Научная статья на тему 'Закономерности сенсорного обеспечения проявления точности двигательных действий у детей с нарушениями зрения'

Закономерности сенсорного обеспечения проявления точности двигательных действий у детей с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
589
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРИКА / СЛЕПЫЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / PSYCHO MOTILITY / BLEND AND WEAK EYESIGHT CHILDREN / PSYCHO PHYSIOLOGICAL STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дычко Елена Анатольевна, Дычко Владислав Викторович, Флегонтова Вероникавалентиновна, Гаврилин Виталий Алексеевич

Представлены результаты оценки проявления точности у слепых и слабовидящих детей в возрасте 7…10 лет на основании использования современных аппаратно-компьютерных комплексов психодиагностических тестов, что позволило установить значительные нарушения двигательных функций у детей с нарушением зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дычко Елена Анатольевна, Дычко Владислав Викторович, Флегонтова Вероникавалентиновна, Гаврилин Виталий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sensory Provision Consistent Patterns of Motor Actions Accuracy Manifistation in Children With Visual Impairment

The paper presents the results of evaluating the manifestation of accuracy in blind and weak eyesight children aged from 7 to 10 on the basis of using modern apparatus -computer complexes of psycho diagnostic tests that permitted to reveal significant abnormalities of the motional functions in children with visual impairment

Текст научной работы на тему «Закономерности сенсорного обеспечения проявления точности двигательных действий у детей с нарушениями зрения»

Психологические науки

УДК 571.9 + 612.7+ 614.599.7 + 315.234

Дычко Елена Анатольевна Elena Dychko

Дычко Владислав Викторович Vladislav Dychko

Флегонтова Вероника Валентиновна Veronika Flegontova

Іаврилин Виталий Алексеевич Vitaliy Havrylin

ЗАКОНОМЕРНОСТИ СЕНСОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ УДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

SENSORY PROVISION CONSISTENT PATTERNS OF MOTOR ACTIONS ACCURACY MANIFISTATION IN CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT

Представлены результаты оценки проявления точности у слепых и слабовидящих детей в возрасте 7...10 лет на основании использования современных аппаратно-компьютерных комплексов психодиагностических тестов, что позволило установить значительные нарушения двигательных функций у детей с нарушением зрения

Ключевые слова: психомоторика, слепые и слабовидящие дети, психофизиологический статус

The paper presents the results of evaluating the manifestation of accuracy in blind and weak eyesight children aged from 7 to 10 on the basis of using modern apparatus —computer complexes of psycho diagnostic tests that permitted to reveal significant abnormalities of the motional functions in children with visual impairment

Key words: psycho motility, blend and weak eyesight children, psycho physiological status

Проблема проведения адаптивной коррекции у детей с нарушениями зрения является одной из наиболее важных и актуальных. Своеобразие психофизиологических процессов, которые преобладают в организме человека, в значительной мере предопределено уникальным генотипом и влиянием социальной среды [1; 2; 5].

Анализ результатов современных ис-

следований свидетельствует, что проблема своевременного выявления у детей с нарушением зрения расстройств в их психоэмоциональной сфере не нашла достаточного развития в коррекционной педагогике [2; 5].

Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что для детей с нарушениями зрения ха-

рактерно нарушение осанки, координации движений, силы, скорости, выносливости, точности движений.

Практикой педагогической работы со слепыми и слабовидящими детьми доказано, что наиболее эффективными средствами коррекции и компенсации их первичного дефекта и вторичных отклонений есть физическое воспитание, психофизиологические тренинги и формирование позитивных эмоций. С помощью названных средств появляется удовольствие от движения, формируются мотивы и интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, что необходимо рассматривать как коррекционное педагогическое условие для эффективности социальной и физической реабилитации этих детей и последующей их интеграции в обществе. Физическое воспитание способствует коррекции и компенсации нарушений в деятельности сердечнососудистой, дыхательной и других систем, положительно влияет на психику ребенка и создает условия для социальной и физической реабилитации слепых и слабовидящих детей [2].

Для эффективного развития точности движений у детей с нарушением зрения с использованием приемов контроля и самоконтроля, как важных факторов оптимизации коррекционного обучения, необходимо определить начальный уровень, которым владеют дети разного возраста и пола, т.е. фон сенсорных коррекций.

Цель исследования

Определить развитие точности и условия коррекционного обучения двигательным действиям слепых и слабовидящих детей.

Для освещения этого вопроса в результате проведенного тестирования и на основании полученных показателей оценены психомоторные функции.

Оценивали способности по трем параметрам словесного объяснения задания; ощущения движения с показателем образа (для определения способностей детей с нарушениями зрения оценивали точность движений в пространстве. Для этого применялся тест, который предусматривает

отведение конечностей в тазобедренном и плечевом суставах при заданной амплитуде 45° на вертикальном кинематометре. Детьми выполнялось отведение телескопического рычага на 45 ° к ограничению (предоставлялись три попытки). Сразу детям с нарушением зрения предлагалось 5 раз воспроизвести поставленное задание, после каждого выполнения фиксировалась допущенная ошибка. В расчет брали ее среднее арифметическое. Чем меньшая величина ошибок, тем высший уровень самоконтроля при выполнении заданных движений).

Для выполнения заданий исследования нами обследовано 40 детей с нарушением зрения в возрасте 7...10 лет специальной общеобразовательной школы-интерната

1...3 уровня и 35 практически здоровых однолетков того же возраста с нормальным зрением общеобразовательной школы № 12 г. Славянск.

Обсуждение результатов исследования

В результате исследований при оценке пространственных характеристик двигательных действий допустили ошибки, которые достигают у слепых мальчиков 31,3 %, у девочек — 34,1 %, у слабовидящих детей соответственно 28,6и31,0%.

На основе сравнения результатов исследований сделан вывод, что при оценке своих движений в пространстве разница в показателях допущенных ошибок у мальчиков и девочек незначительная.

Сравнение способностей оценивать свои движения в пространстве у слепых и слабовидящих детей и практически здоровых однолетков показывает значительное качественное и количественное отклонение. Количество ошибок значительно больше у детей с нарушениями зрения.

В результате исследований отмечена значительная разница в точности выполнения движений в пространстве между слепыми детьми и слабовидящими. Это свидетельствует о постепенном совершенстве способностей к контрольно-двигательным действиям как слепых, так и слабовидящих детей. Однако показатели слепых детей с возрастом изменяются более интенсивно,

нежели у слабовидящих. У слепых детей этот показатель от 7...8 лет до 9...10 лет увеличивается на 17,2 %, в то время как у слабовидящих детей — соответственно на 14,9и11,9 %.

Приведённые данные свидетельствуют о том, что зрительный контроль за своими движениями у слабовидящих детей позволяет точнее выполнять заданные движения в пространстве.

Исследование показало, что формирование точности движений в пространстве у слепых и слабовидящих детей и их практически здоровых однолетков с нормальным зрением протекает за одинаковыми закономерностями. В возрасте 7...8 лет у слепых и слабовидящих детей точность выполнения движений в пространстве значительно ниже, чем у практически здоровых однолетков, а до 9...10 лет эта разница почти стирается.

Методика усовершенствования точности движений для этих детей должна быть индивидуальной. Необходимо знать уровни точности воссоздания движений у слепых и слабовидящих детей.

В ходе исследования обнаружено три уровня точности выполнения заданных движений:

1) первый из них характеризуется точным выполнением упражнений; дети могут допускать ошибки, которые составляют не больше 11,0%от задания;

2) ко второму уровню отнесены дети, которые допускали ошибки, которые со-ставлялиотклонение 12...20 %;

3) в третьем уровне дети выполняют задание, допуская грубые ошибки свыше 20%от заданного.

Количество детей в каждом уровне неодинаково и зависит от степени потерн зрения, а также от параметров движений, которые необходимо было воспроизвести.

Во время воссоздания пространственного параметра в минутах слепые дети показали хуже результаты: 40,1 % от общего количества, отнесенные до 3 уровня, т.е. практически не умеют точно выполнить заданное движение в пространстве; значительная часть (приблизительно 55 %)

слепых школьников допускали ошибки, соответствующие 2 уровню; и только 10 % допускали незначительное количество ошибок при дифференцировании движений.

Слабовидящие дети воспроизводили движения в пространстве лучше и точнее. Дети, которые допускали минимальное количество ошибок почти вдвое (19%) больше, количество испытуемых, отнесенных ко второму уровню самоконтроля, — 45,5 %, актретьему — 52,8 %.

Для практически здоровых детей с нормальным зрением точное воссоздание заданных движений в пространстве не вызвало значительные трудности. Лишь у 7,6 % практически здоровых детей с нормальным зрением наблюдались ошибки, которые превышали 20 % от заданных. Ко второму уровню отнесены 62 % обследованных, 27 % детей, которые принимали участие в исследовании, допускали минимальные ошибки, отнесенные к первому уровню самоконтроля.

Во время воссоздания часовых параметров движения наибольший процент ошибок допущен слабовидящими детьми

7...8 лет (36,0...38,3 %), у практически здоровых однолетков такого же возраста ошибок гораздо меньше (27,8...31,2 %), а слепые дети в оценке часового параметра преобладают над практически здоровыми и слабовидящими.

Анализируя результаты исследования из воссоздания часового параметра, можно заметить, что с возрастом способность детей к оценкам времени улучшается во всех категориях обследованных, что возможно трактовать как подтверждение компенсаторной природы навыков самоконтроля и лежащих в ее основе единственных закономерностей.

Движение и время являются мерой пространства. Следовательно, слепота не является тормозящим фактором в развитии чувства времени. Об этом свидетельствует тот факт, что дети с нарушениями зрения владеют более развитыми способностями к контролю и оценке интервалов времени. Используя в своей практической деятельности полноценный канал информации от

мышечно-суставных рецепторов, дети с нарушениями зрения постоянно используют время как меру движений и пространства. Следовательно, в процессе овладения точностью движений одним из методов обучения слепых и слабовидящих детей должен стать часовой анализ.

Анализ полученных данных показывает, что слепые и слабовидящие дети 7...8 лет при оценке точности мышечных усилий допускают значительные ошибки, которые достигают 70...72 %, у практически здоровых однолетков — 45...48 %.

Сравнение результатов обследованных слепых и слабовидящих детей и практически здоровых однолетков по способностям к воссозданию заданных мышечных усилий позволяет сделать вывод, что дети с нарушениями зрения в такой оценке уступают практически здоровым однолеткам в течение всего школьного возраста. Подавляющее большинство слепых и слабовидящих детей (соответственно 90 и 95 %) не умели дифференцировать движения за степенью мышечных усилий; незначительная часть (6 и 9 % соответственно) допускали ошибки, отнесенные ко второму уровню самоконтроля; ни один из обследованных слепых и слабовидящих детей не мог быть отнесен к первому уровню самоконтроля.

У практически здоровых детей продемонстрированы лучшие результаты. Минимальное количество ошибок допустили 6 % всех обследованных, среднее — 26 %, наибольшее — 64 %. Сравнительно с воссозданием часового и пространственного параметров движений все группы детей допускают наибольшее количество ошибок именно во время оценки мышечных усилий.

Анализ умения оценивать уровень мышечных усилий показал, что формирование навыков самоконтроля у слепых и слабовидящих детей и практически здоровых однолетков с нормальным зрением характеризуется одними и теми же особенностями: темпы вековых изменений приблизительно одинаковы, пики и спады, их интенсивность и длительность также совпадают. Следовательно, можно утверждать, что при проведении тестирования три категории обследо-

ванных были поставлены в разные условия, не ввиду того, что методика исследования точности движений была одинакова.

Дети с нарушениями зрения при выполнении тестовых заданий осуществили самоконтроль за счет анализаторов пропри-оцептивной чувствительности и двигательной памяти, в то время как две других группы детей использовали также информацию от зрительного анализатора, который, как указывалось ранее, является наиболее усовершенствованным анализатором движений в пространстве. Поэтому у практически здоровых детей способности к оценке движений значительно лучше, чем у слепых и слабовидящих детей.

Особенную группу обследованных детей составляли слабовидящие. Почти по всем показателям самоконтроля они занимали промежуточное положение между детьми с нарушениями зрения и практически здоровыми однолетками. Опираясь на зрительный самоконтроль и в некоторой степени — на мышечный, они в несложных и грубых пространственных ориентациях заняли более выгодные позиции. Однако во время усложнения зрительного восприятия (завязаны глаза) они по своим показателям были ниже.

Таким образом, результаты исследований позволяют думать, что умение контролировать точность своих движений абсолютно слепых и слабовидящих детей формируется по одинаковым закономерностям. Однако имеет место качественное своеобразие, которое заключается в том, что слепые дети осуществляют самоконтроль за счет анализа суставной и мышечной рецепции, который нуждается также в направленном сознании на его интерпретацию, в то время как самоконтроль у слабовидящих детей основывается, в первую очередь, на коре головного мозга с участием проприоцепции.

Исследования показали, что способность к самоконтролю на основе анализа только проприоцептивной чувствительности формируется медленнее и без специальной работы не достигает уровня самоконтроля за точностью движений, которыми

владеют практически здоровые однолетки с нормальным зрением. Кроме изучения способностей детей оценивать пространственные, силовые и часовые параметры, исследовалось умение точно выполнять конкретные двигательные действия (ходьба, прыжки, метания), которые включают все три параметра, характеризующие точность движения.

При анализе данных во время выполнения движений детьми 7...8 лет установлен достаточно низкий уровень(ошибки колебались в пределах 26,0...69,1 %), т.е. отвечают самому низкому уровню точности движений, которые исследовали. Лить в ходьбе оценка пространственного параметра несколько выше, т.е. наблюдались наименьшие ошибки. Этот факт объясняем тем, что у слепых и слабовидящих детей проходит постоянная тренировка.

Следовательно, полученное подтверждение нашли предположения о недостаточно высоком уровне точности движений у слепых и слабовидящих детей, что свидетельствует о необходимости проводить специальную целеустремленную коррекционную работу из формирования навыков самоконтроля у слепых и слабовидящих.

Анализ результатов показал, что способность слепых и слабовидящих детей оценивать свои движения разная. В точности движений за пространственной и силовой характеристикой слепые и слабовидящие дети уступают практически здоровым однолеткам с нормальным зрением. При этом наиболее существенное отклонение наблюдается в 7...8 лет: во время анализа пространства разница от практически здоровых однолетков с нормальным зрением в точности воссоздания движений составляла 19% при оценке мышечных усилий 33%.

Таким образом, исследования показали, что динамика самоконтроля у детей с нарушениями зрения 7...8 лет связана с включением в компенсацию высших познавательных процессов, т.е. связана с морфофункциональными особенностями и развитием способности анализировать восприятия, которые идут от собственного тела.

Допускаем, что увеличение точности движений В7...10 лет базируется на значительной двигательной активности детей, усвоении ими большого количества новых движений, пластичности их нервной системы.

Основой для естественного формирования навыков самоконтроля при выполнении точных движений в пространстве, во времени и за степенью мышечных усилий является способность анализаторных систем функционировать комплексно.

Отсутствие зрительного контроля у детей с нарушениями зрения при пространственном анализе движений приводит к увеличению ошибок в 2 раза сравнительно с практически здоровыми однолетками, а при оценке мышечных напряжений — в 3 раза.

При формировании навыков точно оценивать свои действия слепые и слабовидящие дети должны использовать другие формы контроля. Основой контроля за развитием точности движений является замещение действия других сохраненных анализаторов — слуховых, двигательных, тактильных. Однако решение этой проблемы невозможно лишь в сенсорно-двигательной основе. Слепые и слабовидящие дети должны научиться анализировать свои действия за их качеством: сравнивать с заданным эталоном. А это уже требует включения в самооценку умственных процессов.

Слепые и слабовидящие дети в течение всего периода владеют низшими показателями самоконтроля в оценке своих движений в пространственном и силовом параметре, чем практически здоровые однолетки с нормальным зрением. Низший уровень показателей объясняется недостаточным развитием компенсаторных процессов как сопоставление в новом плане представлений о заданных движениях, а также невозможностью поступления зрительной информации во время выполнения двигательных действий. Во время исследования мы обратили внимание, что в специальных общеобразовательных школах для детей с нарушением зрения на уроках физической культуры, а также во время про-

ведения подвижных игр на свежем воздухе учителя не уделяют надлежащего внимания форме обучения самоконтролю. Количество упражнений на формирование навыков самоконтроля в школьной программе незначительное.

Выводы и перспективы последующих исследований

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости подбора средств и методов контроля с целью развития точности движений у детей с нарушением зрения. Они являются основными биодинамическими факторами, на которых базируется качество физических упражнений разной

формы и содержания. Следовательно, эффективным фактором оптимизации качества коррекционного обучения двигательным действиям детей с нарушением зрения будет резервное развитие точности движений.

Для усовершенствования точности движений можно использовать всю программу физического воспитания, но необходима специальная методика коррекционного обучения двигательным действиям детей с нарушениями зрения, которая включает формирование у них навыков контролировать свои движения на основе анализа впечатлений, полученных от мышц, и соотносить их с эталонами.

Литература

1. Григоренко В.Г. Теория дифференциально-интегральных оптимумов педагогических факторов физической реабилитации человека. — М.: Фонд социальных изобретений России, 1993. — 182 с.

2. Дичко В.В. Педагогічні засади корекційного навчання рухових дій школярів з порушенням зору: навчальний посібник. — Киї в, — 2007 р. —153 с.

3. Ильин ЕЛ. Психомоторная организация человека: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003. — 384 с.

4. Клименко В.В. Психомоторные способности спортсмена. — Киев: Здоровье, 1987.

5. Сермеев Б.В. Влияние физического воспитания на развитие слепых и слабовидящих детей //Труд. Образование, бьгг, культура. — М.: Медицина, 1978. — С. 133-139.

Коротко об авторах__________________________________________Briefly about the authors

Дычко Е.А., ассистентка кафедры физического воспитания, Славянский государственный педаго-гическийуниверситет (СГПУ) [email protected]

Научные интересы: иммунный, метаболический и микробиологический статус спортсменов

Дычко В.В., д-р биол. наук, профессор, зав. кафедрой физического воспитания, Славянский государственный педагогический университет (СГПУ) [email protected]

E. Dychko, assistant of physical training department, Slavyansk state pedagogical university

Scientific interests: immunological, metabolic and microbiological status of athletes

V. Dychko, Dr.Sci.Biol., professor, head of physical training department, Slavyansk state pedagogical university

Научные интересы: психомоторика и психофизиологический статус детей с нарушением зрения, микробиологический статус спортсменов

Scientific interests: psycho motility and psychophysi-ological status of children with visual impairment, microbiological status of athletes

Флегонтова В.В., д-р мед. наук, профессор кафедры патофизиологии, Луганский государственный медицинский университет (ЛГМУ) www.lsmu.edu.ua

Научные интересы: иммунный, метаболический и микробиологический статус спортсменов

Гаврилин В.А., канд. биол. наук, доцент, подполковник милиции, начальник кафедры специальной физической подготовки Донецкого юридического института Луганского государственного университета внутренних дел имени Дидаренко www.dli.donetsk.ua

Научные интересы: иммунный, метаболический и микробиологический статус спортсменов

V. Flegontova, doctor of medical sciences, professor of pathophysiology department, Lugansk state medical university

Scientific interests: immunological, metabolic and microbiological status of athletes

V. Havrylin, candidate of biological sciences, assistant professor, lieutenant colonel of militia, the chief of special physical preparation department, Donetsk legal institute of Lugansk state university of internal affairs named after Didarenko

Scientific interests: immunological, metabolic and microbiological status of athletes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.