Научная статья на тему 'Перспективы развития института службы пробации в Российской Федерации'

Перспективы развития института службы пробации в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2165
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮВЕНАЛЬНАЯ ПРОБАЦИЯ В РОССИИ / ФСП РОССИИ / ЗАКОН РФ "О СЛУЖБЕ ПРОБАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / РЕИНТЕГРАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В ОБЩЕСТВО / JUVENILE PROBATION IN RUSSIA / FSP OF RUSSIA / RF LAW "ON PROBATION SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION" / REINTEGRATION OF JUVENILES CONVICTED INTO SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нестеров Артем Юрьевич

В статье представлены перспективы развития института пробации в России, которые будут ориентированы на развитие ювенальной пробации в России, что станет основой для обеспечения успешной социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в постпенитенциарный период и их последующей реинтеграции в современное общество. Автор предлагает рассмотреть внесение поправок на законодательном уровне: 1) в ч. 1 ст. 139 УИК РФ «Оставление в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия»; 2) в п. 4 ст. 5.27. КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (конкретизировать субъектов трудового права); 3) в ч. 2 ст. 180 УИК РФ «Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера». Предлагается структура нового закона РФ «О службе пробации в Российской Федерации». При разработке и последующем обсуждении в парламенте РФ данного законопроекта автор предлагает уделить внимание разделу «Основные направления деятельности центров реабилитации ФСП России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нестеров Артем Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE PROBATION SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents prospects for the development of the probation institute in Russia, which will be oriented to the development of juvenile probation in Russia, that will become the basis for ensuring successful social adaptation and subsequent reintegration into the modern society of juveniles convicted in the post-penitentiary period. The author proposes to consider the introduction of amendments at the legislative level: 1) in part 1, article 139 of the UIC «Remaining in educational colonies sentenced to deprivation of liberty who have reached adulthood»; 2) in clause 4, article 5.27. «Violation of labor legislation and other normative legal acts containing labor law norms» of the Administrative Code of the Russian Federation (the author proposes specifying the subjects of labor law); 3) in part 2, article 180 of the UIC of the Russian Federation «Duties of the administration of institutions executing punishments on assistance in the labor and domestic arrangements of released convicts and in applying medical measures to them». The author suggests to change the structure of the new law of the Russian Federation «On probation service in the Russian Federation». When developing and further discussing this draft law in the Russian parliament it is important to pay attention at the section «The main activities of the rehabilitation centers of the Russian FC».

Текст научной работы на тему «Перспективы развития института службы пробации в Российской Федерации»

НЕСТЕРОВ Артем Юрьевич — кандидат социологических наук, старший преподаватель Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ) (109004, Россия, г. Москва, ул. Земляной Вал., 73; ne7terov@rambler.ru)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СЛУЖБЫ ПРОБАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье представлены перспективы развития института пробации в России, которые будут ориентированы на развитие ювенальной пробации в России, что станет основой для обеспечения успешной социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в постпенитенциарный период и их последующей реинтеграции в современное общество. Автор предлагает рассмотреть внесение поправок на законодательном уровне: 1) в ч. 1 ст. 139 УИК РФ «Оставление в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия»; 2) в п. 4 ст. 5.27. КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (конкретизировать субъектов трудового права); 3) в ч. 2 ст. 180 УИК РФ «Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера».

Предлагается структура нового закона РФ «О службе пробации в Российской Федерации». При разработке и последующем обсуждении в парламенте РФ данного законопроекта автор предлагает уделить внимание разделу «Основные направления деятельности центров реабилитации ФСП России». Ключевые слова: ювенальная пробация в России, ФСП России, закон РФ «О службе пробации в Российской Федерации», реинтеграция несовершеннолетних осужденных в общество

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено создание в РФ государственной службы пробации, обеспечивающей, в частности, социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В идеале служба пробации (далее - ФСП России) будет призвана решать задачи, связанные с достижением целей уголовного наказания. Целесообразно не подчинять ее непосредственно уголовно-исполнительной системе России, сохранив лишь ее подведомственность Министерству юстиции РФ.

Так, на последнем III Международном пенитенциарном форуме «Преступление. Наказание. Исправление», проведенном ФСИН России 2123 ноября 2017 г. на базе Академии управления и права ФСИН России (г. Рязань), в докладе директора ФСИН России генерал-полковника в/с Г.А. Корниенко заявлено, что «в настоящий период во исполнение Концепции федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 гг.)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года № 2808-р, разработан проект Федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)", являющийся логическим продолжением Федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)". "Проект" направлен в Правительство Российской Федерации для утверждения» [Корниенко 2017: 10].

Исходя из доклада Г.А. Корниенко, можно определить, что служба пробации (ФСП России) как новый федеральный орган исполнительной власти РФ имеет высокий теоретический и практический потенциал по взаимодействию с различными заинтересованными органами муниципального самоуправления, НКО, БФ, РПЦ, а также с семьями несовершеннолетних осужденных и общественностью с целью их привлечения к процессу эффективного исправления, реабилитации и постпенитенциарной адаптации подростков-

осужденных. Данный опыт приобретен в процессе 25-летнего взаимодействия пенитенциарных учреждений ФСИН России и УИИ ФСИН России с НКО и иными организациями, ориентирующими субъекта УИП на успешную социальную адаптацию в постпенитенциарный период [Корниенко 2017: 10-11].

С учетом международного опыта основными направлениями деятельности ФСП России могут быть, в частности, организация работы с несовершеннолетними правонарушителями на стадиях: до вынесения обвинительного приговора и после вынесения приговора к наказанию, во-первых, не связанного с изоляцией несовершеннолетнего осужденного от общества (например, в виде исправительных работ на срок до одного года, обязательных работ на срок от сорока до ста шестидесяти часов, штрафа в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев) [п. 2-4 ст. 88]; во-вторых, не связанного с изоляцией от общества при осуществлении контроля и надзора за поведением условно осужденных (ограничение свободы на срок от двух месяцев до двух лет) [п. 5 ст. 88]; а также с освобожденными условно-досрочно от отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы из воспитательной колонии ФСИН России и по отбытии полного срока уголовного наказания в виде лишения свободы (например, лицами, совершившими преступления против жизни и здоровья человека, регламентированные гл. 16, 18, 21 УК РФ1) и оказание помощи в пенитенциарной ресоциализации и социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Сегодня можно с твердой уверенностью констатировать, что уголовно-исполнительная нормативно-правовая база России нуждается во внесении поправок в отдельные НПА, которые, по нашему мнению, следует рассматривать в достаточно тесной взаимосвязи в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы и социальной адаптации несовершеннолетнего осужденного в постпенитенциарный период. Например, в п. 1 ст. 139 УИК РФ «Оставление в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия»2, где предлагается следующая формулировка: «В целях закрепления результатов исправления, завершения среднего общего образования или профессионального обучения осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 19 лет», заменить «19 лет» на «21 год». Результат такой замены имеет следующие плюсы: 1) осужденный, прибывший в 16-17-летнем возрасте, положительно себя зарекомендовавший (со стороны администрации колонии), получает возможность отбывать уголовное наказание в воспитательной колонии до достижения им 21-летнего возраста; 2) осужденный, имеющий длительный срок лишения свободы, положительно характеризующийся со стороны администрации колонии, не переводится в исправительную колонию общего режима, а готовится к УДО либо пребывает в колонии до достижения 21-летнего возраста, затем переводится в исправительную колонию общего режима (либо в колонию-поселение ФСИН России). Минусы: 1) при переводе осужденного, положительно характеризующегося со стороны администрации колонии, но имеющего срок, не превышающий 5 лет, в ИК автоматически утрачивается эффект, достигнутый в результате воспитательных воздействий в процессе пенитенциарной ресоциализации

1 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 19.02.2018). М.: Проспект. 2018. 320 с.

2 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017). М.: Кодекс. 2018. 96 с.

осужденного в воспитательной колонии. Осужденный, переведенный в ИК, приобретает новых маргинальных друзей, вовлекается в новую криминальную (уже взрослую) общность, имеющую богатый негативный криминальный опыт. Естественно «взрослые» товарищи по отряду колонии будут негативно влиять на неустоявшуюся личность осужденного.

По нашему мнению, состояние работы служб пробации (ФСП России) по постпенитенциарной адаптации несовершеннолетних осужденных на современном этапе развития уголовной политики России будет выступать не только качественным показателем общего характера рецидивной преступности, но и демонстрацией эффективности деятельности правоохранительных органов в целом. (Из аналитической сводки МВД России: больше половины [61,8%] расследованных преступлений совершено лицами, ранее судимыми за совершение уголовных преступлений; каждое третье [34,5%] совершено в состоянии алкогольного опьянения; каждое двадцать седьмое [3,7%] - несовершеннолетними и/или при их соучастии [по состоянию на 01.05.2018]1.) Более того, укрепление позиций рецидивной преступности в подростковой среде втягивает неопытных преступников в орбиту криминального влияния, т.е. воспроизводит преступность в новых поколениях.

Сегодня как никогда актуализировался вопрос трудового и бытового устройства осужденных в постпенитенциарный период, особенно из социально уязвимых социальных групп риска (например, несовершеннолетние осужденные; осужденные, имеющие наличие признаков инвалидности детства). Предлагается внести изменения в п. 4 ст. 5.27. «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), административную ответственность руководителей организаций (физических и юридических лиц) за необоснованный отказ в приеме на работу лица, освободившегося из мест лишения свободы (далее - в п. 4 заменить слова «уклонение» на слова «необоснованное уклонение»). Также предлагается данный пункт дополнить абзацем «особую категорию граждан» - людей, имеющих ограничения в здоровье; трудоспособных граждан, достигших 16-летнего возраста (в т.ч. и освободившихся из пенитенциарных учреждений либо имеющих непогашенную судимость, за исключением оговоренных федеральными законами и иными подзаконными актами)». В данном пункте предлагается также конкретизировать субъектов трудового права2.

Также, по нашему мнению, следует внести изменения в ч. 2 ст. 180 УИК РФ «Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера»3 для получения положительных результатов от воспитательной работы по подготовке осужденных к освобождению. В части 2 ст. 180 УИК РФ предлагается максимально конкретизировать (прописать) права и обязанности осужденных лиц, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы, которые в дальнейшем должны разъясняться при проведении занятий в школе подготовки к освобождению либо при работе в первый постпенитенциарный период в учреждениях ФСП России (в реабилитационном центре для осужденных). В частности, следует

1 МВД РФ. Статистика и Аналитика. Состояние преступности за январь - декабрь 2017 года. Доступ: https://мвд.рф/folder/101762/item/11341800/ (проверено 12.03.2018).

2 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018). М.: Омега-Л. 2018. 540 с.

3 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017). М.: Кодекс. 2018. 96 с.

дополнить п. 4 абзацем, содержащим следующий текст: «имеют право на: свободный труд; жилище; образование; бесплатное медицинское обслуживание; социальную помощь и поддержку от государства отдельным гражданам, имеющим на это основание и т.д. Обязанности: 1) не менять постоянное место жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа исполнительной власти (например, службы ФСП России и УИИ ФСИН России); 2) не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудоустроиться либо продолжить обучение в общеобразовательной (профессиональной) организации; своевременно отмечаться в УИИ УФСИН России по месту жительства».

Кроме того, под эгидой службы пробации (ФСП России) предлагается на базе всех воспитательных колоний ФСИН России создавать (открывать) социальные реабилитационные центры постпенитенциарной адаптации несовершеннолетних осужденных (осужденных в несовершеннолетнем возрасте, но не достигших 23-летнего возраста), освободившихся из воспитательной колонии ФСИН России, которые, в свою очередь, будут ориентированы на социально-психологическую, медицинскую и социально-реабилитационную помощь и постпенитенциарную социализацию подростков-осужденных, а также предотвращение рецидивной преступности. Предлагается открыть центры ФСП России для несовершеннолетних осужденных во всех субъектах РФ. Деятельность данных центров должна регулироваться законом РФ «О службе пробации в Российской Федерации» и иными нормативно-правовыми актами, а также подзаконными актами, регулирующими их деятельность в интересах несовершеннолетних (в т.ч. указами Президента РФ № 761 от 01.06.20121; № 240 от 29.05. 20172).

Также обратим внимание на то, что с точки зрения предотвращения рецидивной преступности и повышения эффективности функционирования УИС России необходимо, чтобы все без исключения воспитательные колонии ФСИН России при содействии службы пробации и органов внутренних дел по месту жительства подростка-осужденного отслеживали уровень постпенитенциарного рецидива среди освобожденных осужденных в течение 2-4 лет после освобождения из мест лишения свободы (данная деятельность также должна регулироваться законом РФ «О службе пробации в Российской Федерации»),

Исходя из вышеизложенного, необходимо принять на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ законодательные акты, направленные на регламентацию проблемы постпенитенциарной адаптации несовершеннолетних осужденных и осужденных, не достигших 23-летнего возраста, освободившихся из ВК / ИК (общего режима) / КП ФСИН России.

В завершение исследования автор публикации разрабатывает рекомендации по совершенствованию законодательно-правовой базы России, обеспечивающие деятельность службы пробации в Российской Федерации (в настоящий период данная служба как федеральный орган исполнительной власти в РФ отсутствует [по состоянию на 01.05.2018 г.]). Принятие и последующая импле-ментация в национальную правовую систему закона РФ «О службе пробации в Российской Федерации» станет одним из ключевых правовых инструментов по обеспечению эффективной реинтеграции в современное общество несовершеннолетних осужденных, освободившихся из мест лишения свободы.

1 Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Доступ: http://base.garant.ru/70183566/ (проверено 29.03.2018).

2 Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства (2018-2027)». Доступ: http://base.garant.ru/71684480/ (проверено 29.03.2018).

Основной целью закона РФ «О службе пробации в Российской Федерации» станет: 1) создание условий для исправления и пенитенциарной ресоциализа-ции заключенных (в соответствии с международными нормами и правилами, ратифицированными РФ); 2) предупреждение рецидивных преступлений осужденных, освободившихся из мест лишения свободы, в постпенитенциарный период.

При разработке законопроекта закона РФ «О службе пробации в Российской Федерации» предлагается установить полноценный цикл пробации в России, базирующийся на четырех составляющих.

1. Досудебная пробация, которая заключается: а) в оказании социально-психологической помощи подозреваемому, коррекции его поведения и предупреждении совершения им рецидивных преступлений; б) установлении личности подозреваемого (определении социального статуса); в) выявлении его социально-психологического состояния (на момент совершения преступления), выявлении причин и мотивов совершенного преступления; г) оказании квалифицированной юридической помощи всем субъектам уголовного права [подозреваемому и потерпевшему(им)] с целью обеспечения беспристрастного и справедливого досудебного разбирательства, в котором будут учтены все права и свободы сторон. Данный вид пробации в первую очередь будет ориентирован на несовершеннолетних правонарушителей, беременных женщин и имеющих ребенка в возрасте до 3 лет.

2. Судебная пробация, которая заключается: а) в установлении личности подсудимого (определении социального статуса); б) выявлении его социально-психологического состояния (в процессе судебного разбирательства); в) выявлении причин и мотивов совершенного преступления; г) оказании квалифицированной юридической помощи всем субъектам уголовного права [подсудимому и потерпевшему(им)] с целью обеспечения беспристрастного и справедливого судебного разбирательства, в котором будут учтены все права и свободы сторон.

3. Пенитенциарная пробация, которая заключается: а) в осуществлении пенитенциарной ресоциализация осужденного с момента его прибытия в учреждение ФСИН России в соответствии с требованиями гл. 14 ст. 103-108; гл. 15 ст. 109, 110, 112-115, 117 УИК РФ1; б) оказании социально-правовой, медицинской и психологический помощи осужденному, находящемуся в пенитенциарном учреждении ФСИН России; в) реализации комплекса мероприятий пенитенциарной ресоциализации в отношении всех осужденных, готовящихся к освобождению за 6 месяцев, который предполагает разработку и реализацию индивидуальной программы по подготовке осужденного к освобождению с целью последующей беспрепятственной социальной адаптации в социум в постпенитенциарный период (данный вид пробации активно применяется в настоящий период во всех пенитенциарных учреждениях ФСИН России).

4. Постпенитенциарная пробация, которая заключается в социальной реабилитации осужденного, освободившегося из мест лишения свободы (по УДО; окончании срока, определенного судом как мера наказания в виде лишения свободы), в специализированных учреждениях ФСП России (реабилитационных центрах), которые ориентированы: а) на оказание социально-правовой и медицинской помощи осужденному; б) восстановление социально полезных связей с близкими и родственниками; в) возможность трудового и бытового

1 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017). М.: Кодекс. 2018. 96 с.

устройства осужденного (освоение бытовых навыков); г) получение профессионального образования по программам НПО/СПО; д) оформление личных документов и восстановление имущественных (жилищных) прав (если таковые были нарушены); е) оказание помощи при оформлении группы инвалидности в ФБМСЭ (при наличии признаков инвалидности у осужденного); ж) оформление пенсии и социальных пособий по старости (инвалидности) осужденного. Данные положения могут быть определены во II раздел «Виды осуществления пробации в Российской Федерации и особенности ее осуществления» закона РФ «О службе пробации в Российской Федерации».

В «Общих положениях» закона РФ «О службе пробации в Российской Федерации», по нашему мнению, должны быть определены: 1) цели и задачи службы пробации в Российской Федерации; 2) правовая основа, регулирующая службу пробации в Российской Федерации; 3) основные термины и понятия, используемые в законе РФ «О службе пробации в Российской Федерации»;

4) базовые принципы службы пробации в Российской Федерации; 5) организации и органы исполнительной власти, осуществляющие пробацию в Российской Федерации; 6) лица, в отношении которых применяется пробация; 7) права и обязанности лиц, состоящих на учете службы пробации в Российской Федерации.

Особое внимание предлагается уделить следующим разделам (главам, статьям) закона РФ «О службе пробации в Российской Федерации»: «Особенности осуществления пробации в отношении несовершеннолетнего правонарушителя (осужденного)»; «Осуществление пробационного контроля в отношении несовершеннолетнего правонарушителя (осужденного)» (данные разделы могут определяться основным базовым термином «ювенальная пробация»). В них в первую очередь должны быть учтены интересы несовершеннолетних, определенные в законодательных нормах и принципах национального и международного права.

При разработке и последующем обсуждении в парламенте РФ законопроекта закона РФ «О службе пробации в Российской Федерации» предлагается уделить внимание такому разделу, как «Основные направления деятельности центров реабилитации ФСП России», которые должны осуществлять ювенальную про-бацию в отношении несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы. Центры должны быть ориентированы: 1) на постпенитенциарную ресоциализацию и становление личности осужденного; 2) привитие основных социально-бытовых, трудовых, жизненных навыков, навыков законопослушного, здорового образа жизни, общепринятых ценностей и правил поведения в российском обществе; 3) развитие самостоятельности и уверенности в себе; 4) бережное отношение к окружающим и к природе, развитие культурных и социокультурных навыков, уважительное отношение к слабым и пожилым людям, доброжелательное и уважительное отношение к животным и т.д.;

5) обязательное содействие в трудоустройстве и получении профессионального образования; 6) оказание социально-психологической помощи осужденному; 7) оказание (по возможности) помощи в определении с постоянным местом жительства (с участием органов опеки и попечительства и органов муниципального самоуправления РФ).

Также в структуре закона РФ «О службе пробации в Российской Федерации» предполагается раздел «О деятельности ФСП России», который будет в основном ориентирован на заключительный цикл пробации - постпенитенциарную пробацию. ФСП России, по нашему мнению, должна выполнять следующие функции: 1) обязательное определение осужденного, освободившегося из мест лишения свободы, в реабилитационный центр по месту жительства на

4-6 месяцев; 2) оказание реабилитируемому осужденному адекватной всесторонней помощи: содействие в поступлении на работу (учебу), юридическая помощь, оказание социальной, психологической и медицинской помощи в учреждениях здравоохранения по м/п в реабилитационном центре (помощь должна осуществляться бесплатно в рамках ОМС), восстановление утраченных имущественных прав, помощь в оформлении и получении основных документов, восстановлении и формировании социально полезных связей.

ФСП России подведомственна Министерству юстиции РФ, и руководство ФСП России напрямую подчиняется министру юстиции РФ (данные отношения должны определяться в указах Президента РФ). Предлагается внести поправку (запись) «Федеральной службы пробации России и ее территориальных органов» после слов «Федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов» в абз. 1 ст. 24 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В связи с этими изменениями в НПА предлагается также принять соответствующее положение «О Федеральной службе пробации России (ФСП России)», регулирующее детальность службы, а также внести соответствующие изменения в Уголовный кодекс РФ (1996), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (2001) и Уголовно-исполнительный кодекс РФ (1997).

По результатам эмпирического исследования, проведенного в 2014-2018 гг., мы приходим к выводу, что требуется четкий прогноз числа нуждающихся в социальной помощи и поддержке со стороны государства (органов исполнительной власти - ФСП России) на этапе подготовки к освобождению несовершеннолетних осужденных из воспитательных колоний ФСИН России. Наличие данного анализа и учета освободившихся из воспитательных колоний ФСИН России (в последние 15-20 лет подобная информация является закрытой) позволило бы нам, во-первых, рассчитать необходимое финансирование из федерального бюджета РФ на оказание социальной помощи и поддержку от государства подросткам-осужденным, освободившимся из воспитательных колоний ФСИН России в период пребывания в реабилитационных центрах (организациях, учреждениях) при территориальном управлении ФСП России; во-вторых, определиться (по возможности) с привлечением средств иных государственно-общественных организаций (различных НКО, БФ, религиозных организаций), частных (коммерческих) организаций (юридических/физических лиц) для поддержки деятельности РЦ (центров социальной адаптации для несовершеннолетних осужденных) под эгидой ФСП России; в-третьих, резервировать рабочие места на предприятиях различных видов собственности для подростков-осужденных, находящихся в реабилитационных центрах УФСП России (адаптирующие подростка-осужденного к трудовой деятельности в подведомственных организациях УФСП России); в-четвертых, по возможности обеспечить социально-психологическое и медицинское сопровождение (в стационаре либо амбулаторно) подростка-осужденного, если он в этом нуждается; в-пятых, осуществлять юридическое, социально-педагогическое и психологическое сопровождение подростка-осужденного на всех этапах постпенитенциарной адаптации в РЦ УФСП России во всех субъектах РФ.

Список литературы

Корниенко Г.А. 2017. Современное состояние и перспективы развития уголовно-исполнительной системы. - Сборник тезисов выступлений и докладов участников IIIМПФ. В 8 т. Рязань: Академия ФСИН России. Т. 1. С. 9-19.

NESTEROV Artem Yur'evich, Cand.Sci. (Soc.), Senior Lecturer, Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovsky (73 Zemlyanoi Val St, Moscow, Russia, 109004; ne7terov@rambler.ru)

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF PROBATION SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article presents prospects for the development of the probation institute in Russia, which will be oriented to the development of juvenile probation in Russia, that will become the basis for ensuring successful social adaptation and subsequent reintegration into the modern society of juveniles convicted in the post-penitentiary period. The author proposes to consider the introduction of amendments at the legislative level: 1) in part 1, article 139 of the UIC «Remaining in educational colonies sentenced to deprivation of liberty who have reached adulthood»; 2) in clause 4, article 5.27. «Violation of labor legislation and other normative legal acts containing labor law norms» of the Administrative Code of the Russian Federation (the author proposes specifying the subjects of labor law); 3) in part 2, article 180 of the UIC of the Russian Federation «Duties of the administration of institutions executing punishments on assistance in the labor and domestic arrangements of released convicts and in applying medical measures to them».

The author suggests to change the structure of the new law of the Russian Federation «On probation service in the Russian Federation». When developing and further discussing this draft law in the Russian parliament it is important to pay attention at the section «The main activities of the rehabilitation centers of the Russian FC».

Keywords: juvenile probation in Russia, FSP of Russia, RF Law «On probation service in the Russian Federation», reintegration of juveniles convicted into society

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.