ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В РАМКАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Кокарева Мария Михайловна
Студентка 1 курса магистратуры, факультет «Учет и аудит», ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва
АННОТАЦИЯ
Особенность настоящей статьи заключается в том, что на сегодняшний день проблема качества учетной информации является актуальной и вызывает широкий общественный резонанс. Основная цель настоящей статьи -раскрыть особенности законодательного регулирования судебно-бухгалтерской экспертизы как метода борьбы с недостоверной информацией в бухгалтерском учете и отчетности.
ABSTRACT
The peculiarity of this article is that the problem of the quality of accounting information is relevant and causes a wide public resonance. The main purpose of this article is to reveal features of legislative regulation of forensic accounting as a method of struggle against unreliable information in accounting and the reporting.
Ключевые слова: бухгалтерская отчетность, искажение бухгалтерской отчетности, экономические правонарушения, судебно-бухгалтерская экспертиза.
Keywords: accounting reporting, distortion of the accounting reporting, economic offences, forensic accounting.
В условиях стремительного развития современной экономической и финансовой сферы учащаются случаи искажения информации, формируемой в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, существенной причиной возникновения которых является рост расширение круга и видов совершаемых финансово-хозяйственных операций. «Бухгалтерская отчетность, составляемая на основе данных бухгалтерского учета, представляет собой важнейший источник информации о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности, а также изменениях в ее финансовом положении, доступных разным группам внешних и внутренних пользователей» [1].
Данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности могут содержать информацию о фактах нарушений законодательства, которые возможно выявить в процессе исследования организации. Необходимо отметить, что обнаружение данных фактов возможно лишь при назначении и производстве судебно-бухгалтерской экспертизы. Следует акцентировать особое внимание на то, что в соответствии с законодательством, все споры экономического характера, необходимость разрешения которых стоит перед следственными или судебными органами, разрешаются путем проведения судебно-бухгалтерской экспертизы. Таким образом, данная тема является действительно актуальной, поскольку на сегодняшний день проблема борьбы с экономическими правонарушениями является острой и вызывает широкий общественный резонанс.
«Судебно-бухгалтерская экспертиза представляет собой экспертное исследование первичных, а также сводных документов бухгалтерского учета и отчетности, которые содержат в себе фактические данные, необходимые для формирования заключения экспертом-бухгалтером по делу об административном, гражданском или уголовном правонарушении» Г3, с. 22]. Основной целью судебно-бух-галтерской экспертизы является установление правильности организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности, достоверности фактов хозяйственной деятельности для дачи обоснованного заключения по поставленным перед экспертом вопросам.
На законодательном уровне проведение судебно-бухгалтерских экспертиз регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
1. Федеральный закон от 31.05.2001 г. № 73 - ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности РФ» (ред. от 25.11.2013);
2. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402 - ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 04.11.2014);
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174 - ФЗ (ред. от 31.12.2014);
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138 - ФЗ (ред. от 31.12.2014);
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95 - ФЗ (ред. от 31.12.2014);
6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 54 - ФЗ (ред. от 22.10.2014);
7. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 195 - ФЗ (ред. от 31.12.2014);
8. Приказ Минюста РФ от 20.12.2002 г. № 347 «Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации»;
9. Инструкция о производстве судебно бухгалтерских экспертиз в экспертных учреждениях от 02.07.1987 № К-8-463.
Следует отметить, что судебно-бухгалтерская экспертиза назначается в случаях, когда для применения бухгалтерских и иных познаний следует провести в установленном законодательством порядке исследование хозяйственных операций, нашедших полное или частичное отражение в документах бухгалтерского учета, результаты которого требуют анализа, а также разъяснения эксперта-бухгалтера. «В соответствии с уголовным, гражданским и арбитражным кодексами основанием для назначения лица судебным экспертом является наличие специальных знаний» [ст. 57 УПК РФ, ст. 85 ГПК РФ, ст. 55 АПК РФ]. «Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73 - ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности РФ» обязывает эксперта» [4]:
• произвести порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;
• провести полное исследование представленных материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным вопросам;
• составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которое назначило экспертизу, если:
о поставленные вопросы выходят за пределы
специальных знаний эксперта, о материалы дела непригодны или недостаточны для проведения экспертизы и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении,
• не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
• обеспечить сохранность представленных объектов исследования и материалов дела.
Следует обратить внимание на то, что качество заключения эксперта-бухгалтера зависит от полного исследования операций и фактов, непосредственно имеющих отношение к разрешаемым экспертизой вопросам, полного использования различных методов и приемов исследования документальных данных, а также правильной оценки документальных данных и аргументации сделанного вывода.
Рассматривая особенности судебно-бухгалтерской экспертизы, ее основные принципы можно сформулировать следующим образом:
- Обязательное соблюдение законности при осуществлении судебно-бухгалтерской экспертизы.
- Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении су-дебно-бухгалтерской экспертизы.
- Независимость эксперта.
- Объективность, всесторонность и полнота исследований.
- Профессиональная компетентность.
- Конфиденциальность.
Таким образом, поскольку экономические правонарушения совершаются зачастую путем использования различных хозяйственных операций, исследование которых, исходя из вышесказанного, требует применения специальных знаний, судебно-бухгалтерская экспертиза выступает в роли метода борьбы с недостоверной информацией в бухгалтерском учете и отчетности.
Список литературы:
1. Большой бухгалтерский словарь [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.bdict.ru
2. Мусин Э.Ф., Ефимов С.В., Савенко В.Г. Судебно-экономическая экспертиза в органах внутренних дел Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: ЭКЦ МВД России, 2010. - 176 с.
3. Россинская Е.Р., Эриашвили Н.Д. Судебно-бухгал-терская экспертиза: учебн. пособие для студентов вузов / под ред. Е.Р. Россинской, Н.Д. Эриашвили, Ж.А. Кеворковой - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2009. - 383 с.
4. Федеральный закон от 31.05.2001 г. № 73 - ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности РФ» (ред. от 25.11.2013) // Справочно-правовая система «Гарант».
ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДТСВИЯ ИСТОЩЕНИЯ НЕФТЯНЫХ РЕСУРСОВ
Сиводедов Кирилл Максимович, Кононов Никита Владимирович
Студенты, Санкт-Петербургский Государственный Экономический университет, г. Санкт-Петербург
На сегодняшний день нефть является самым важным энергетическим ресурсом для всех стран мира. Учитываю текущую тенденцию стран добывать нефть можно с уверенностью сказать, что вплоть до 2065 года страны будут обеспечены нефтью в полной мере.
Говоря о крупнейших месторождениях нефти, следует отметить Саудовскую Аравию, где располагается одна четвертая часть всех мировых запасов. А так же Россию где данный показатель равен 5% (8 млрд. тонн), В Соединенных Штатах Америки - 2.5% (4 млрд. тонн). Но что же будет, когда эти запасы иссякнут?
Производство и потребление нефти по странам.
Основным лидером по разработке и добыче нефтяных месторождений является Саудовская Аравия, где дневной объем добычи составляет 1,3 млн. тонн.
Основной страной - импортером нефти считается США, где дневной импорт нефти составляет 2,7 млн. тонн. [1, с.178]. Для стран Евросоюза данный показатель равен 2 млн. тонн в день.
Характерной чертой всей нефтедобывающей отрасли является её высокая степень монополизации: основными участниками нефтедобычи является 5 частных и 13 государственных организаций, на долю которых приходится 60% всей добычи нефти.
Факторы, формирующие спрос и предложение на
нефть
Главными факторами, которые влияют на спрос в нефтяной отрасли являются: динамика развития мировой экономики; коммерческие запасы в странах-членах ОЭРС; климат в странах - импортёрах нефти.
Опираясь на прогнозы США, Европа и АТР будут основными потребителями нефти в течение ближайших лет. Спрос на нефть, согласно исследованиям, будет расти в среднесрочной перспективе.
Главными факторами, которые влияют на предложение нефти являются: объемы предложения членами-странами ОПЕК; нефтяная политика других стран - производителей нефти.
Ключевыми факторами, которые оказывают влияние на рынок нефти в долгосрочной перспективе, на наш взгляд является: - увеличение эффективности использования энергетических ресурсов, а вместе с тем внедрение энергосберегающих технологий.
В своей совокупности все эти факторы являются базовыми показателями, благодаря которым в дальнейшем формируется цена на нефть на мировом рынке.
Согласно опубликованным отчетам Международного энергетического агентства средние темпы прироста нефти в мире будут составлять 2.1% (0.9% в промыш-ленно развитых странах, 3% в странах с переходной экономикой).