РЕЦЕНЗИИ
REVIEWS
ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА С. Л. РУБИНШТЕЙНА
CONSISTENT PATTERNS OF S.L. RUBINSTEIN'S SCIENTIFIC WORK
Основы психологии С Л. Рубинштейна
»waxftoaf вбортши рмто
Рецензия на книгу:
А.Н. Славская. Основы психологии С.Л. Рубинштейна: Философское обоснование развития: Монография / Отв. ред. В.А. Кольцова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. — 344 с. Book review:
A.N. Slavskaya. Fundamentals of S.L. Rubinstein's Psychology: The philosophical justification for development: Monograph / Ed. V.A. Koltsova. — Moscow: «Institute of Psychology of the RAS», 2015. — 344 p.
В книге осуществлен системный анализ исторической реконструкции этапов научного творчества выдающегося ученого, интегратора отечественной психологии Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889—1960) с учетом современных методологических обобщений. Данное исследование воссоздает целостность его фи-лософско-психологической концепции в историческом, методологическом, теоретическом и эмпирическом планах.
Книга содержит детальный анализ раннего этапа (1910—1920-е гг.) творческого пути С.Л. Рубинштейна как философского, обеспечивающего методологические предпосылки и основания перехода к философско-ме-тодологическому и собственно психологическому этапу (1930-е гг.). Здесь раскрыта внутренняя взаимосвязь разработанных в этот период методологических принципов как способов теоретического и эмпирического психологического познания.
В книге подчеркивается, что на первом этапе научного творчества психология была представлена в соответствии со сформулированным Рубинштейном принципом целостности. Психология как система включала в себя и познанные на первом этапе зависимости, качества изучаемого объекта, проблемы, и сложившиеся ранее теории.
На следующем этапе (1935-1940-е гг.) в психологии раскрывались способы познания. Примечательно, что познание психического, сознания личности Рубинштейн осуществлял на основе методологии предшествующих философских и психологических достижений, критического преобразования неадекватных трактовок и теорий в истории философии и науки, а также реальных исследований его научной школы. Он учитывал возможности идеального и реального де-ятельностного изменения объекта изучения.
Заслуживает особого внимания исследование перехода от психологического познания к построению Рубинштейном основ отечественной психологической науки. Доказано влияние «Основ психологии» (1935 г.) и «Основ общей психологии» (1940,1946 гг.) на изме-
нение статуса отечественной психологической науки в контексте ее социальной детерминации (1940— 1950-е гг.).
А.Н. Славская весьма убедительно делает акцент на развитии рубинштейновской концепции в психологии как новом ее этапе. Эта точка зрения доказывается через влияние методологии и эвристического потенциала общей философско-психологической концепции, философско-антропологических и гуманистических идей Рубинштейна на интеграцию современной отечественной психологии и проблему преемственности.
Исследование охватывает все этапы жизненного и творческого пути Рубинштейна в их смысловой связи. Показано, что переход от ранней философ-ско-антропологической концепции к методологии наук, а затем к психологии и в конце жизни — возвращение к философской парадигме человека в мире, означал реализацию первоначального замысла Рубинштейна. Он ставил своей целью доказать истинность и эффективность своей исходной философской системы для методологии научного познания, построения основ психологической науки и развития своей парадигмы.
Важно и то, что Рубинштейн реализовал принцип субъекта, диалектическую стратегию исследования всех уровней психической организации человека, раскрыв их разнообразные связи и функции. Кроме этого, он разработал принципы монизма и гуманизма в реальных и научных противоречиях.
Монография состоит из пяти глав. В первой главе рассматривается ранняя концепция философской антропологии и онтологии Рубинштейна как основание методологии точных, социальных и гуманитарных наук. Интересно представлен рубинштейновский анализ психологических проблем в работах Н.Н. Лан-ге и Э. Шпрангера 1920-х гг. Утверждается, что обращение к концепции Шпрангера — радикальный шаг Рубинштейна, в котором видно его стремление на основе концепции субъекта сблизить проблемы психологии с областью культурологии.
Определение методологических принципов, теории и методов исследования психологии и презентация ее системы как науки представлены во второй главе. Здесь описывается решение Рубинштейном следующих проблем: методология отечественной психологии в трудах К. Маркса; методологические принципы в разработке основ психологической науки; теория и эмпирические методы психологических исследований на основе принципа единства сознания и деятельности.
Третья глава посвящена истории создания «Основ общей психологии», где сопоставляются «Основы психологии» (1935 г.) и «Основы общей психологии» (1940—1946 гг.); осмысливается создание концепции личности; анализируется творческая и научно-организационная деятельность Рубинштейна в годы Великой Отечественной войны.
В четвертой главе раскрыта роль Рубинштейна в институциональном возрождении и интеграции психологии в контексте системы наук и жизни общества.
Пятая глава посвящена проблеме роли философии и методологии в науке и отечественной психологии.
Текст монографии имеет методологический интерпретационный и описательный характер. Систем-
ное исследование опирается на труды школы Рубинштейна, на системный подход, разработанный Б.Ф. Ломовым, его школой в общей и исторической психологии.
В качестве пожелания автору можно предложить для последующих изданий следующее: соотнести современную проблему Человека и человечности с оптимистичной рубинштейновской парадигмой ее решения. В ситуации антропологической катастрофы и откровенной дегуманизации названная выше проблема становится чрезвычайно важной. Необходимо также сблизить проблемы реализации принципа монизма в современной квантовой физике и психологии с учетом идей Рубинштейна.
Монография А.Н. Славской — хороший подарок к 125-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. Она займет достойное место в ряду научной литературы. Ее можно рекомендовать для использования в профессиональной подготовке магистрантов, аспирантов и докторантов.
Агапов Валерий Сергеевич,
доктор психологических наук, профессор Agapov Valery Sergeevich, ScD (Psychology)