д.), так и сотрудники образовательных организаций:
- директор департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Минюста России В. Л. Ву-колов (в настоящее время - заместитель министра юстиции Российской Федерации. -Примеч. авт);
- заместитель директора департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Минюста России М. П. Вялимаа;
- начальник управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, ФСИН России генерал-майор внутренней службы Е. А. Коробкова;
- первый заместитель начальника управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, ФСИН России полковник внутренней службы А. А. Кудрявцев;
- начальник отдела совершенствования административного и уголовно-исполнительного законодательства управления защиты прав человека в административном процессе и в местах принудительного содержания рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Л. Ф. Пертли;
- начальник отдела ведомственных нормативно-правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Минюста России кандидат исторических наук Е. В. Ермасов;
- начальник кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России доктор юридических наук, профессор А. П. Скиба;
- заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Самарского юридического института ФСИН России кандидат юридических наук, доцент Н. С. Мало-леткина (в настоящее время - начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Самарского юридического института ФСИН России. - Примеч. авт);
- профессор кафедры организации исполнения наказаний Университета ФСИН России доктор юридических наук, доцент В. Н. Орлов (в настоящее время - главный редактор журнала «Российский криминологический взгляд». - Примеч. авт);
- доцент кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) кандидат юридических наук, доцент С. А. Борсученко и др.
Предполагалось, что обсуждение и логическое завершение подготовки указанного законопроекта осуществится в 2021 г., однако из-за широкого спектра мнений по многим аспектам института пробации оно продлилось и в 2022 г. Проект федерального закона (с несколько измененным названием. - Примеч. авт) «О пробации в Российской Федерации» был размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения в апреле 2022 г.
Первая редакция рассматриваемого законопроекта была подготовлена участниками рабочей группы в апреле 2021 г. Она включала в себя 5 глав [«Общие положения» (ст. 1-5), «Полномочия учреждений и организаций, образующих систему пробации, и лица, в отношении которых осуществляется пробация» (ст. 6-11), «Основные направления пробации» (ст. 12-21), «Взаимодействие учреждения пробации с органами государственной власти и институтами гражданского общества» (ст. 22-23), «Заключительные положения» (ст. 24)], состоящих из 24 статей:
1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона.
2. Правовая основа регулирования отношений в сфере пробации.
3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
4. Цель и задачи пробации.
5. Принципы пробации.
6. Учреждения и организации, образующие систему пробации.
7. Лица, в отношении которых применяется пробация, их права и обязанности.
8. База данных о лицах, в отношении которых осуществляются меры пробации.
9. Уполномоченный орган, осуществляющий координацию и контроль за деятельностью в сфере пробации.
10. Полномочия учреждений и организаций, образующих систему пробации.
11. Меры социальной адаптации и социальной реабилитации.
12. Основные направления пробации.
13. Проведение воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными к лишению свободы и принудительным работам и их подготовка к освобождению из учреждений, исполняющих наказания.
14. Контроль и надзор.
15. Индивидуальная программа социальной адаптации и социальной реабилитации.
16. Восстановление и формирование социально полезных связей.
17. Консультирование по социально-правовым вопросам.
18. Направление в стационарные социальные учреждения лиц, в отношении которых осуществляется пробация, из числа пожилых граждан, инвалидов и лиц без определенного места жительства.
19. Содействие в трудоустройстве лицам, в отношении которых осуществляется пробация.
20. Оказание содействия в получении общего и профессионального образования.
21. Воспитательное воздействие.
22. Взаимодействие учреждений пробации с федеральными и местными органами исполнительной власти, судом и органами прокуратуры.
23. Взаимодействие учреждения пробации с институтами гражданского общества.
24. Вступление в силу настоящего Федерального закона.
Рассмотрим некоторые положения первоначального варианта законопроекта.
1. Предлагались некоторые из нижеприведенных понятий:
- пробация - совокупность мер контрольно-надзорного, социального и иного характера, применяемых в отношении лиц, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказания, а также освобождающихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в целях их социальной адаптации и социальной реабилитации, защиты прав и интересов указанных лиц, а также в целях контроля и надзора за лицами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
- система пробации - совокупность учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере пробации;
- ресоциализация - комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера;
- социальная адаптация - комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве;
- социальная реабилитация - совокупность мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- индивидуальная программа социальной адаптации и социальной реабилитации (индивидуальная программа помощи осужденным, включающая в себя индивидуальную программу исправления осужденного и индивидуальную программу социальной адаптации и социальной реабилитации осужденного, освободившегося из учреждения, исполняющего наказание, в том числе условно-досрочно) - комплекс воспитательных,
психолого-педагогических, правовых, социально-экономических мероприятий, организационных и иных мероприятий, направленных на исправление, ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, применяемых к конкретному лицу в зависимости от обстоятельств, характеристики его личности и его индивидуальной нуждаемости;
- индивидуальная нуждаемость - потребность лиц, в отношении которых применяется пробация, в государственной поддержке, необходимой для выхода из трудной жизненной ситуации;
- трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, ухудшающие условия жизнедеятельности вышеуказанных лиц, последствия которых они не могут преодолеть самостоятельно.
2. Цели пробации - создание условий для исправления и ресоциализации лиц, в отношении которых применяется пробация, предупреждение совершения ими новых преступлений и правонарушений.
3. Задачами пробации являются осуществление контроля и надзора за лицами, в отношении которых применяется пробация; ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация указанных лиц.
4. Пробация осуществляется на основе следующих принципов: законность; гуманность; открытость и публичность; соблюдение прав лиц, в отношении которых осуществляется пробация; достижение осознанного согласия и сотрудничества со стороны лиц, в отношении которых осуществляется пробация; учет индивидуальных особенностей, обстоятельств и потребности лиц, в отношении которых осуществляется пробация; преемственность и непрерывность процесса ресоциализации; добровольность социальной адаптации и социальной реабилитации.
5. Систему пробации образуют следующие учреждения и организации: учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы и принудительных работ; уголовно-исполнительные инспекции; организации социального обслуживания граждан, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации и осуществляющие меры социальной адаптации и социальной реабилитации; органы местного самоуправления; иные государственные организации, участвующие в предоставлении услуг в сфере социального обслуживания граждан. В целях применения мер социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых осуществляется пробация, к исполнению пробации могут привлекаться негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания граждан, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги на основании соглашений, заключенных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
6. Пробация осуществляется в отношении следующих категорий лиц: осужденных к лишению свободы и принудительным работам; осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы; условно осужденных, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказаний в виде лишения свободы и принудительных работ; осужденных, к которым судом применена отсрочка отбывания наказания; осужденных, признанных больными наркоманией, на которых судом возложена обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию; совершивших в возрасте старше восемнадцати лет пре-
ступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, которым судом назначены принудительные меры медицинского характера после отбытия наказания; отбывших наказание в виде лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в сохранении и восстановлении социально полезных связей (в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации).
7. Лица, в отношении которых применяется пробация, обязаны соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и меры уголовно-правового характера; исполнять обязанности, установленные законом и возложенные судом; выполнять законные требования учреждений и организаций, осуществляющих пробацию; представлять достоверные сведения учреждениям и организациям, осуществляющим пробацию.
8. Уголовно-исполнительные инспекции в пределах своей компетенции обеспечивают оказание содействия и координацию в сфере применения мер социальной адаптации и социальной реабилитации в отношении отдельных категорий лиц; направление лиц, нуждающихся в социальной адаптации и социальной реабилитации, в организации социального обслуживания граждан, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, и иные государственные и негосударственные организации, участвующие в социальном обслуживании граждан; контроль и надзор в отношении отдельных категорий лиц.
9. Пробация осуществляется по следующим основным направлениям: проведение социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными к лишению свободы и принудительным работам; подготовка осужденных к принудительным работам и лишению свободы к освобождению из учреждений, исполняющих наказания; контроль и надзор; применение мер социальной адаптации и социальной реабилитации.
10. В целях более широкого информирования общественности о деятельности учреждений пробации, повышения ее престижа, привлечения общественности к процессу оказания помощи правонарушителям в социальной адаптации учреждения пробации сотрудничают с общественными правительственными и неправительственными организациями, средствами массовой информации, религиозными объединениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе обсуждений законопроект подвергся значительным дополнениям в части закрепления форм пробации, их реализации, перечня субъектов пробации и их полномочий, проводимых мероприятий для осуществления пробации, правового положения лиц, в отношении которых осуществляется пробация, и т. д.
Авторы настоящей статьи (в ходе обсуждения на совещаниях в качестве участников рабочей группы. - Примеч. авт.) особое внимание обращали на необходимость закрепления и урегулирования ряда вопросов, требующих отражения в проекте федерального закона:
- цели применения пробации в виде предупреждения совершения преступлений лиц, в отношении которых применяется пробация, и, как следствие, их правонарушений;
- исправление осужденных и средства его достижения при реализации института пробации;
- уточнение понятийного аппарата в сфере применения института пробации;
- три формы пробации - приговорная (исполнительная), пенитенциарная и постпенитенциарная, а также механизм их реализации, включая перечень прав и обязанностей
субъектов пробации и лиц, в отношении которых она применяется. Некоторые участники рабочей группы также предлагали ввести еще одну форму пробации - досудебную, которая в итоге не получила соответствующей поддержки и не была отражена в варианте законопроекта от апреля 2022 г.;
- участие религиозных и иных общественных объединений, коммерческих и некоммерческих субъектов, медицинских организаций, также других представителей общественности путем содействия субъектам пробации, в том числе для достижения целей ее применения, организации трудового и бытового устройства лиц, в отношении которых используется пробация, их социальной защиты, получения образования, совершенствования материально-технической базы субъектов пробации и пр.;
- четкие основания применения пробации в отношении конкретных категорий лиц;
- целенаправленное применение пробации в отношении такой специфической категории лиц, как освобожденные от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью;
- принцип рациональности применения мер принуждения, средств исправительного, социального и иного характера, а также стимулирования правопослушного поведения лиц, в отношении которых применяется пробация;
- взаимосвязь правонарушающего (или правомерного) поведения лиц, в отношении которых применяется пробация, их индивидуальных особенностей, обстоятельств и потребностей, состояния здоровья с объемом и размером поддержки, оказываемой им государством;
- четкое определение прав и обязанностей субъектов пробации, в частности, предоставление им права вызывать на беседы лицо, в отношении которого применяется пробация, получать от него объяснения по вопросам, связанным с применением про-бации, и пр.
Большая часть из указанных и иных предложений нашли свое отражение в соответствующем законопроекте, размещенном на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения в апреле 2022 г. Кроме того, авторы настоящей статьи акцентировали внимание на ряде теоретико-прикладных проблем введения института пробации в Российской Федерации, имеющих концептуальное значение, которые, к сожалению, не получили должного разрешения (возможно, это произойдет в ходе дальнейшей корректировки законодательства Российской Федерации. - Примеч. авт)
- соотношение законодательства в сфере пробации и уголовно-исполнительного и иного законодательства, в том числе для определения приоритетности правовых норм при закреплении прав и обязанностей участников соответствующих правоотношений;
- перечень междисциплинарных правовых институтов, требующих корректировки (об условно-досрочном освобождении, правовом положении осужденных и т. п.), в том числе путем внесения изменений в уголовное, уголовно-исполнительное и иное законодательство, а также вопросы общественного контроля и иных форм обеспечения прав лиц;
- содержание индивидуальной программы исправления осужденных и ее соотношение с индивидуальной программой ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация;
- соотношение правового положения осужденных, регулируемого преимущественно в уголовно-исполнительном законодательстве, и правового положения лиц, в отношении которых применяется пробация, в соответствии с законом о пробации и пр.
Кроме того, в контексте разработки критериев для оценки эффективности проба-ции в целом осталось непонятным, что будет представлять собой рассматриваемый
закон: 1) лишь некую «модельную» основу для введения института пробации в нашей стране с последующими многочисленными изменениями в уголовно-исполнительном и ином законодательстве для его конкретизации; 2) «ядро» нового законодательства о пробации с непосредственным применением на практике и необходимостью точечных изменений для приведения в соответствие с ним УИК РФ и других, уже действующих нормативных правовых актов.
Редакция законопроекта, размещенного на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения, включает в себя 10 глав [«Основные положения» (ст. 1-5), «Субъекты пробации» (ст. 6-16), «Основные направления и организация деятельности в сфере приговорной (исполнительной) пробации» (ст. 17-20), «Основные направления и организация деятельности в сфере пенитенциарной пробации» (ст. 21-26), «Основные направления деятельности в сфере постпенитенциарной пробации» (ст. 27-29), «Индивидуальная программа» (ст. 30-32), «Деятельность в сфере постпенитенциарной пробации» (ст. 33-40), «Взаимодействие при осуществлении пробации» (ст. 41-43), «Осуществление контроля (надзора) в сфере пробации» (ст. 44-45), «Вступление в силу настоящего Федерального закона» (ст. 46)], состоящих из 46 статей (текст законопроекта был увеличен практически в два раза в сравнении с его редакцией годичной давности. - Примеч. авт)
1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона.
2. Правовая основа регулирования отношений в сфере пробации.
3. Принципы пробации.
4. Цели и задачи пробации.
5. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
6. Субъекты пробации.
7. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
8. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний.
9. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
10. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, занятости населения и социальной защиты.
11. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
12. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
13. Права органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере пробации.
14. Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере пробации.
15. Полномочия государственных учреждений службы занятости в сфере пробации.
16. Обязанности организаций социального обслуживания в сфере пробации.
17. Основания применения приговорной (исполнительной) пробации.
18. Основные направления деятельности в сфере приговорной (исполнительной) пробации.
19. Права и обязанности уголовно-исполнительных инспекций в сфере приговорной (исполнительной) пробации.
20. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется приговорная (исполнительная) пробация.
21. Основные направления деятельности в сфере пенитенциарной пробации.
22. Проведение воспитательной и социальной работы с осужденными к лишению свободы и принудительным работам, оказание им психологической помощи.
23. Восстановление и укрепление социальных связей.
24. Подготовка к освобождению осужденных к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы и оказание им содействия в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве.
25. Обязанности и права учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в сфере пенитенциарной пробации.
26. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется пенитенциарная пробация.
27. Основные направления деятельности в сфере постпенитенциарной пробации.
28. Основания и сроки применения постпенитенциарной пробации.
29. Прекращение применения постпенитенциарной пробации.
30. Индивидуальная программа.
31. Порядок подготовки индивидуальной программы.
32. Перечень мероприятий, подлежащих включению в индивидуальную программу.
33. Права и обязанности уголовно-исполнительных инспекций в сфере постпенитенциарной пробации.
34. Права и обязанности лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация.
35. Восстановление и формирование социально полезных связей.
36. Консультирование по социально-правовым вопросам.
37. Содействие в трудоустройстве лицам, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация.
38. Содействие в получении общего образования.
39. Медицинская помощь и оказание содействия в выборе медицинской организации и получении полиса обязательного медицинского страхования лицам, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация.
40. Центры пробации.
41. Информационное взаимодействие в сфере применения пробации.
42. Единый реестр лиц, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация.
43. Взаимодействие органов, учреждений и организаций, являющихся субъектами пробации с институтами гражданского общества.
44. Надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере про-бации.
45. Общественный контроль в сфере пробации.
46. Вступление в силу настоящего Федерального закона.
Выделим некоторые положения этого варианта проекта Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» (ниже будут приведены отдельные комментарии по тексту законопроекта (на самом деле таких вопросов гораздо больше). - Примеч. авт.):
1. Пробация осуществляется на основе приоритета прав и законных интересов человека и гражданина; гуманизма и открытости; соблюдения законности; рациональности применения мер принуждения, средств исправительного, социального и иного характера и мер стимулирования правопослушного поведения; учета индивидуальных особенностей, обстоятельств и потребностей; преемственности, непрерывности, добровольности ее применения.
2. Целями пробации являются коррекция социального поведения, ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация, предупреждение совершения ими новых преступлений (но в этом случае непонятно, ориентировано ли применение института пробации в целом на исправление осужденных как цели уголовно-исполнительного законодательства по ст. 1 УИК РФ. - Примеч. авт.).
3. Задачами пробации являются создание условий для оказания помощи в вопросах восстановления социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудоустройства, обеспечения жильем, получения образования, реализации права на социальное обслуживание, оказания медицинской, психологической и юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, а также осуществление контроля и надзора за лицами, в отношении которых применяется пробация.
4. Используются следующие основные понятия:
- пробация - совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, а также лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая их ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, защиту прав и законных интересов указанных лиц, контроль и надзор за их поведением, предупреждение совершения ими преступлений и правонарушений;
- приговорная (исполнительная) пробация - вид пробации, включающий в себя совокупность мер, применяемых уголовно-исполнительными инспекциями при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, и иных мер уголовно-правового характера (возникает вопрос о соотношении этих мер и средств исправления, применяемых к осужденным в соответствии с положениями УИК РФ, приказа Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», приказа Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» и иными нормативными правовыми актами. - Примеч. авт);
- пенитенциарная пробация - вид пробации, применяемый к осужденным в учреждениях, исполняющих наказания в виде принудительных работ и лишения свободы, включающий в себя совокупность мер, направленных на исправление осужденного, а также подготовку осужденных, отбывающих принудительные работы или лишение свободы, к освобождению из учреждений, исполняющих наказания (имеет место аналогичный вопрос о соотношении указанных мер и средств исправления, применяемых к осужденным в соответствии с положениями УИК РФ, приказа Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправитель-
ных учреждений», приказа Минюста России от 6 октября 2006 г. № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» и т. д. - Примеч. авт);
- постпенитенциарная пробация - вид пробации, применяемый к лицам, освободившимся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, включающий в себя совокупность мер, направленных на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию;
- ресоциализация - комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде принудительных работ или лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера;
- социальная адаптация - комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, в отношении которых применяется пробация, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве;
- социальная реабилитация - совокупность мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- лица, в отношении которых применяется пробация, - осужденные, а также лица, освободившиеся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
- трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, ухудшающие условия жизнедеятельности лиц, в отношении которых осуществляется пробация, последствия которых они не могут преодолеть самостоятельно;
- индивидуальная нуждаемость - потребность лиц, в отношении которых применяется пробация, в поддержке, необходимой для выхода из трудной жизненной ситуации;
- индивидуальная программа ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации - документ, включающий в себя меры правового и иного характера, направленные на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, применяемые к конкретному лицу в зависимости от обстоятельств, характеристики его личности и его индивидуальной нуждаемости, а также сроки их применения;
- центр пробации - специализированная организация, создаваемая в целях оказания помощи лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, в том числе по предоставлению временного места пребывания.
5. Субъектами пробации являются: федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; учреждения уголовно-исполнительной системы; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; государственные учреждения службы занятости населения; организации социального обслуживания.
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, является субъектом пробации, к полномочиям которого относятся: организация взаимодействия территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осу-
жденных, с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, а также с общественными и религиозными объединениями и гражданами; контроль деятельности учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы и принудительных работ, и уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации; обеспечение взаимодействия учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы и принудительных работ, и уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации с органами, учреждениями и организациями, являющимися субъектами пробации; создание условий для обучения сотрудников уголовно-исполнительных инспекций и учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, по образовательным программам высшего образования, программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки; ведение единого реестра лиц, в отношении которых применяется пробация; утверждение порядка ведения и ведение статистического учета в сфере пробации; осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
7. Основанием применения приговорной (исполнительной) пробации является решение суда (как и исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, а также применения ряда пенологических институтов в соответствии с УИК РФ. - Примеч. авт.);
8. Приговорная (исполнительная) пробация применяется к лицам: осужденным к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества (за исключением штрафа и принудительных работ); освобожденным условно-досрочно от отбывания наказаний в виде лишения свободы и принудительных работ; условно осужденным; осужденным, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; осужденным, которым назначено основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы с возложением судом обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию; совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), к которым применены принудительные меры медицинского характера (подобный перечень вызывает ряд вопросов: применяется ли все-таки данный вид пробации к осужденным к штрафу, и почему она распространяется только на условно-досрочно освобожденных без внимания к иным видам досрочного освобождения от отбывания наказания и т. п. - Примеч. авт);
9. Основными направлениями деятельности в сфере приговорной (исполнительной) пробации являются: исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ; контроль за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказаний в виде лишения свободы и принудительных работ, условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено; контроль за применением принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией);
контроль за исполнением обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию осужденными, признанными больными наркоманией, которым назначено основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы; применение специальных мер профилактики правонарушений в целях предупреждения совершения новых преступлений лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (фактически многие указанные действия относятся к полномочиям в первую очередь уголовно-исполнительных инспекций по исполнению соответствующих наказаний согласно уголовно-исполнительному законодательству. - Примеч. авт);
10. Для выполнения возложенных на них обязанностей уголовно-исполнительным инспекциям предоставляются следующие права: вызывать лиц, в отношении которых применяется приговорная (исполнительная) пробация, для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, соблюдения (исполнения) ограничений, обязанностей и запретов, установленных (возложенных) судом, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе осуществления уголовно-исполнительными инспекциями контроля, а также причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания, несоблюдения (неисполнения) ограничений, обязанностей и запретов, установленных (возложенных) судом, а также получать от них устные или письменные объяснения или информацию по вопросам, связанным с применением приговорной (исполнительной) пробации; посещать по месту нахождения, включая место жительства, место пребывания, работы (учебы), лиц, в отношении которых применяется приговорная (исполнительная) пробация; предупреждать лиц, в отношении которых применяется приговорная (исполнительная) пробация, об ответственности, предусмотренной уголовным и уголовно-исполнительным законодательством в случае невыполнения (уклонения от выполнения) возложенных обязанностей; объявлять официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения лицу, в отношении которого применяется приговорная (исполнительная) пробация; обращаться в органы местного самоуправления и прокуратуры, суды и иные органы и организации для решения вопросов, связанных с реализацией полномочий уголовно-исполнительных инспекций; обращаться в суд с представлением об отмене условного осуждения, условно-досрочного освобождения, отсрочки отбывания наказания в отношении лица, к которому применяется приговорная (исполнительная) пробация; запрашивать и получать в 30-дневный срок информацию, необходимую для реализации полномочий уголовно-исполнительной инспекцией в сфере приговорной (исполнительной) пробации, от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов службы занятости, организаций социального обслуживания, медицинских организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций; обжаловать действия органов, учреждений и организаций в случае непредоставления информации, необходимой для реализации полномочий в сфере пробации; иные права, предоставленные уголовно-исполнительным инспекциям в соответствии с законодательством Российской Федерации (что также вызывает вопрос о соотношении подобных полномочий уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации и их уголовно-исполнительных функций. - Примеч. авт).
11. Уголовно-исполнительные инспекции в отношении лиц, к которым применяется приговорная (исполнительная) пробация, обязаны обеспечивать: исполнение наказа-
ний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ; контроль и надзор; ведение личных дел; проведение социальной и воспитательной работы, оказание психологической помощи; оказание содействия в получении общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения, повышении квалификации и трудоустройстве в соответствии с законодательством Российской Федерации лицам, в отношении которых осуществляется приговорная (исполнительная) пробация; осуществление профилактики правонарушений в формах профилактической беседы, объявления официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, профилактического учета (возникает вопрос, аналогичный вопросу о правах уголовно-исполнительных инспекций. - Примеч. авт).
12. Лица, в отношении которых применяется приговорная (исполнительная) пробация, имеют право: на вежливое обращение со стороны сотрудников уголовно-исполнительных инспекций; запрашивать и получать информацию об условиях и порядке отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и применения мер уголовно-правового характера, своих правах и обязанностях; участвовать в мероприятиях по социальной адаптации и социальной реабилитации, получать помощь и содействие, предусмотренные настоящим Федеральным законом; обжаловать действия или бездействие субъектов пробации (такие права частично дублируют правовое положение таких лиц как субъектов сугубо уголовно-исполнительных правоотношений. - Примеч. авт).
13. Лица, в отношении которых применяется приговорная (исполнительная) пробация, должны соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и меры уголовно-правового характера, установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации; исполнять обязанности, установленные законом и возложенные судом; являться в уголовно-исполнительную инспекцию для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, соблюдения (исполнения) ограничений, обязанностей и запретов, установленных (возложенных) судом, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе осуществления инспекциями контроля, а также причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания, несоблюдения (неисполнения) ограничений, обязанностей и запретов, установленных (возложенных) судом; выполнять законные требования сотрудников уголовно-исполнительных инспекций; выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации (что также частично дублирует правовое положение таких лиц как субъектов сугубо уголовно-исполнительных правоотношений. - Примеч. авт).
14. Пенитенциарная пробация применяется к осужденным к принудительным работам и лишению свободы в период отбывания наказания, а также в период их подготовки к освобождению.
15. Пенитенциарная пробация осуществляется по следующим основным направлениям: проведение социальной и воспитательной работы с осужденными к лишению свободы или принудительным работам, оказание им психологической помощи; восстановление и укрепление социально полезных связей осужденных к принудительным работам или лишению свободы; подготовка осужденных к принудительным работам или лишению свободы к освобождению из учреждений, исполняющих наказания; оказание
содействия в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве (между тем воспитательная работа является также средством исправления осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством. - Примеч. авт.).
16. В учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, в целях ресоциализации и социальной адаптации после освобождения, коррекции их поведения с осужденными проводится социальная и воспитательная работа, с их согласия им оказывается психологическая помощь, включающая в себя психологическую профилактику, просвещение, консультирование, поддержку, сопровождение, диагностику и коррекцию (это также частично отражено в положениях ст. 9, 12 и др. УИК РФ, касающихся исправления осужденных и их прав. - Примеч. авт).
17. Для формирования новой системы установок, норм и ценностей, соответствующих навыков социального поведения, сохранения, повышения социального статуса лиц, в отношении которых осуществляется пенитенциарная пробация, в учреждениях, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, проводится работа по восстановлению и укреплению социально полезных связей. Учреждения, исполняющие наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказывают содействие в укреплении социальных связей с семьей, родственниками, лицами, положительно влияющими на поведение лиц, в отношении которых осуществляется проба-ция, трудовыми коллективами и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, некоммерческими организациями, в розыске родственников и иных лиц. К работе по восстановлению, поддержанию и укреплению семейных и социально полезных связей привлекаются общественные и религиозные организации, добровольцы (волонтеры), родственники лиц, в отношении которых осуществляется пенитенциарная пробация, и иные лица, имеющие положительное влияние на их поведение.
18. Учреждения, исполняющие наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, обязаны осуществлять подготовку индивидуальной программы исправления осужденных к принудительным работам или лишению свободы в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации; проведение социальной и воспитательной работы с осужденными к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы; психологическую помощь осужденным к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы; содействие в восстановлении социальных связей; подготовку к освобождению осужденных к лишению свободы или принудительным работам; социальную помощь и содействие в трудовом и бытовом устройстве осужденным, освобождающимся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы; социальное исследование личности, отражающее потенциальные риски рецидива, криминогенные и социальные потребности и перспективы ресоциализации, а также социальное сопровождение, обеспечивающее непрерывность процесса проведения реабилитационных мероприятий и лечения социально значимых заболеваний; подготовку индивидуальной программы в случае принятия решения о целесообразности оказания содействия осужденному в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в соответствии с настоящим Федеральным законом (фактически многие из указанных действий относятся к полномочиям в первую очередь администраций исправительных учреждений и исправительных центров в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством. - Примеч. авт).
19. Учреждения, исполняющие наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, имеют право: заключать соглашения о сотрудничестве с целью трудоустрой-
ства осужденных и лиц, освобождающихся из учреждений, исполняющих наказания, с государственными учреждениями службы занятости и иными организациями; заключать соглашения о сотрудничестве с социально ориентированными некоммерческими организациями, структурами гражданского общества в целях реализации права осужденных на получение психологической помощи; запрашивать и получать в 30-дневный срок информацию, необходимую для реализации полномочий в сфере пенитенциарной пробации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов службы занятости, организаций социального обслуживания, медицинских организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций; обжаловать действия органов, учреждений и организаций в случае непредоставления информации, необходимой для реализации полномочий в сфере пробации (эта норма также приводит к вопросу о соотношении этих полномочий и права администраций исправительных учреждений и исправительных центров как учреждений, исполняющих наказания. - Примеч. авт.).
20. Лицам, в отношении которых осуществляется пенитенциарная пробация, гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации (данная норма фактически дублирует положения ст. 10 УИК РФ. - Примеч. авт.).
21. Лица, в отношении которых применяется пенитенциарная пробация, имеют право: запрашивать и получать информацию об условиях и порядке применения мер пенитенциарной пробации; запрашивать и получать информацию о порядке и основаниях применения мер социальной адаптации и социальной реабилитации; участвовать в мероприятиях по социальной адаптации и социальной реабилитации; вносить предложения о содержании и корректировке индивидуальной программы, а также о порядке ее исполнения; обжаловать действия или бездействие учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в сфере пенитенциарной пробации, в том числе решение учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, об отказе в оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (данная норма законопроекта также частично дублирует правовое положение таких лиц как субъектов сугубо уголовно-исполнительных правоотношений. - Примеч. авт).
22. Лица, в отношении которых применяется пробация, обязаны соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок и условия отбывания наказаний; выполнять законные требования работников учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы; представлять достоверную информацию в ходе оценки индивидуальной нуждаемости в целях принятия решения об оказании содействия в ресоциа-лизации, социальной адаптации и социальной реабилитации (это дублирует правовое положение таких осужденных. - Примеч. авт).
23. Постпенитенциарная пробация применяется к лицам, освободившимся из учреждений, исполняющих наказания, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации.
24. Основными направлениями деятельности в сфере постпенитенциарной пробации являются ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация.
25. В случае невыполнения без уважительных причин (уклонения от выполнения) лицом мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, лицу, в отноше-
нии которого применяется пробация, уголовно-исполнительной инспекцией выносится предупреждение о возможности прекращения оказания ему помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. После повторного невыполнения мероприятий индивидуальной программы без уважительной причины после вынесенного предупреждения оказание помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации прекращается. Повторное применение постпенитенциарной пробации не осуществляется.
26. Подготовка индивидуальной программы в отношении лиц, к которым применяется пенитенциарная пробация, осуществляется учреждением, исполняющим наказание в виде принудительных работ или лишения свободы. Подготовка индивидуальной программы в отношении лиц, к которым применяется приговорная (исполнительная) пробация, а также лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация (при условии отсутствия указанной программы на момент освобождения из учреждений, исполняющих наказания), осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией.
27. В зависимости от индивидуальной нуждаемости лица, обратившегося с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, индивидуальная программа может включать в себя следующие мероприятия:
- восстановление и формирование социально полезных связей;
- консультирование по социально-правовым вопросам;
- оказание психологической помощи;
- оказание содействия в получении лицом, в отношении которого применяется постпенитенциарная пробация, документов, необходимых для реализации своих прав; трудоустройстве; получении общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения, повышении квалификации в соответствии с законодательством об образовании; получении пособия по безработице, государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации, медицинской помощи, пенсионного обеспечения, социальных услуг, иной помощи.
28. Уголовно-исполнительные инспекции в сфере постпенитенциарной пробации обеспечивают проведение социальной и воспитательной работы, оказание психологической помощи лицам, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация; оценку индивидуальной нуждаемости в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в отношении лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ и лишения свободы; подготовку индивидуальной программы лицам, в отношении которых принято решение о применении постпенитенциарной пробации; направление лиц, нуждающихся в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, в организации социального обслуживания граждан, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, и иные государственные и негосударственные организации, участвующие в социальном обслуживании граждан, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; осуществление контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой; предупреждение лиц, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация, о возможности прекращения оказания им помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в случае невыполнения (уклонения от выполнения) лицом мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой; прекращение оказания помощи и содействия в ресоци-
ализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лицу после повторного невыполнения им мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, после предупреждения; содействие в восстановлении социальных связей; консультирование по социально-правовым вопросам; содействие в трудоустройстве лицам, в отношении которых осуществляется пробация; содействие в получении общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения, повышении квалификации в соответствии с законодательством об образовании; оказание содействия в получении полиса обязательного медицинского страхования, медицинской книжки и выборе медицинской организации; взаимодействие с органами, учреждениями, организациями, являющимися субъектами пробации, медицинскими, образовательными и иными организациями; организацию привлечения добровольцев (волонтеров) к полному или частичному социальному сопровождению лица, в отношении которого осуществляется постпенитенциарная пробация.
29. Лица, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, имеют право: запрашивать и получать информацию о порядке и основаниях применения постпенитенциарной пробации; обращаться с заявлением в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации; получать помощь и содействие, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; обращаться в уголовно-исполнительную инспекцию с заявлением об изменении индивидуальной программы; на вежливое обращение со стороны работников органов, учреждений и организаций, образующих систему пробации; уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию о помещении в медицинскую организацию для прохождения лечения в условиях стационара, в том числе с использованием телефонной связи, а также через медицинскую организацию в целях контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой на время ее реализации; обжаловать действия или бездействие субъектов пробации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе в случае отказа от оказания содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации.
30. Лица, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, обязаны: соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; выполнять мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой; являться в уголовно-исполнительную инспекцию для разъяснения порядка и условий применения постпенитенциарной пробации, а также для представления информации о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации; выполнять законные требования работников учреждений и организаций, осуществляющих постпенитенциарную пробацию; представлять уголовно-исполнительной инспекции достоверную информацию о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, а также об отказе от выполнения таких мероприятий организациями; уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.
31. Общественный контроль за деятельностью субъектов пробации осуществляется в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Независимо от наличия дискуссионных вопросов принятие Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» будет свидетельствовать о новом этапе развития правовой основы предупреждения совершения новых преступлений, обращения с правонарушителями, а также о повышении эффективности взаимодействия соответствующих государственных органов с представителями общественности. Очевидно, что необходима дальнейшая разработка теоретико-правовых аспектов института пробации, в том числе для соотнесения уголовно-исполнительного и иного законодательства с принимаемым Федеральным законом «О пробации в Российской Федерации».
Библиографический список
1. Козаченко И. Я., Сергеев Д. Н. Постпенитенциарный контроль и борьба с рецидивной преступностью // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 2. С. 74-80.
2. Поздняков В. М. Востребованность психологов при создании в России службы пробации // Человек: преступление и наказание. 2011. № 4(75). С. 131-135.
3. Хуторская Н. Б. Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства России на основе правил Совета Европы о пробации // Международный пенитенциарный журнал. 2017. Т. 3(1-3), № 1. С. 68-71.
4. Антипов А. Н., Строгович Ю. Н. Пробации в России быть. Проект федерального закона «О пробации в Российской Федерации» // Право и образование. 2021. № 10. С. 108-123.
5. Ельчанинов А. П. Понятие и особенности реализации досудебной пробации по проекту федерального закона «О системе пробации в Российской Федерации» // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. М. : ФКУ НИИ ФСИН России, 2021. С. 61-65.
6. Мельникова О. В. Служба пробации - приоритетное направление развития уголовно-исполнительной системы Российского государства // Право и государство: теория и практика. 2021. № 11(203). С. 220-222.
7. Ермасов Е. В., Дегтярева О. Л. Вопросы создания службы пробации в России // Закон и право. 2016. № 8. С. 74-76.
8. Малолеткина Н. С. О целесообразности полного внедрения института пробации в современную пенитенциарную систему // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 2. С. 15-16.
9. Уткин В. А. О перспективах пробации в России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 4. С. 5-8.