Медицина
УДК 571.9 + 612.7+ 614.599.7 + 315.234
Дычко
Елена
Анатолиевна Еієna Dychko
Дычко Владислав Викторович Vladislav Dychko
Флегонтова Вероника Валентиновна Veronika Flegontova
Пикинер Дмитрий Сергеевич Dmitriy Pikiner
ПСИХОФИЗИЧЕСКИМ И ПСИХОМОТОРНЫМ СТАТУС ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
PSYCHOPHYSICAL AND PSYCHOMOTOR STATUS OF CHILDREN WITH VISUAL DISORDER
Приведены результаты изучения психофизического и психомоторного статуса слепых и слабовидящих детей 7.. .17 лет
Ключевые слова: слепые и слабовидящие дети, психофизический и психомоторный статус
The article contains the results of psychophysical and psychomotor status study of blind and bad-sighted children
Key words: blind and bad-sighted children, psychophysical and psychomotor status
І Iостановка проблемы. Анализ пос--Иледних исследований и публикаций. Здоровье человека определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в детском возрасте [1-5].
Разработка индивидуализированного подхода к проведению коррекционно-реабилитационной работы особенно актуальна для детей с ограниченными возможностями, обучающихся в специализированных лечебно-образовательных учреждениях.
Большинство концепций усовершенствования физической подготовки включают разработку и использование комплекса ме-
тодов диагностики психофизических способностей с преимуществом модельных характеристик.
Новые подходы в понимании характера нарушений психофизического развития, их структуры, глубины и потенциальных возможностей развития слепых и слабовидящих детей требуют существенного обновления содержания специального образования, форм и методов реализации, использования новых подходов и инновационных технологий, а также новых комплексных программ развития.
Физическая реабилитация слепых и слабовидящих детей с особенностями пси-
хофизиологического развития — одно из приоритетных направлений работы специальных учреждений и главной частью оздоровительной и воспитательной работы, выступает могучим способом укрепления здоровья и правильного физического развития детей (В.Г. Григоренко, В.В. Дычко).
Проблема коррекции психомоторных нарушений у детей с нарушениями зрения рассматривается как с медицинских позиций, так и с позиций сохранения психического и физического здоровья ребенка. Все психофизиологические функции в организме, психомоторная организация и двигательные способности следует рассматривать с позиций функционально генетического подхода, которой является фундаментальным теоретическим базисом современной дифференциальной психофизиологии [3].
Однако, невзирая на достаточно широкий спектр исследованных направлений, специальных работ, направленных на изучение влияния физических упражнений на психомоторику у слепых и слабовидящих детей в возрасте 7...17 лет, не проводилось.
В последнее время актуальной темой является разработка эффективных методов комплексной физической реабилитации, что обуславливает необходимость проведения валидной диагностики состояния психомоторики слепых и слабовидящих детей с оценкой исходного уровня физического развития и степени нарушения психомоторной функции, разработка и внедрение в процесс физического воспитания методов, направленных на развитие психомоторики и программы с применением индивидуальных физических нагрузок.
Цель исследования: определить психофизический и психомоторный статус детей с нарушениями зрения в возрасте 7.17 лет.
Объект и методы исследования. Базами для исследования выступили: специальная общеобразовательная школа-интернат 1.3 степени для слепых и слабовидящих детей г. Славянск Донецкой области; кафедра патофизиологии ЛГМУ, кафедра физического воспитания СГПУ.
В исследовании принимало участие 68
детей с нарушениями зрения и 46 практически здоровых однолетков с нормальным зрением обоего пола. Для медико-педагогических наблюдений были созданы группы по возрасту из детей с нарушением зрения и практически здоровых однолетков: младшего школьного возраста 7.10 лет, среднего школьного возраста 11__14 лет, стар-
шего школьного возраста 15_17 лет.
Для решения поставленных заданий оценки психомоторных качеств у обследованных детей — диагностику свойств нервных процессов и функционального состояния на основе параметров простой и сложной зрительно моторной и простой слухо-моторной реакции проводили за классическими психодиагностическими методиками при помощью аппаратно-программного комплекса НС — психотест НЭТ под управлением операционной системы Windows XP Professional.
Результаты и их обсуждения. Нарушение зрения, как показано далее, приводит к отставанию в росте и развитии двигательной памяти, ситуативного мышления, пространственной ориентации, физических качеств, в связи с этим положением необходима коррекция психомоторного развития слепых и слабовидящих детей.
Результаты изучения антропометрических показателей мальчиков с нарушениями зрения свидетельствуют об отставаниях последних в росте, массе тела, длине руки, обхвате запястья, обхвате грудной клетки как в покое, так и на вдохе и выдохе, от своих однолетков, которые не имеют нарушений зрения. Они также имеют нарушение пропорциональности тела, уменьшения скоростных возможностей мышц, а также отстают за биологическим в возрасте от практически здоровых однолетков. Лишь длина ноги у мальчиков с нарушениями зрения не отличается от длины ноги у практически здоровых детей без нарушений зрения.
Нарушения зрения способствуют отставанию от практически здоровых мальчиков в росте, достижении массы тела, длине руки, обхвата запястья и грудной клетки, независимо от функционального состояния
(в покое, на вдохе и выдохе), динамометрических показателей. Они не достигают соответствующей площади поверхности тела, его пропорциональности и скоростных возможностей мышц, что необходимо учитывать при назначении реабилита-
ционных мероприятий. Такие глубокие изменения антропометрических показателей способствуют уменьшению биологического возраста у слепых и слабовидящих мальчиков в возрасте 7.17 лет.
Таблица 1
Антропометрические показатели слепых и слабовидящих детей в возрасте 7...17 лет
Показатели Ед. изм. 7...10 лет 11.14 лет 15.17 лет
Мальчики с нарушен. зрения Девочки с нарушен. зрения Мальчики с нарушен. зрения Девочки с нарушен. зрения Мальчики с нарушен. зрения Девочки с наруш. зрения
М ± т М ± т М ± т М ± т М ± т М ± т
Рост стоя см 129,5 ± 4,75 129,0 ± 4,73 161,8 ± 2,79 153,1 ± 1,82 172,2 ± 5,94 159,0 ± 2,14
Масса тела кг 30,7 ± 2,57 36,2 ± 2,83 47,6 ± 1,82 46,1 ± 1,75 54,5 ± 3,83 47,2 ± 2,07
Обхват запястья см 14,5 ± 0,49 15,5 ± 0,49 16,8 ± 0,38 15,7 ± 0,24 17,7 ± 1,06 16,2 ± 0,82
Обхват грудной клетки При задержке дыхания см 67,8 ± 1,45 74,6 ± 1,34 80,5 ± 1,69 84,1 ± 1,58 85,3 ± 6,63 89,8 ± 6,21
на вдохе см 74,0 ± 2,16 80,7 ± 1,86 87,7 ± 1,53 88,6 ± 1,54 91,0 ± 7,45 98,5 ± 6,40
на выдохе см 67,2 ± 1,69 73,6 ± 1,62 78,9 ± 1,86 80,5 ± 1,87 81,2 ± 8,77 96,2 ± 7,30
Динамо- метрия левая рука кг 12,2 ± 1,76 10,2 ± 0,58 25,2 ± 2,45 17,0 ± 1,64 32,8 ± 7,17 16,3 ± 2,30
правая рука кг 6,3 ± 0,98 11,2 ± 0,69 26,5 ± 2,47 19,1 ± 1,71 35,0 ± 7,13 19,3 ± 3,20
Поверхность тела см2 10508,2 ± 600,77 11668,0 ± 630,42 14631,6 ± 372,74 14017,8 ± 331,19 16163,7 ± 827,02 14463,8 ± 376,18
Пропорциональность тела % 70,0 ± 1,70 80,6 ± 1,74 73,4 ± 0,99 74,7 ± 0,86 75,8 ± 1,89 75,5 ± 1,89
У девочек с нарушениями зрения установлено отставание в росте, массе тела, длине конечностей, обхвате запястья рук и грудной клетки, в динамометрических данных обеих рук. У них меньшая поверхность тела и нарушена пропорциональность, снижена скоростная возможность мышц. Перечисленное приводит к уменьшению биологического возраста у девочек с нару-
шениями зрения.
Проведенные многочисленные широкие обследования патофизиологических особенностей психофизического и психомоторного статуса мальчиков в возрасте 7-17 лет с нарушениями зрения показали, что у 70 из 100 % обследованных психофизическое состояние организма изменено.
Таблица 2
Особенности психофизического состояния мальчиков с нарушениями зрению в возрасте 7...17 лет
Показатели Количество Обнаружено показателей Количествен. показатели
обследованных абс. % М ± т
1. Диагностика свойств нервных процессов и функциональных состояний на основании параметров
простых и сложных зрительно-моторных реакции
Реакция выбора
Среднее значение времени реакции 37 28 76 439,1 ± 17,67
Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР)
Скорость сенсомоторных реакций 37 32 86 281,9 ± 8,91
Реакция различия
Среднее значение времени реакции 37 28 76 353,0 ± 13,47
Число ошибочных реакций 37 28 76 1,5 ± 0,20
Число пропусков 37 28 76 1,2 ± 0,23
Реакция на д вижущийся объект (РДО)
Среднее время реакции 37 29 78 3,8 ± 1,69
Сумма времени опережений 37 29 78 1304,7 ± 165,97
Сумма времени запаздываний 37 29 78 1626,1 ± 293,59
2. Диагностика определения силы, уравновешенности и динамической подвижности нервных
процессов на основе простои слухо-моторнои реакции
Простая слухо-моторная реакция (ПСМР)
Среднее значение времени реакции 37 36 97 274,4 ± 12,35
Корректурный тест (звуковой)
Среднее время реакции 37 37 100 430,1 ± 12,81
Динамометрия
Максимальная мышечная сила ' '37 37 100 22,7 ± 1,85
Порог удержания 50% 37 37 100 11,3 ± 0,92
Теппинг-тест - определение силы нервной системы
Средний межударный интервал ' 37 ' 34 92 233,8 ± 7,29
ЧисЛо ударов'"' ' 37 34 92 133,3 ± 3,91
' ' Тремометрия - контактная
Обшее время касаний ‘ 1 ‘ 37 37 100 4,1 ± 0,53
' Координациометрия по профилю
Количество касаний 37 37 100 3,8 ± 0,43
Параллельные аналогичные исследования слепых и слабовидящих девочек обнаружили изменения параметров психофизического состояния в 55 из 100 % случаев.
Аппаратная диагностика свойств нервных процессов и функциональных состояний, на основе простых и сложных зрительно-моторных реакций показала, ряд отличий ведущих показателей за определенными реакциями как у мальчиков,
так и у девочек. Все показатели нарушений зрительно-моторной реакции обнаружены у 76 % мальчиков и 55 % девочек. Для девочек характерным являются не только сниженные показатели в общей когорте, но и в общем количестве показатели меньше. По всем показателям слепые и слабовидящие дети, в возрасте 7.17 лет, отстают от практически здоровых однолетков с нормальным зрением.
Таблица 3
Особенности психофизического статуса девочек с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие) в возрасте 7.. .17 лет
Показатели Количество обследованных Обнаружено показателей Количественные показатели
абс. % М ± т
1. Диагностика свойств нервных процессов и функциональных состояний на основании
параметров простых и сложных зрительно-моторных реакции
Реакция выбора
Среднее значение времени реакции 31 17 55 435,8 ± 18,83
ПЗМР
Скорость сенсомоторных реакций 31 21 68 272,2 ± 10,18
Р еакция различия
Среднее значение времени реакции 31 18 58 349,7 ± 14,75
Число ошибочных реакций 31 18 58 1,4 ± 0,28
Число пропусков 31 18 58 0,5 ± 0,19
Реакция на двигательный объект (Р ДО)
Среднее время реакции 31 17 55 6,9 ± 2,10
Число ошибочных реакций 31 17 55 9,3 ± 1,63
Число пропусков 31 17 55 10,8 ± 1,17
2. Диагностика определения силы, уравновешенности и подвижности нервных
процессов на основе простои слухо-моторнои реакции
Простая слухо-моторная реакция - ПСМР
Среднее значение времени реакции 31 30 97 262,6 ± 11,23
К о о о ф кт гурный тест (звуковой)
Среднее время реакции '' 31 31 100 464,9 ± 12,12
Динамометрия
Максимальная мышечная сила 31 30 97 17,0 ± 1,33
Порог содержания 31 30 97 8,5 ± 0,67
Теппинг-тест - Определение силы нервной системы
Средний межударный интервал 31 26 84 231,0 ± 6,29
Число ударов 31 26 84 133,4 ± 3,36
Тремометрия - контактная
Общее время касаний 31 28 90 5,0 ± 0,73
Координациометрия по профилю
Количество касаний 31 29 94 3,8 ± 0,39
Перечисленное свидетельствует о наличии особенностей показателей психофизиологического статуса слепых и слабовидящих детей, что требует коррекции этих показателей за счет улучшения качеств двигательной сферы, которая включает конкретный комплекс физического развития, имеющегося фонда двигательных умений, навыков и автоматизма.
Анализ сложной структуры дефекта психомоторного развития слепых и слабовидящих детей различает первичный дефект, вызванный нарушением зрения, и вторичные приобретенные отклонения, которые возникают в результате действия
первичного дефекта. К ним мы относили нарушение параметров двигательной сферы, а также формирование по этому поводу патологических типов психофизических реакций у детей с нарушениями зрения — хронический психоэмоциональный стресс.
Выводы и перспективы последующих исследований в данном направлении. Таким образом, как у мальчиков, так и у девочек с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие) достоверно снижены основные антропометрические показатели, что приводит к несоответствию (уменьшение) их биологического возраста. Как мальчики, так и девочки с нарушениями зрения в
возрасте 7.17 лет отстают от практически здоровых однолетков с нормальным зрением за биологическим возрастом, прогнозом достижения соответствующих показателей роста и массы тела, а также максимального потребления кислорода.
У слепых и слабовидящих детей, независимо от пола, сохраняется способность к оценке и регуляции пространственно-временных и динамических параметров, точности временной оценки мышечных уси-
лий, точности пространственной оценки к контролю стойкости статического и динамического равновесия; контролю координированных движений и общей координации движений
Данные, полученные нами в результате проведенного исследования, будут использованы для разработки методов коррекции показателей психофизиологического и психомоторного статуса детей с нарушением зрения.
Литература
1. Григоренко В.Г. Теория дифференциально-интегральных оптимумов педагогических факторов физической реабилитации человека. - М.: Фонд социальных изобретений России, 1993. -l82 с.
2. Дичко В.В. Методи психодіагностики порушень психомоторних реакцій у сліпих та слаб-козорих дітей // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2008. - № 11. - С. 165-168.
3. Дичко В.В. Оцінка психомоторних і психофізичних реакцій сліпих та слабозорих дітей // Український медичний альманах. - 2009. - № 4. -Додаток. - С. 51-55.
4. Оцінка психомоторних якостей у сліпих та слабозорих дітей / В.В. Дичко, Т.В. Дегтярен-ко Т.В., І.В. Ахременко [та ін.] // Теорія і практика фізичного виховання (науково-методичний журнал). - 2008. - № 2. - С. 125-130.
5. Психолого-педагогические и медико-биологические факторы оптимизации физического воспитания школьников (норма и патология) [навчальний посібник] / В.Г. Григоренко, В.В. Дычко, К.С. Кузин [и др.]. -Бердянск, 2001. - 89 с.
Коротко об авторах____________________________________________Briefly about the authors
Дычко Е.А., ассистентка кафедры физического воспитания, Славянский государственный педагогический университет (СГПИ) [email protected]
E. Dychko, assistant physical education department, Slavic State Pedagogical University (SGPI)
Научные интересы: иммунный, метаболический и микробиологический статус спортсменов
Scientific interests: immune, metabolic and microbiological status of athletes
Дычко В.В., д-р биол. наук, профессор, зав. кафедрой физического воспитания, Славянский государственный педагогический университет (СГПИ) [email protected]
V. Dychko, Doctor of Biology, professor, head of Physical Education department, Slavic State Pedagogical University (SGPI)
Научные интересы: психомоторика и психофизиологический статус детей с нарушением зрения, микробиологический статус спортсменов
Scientific interests: psychomotor and psychophysi-ological status of children with visual disorder, microbiological status of athletes
ФлегонтоваВ.В., д-р мед. наук, профессор, Государственное учреждение «Луганский государственный медицинский университет», профессор кафедры патофизиологии
V. Flegontova, Doctor of Medicine, State agency «Lugansk State Medical University», professor of Pathophysiology
www.lsmu.edu.ua
Научные интересы: иммунный, метаболический и микробиологический статус спортсменов
Пикинер Д. С., ассистент кафедры физического воспитания, Славянский государственный педагогический университет (СГПУ)
Научные интересы: психофизиологический статус детей и микробиологический статус спортсменов
Scientific interests: immune, metabolic and microbiological status of athletes
D. Pikemen, assistant of Physical Education department, Slavic State Pedagogical University (SGPU)
Scientific interests: psychophysiological status of children and microbiological status of athletes