ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
Рыбакова О.С.*
Ключевые слова: несовершеннолетние, информационная безопасность, законодательное регулирование, законодательное обеспечение безопасности, профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
Аннотация.
В статье рассмотрены законодательные и организационно-правовые основы обеспечения безопасности ребенка в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Исследованы мнения ученых, практиков, данные официальной статистики о воздействии интернета на формирование личности ребенка, его социализацию. Проанализированы федеральные нормативные правовые акты, регулирующие механизмы правовой защиты несовершеннолетних от негативной информации, размещенной в интернете, в рамках развития информационно-телекоммуникационного законодательства Российской Федерации. Проанализированы законодательные новеллы, направленные на обеспечение безопасности несовершеннолетних в Интернет пространстве, создание мер, препятствующих вовлечению их в совершение противоправных действий.
Р01: 10.21681/1994-1404-2017-4-49-54
Современное российское общество характеризуется возросшей ролью информационных технологий, которые приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства1. Появление и стремительное распространение глобальной информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - Интернет) на российском пространстве вызвали необходимость правового осмысления и регулирования правоотношений в информационной сфере, прежде всего, с целью обеспечения безопасности всех участников отношений.
В отличие от своих родителей, бабушек и дедушек, современный ребенок2 знакомится с информационными технологиями в дошкольном возрасте (игровые приставки, планшеты, телефоны). В возрасте шести-семи лет дети уже знают, что такое Интернет, каким образом, пусть не всегда
1 Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.12.2016, № 50, ст. 7074.
2 Под ребенком понимается лицо, не достигшее возраста
восемнадцати лет.
правильно, «скачать» ту или иную компьютерную игру [7, с. 103]. Распространенным мнением среди юристов, педагогов, психологов и социологов является, что Интернет пространство представляет собой важный элемент социализации детей [3, с. 16; 5, с. 76-77; 9, с. 72], наряду с традиционными - семьей и школой [6, с. 23]. Информационные коммуникационные технологии широко применяются в образовательной среде, посредством которых происходит общение со сверстниками, учителями. Количество несовершеннолетних пользователей Интернета ежегодно увеличивается. По официальным данным детская аудитория пользователей Интернета составляет почти 10 млн. детей в возрасте до 14 лет3, три четверти из которых пользуются сетью без контроля со стороны взрослых.
Интернет-контент оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, его умственное и физическое развитие. Специалисты справедливо отмечают, что в этой связи, важнейшей проблемой становится процесс формирования у ребенка правильных морально-нравственных ориентиров [1, с. 23], позволяющих максимально защитить ребенка от негативного влияния
3 URL: http://www.internet-kontrol.ru/stati/deti-v-internete. html (дата обращения - 20.10.2017)
* Рыбакова Ольга Сергеевна, кандидат юридических наук, Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: orro21@yandex.ru
информации, доступ к которой беспрепятственно обеспечивается посредством глобальной информационно-телекоммуникационной сети. В силу возрастных особенностей ребенок не в состоянии дифференцировать получаемую информацию на плохую и хорошую, не в состоянии самостоятельно защитить себя от возможных угроз (психологических, физических, нарушения тайны персональных данных и др.). Таким образом, погружаясь в Интернет пространство, ребенок попадает в небезопасную для него среду, противостоять которой он не в состоянии в силу возрастных особенностей.
Прогрессирующее вхождение России в транснациональное Интернет-пространство, и как следствие, интенсивное развитие общественных отношений в данной сфере определили принципы и направления развития информационно-телекоммуникационного законодательства Российской Федерации.
С учетом общепризнанных подходов, обозначенных международными документами (Окинав-ская хартия глобального информационного общества, 2000 г., Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии», 2003 г., План действий Тунисского обязательства, 2005 г.), в Российской Федерации выработаны национальные стандарты построения информационного общества, определены принципы и приоритеты законодательного регулирования в данной сфере. Безусловно, национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности [10, с. 237-238]. Именно поэтому, принцип обеспечения информационной безопасности личности, общества, и государства является доминирующим [8, с. 44], при построении национальной модели законодательного регулирования в данной сфере.
В развитие международных документов (Конвенция о правах ребенка 1989 г.4, Международный пакт о гражданских и политических правах (часть 1 статьи 24)5, Международный пакт об экономиче-
4 «Конвенция о правах ребенка», одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-1, вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Сборник международных договоров СССР, выпуск XIV!, 1993.
5 «Международный пакт о гражданских и политических правах», принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XX!) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). Международный пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812^!!! с заявлением. Вступил в силу для СССР с 23 марта 1976 года // Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, № 17, ст. 291.
ских, социальных и культурных правах (статья 10)6 и др.) Российское государство определило специальный статус ребенка как объекта особой защиты, нуждающегося ввиду его возрастных, психологических и физиологических особенностей формирующейся личности, в специальной охране и заботе. Таким образом, безопасность ребенка (в контексте безопасности личности), наряду с другими видами безопасности (государственная, общественная, экологическая, экономическая и др.) рассматривается в контексте национальной безопасности Российской Федерации.
Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»7, регламентирующий обеспечение основных гарантий конституционных прав и законных интересов ребенка, определяет детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств.
Динамика развития общественных отношений обусловила необходимость принятия целого массива нормативных правовых актов и программных документов в сфере обеспечения безопасности ребенка в Интернет пространстве, направленных на защиту от вредной нежелательной информации. Пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 124-ФЗ возлагает обязанность принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию на органы государственной власти. В развитие вышеуказанных законоположений Федеральным законом № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»8 (далее - Закон об информации № 149-ФЗ) государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предполагает, прежде всего, обе-
6 «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XX!) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). Вступил в силу для СССР с 3 января 1976 года // Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, № 17, ст. 291
7 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от
28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.
8 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от
25.11.2017) «Об информации, информационных технологиях
и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.
спечение информационной безопасности детей (пункт 4 части 1 статьи 12).
Федеральный закон № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»9, направленный на регулирование отношений, связанных с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе, распространяемой посредством Интернет-сети, разграничил правовые режимы оборота информационной продукции ограниченного распространения среди детей и закрепил требования к ее обороту. Данным нормативным актом урегулированы основания и порядок возрастной классификации информационной продукции для детей разного возраста, установлены требования к распространению информационной продукции с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе сети Интернет), определен порядок экспертизы информационной продукции. В соответствии с пунктом 4 статьи 2 указанного закона под информационной безопасностью детей законодатель понимает «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию». Данным нормативным правовым актом определены виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, запрещенной для распространения среди детей (часть 2 статьи 5), в том числе, побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью; способной вызвать агрессию и провоцировать жестокое поведение и насильственные действия по отношению к людям или животным; оправдывающей различные формы противоправного поведения в обществе и т. д.
Обеспечение информационной безопасности ребенка путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от негативной информации обозначено в Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы10 (далее - Стратегия) - основном про-
9 Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Российская газета, № 297, 31.12.2010.
10 Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации, 04.06.2012, № 23, ст. 2994.
граммном документе, определившем комплекс мер в данном направлении, предполагающих реализацию как государственными структурами, институтами гражданского общества, так и самими родителями детей. Основным приоритетом в данном контексте является установление ответственности родителей за фильтрацию поступающего в адрес ребенка потока информации. Совершенно справедливо мнение, что именно семья (родители), в отличие от других воспитательных институтов способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны личности человека на протяжении всей его жизни [2, с. 19]. Неслучайно, в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граж-дан11, из всех обозначенных факторов, влияющих на формирование мировосприятия ребенка, первостепенное значение уделяется именно укреплению воспитательных возможностей и моральному климату семьи.
Обозначенные в Стратегии меры, прежде всего, направлены на просвещение детей и их родителей (воспитателей) в сфере безопасного поведения в Интернет пространстве, с целью профилактики вовлечения в противоправную деятельность и развития Интернет-зависимости у ребенка. На необходимость согласованного взаимодействия семьи, как главного института социализации и воспитания детей, с государственными структурами и всеми элементами современного медиа-рынка (производителями и распространителями контента) указывается также в Концепции информационной безопасности детей (2015 г.) 12, определившей стратегическую цель государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности ребенка в условиях гиперинформационного общества в России.
Следует констатировать, что, при отсутствии контроля со стороны взрослых (родителей, воспитателей, учителей и др.), при пользовании Интернетом ребенок может случайно оказаться на опасных для него страницах (многочисленные всплывающие окна, ошибочные поисковые за-
11 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утв. Президентом Российской Федерации 4 мая 2011 г. № Пр-1168 от 28 апреля 2011 года // Российская газета, № 151, 14.07.2011.
12 Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.12.2015, № 49, ст. 7055.
просы, гиперссылки в социальных сетях и др.), которые содержат негативный контент. Ребенок, в силу возраста лишенный возможности самостоятельно критически оценить полученную информацию, тем самым оказывается в небезопасной для него среде.
Важным шагом по совершенствованию законодательной базы в целях ограничения доступа (в том числе ребенка) к Интернет-сайтам, содержащим информацию, распространение которой в законодательно запрещено, стало дополнение Закона об информации № 149-ФЗ новой статьей 151, в соответствии с которой урегулировано создание «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»13 (далее - Единый реестр), так называемого «черного списка» сайтов в интернет-сети, которые содержат запрещенную информацию.
Формирование и ведение Единого реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации14.
13 Статья 151 введена Федеральным законом от 28.07.2012 № 139-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»» // Собрание законодательства Российской Федерации, 30.07.2012, № 31, ст. 4328.
14 Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (ред. от 21.03.2017) «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуника-
ционной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых
Основаниями для включения в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию, являются решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная налоговая служба) в зависимости от вида такой информации. В реестр включаются сайты, содержащие детскую порнографию, пропагандирующие потребление наркотиков, самоубийства и др., то есть информацию, распространение которой имеет противоправный характер. В настоящее время в реестре запрещенных сайтов более 60 тыс. записей. Необходимо отметить, что данные меры направлены на создание условий принудительного блокирования интернет-страниц, содержащих информацию, запрещенную для распространения на территории Российской Федерации, хостинг-провайдерами, операторами связи. Положениями статьи 151 Закона об информации № 149-ФЗ (в ред. от 14.10.2014) установлена обязанность владельцев интернет-сайтов удалить интернет-страницу, на которой размещена запрещенная к распространению информация, после получения соответствующего уведомления от хостинг-провайдера.
Помимо блокировки запрещенных сайтов, содержащих суицидальный контент, законодательно закреплен механизм оперативного выявления конкретных лиц, распространяющих запрещенную информацию, пресечения их деятельности и привлечения к ответственности. Так, статья 14 Закона об информации № 149-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.06.2017 № 109-ФЗ)15 устанавливает обязанность Федеральной службы по надзору в сфере связи (Роскомнад-зор) самостоятельно или через оператора Еди-
в Российской Федерации запрещено») // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.10.2012, № 44, ст. 6044.
15 Федеральный закон от 07.06.2017 № 109-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.06.2017, № 24, ст. 3478.
ного реестра незамедлительно (в течение суток с момента получения решений в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства) уведомлять правоохранительные органы с целью проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению субъектов, распространяющих преступный контент. Закрепленный механизм обеспечивает таким образом возможность оперативного реагирования на случаи вовлечения несовершеннолетних в совершение противоправных и антиобщественных действий и профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.
Статья 110 Уголовного кодекса Российской Федерации16 (далее - УК РФ) в редакции Федерального закона № 120-ФЗ17 устанавливает ответственность, охватывающая все виды преступных действий по созданию и организации «групп смерти», доведению до самоубийства, склонению и содействию самоубийству. Впервые установлена уголовная ответственность за совершение подобных действий путем распространения соответствующей информации в сети Интернет. Более того, часть 2 статьи 110 УК РФ в редакции Федерального закона № 248-ФЗ18 предусматривает увеличение до 15 лет срок максимальной уголовной ответственности за склонение детей к суицидам. Законодательные новеллы по повышению ответственности за склонение несовершеннолетних к суицидам подтверждают степень осознания серьезности подобных преступлений, и, безусловно, направлены на обеспечение безопасности несовершеннолетних в Интернет пространстве,
создание мер, препятствующих вовлечению их в совершение противоправных действий.
Современный этап развития общества характеризуется активным ростом роли и значения информационных и телекоммуникационных технологий, чем продиктована необходимость проведения регулярных своевременных корректировок законодательства в сфере защиты от негативной информации, в направлении совершенствования правового регулирования обеспечения информационной безопасности личности ребенка.
Защита интересов личности ребенка, в том числе, путем законодательного регулирования обеспечения его безопасности в сети Интернет, является одним из основных национальных приоритетов Российского государства. Комплекс законодательных и организационно-правовых мер в данной сфере направлен на снижение (или исключение) риска, связанного с негативным влиянием получаемой ребенком Интернет информации. Провозглашение указом Президента РФ Десятилетие детства19 говорит о важности тех задач, которые предстоит решить в ближайшие годы, в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в предыдущие годы в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы. Именно системная последовательная законодательная политика в сфере регулирования обеспечения безопасности ребенка в Интернет-пространстве призвана обеспечить формирование единого подхода в данном направлении.
Рецензент: Танимов Олег Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
E-mail: tanimov@mail.ru
16 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
17 Федеральный закон от 07.06.2017 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.06.2017, № 24, ст. 3489.
18 Федеральный закон от 29.07.2017 № 248-ФЗ «О внесении
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 31.07.2017, № 31 (Часть I), ст. 4797.
19 Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.06.2017, № 23, ст. 3309.
Литература
1. Атагимова Э.И. Проблемы отрицательного влияния Интернета на нравственное воспитание подростков в информационном пространстве и пути решения // Правовая информатика. 2013. № 1. С. 21-24.
2. Атагимова Э.И. Роль института семьи при формировании нравственности и правосознания личности в условиях современного информационного пространства России // Правовая информатика. 2017. № 2. С.18-27.
3. Атагимова Э.И., Рамазанова И.М. Некоторые аспекты законодательного уровня обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации // Правовая информатика. 2014. № 2. С. 14-19.
4. Брылева Е.А. Информационная безопасность несовершеннолетних как часть национальной безопасности // Вестник Самарского юридического института. 2014. № 1(12). С. 12-14.
5. Печерская Э.П., Звоновский В.Б., Меркулова Д.Ю., Мацкевич М.Г., Плешаков В.А. Первые шаги детей в Интернете // Социологические исследования. 2014. № 12 (368). С. 74-80.
6. Ростова О.С. Семейное воспитание несовершеннолетних - приоритетное направление государственно-правовой политики Российской Федерации // Правовая информатика. 2016. № 3. С. 20-25.
7. Ростова Ю.В. Интернет-пространство - основа современного российского информационного общества // Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в современных условиях / Материалы XV! Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием): в 2 частях. Под общей редакцией: Р.Ф. Степаненко, И.Г. Гараниной, А.В. Солдатовой. 2016. С. 103-107.
8. Рыбаков О.Ю. Правовое значение принципов развития информационного общества в России // Юридическое образование и наука. 2017. № 10. С. 42-47.
9. Рыбаков О.Ю. Приоритеты развития информационного общества в России: правовое обеспечение // Мониторинг правоприменения. 2017. № 3 (24). С. 71-76.
10. Терещенко Л.К. Развитие информационного и телекоммуникационного законодательства / в кн. Научные концепции развития российского законодательства: монография. 7-е изд. доп. и перераб. Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. М.: ИД Юриспруденция, 2015. 544 с. С. 237-238.