Научная статья на тему 'Панорама развития философско}психологической системы С. Л. Рубинштейна в современном человекознании'

Панорама развития философско}психологической системы С. Л. Рубинштейна в современном человекознании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
887
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.Л. РУБИНШТЕЙН / НАУКА / ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / ЗНАНИЕ / СИСТЕМА / БИОГРАФИЯ / ЛИЧНОСТЬ / НАУЧНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / НАУЧНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенов Игорь Никитович

В статье кратко дается общая характеристика философско-психологической системы одного из крупнейших отечественных психологов ХХ века С.Л.Рубинштейна. При этом проводится типологический анализ основных направлений развития его творческого наследия на материале текстов докладов юбилейной научной конференции «Проблема человека в современном мире», которая была проведена Институтом психологии РАН и посвящена 120-летию со дня рождения Сергея Леонидовича Рубинштейна. В статье обоснована структура спецтемы настоящего выпуска журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики», посвященной этому юбилею, а также приводится основная библиография Рубинштейнианы, в частности научно-биографической литературы о творческой судьбе С.Л.Рубинштейне, его научном наследии и развитии этого наследия в современном человекознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Панорама развития философско}психологической системы С. Л. Рубинштейна в современном человекознании»

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6, №3. С. 106-116.

ПАНОРАМА РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ С.Л. РУБИНШТЕЙНА В СОВРЕМЕННОМ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИИ

И.Н. СЕМЕНОВ

Резюме

В статье кратко дается общая характеристика философско-психо-логической системы одного из крупнейших отечественных психологов ХХ века С.Л.Рубинштейна. При этом проводится типологический анализ основных направлений развития его творческого наследия на материале текстов докладов юбилейной научной конференции «Проблема человека в современном мире», которая была проведена Институтом психологии РАН и посвящена 120-летию со дня рождения Сергея Леонидовича Рубинштейна. В статье обоснована структура спецтемы настоящего выпуска журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики», посвященной этому юбилею, а также приводится основная библиография Рубинштейнианы, в частности научно-биографической литературы о творческой судьбе С.Л.Рубинштейне, его научном наследии и развитии этого наследия в современном человекознании.

Ключевые слова: С.Л. Рубинштейн, наука, человекознание, философия, психология, педагогика, знание, система, биография, личность, научная и профессиональная деятельность,деятельностный и субъектный подход, научная

школа

Одним из важных событий в научной жизни психологического сообщества в 2009 г. явился широко отмечаемый в России и за рубежом 120-летний юбилей со дня рождения великого российского философа и психолога ХХ в. Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960). Он был мужественным, гуманным человеком с творческой, драматичной судьбой (Абульханова, Брушлинский, 1999; Арсеньев, 1993, 2007). В тяже-

лые для психологии и педологии 1930-е годы (Курек, 2001) и в период административно-идеологических преследований 1940-х годов С.Л. Рубинштейн не только сосредоточенно и интенсивно осуществлял свои творческие планы, но и получал фундаментальные научные результаты, которые оказали принципиальное, парадигмальное (субъектно-деятель-ностное и экзистенциально-гуманистическое) влияние как на психологию

второй половины ХХ в., так и шире — на современное человекознание начала XXI в.

В результате обобщенного анализа историко-научных предпосылок, экспликации философско-методо-логических принципов психологии и теоретического осмысления ее достижений С.Л. Рубинштейн разработал категории бытия и субъекта, мира и человека, личности и сознания, субъективного и объективного, идеального и материального, физиологического и психического, поведения и деятельности, самодеятельности и саморазвития, переживания и рефлексии, а также методологически обосновал гносеологические пути психологического изучения этих онтологических и онтопсихических категорий в теоретико-экспериментальных и прикладных исследованиях в контексте их экзистенциальной и социальной обусловленности. Развивая эту конструктивную онтологию, гносеологию и методологию познания психики, «он оригинально и плодотворно разработал общефилософский принцип детерминизма и построил на его основе психологическую теорию личности и теорию мышления как деятельности и как процесса» (Абульханова, Брушлинс-кий, 1989, с. 3).

Выдающаяся роль С.Л.Рубинштейна в развитии человекознания постоянно подчеркивается ведущими отечественными (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Г.А.Берулава,

A.В. Брушлинский, П.Я. Гальперин,

B.В. Давыдов, А.А. Деркач, А.Л. Журавлев, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Я.А. Пономарев, В.В. Рубцов, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн,

В.Д. Шадриков, М.Г. Ярошевский и др.) и зарубежными учеными (Л. Грэхем, В. Маттеус, Т. Пейн, Ж. Политцер, П. Рабардель и др.), причем не только психологами и педагогами (М.Н. Берулава, А.А. Бо-далев, Г.И. Давыдова, Н.Д. Никанд-ров, В.В. Краевский, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, Л.И. Мищик, Л.И. Новикова, М.Н. Скаткин, В.А. Сласте-нин, В.Н. Столетов и др.), но и философами (А.С. Арсеньев, Г.С. Бати-щев, Ф.Т. Михайлов, Э.В. Ильенков) и методологами (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, В.А. Лекторский,

B.М. Розин, В.В. Степин, В.С. Швы-рев, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.). Важно подчеркнуть, что за рубежом С.Л. Рубинштейна ценили как его современники (Политцер, 1980 и др.), так нынешние психологи. Так, в ХХ в. в Голландии Т. Пейн (1968) публикует книгу с анализом вклада

C.Л. Рубинштейна в разработку философских основ советской психологии, а в начале XXI в. во Франции была издана антология «Рубинштейн сегодня» (см.: Носуленко, 2008). В России постоянно публикуются статьи и книги, а также проводятся конференции о развитии его научного наследия в области философии, этики, психологии, акмеоло-гии, персонологии и педагогики. Так, в Москве и в Одессе систематически проводятся Рубинштейновские чтения (Вторые..., 1993) и посвященные его творчеству научные конференции (Психология... , 2009 и др.).

Один из крупнейших отечественных психологов начала ХХ в., руководитель кафедры психологии Новороссийского университета в г. Одессе Н.Н. Ланге в 1921 г. подчеркивал, что уже в начале профессиональной

деятельности «Сергей Леонидович ярко продемонстрировал свою способность к живому философскому творчеству, которое стало возможным благодаря глубинному овладению богатством мировой культуры» (цит. по: Роменец, Маноха, 1998, с. 140). Это «глубинное овладение» происходило в 1910-е годы в передовых университетах Германии, но ему предшествовало в 1908 г. окончание С.Л. Рубинштейном с золотой медалью Решельевской гимназии в Одессе, где учился и его брат — известный историк Н.Л. Рубинштейн (Дмитриев, 1964).

В Одессе в 1920-е годы С.Л. Рубинштейн сначала преподает в ряде вузов, а затем в качестве директора Центральной научной библиотеки устанавливает связи (через переписку, личные контакты, книгообмен) с более 300 научными учреждениями всего мира, в том числе с академиями и университетами Берлина, Парижа, Рима, Геттингена, Гейдельберга, Мюнхена, Кракова, Токио, Чикаго, а также с библиотеками Вашингтона, Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Берлина (см.: Чебыкин и др., 2009, с. 395). Успешность этой научной дипломатии дала возможность С.Л. Рубинштейну собрать богатейший научный материал (в том числе по философии, психологии и педагогике), анализ и систематизация которого позволили не только инновационно реформировать научную библиографию (Рубинштейн, 1927а,б), но и информационно подготовить систематизацию психологических знаний в целях их дальнейшего концептуально-методологического обобщения в позднее изданных в Ленинграде и Москве фундаментальных «Основах

психологии» (Рубинштейн, 1935) и «Основах общей психологии» (Ру-биншетйн, 1940, 1946), за что награждается в 1942 г. Сталинской премией.

В 1930-е годы С.Л. Рубинштейн организует в Ленинградском педагогическом институте им. А.Н. Герцена подготовку специалистов-психологов (студентов, аспирантов, докторантов) на основе разработанных им инновационных для своего времени психолого-дидактических принципов, а также руководит научно-исследовательской работой по теоретико-экспериментальному изучению восприятия, действия, речи и других психических процессов. В результате кафедра психологии ЛГПИ становится под руководством С.Л. Рубинштейна одним из ведущих центров психологической науки, где лекции читали С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, свои докторские диссертации защищали А.Н. Леонтьев (1941), Б.М. Теплов (1940) и другие крупные психологи. В начале Великой Отечественной войны в 1942 г. С.Л. Рубинштейн организует эвакуацию студентов и преподавателей ЛГПИ из осажденного Ленинграда.

Переехав в Москву, член-корреспондент АН СССР С.Л. Рубинштейн становится директором Института психологии, восстанавливает созданную и первоначально руководимую Г.И. Челпановым (1907-1923) — кафедру психологии на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова и организует сектор философских проблем психологии в Институте философии АН СССР В 1946 г. С.Л. Рубинштейн публикует второе издание «Основ общей психологии», которая становится «самой читаемой

книгой по психологии» (Брушлинс-кий, 1999), но вскоре подвергается критике (Колбановский, 1947), переросшей затем в инспирированные сталинским режимом необоснованные обвинения в космополитизме (Плотников, 1949). В результате этого С.Л. Рубинштейн был лишен права публикаций и снят со всех занимаемых им постов. После смерти И.В. Сталина, будучи восстановлен в должности профессора в МГУ (до 1958 г.) и в секторе психологии Института философии АН СССР, С.Л. Рубинштейн публикует три фундаментальных монографии «Бытие и сознание» (1957), «О мышлении и путях его исследования» (1958), «Принципы и пути развития психологии» (1959) и готовит к изданию четвертую, посмертно опубликованную книгу — «Человек и мир» (1973). Помимо этой научно-исследовательской работы, он осуществляет еще и организационно-педагогическую в качестве академика АПН РСФСР и соавтора базисного вузовского учебника«Психология», а также одного из инициаторов создания «Общества психологов СССР» и издания журналов «Вопросы психологии» и «Известия АПН РСФСР».

Важно подчеркнуть, что заложенные С.Л. Рубинштейном философ-ско-методологические основы отечественной психологической науки и проведенные им и его научной школой теоретико-экспериментальные исследования не только развиваются его ближайшими учениками и последователями, но и постоянно находятся в поле внимания специалистов в качестве историко-научных и теоретико-методологических предпосылок проводимых ими конкрет-

ных психологических изысканий, а также категориально-дидактических принципов систематизации и обобщения психологических знаний для их презентации в учебниках и для университетского преподавания в процессе высшего профессионального образования. Отсюда понятна сложившаяся традиция, когда благодарная научная общественность нашей страны систематически с 1959 г. отмечает юбилейные даты со дня рождения С.Л. Рубинштейна публикацией обзорно-аналитических статей о развитии различных аспектов его творческого наследия (Ананьев, 1969; Абульханова, 1989, 2002; Анцы-ферова, 1989; Батищев, 1989; Бруш-линский, 2001; Будилова, 1979; Абульханова, Рубцов и др., 2007; Ждан, 2006; Кольцова, 2008; Носулен-ко, 2009; Пархоменко и др, 1989; Петровский, 1967; Роменец, 1989; Семенов, 1989, 2009; Смирнов, 1975; Старовойтенко, 2009; Цуканов, 1989; Чебыкин и др., 2009; Ярошевский, 1995 и др.), а также проведением научных семинаров, чтений, конференций.

Центральным событием нынешнего 120-летнего юбилея со дня рождения С.Л. Рубинштейна стала Всероссийская научная конференция «Психология человека в современном мире», проведенная в октябре 2009 г. Институтом психологии РАН (председатель оргкомитета — А.Л. Журавлев, председатель Программного комитета — К.А. Абульханова-Слав-ская) с публикацией шести томов материалов (отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, М.И. Воловико-ва, В.В. Знаков, В.А. Кольцова, Д.В. Ушаков и др.). Поскольку издание этих материалов представляет

панораму развития в современной психологии научного наследия С.Л. Рубинштейна и его научной школы, обратимся к краткому анализу проблематики опубликованных в данном издании текстов.

Важно подчеркнуть, что логика презентации указанных материалов отражает органичную связь современных направлений психологической науки с различными аспектами фундаментальной философско-психологической системы или, проще говоря, учения С.Л. Рубинштейна.

Первый том (отв. ред.: А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, М.И. Во-ловикова) материалов указанной конференции содержит две части. Первая из них посвящена анализу комплексного и системного подходов в исследованиях психологии человека, а вторая — изучению личности как субъекта жизненного пути.

Во втором томе (отв. ред.: А.Л. Журавлев, И.А. Джидарьян, В.А. Барабанщиков, В.В. Селиванов, Д.В. Ушаков) четыре части: 1) Проблема сознания в трудах С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготского; 2) Проблема деятельности в отечественной психологии; 3) Исследование мышления и познавательных процессов; 4) Творчество, способности, одаренность.

В третьем томе (отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, В.В. Знаков, И.О. Александров) три части: 1) Психология развития и акмеология; 2) Экзистенциальные проблемы в трудах С.Л. Рубинштейна и в современной психологии; 3) Рубин-штейновские традиции исследования и экспериментатики.

В четвертом томе (отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Л.Г. Дикая, Ю.И. Александров) три части: 1) Субъектный подход в психологии: история и современное состояние; 2) Личность профессионала в обществе современных технологий; 3) Нейрофизиологические основы психики.

Пятый том (отв. ред. А.Л. Журавлев) посвящен изучению личности и группы в условиях социальных изменений.

В шестом томе (отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.А. Ребе-ко) две части: 1) Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе; 2) Проблемы индивидуальности в трудах отечественных психологов.

Важно подчеркнуть, что практически во всех опубликованных в материалах конференции текстах содержится развитие научного наследия С.Л. Рубинштейна в контексте актуальных направлений современной психологии и шире — человеко-знания (в том числе философии и педагогики).

Разумеется, обобщение представленных в этих шести томах психологических знаний и экспликация их взаимосвязей с различными аспектами творческого наследия С.Л. Рубинштейна на предмет их развития в современной психологии потребует известного времени для фундированной работы, что должно составить задачу специальных концептуально-аналитических исследований. Поэтому ограничимся пока кратким предметно-типологическим анализом лишь тех материалов (из 386 текстов, опубликованных в шести томах этой представительной конференции), которые непосредственно

посвящены соотнесению презенти-рованных в них исследований (таких статей оказалось 44) с наследием С.Л. Рубинштейна, что номинативно отражено в их названиях через указание его фамилии. Это, прямо скажем, несколько формальное ограничение все же позволяет предварительно сориентироваться в основных тенденциях и тематизмах взаимосвязи ведущихся психологических исследований с наиболее важными для современности аспектами фило-софско-психологической системы С.Л. Рубинштейна. Ибо авторы указанных текстов сочли необходимым номинативно зафиксировать в названии их существенную связь с той или ной проблематикой, разрабатывавшейся С.Л. Рубинштейном и его научной школой. Исходя из этого, можно выделить следующие типы предметных тематизмов указанных авторских текстов с указанным в названии соотнесением с различными аспектами философско-психологи-ческой системы С.Л. Рубинштейна и ее развитием его учениками и современными последователями.

В статьях А.Н. Ждан (т. 3, с. 362-368), А.Я. Чебыкина и И.М. Пи-воварчика (т. 3, с. 362-368) содержатся конкретные данные научной биографии С.Л. Рубинштейна и анализируются одесский и московский периоды его научно-исследовательской и университетски-педагогической деятельности.

В статьях И.А. Джидарьян (т. 3, с. 250-260), А.Н. Бражникова (т. 4, с. 112-119), А.В. Никольской (т. 5, с. 59-68), Л.М. Разориной (т. 3, с. 248-286) анализируются философские и этические аспекты гуманистической и позитивной психоло-

гии в соотнесении с современным развитием философско-психологи-ческой системы С.Л. Рубинштейна.

Статьи В.В. Знакова (т. 3, с. 260-269), Е.В. Некрасовой (т. 1, с. 262-264), Л.И. Рюмшиной (т. 3, с. 239-245) посвящены развитию философ-ско-онтологических проблем современной психологии, исходя из концепции С.Л. Рубинштейна о природе и бытии человека.

В статьях В.Н. Носуленко (т. 3, с. 376-383), В.А. Васютинского (т. 4, с. 16-24), Т.Л. Павковой (т. 2, с. 243-245), М.А. Щукиной (т. 1, с. 87-93) отражены методологические аспекты междисциплинарной проблематики современной постнек-лассической психологии во взаимосвязи с философско-психологической системой С.Л. Рубинштейна.

В статьях И.В. Щекочихиной (т. 2, с. 139-147), С.И. Масаловой (т. 2, с. 227-238) анализируются методологические принципы деятель-ностной парадигмы в трудах С.Л. Рубинштейна.

В статьях Т.Ф. Базылевич (т. 2, с. 71-77), В.В. Селиванова (т. 4, с. 78-84), О.Н. Кораблевой (т. 4, с. 175-180) характеризуется значение субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна для развития современной субъектной психологии Я-концепции и индивидуальности.

В статьях Т.Д. Марцинковской (т. 3, с. 293-300), А.А. Лиходеда (т. 3, с. 306-308) проводится сравнительный анализ трудов С.Л. Рубинштейна с позиций экзистенциальной психологии, а Е.Б. Старвойтенко (т. 1, с. 311-320) — современной пер-сонологии жизни.

В статьях Л.И. Дементий (т. 3, с. 245-250), М.В. Чумакова (т. 3,

с. 387-389) анализируются проблемы психологии воли и ответственности с позиций С.Л. Рубинштейна в трактовке личности как субъекта жизнедеятельности.

В статьях И.О. Логиновой (т. 3, с. 272-278), Т.В. Рогачевой (т. 3, с. 286-292), К.В. Кабанова (т. 2, с. 100-108) анализируются проблемы жизненного самоощущения, смысла и понимания с теоретических позиций С.Л. Рубинштейна.

В статьях Д.Б. Богоявленской и М.Е. Богоявленской (т. 2, с. 307-314), А.К. Белоусова (т. 2, с. 155-161), В.В. Го-лубинова (т. 2, с. 177-184), А.В. Панкратова (т. 2, с. 155-161) анализируется значение достижений и традиции С.Л. Рубинштейна для современных психологических исследований творчества и одаренности, интеллекта и практического мышления.

В статьях И.С. Якиманской (т. 2, с. 278-288), Е.О. Матвеевой (т. 6, с. 297-302), М.А. Степановой (т. 3, с. 170-180) характеризуется значение трудов С.Л. Рубинштейна для современной психологии образования и педагогической практики.

Статьи Л.М. Митиной (т. 3, с. 156-160), Е.П. Ермолаевой (4, с. 156-164), В.П. Позднякова и Ю.В. Сергеевой (т. 5, с. 68-71) посвящены проблемам развития жизнедеятельности современного профессионала (в том числе нового российского предпринимателя) с позиций психологической концепции С.Л. Рубинштейна, что имеет важное прикладное значение.

Ряд статей Н.А. Логиновой (т. 1, с. 64-70), Е.И. Кузьминой (т. 3, с. 269-272), А.С. Маркова (т. 1, с. 70-78), П.А. Мясоеда (т. 2, с. 122-130), М.Д. Няголовой (т. 2, с. 49-51),

В.П. Седова (т. 2, с. 59-65), И.А. Юро-ва (т. 1, с. 93-95), И.В. Имедадзе и Р.Г. Сакварелидзе (т. 1, с. 17-24) посвящен концептуальному анализу различных аспектов философско-пси-хологической системы С.Л. Рубинштейна в сравнении с концепциями классических и современных психологов: как российских (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, В.В. Розанова), украинских (В.А. Ро-менца), грузинских (Д.Н. Узнадзе), так и зарубежных (А. Валлона, В. Франкла, З. Фрейда).

Такая панорама использования в современной психологии философс-ко-психологического наследия С.Л. Рубинштейна должна быть дополнена приводимой ниже библиографией рубинштейнианы и углублена — по ряду вопросов (в том числе и дискуссионного характера) — представлениями крупных отечественных специалистов. В связи с этим в данной юбилейной спецтеме нынешнего выпуска нашего журнала публикуются три статьи и подборка «С.Л. Рубинштейн сегодня». В одной из указанных трех статей И.Н. Семенов (ГУ ВШЭ) эксплицирует малоизвестные грани жизнедеятельности С.Л. Рубинштейна, строит ее целостную периодизацию, предлагает структурно-функциональную характеристику различных уровней его профессионально-творческой деятельности и дифференцирует направления современного развития созданной им научной школы. Другая статья

B.А. Барабанщикова (ИП РАН) посвящена развитию положений

C.Л. Рубинштейна в современной психологии восприятия с позиций системно-деятельностного подхода. В статье В.А. Кольцовой (ИП РАН)

проводится обобщенный истори-ко-научный анализ вклада С.Л. Рубинштейна в развитие современной психологии человека. Этим трем статьям предшествуют краткие тексты ряда крупных отечественных психологов (Л.Я. Дорфмана, В.П. Зин-ченко, Д.А. Леонтьева, В.Ф. Петренко, Е.Б. Старовойтенко) из ряда основных психологических центров (ИП РАН, МГУ, ГУ ВШЭ, ПГПУ) с обоснованием позиции в отношении значения наследия С.Л. Рубинштейна для современной психологии и шире — человекознания (в том числе философии, методологии, этики и педагогики).

В настоящее время последователи С.Л. Рубинштейна на основе его фи-лософско-психологической концепции и реализующих ее предметно-методологических принципов ведут плодотворные теоретические, экспериментальные, эмпирические и прикладные исследования в ряде институтов и вузов, конструктивно развивая его творческое наследие. Об этом свидетельствует, в частности, изданная в этот юбилейный год под редакцией Е.Б. Старовойтенко и В.Д. Шадрикова коллективная монография российских, украинских и

австрийских психологов (Абульха-нова, Семенов, Лэнгле и др., 2009), посвященная новым моделям и концепциям современной психологии индивидуальности и персоналогии, оригинально развивающим, в частности, в теоретическом, эмпирическом и прикладном аспектах фундаментальный подход С.Л. Рубинштейна и его научной школы.

В юбилейный год ИП РАН и ИФ РАН выпустили ряд книг под редакцией К.А. Абульхановой-Слав-ской, А.Л. Журавлева, В.А. Лекторского и др. с анализом и развитием идей и достижений С.Л. Рубинштейна. Юбилейные номера, посвященные творчеству С.Л. Рубинштейна, выпустили ведущие научно-психологические журналы России («Психологический журнал РАН», «Вопросы психологии», «Психология. Журнал Высшей Школы экономики», «Психология образования» и др.) и Украины («Прикладная психология и социальная работа»), где опубликован ряд статей, анализирующих научное наследие корифея человекознания и его развитие учениками и последователями в области современной философии, психологии и педагогики.

Литература

Абульханова К.А. Рубинштейн С.Л. — ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. С. 13-27.

Абульханова К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения // Психология индивидуального и группового субъекта

/ Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Во-ловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 34-50.

Абульханова-Славская К.А. Проблемы жизни и творчества С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 5. С. 25-37.

Абульханова-Славская К.А., Брушлин-ский А.В. Философско-психологическая

концепция С.Л. Рубинштейна (к 100-летию со дня рождения). М., 1989.

Абульханова-Славская К.А., Брушли-нский А.В. Несколько замечаний в связи со статьей А.С. Арсеньева «О творческой судьбе С.Л. Рубинштейна» // Развитие личности. 1999. № 4. С. 12-22.

Абульханова-Славская К.А., Брушли-нский А.В., Ярошевский М.Г. Сергей Леонидович Рубинштейн лидер теоретической психологии // Выдающиеся психологи Москвы. М.: ПИ РАО. МГППУ, 2007. С. 321-331.

Абульханова К.А., Семенов И.Н., Лэн-гле А., Татенко В.А. и др. Психология индивидуальности: новые модели и концепции / Под ред. Е.Б. Старовойтенко,

B.Д. Шадрикова . М.: МПСИ, 2009.

Ананьев Б.Г. Творческий путь С.Л.Рубинштейна // Вопросы психологии. 1969. № 5. С. 126-129.

Арсеньев А.С. Размышления о работе

C.Л.Рубинштейна «Человек и мир» // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 130-160.

Арсеньев А.С. От субъекта к личности (полемика о творческой судьбе С.Л. Рубинштейна) // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 4. С. 99-137.

Батищев Г.С. Философское наследие С.Л. Рубинштейна и проблематика креативности // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 1989.

Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 89-95.

Брушлинский А.В. Самая читаемая книга по психологии: триумфы, трагедии, парадоксы // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 6. С. 5-13.

Будилова Е.А. Методология, теория и эксперимент в научном творчестве С.Л. Рубинштейна // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 106-114.

Вторые Рубинштейновские чтения в Одессе // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2. С. 140-141.

Дмитриев С.С. К истории советской исторической науки: Историк Н.Л. Рубинштейн // Ученые записки Горьков-ского университета. Серия историко-филологическая. Горький. 1964. Т. 1. Вып. 72. С. 415-478.

Из дневников С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. С. 18-23.

1стор1я Одеського ушверситету (1865-2000). Одесса: Астропринт, 2000.

К 70-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна // Вопросы психологии. 1959. № 3. С. 143-146.

Колбановский В.Н. О некоторых недостатках книги проф. С.Л. Рубинштейна // Советская педагогика. 1947. № 6. С. 103-110.

Кольцова В.А. История психологии. Проблемы методологии. М.: ИП РАН, 2008.

Кузьмина Е.И. Проблема свободы в научном творчестве С.Л. Рубинштейна // Психологически журнал. Т. 25. № 1. С. 5-16.

Курек Н.С. История ликвидации педологии и психотехники в СССР. СПб., 2006.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004.

Мясоед П.А. С.Л.Рубинштейн и В.А. Роменец: деятельностный и культурологический подходы в психологии // Психология человека в современном мире. Т. 5. М.: ИП РАН, 2009. С. 122-130.

Наследие С.Л. Рубинштейна (К 90-летию со дня рождения) // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 4. С. 182-184.

Научный архив С.Л. Рубинштейна // Отдел рукописей РГБ. Фонд 642, ед. хранения 117.

Носуленко В.Н. Антология «Рубинштейн сегодня» — результат совместных

исследований российских и французских ученых // Психологический журнал. 2009. Т. 29. № 2. С. 130-133.

Пархоменко О.Г., Ронзин Д.В., Степанов А.А. Рубинштейн как педагог и организатор психологической науки в Ленинграде // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 3. С. 35-42.

Плотников П.И. Очистить советскую психологию от безродного космополитизма // Советская педагогика. 1949. №4. С. 11-19.

Политцер Ж. Избранные философские и психологические труды. М., 1980.

Професори Одеського (Новоросшс-ького) ушверситету. Т. 1, 2. Одесса: Ас-тро-Принт, 2002.

Психология человека в современном мире: Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Сергея Леонидовича Рубинштейна. Т. 1-6 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, М.И. Воловикова и др. М.: ИП РАН, 2009.

Роменец В.А. О научной, педагогической и общественной деятельности С.Л. Рубинштейна на Украине // Ученые СССР: Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Роменець В.А., Маноха I.П. 1стория психологии ХХ столетия. К.: Либ1дь, 1998.

Рубинштейн СЛ. Николай Николаевич Ланге (некролог) // Народное просвещение. 1922. № 6-10. Одесса. 1922. С. 69-70; Вопросы психологии. 1979. №5. С. 141-144.

Рубтштейн СЛ. Одеська центральна наукова б1блютека // Пращ Одесько1 ЦНБ. Т. 1. Одеса. 1927а. С. 1-16.

Рубтштейн СЛ. Основш завдання нау-ково1 б1блюграфп в СРСР // Пращ Одесь-ко1 ЦНБ. Т. 1. Одесса, 1927б. С. 121-136.

Рубинштейн С.Л. Проблема деятельности и сознания в советской психологии // Ученые записки Моск. ун-та. 1945. Вып. 90.

Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009.

СЛ. Рубинштейн // Грэхем Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: ИПЛ, 1991. С. 168-188.

Рубинштейн С.Л. Психологическая наука и дело воспитания // Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко. М.: Просвещение, 1977. С. 467-472.

Рубинштейн С.Л. О философской системе Г. Когена // Историко-философский ежегодник-92. М., 1994.

Рубинштейн С.Л. Избранные филос-офско-психологические труды. Основы онтологии, логики, психологии. М., 1997.

Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. Человек и мир / Предисловие К.А. Абуль-хановой-Славской. СПб.: Питер, 2003.

Семенов И.Н. Панорама фундаментальных достижений советской психологии мышления // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 6.

Семенов И.Н. Проблемы психологии рефлексии в трудах С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1989. № 4.

Семенов И.Н. Взаимодействие акмеизма и акмеологии в культуре Серебряного века // Акмеология. 2008. № 3.

Семенов И.Н. Развитие творческой личности С.Л. Рубинштейна и периодизация его профессиональной деятельности // Прикладная психология и социальная работа. 2009. № 4.

Сергей Леонидович Рубинштейн // Под ред. К.А. Абульхановой. М.: Фонд им. Г.П.Щедровицкого, 2010.

Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М.: Эксмо, 2002.

Цуканов Б.И. Одесский период жизни С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 3. С. 32-34.

Чебыкин А.Я., Пивоварчик И.М. Научная и общественная деятельность С.Л. Рубинштейна в Одессе // Психология человека в современном мире. М.: ИП РАН, 2009. Т. 3. С. 389-399.

Шадриков В.Д. Проблемы системоге-неза профессиональной деятельности. М., 2006.

Mattshaus W. Sowjetische Denkpsychologie. Gettingen — Toronto — Zürich, 1988.

Payne T.R.S. S.L. Rubinshtein and philosophical foundation of Soviet Psychology. Dordrecht. Holland, 1968.

Rubinstein S. Eine Studie zum Problem der Metode. Marburg, 1914.

Rubinstein aujourd'hui. Nouvelles figures de l,activite humaine / Eds.: Nos-ulenko V., Rabardel P. Toulouse-Paris: Oc-tares-Maison des Sciences de l'Homme, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.