Научная статья на тему 'Формирование государственной системы защиты несовершеннолетних от вредоносной информации в Российской Федерации'

Формирование государственной системы защиты несовершеннолетних от вредоносной информации в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
568
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATIONAL SECURITY / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / JUVENILES / СИСТЕМА / SYSTEM / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / СУБЪЕКТЫ / SUBJECTS / GOVERNMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Занина Татьяна Митрофановна, Лукина Елена Ивановна

Рассматриваются две параллельные системы государственных органов: обеспечивающие информационную безопасность несовершеннолетних и осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Определяются основополагающие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность государственных органов в указанных системах, а также выделяются основные функции подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Занина Татьяна Митрофановна, Лукина Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building the national system of juvenile protection from harmful information in the Russian Federation

Two parallel systems of government agencies are under study: the first provides juvenilesinformational security, the other preventing juvenile neglect and delinquencies. The authors identify the basic normative legal acts regulating activity of the government agencies in the mentioned systems and specify the main functions of the Russian Interior Ministry units on juvenile affairs in the sphere of juvenilesinformational security.

Текст научной работы на тему «Формирование государственной системы защиты несовершеннолетних от вредоносной информации в Российской Федерации»

УДК 342.92 © Т. М. Занина, Е. И. Лукина, 2016

Формирование государственной системы защиты несовершеннолетних от вредоносной информации в Российской Федерации

Т. М. Занина, Е. И. Лукина

Рассматриваются две параллельные системы государственных органов: обеспечивающие информационную безопасность несовершеннолетних и осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Определяются основополагающие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность государственных органов в указанных системах, а также выделяются основные функции подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних.

Ключевые слова: информационная безопасность, несовершеннолетние, система, профилактика, государственные органы, государственная политика, компетенция, субъекты.

Построение целостной и сбалансированной системы обеспечения информационно-психологической безопасности несовершеннолетних относится к компетенции государства, вместе с тем действия всех субъектов в рассматриваемой сфере должны быть скоординированы, что обусловливает сложность построения такой системы . Употребляя термин «система», мы подразумеваем не только совокупность материальных и процессуальных правовых норм, но и комплекс организационных и технических мер, которые реализуются специально уполномоченными государственными органами как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации, общественными организациями и объединениями, а также физическими лицами

В научной литературе принято выстраивать трехуровневую систему субъектов обеспечения информационной безопасности:

1) федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (т. е . непосредственно государство);

2) общественные объединения и организации;

3) физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства), принимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации 1 .

В рамках настоящего исследования интерес представляют федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Российской Федерации, так как именно они, в соответствии

с . ч . 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 2, принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

В статье основное внимание уделяется административно-правовому статусу государственных органов, реализующих государственную политику в сфере защиты несовершеннолетних от вредоносной информации, а также государственных органов, уполномоченных в сфере профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, так как именно девиация ребенка является логичным следствием осуществляемого на него негативного информационного воздействия

Перечень этих органов определен в федеральных законах «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» 3 и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 4 . Данные нормативные правовые акты по своей сути имеют единую цель — предотвращение детской деликтности и воспитание достойного члена общества Однако с точки зрения правовой регламентации выстраиваются две параллельные системы органов, практически не взаимодействующие между собой . Это негативно сказывается на эффективности реализации государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних

Основными субъектами, обеспечивающими профилактику девиантного поведения несовершеннолетних, довольно долго выступали органы и учреждения, перечисленные в ч 1 ст 4 Федераль-

ного закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 5:

— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— органы управления социальной защитой населения;

— органы власти, осуществляющие управление в сфере образования (федеральные, региональные и местные);

— органы опеки и попечительства;

— органы по делам молодежи;

— органы управления здравоохранением;

— органы службы занятости;

— органы внутренних дел .

За годы совместной работы должностные лица указанных органов, несмотря на различия в их субординационном положении и дисбаланс компетенций, достигли положительных результатов в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе по вопросам их защиты от негативного информационного воздействия Однако Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принятый 29 декабря 2010 г. , по сути, инициировал построение альтернативной системы органов, обеспечивающих информационно-психологическую безопасность несовершеннолетних

Принятые во исполнение рассматриваемого Федерального закона постановления Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» 6 и от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе „Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"» 7 легально передали функции по контролю за оборотом запрещенной (ограниченной) для детей вредоносной информации в компетенцию четырех основных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных подразделений):

— Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН РФ) — в отношении распространяемой информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ

и их прекурсоров, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

— Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор РФ) — в отношении соблюдения образовательными и научными организациями требований законодательства о защите детей от вредоносной информации, использования в образовательном процессе информационной продукции;

— Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор РФ) — в отношении информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

— Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор РФ) — в отношении материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера

Налицо дублирование одной по содержанию функции в рамках двух систем властных органов, между которыми не выстроены ни вертикальные (субординационные), ни горизонтальные (координационные) административно-правовые взаимоотношения . В период, когда цели административной реформы государственного аппарата (среди которых, в частности, оптимизация функционального статуса органов государственной власти) признаются достигнутыми, наличие столь масштабного конфликта интересов властвующих субъектов кажется неуместным

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» относит к ведению Правительства Российской Федерации распределение между органами исполнительной власти следующих полномочий в сфере обеспечения информационной безопасности детей:

1) разработку и реализацию единой государственной политики в рассматриваемой сфере;

2) разработку и реализацию федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции;

3) установление порядка проведения экспертизы информационной продукции;

4) государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Необходимо отметить, что данный закон не выстраивает системы государственных органов, реали-

зующих первые три из перечисленных полномочий в сфере защиты несовершеннолетних от вредоносной информации . Только система органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, указана в ст 20 рассматриваемого закона:

— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи;

— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей;

— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.

Таким образом, выстроить систему федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации, в сфере защиты несовершеннолетних от вредоносной информации, возможно лишь анализируя принимаемые в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» нормативные правовые акты . Так, 16 марта 2011 г. вынесено Распоряжение Правительства РФ № 427-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Федерального закона „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"» 8 . Рассматриваемый план содержит пункт о разработке и внесении в Правительство РФ проекта акта Правительства РФ о наделении федеральных органов исполнительной власти полномочиями в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию В числе ответственных исполнителей находятся Минкомсвязь России, Минздравсоцразви-тия России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Минэкономразвития России, МВД России, ФСКН России, ФАС России, Минфин России, Минюст России

Однако, несмотря на указанное распоряжение Правительства, основными полномочиями в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, наделено Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязь России), которое осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 418 «О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» 9 .

Помимо него, государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информа-

ции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляют:

1. Рособрнадзор — в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» 10 . Осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции В случае выявления нарушений принимает меры по их устранению, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным организациям и контроля за исполнением таких предписаний

2. Министерство культуры РФ — в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» 11 Осуществляет контроль: за соблюдением требований законодательства РФ в сфере защиты детей от вредоносной информации; за оборотом информационной продукции, относящейся к аудиовизуальной продукции, на любых видах носителей, а также информационной продукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, относящихся к установленной сфере деятельности Министерства Кроме того, Министерство культуры Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия, архивного дела

3. Роспотребнадзор — в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» 12 . Осуществляет надзор за соответствием сведений, полученных в результате классификации и указанных в сопроводительных документах, реализуемой потребителям информационной продукции, а также за размещением знака информационной продукции в соответствии с указанными сведениями и соблюдением требований технических регламентов .

4 . Роскомнадзор — в соответствии с письмом Минкомсвязи России от 14 августа 2012 г. № 52-165/ ВА «О применении норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"» 13 . Являясь подведомственным подразделением Минкомсвязи России, осуществляет надзор приме-

нительно к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе в сети Интернет) и сетей подвижной радиотелефонной связи (за исключением надзорных полномочий, осуществляемых в данной сфере Рособрнадзором и Роспотребнадзором)

Рассматривая параллельную систему государственных органов, обеспечивающих информационно-психологическую безопасность несовершеннолетних, необходимо обратиться к вышеперечисленным субъектам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», среди которых особую нишу занимают органы внутренних дел, так как полиция, будучи наиболее крупным и универсальным по набору инструментов принудительного воздействия правоохранительным органом, по сути, выступает основным субъектом непосредственного выявления и пресечения девиантного поведения несовершеннолетних. Согласно ст. 12 Федерального закона «О полиции» 14 к прямым обязанностям полиции, в числе прочего, отнесено выявление причин административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, принятие в пределах своих полномочий мер по их устранению; участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участие в пропаганде правовых знаний

Примечательно, что в ст 21 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» законодатель перечисляет и конкретизирует непосредственные полномочия подразделений по делам несовершеннолетних как составной части органов внутренних дел в сфере индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, ведущих антиобщественный образ жизни, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними . И здесь необходимо отметить, что именно в отношении родителей подразделения по делам несовершеннолетних могут реализовать свои полномочия, так как в сфере информационной безопасности несовершеннолетних основной проблемой является низкая осведомленность детей, родителей и педагогов о тех законах, которые предназначены для защиты детей от вредоносной информации

С учетом сказанного считаем возможным сделать следующие выводы .

1. Система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и система органов государственной власти, контролирующая исполнение законодательства о защите детей от вредоносной информации, имеют во многом общие цели, однако существенно отличаются по объему предоставленных полномочий

2. Отсутствие координации деятельности этих двух систем снижает эффективность государственной политики, целью которой является обеспечение информационно-психологической безопасности детей

3 Необходимы разработка механизма взаимодействия этих субъектов и перераспределение их полномочий, ликвидирующие дисбаланс средств и способов профилактики и пресечения правонарушений в этой сфере Решение этой задачи возможно как на законодательном уровне, так и посредством заключения соглашений между заинтересованными органами власти

1 Федотова О. А. Административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения информационной безопасности : дис . . .. канд. юрид. наук. М. , 2003. С. 24.

2 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Рос . газета . 1998. 5 авг.

3 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ // Там же . 2010 . 31 дек.

4 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений : федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ : с изм . и доп . от 13 июля 2015 г. № 237-ФЗ // Там же . 1999 30 июня

5 Там же .

6 О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию: постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 859 // Там же . 2011. 28 окт.

7 О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» : постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г № 1101 // Там же . 2012. 29 окт.

8 Об утверждении плана мероприятий по реализации Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г № 427-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011 . № 12, ст. 1682. С. 4211-4212.

9 О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 418 // Там же . 2008. № 23, ст. 2708. С . 7212 -7219.

10 Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки: постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 594 : в ред . от 28 марта 2015 г. // Там же . 2013 . № 29, ст . 3971. С . 78047811.

11 О Министерстве культуры Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 590 // Там же . 2011 . № 31, ст. 4758. С . 10288-10300.

12 Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека : постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 : в ред . от 23 июля 2015 г. // Рос . газета . 2004. 8 июля .

13 О применении норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» : письмо Минком-связи России от 14 августа 2012 г. № 52-165/ВА . URL: http:// minsvyaz . ru (дата обращения: 18 .06 .2015) .

14 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г . № 3-ФЗ // Рос . газета . 2011. 10 февр .

УДК 342.92 © С. С. Нехорошева, 2016

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав как административно-юрисдикционный орган в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних

С. С. Нехорошева

Проанализированы основные проблемы, возникающие при рассмотрении комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав дел об административных правонарушениях, совершенных родителями или иными законными представителями несовершеннолетних. Отмечено, что ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав единолично осуществляет подготовку материалов дела к рассмотрению, несмотря на то что комиссия является коллегиальным органом.

Ключевые слова: несовершеннолетние, родители, законные представители, комиссии, защита прав,

профилактика, правонарушения.

Одним из основных компонентов системы органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе и в случаях привлечения к административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссии) . В отечественной научной литературе отмечается роль комиссий как важного звена в системе власти, формирующего позитивное общественное мнение, способного выявить обстоятельства, негативно влияющие на развитие ребенка, и оказать адекватное противодействие этим обстоятельствам, помочь ребенку в его становлении как члена общества и, следовательно, защитить его права 1 .

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав — российский специализированный государственный орган . Это коллегиальный орган системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Российской Федерации, который обеспечивает налаживание согласо-

ванной деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий и преступлений .

В соответствии с федеральным законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссии в пределах своей компетенции:

1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних: физического, психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.