Научная статья на тему 'Законодательное регулирование налогообложения в государствах— участниках Таможенного союза'

Законодательное регулирование налогообложения в государствах— участниках Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЛОЖЕНИЕ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) / LEVYING OF VALUE ADDED TAX (VAT) / TAX / TAX LEGISLATION / TAX RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вылкова Елена Сергеевна, Фалеева Кристина Викторовна

Приведены результаты сотрудничества России, Белоруссии и Казахстана, рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения России, Белоруссии и Казахстана, осуществлено сравнение норм налоговых законодательств вышеуказанных стран. Особое внимание уделено обложению НДС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper investigates the results of cooperation between Russia, Belarus and Kazakhstan in the framework of legal acts regulating tax relations between Russia, Belarus and Kazakhstan. the authors propose a comparison of the tax legislation systems of the above countries. Particular attention has been paid to levying of VAt.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование налогообложения в государствах— участниках Таможенного союза»

УДК 336.1

законодательное регулирование налогообложения в государствах— участниках таможенного союза

Приведены результаты сотрудничества России, Белоруссии и казахстана, рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения России, Белоруссии и казахстана, осуществлено сравнение норм налоговых законодательств вышеуказанных стран. особое внимание уделено обложению ндс.

Ключевые слова: налог; налоговое законодательство; налоговые отношения; обложение налогом на добавленную стоимость (ндс).

The paper investigates the results of cooperation between Russia, Belarus and Kazakhstan in the framework of legal acts regulating tax relations between Russia, Belarus and Kazakhstan. the authors propose a comparison of the tax legislation systems of the above countries. Particular attention has been paid to levying of vat.

Keywords: tax; tax legislation; tax relations; levying of value added tax (VAT).

Результаты сотрудничества России, Белоруссии и казахстана

Сотрудничество Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь, формирующих Таможенный союз, носит многоплановый характер. За январь-декабрь 2012 г. объем взаимной торговли этих стран составил 68 582 млн долл. США, а в процентном отношении к аналогичному периоду 2011 г.— 108,7%. Среди главных российских торгово-экономических партнеров Белоруссия занимает 6-е место. Это более 55% объема внешней торговли России со странами ЕврАзЭС. За январь — ноябрь 2012 г. объем торговли России с Казахстаном составил 22,5 млрд долл. США при темпе роста — 8,5% [1]. В 2009 г. был учрежден совместный антикризисный фонд ЕврАзЭС, суммарный вклад в него участниками фонда составляет на данный момент 8,5 млрд долл. США [2]. Тогда же было принято решение об организации Центра высоких технологий ЕврАзЭС.

нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения России, Белоруссии и казахстана

В России, Казахстане и Белоруссии сформированы налоговые системы, приняты и действуют соответствующие налоговые кодексы (табл. 1).

№ 6/2013

Экономика. налоги. Право

Вылкова Елена Сергеевна

д-р экон. наук, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета E-mail: [email protected]

Фалеева Кристина Викторовна

аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета E-mail: faleyeva @mail.ru

Таблица 1

нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения в России, казахстане и Белоруссии

Страна Нормативно-правовой акт

Республика Беларусь Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь (НК РБ), введенная в действие с 1 января 2004 г. Законом Республики Беларусь от 04. 01.2003 № 184-3, особенная часть НК РБ, введенная в действие с 1 января 2010 г. Законом Республики Беларусь от 29.12.2009 № 72-3

Республика Казахстан Общая и особенная части Налогового кодекса Республики Казахстан (НК РК), введенные в действие с 1 января 2002 г. Законом Республики Казахстан от 12.06.2001 № 210-2

Российская Федерация Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введенная в действие с 1 января 1999 г. Федеральным законом от 31.07.1998 № 147-ФЗ, часть вторая НК РФ, введенная в действие с 1 января 2001 г. Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ

Как следует из табл. 1, в рассматриваемых странах процесс принятия соответствующих нормативно-правовых актов проходил достаточно синхронно, и на данный момент сформировано и действует законодательство о налогах и сборах.

сравнение норм налоговых законодательств

В табл. 2 приведены общие положения, регулирующие налогообложение в государствах — участниках Таможенного союза.

Формулировка категории «налог» практически идентична в законодательствах России и Белоруссии. Что же касается ее дефиниции, данной в НК РК, то в ней четко не прописан плательщик налога.

В Казахстане действует одноуровневая система налогообложения при наличии нормативов распределения ресурсов между республиканским и местными бюджетами, в Республике Беларусь — двухуровневая (республиканский, местный уровень), а в Российской Федерации — трехуровневая (федеральный, региональный и местный уровни) система налогообложения.

Налоговые системы данных стран предусматривают применение одних и тех же косвенных и подоходных налогов, которыми облагаются юридические и физические лица.

Однако существуют и отличия, как в налогах, так и в применяемых специальных налоговых режимах, что показано в табл. 2.

Во всех трех странах налогоплательщики имеют право на получение от налоговых органов информации о действующих налогах и сборах. В законодательствах России и Белоруссии предусматривается применение налогоплательщиками налоговых льгот, а также осуществляется зачет или возврат излишне уплаченных налогов, сборов,

штрафов, чего нет в НК РК. Кроме того, в Республике Казахстан, в отличие от Российской Федерации, не предусмотрено право налогоплательщика на присутствие при проведении выездной налоговой проверки, так же как и право на возмещение убытков, причиненных незаконными действиями налоговых органов. Причем только в законодательстве Российской Федерации установлено право налогоплательщика на получение отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита и на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.

Во всех трех странах налогоплательщикам вменено в обязанность выполнение законных требований налоговых органов об устранении выявленных нарушений

Во всех трех странах налогоплательщикам вменено в обязанность выполнение законных требований налоговых органов об устранении выявленных нарушений. В Российской Федерации и Республике Беларусь налогоплательщики должны представлять в налоговые органы по месту постановки на учет налоговые декларации и сообщать об открытии или закрытии счетов, участии в национальных или иностранных организациях и прекращении своей деятельности.

Если в законодательстве Российской Федерации четко установлены сроки, в течение которых должна обеспечиваться сохранность данных бухгалтерского учета, то в законодательстве Республики Беларусь такие сроки не определены.

Таблица 2

общие положения о налогах и сборах в государствах - участниках Таможенного союза

Наименование Российская Федерация Республика Казахстан Республика Беларусь

налог на добавленную стоимость налог на добавленную стоимость налог на добавленную стоимость

акцизы акцизы акцизы

налог на прибыль организаций корпоративный подоходный налог налог на прибыль

налог на доходы физических лиц индивидуальный подоходный налог подоходный налог с физических лиц

налог на добычу полезных ископаемых специальные платежи и налоги недропользователей налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

налог на имущество организаций; налог на имущество физических лиц налог на имущество налог на недвижимость

земельный налог земельный налог; единый земельный налог земельный налог;

Виды налогов транспортный налог налог на транспортные средства сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

налог на игорный бизнес налог на игорный бизнес особый режим налогообложения для плательщиков налога на игорный бизнес

государственная пошлина государственная пошлина

водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (ст. 12 НК РФ) рентный налог на экспорт; социальный налог; фиксированный налог (ст. 55 НК РК) налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; экологический налог; офшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы; налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей (ст. 7 НК РБ)

Количество налогов и других платежей в бюджет 13 13 19

Уровни уплаты в бюджет Федеральные, региональные, местные Республиканские Республиканские, местные

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей Специальный налоговый режим для крестьянских хозяйств; специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции Особый режим налогообложения для плательщиков единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции

Упрощенная система налогообложения Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации Особый режим налогообложения для плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения

Специальные налоговые режимы Патентная система налогообложения Специальный налоговый режим на основе патента (ст. 426 НК РК)

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (ст. 18 НК РФ) Особый режим налогообложения для плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности; налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр; сбора за осуществление ремесленной деятельности; сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (ст. 10 НК РБ)

Налогоплательщики Республики Казахстан обязаны уведомлять налоговые органы о предстоящем получении подакцизных товаров импортируемых из государств — участников Таможенного союза, а также при временном ввозе (вывозе) товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств — участников Таможенного союза, которые в последующем будут вывезены (ввезены) с территории Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик ввезенных товаров.

В Республике Беларусь налогоплательщики обязаны вести учет дебиторской задолженности и не позднее пяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности.

Как мы видим, некоторые права и обязанности налогоплательщиков в Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь отличаются, при этом везде список прав и обязанностей остается открытым.

налоговый контроль

Во всех трех странах под налоговым контролем понимается деятельность налоговых органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 64 НК РБ в Республике Беларусь формами налогового контроля являются:

• налоговые проверки;

• осмотр движимого и недвижимого имущества;

• опрос плательщиков и других лиц;

• осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

• прочие формы контроля.

В законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации, так же как в Республике Беларусь, не приведен исчерпывающий перечень форм налогового контроля, включающий в соответствии со ст. 82 НК РФ:

• налоговые проверки;

• проверки данных учета и отчетности;

• получение объяснений налогоплательщиков;

• осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

• прочие формы.

На основании ст. 556 НК РК в Республике Казахстан налоговый контроль реализовывается

посредством налоговой проверки и в иной форме государственного контроля.

Согласно нормам законодательства Таможенного союза ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства

Налоговые проверки являются основной формой налогового контроля в этих странах. Для последующей разработки единых процедур проведения проверок, необходимо четко выделить их виды (как это сделано в Российской Федерации). Основной целью общего курса стран в этой области должно стать повышение эффективности работы налоговых органов. В связи с этим особого внимания заслуживает унификация форм и методов налогового контроля, которые должны быть четко определены в законодательстве стран. Также одним из аспектов унификации может стать вопрос о создании единых форм документов, в том числе решений по результатам проверки.

обложение ндс

1 июля 2010 г. вступили в силу международные договоры, заключенные между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь, регулирующие налогообложение выполнения работ, импорта и экспорта товаров и оказания услуг в части НДС:

• Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе;

• Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе;

• Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля над их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе;

• Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе;

• Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов.

Согласно ст. 228 НК РК плательщиками НДС в Республике Казахстан признаются:

1) лица, поставленные на учет в качестве плательщиков НДС:

• индивидуальные предприниматели;

• юридические лица-резиденты, за исключением государственных учреждений;

• нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство;

• доверительные управляющие, занимающиеся реализацией товаров по договорам доверительного управления с учредителями доверительного управления;

2) лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

В соответствии с российским налоговым законодательством плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В ст. 90 НК РБ дан перечень плательщиков налога на добавленную стоимость, которыми признаются:

• организации;

• индивидуальные предприниматели, с учетом особенностей;

• доверительные управляющие по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающих в связи с доверительным управлением имуществом, полученным в доверительное управление, в интересах вверителей и (или) выгодоприобретателей;

• физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Во всех трех странах плательщиками являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками НДС

в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

В Российской Федерации основная ставка НДС — 18%, в Республике Казахстан она равняется 12%, а в Республике Беларусь — 20%. Кроме того, в Российской Федерации и Республике Беларусь применяется ставка 10% при реализации определенных продовольственных товаров, ряда товаров для детей и т. д.

Во всех трех странах действует нулевая ставка налогообложения, применяемая в основном при реализации товаров на экспорт. Данная ставка также применяется и в некоторых других случаях, таких как услуги по международной перевозке товаров. Схожими чертами обладают некоторые подпункты соответствующих статей в российском и казахстанском законодательствах, они касаются прежде всего услуг по перевозке пассажиров и багажа, а также реализации драгоценных металлов. В Казахстане и Белоруссии обороты по реализации горюче-смазочных материалов при заправке воздушных судов иностранных компаний облагаются по ставке 0%. В Республике Беларусь и Российской Федерации схожим является налогообложение работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Естественно, что существуют различия, которые основываются на особенностях национального хозяйства. Например, в России это услуги, выполняемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, природного газа. В Казахстане же это оборот по реализации товаров в рамках контракта на недропользование.

Далее перейдем к положениям, которые индивидуальны для каждой страны. В Российской Федерации это товары (работы, услуги) в области космической деятельности, товары (работы, услуги) для официального пользования иностранным дипломатическим представительством. В Республике Беларусь это ремонт, модернизация иностранных воздушных судов и железнодорожного транспорта, реализация товаров магазинам беспошлинной торговли, а также услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах. В Республике Казахстан нулевой ставкой облагается реализация на территории специальной экономической зоны товаров, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания этой зоны.

Анализ налоговых ставок показал различия в налоговых законодательствах соответствующих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е. С. Вылкова, К. В. Фалеева ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ..,

153

стран, вопросы налогообложения в которых решаются в соответствии с их историческим опытом. Однако для дальнейшего успешного развития Таможенного союза необходимо проводить работу по гармонизации ставок налогообложения, и прежде всего в части применения нулевой ставки.

Согласно нормам законодательства Таможенного союза ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения налогоплательщиком факта экспорта.

Налоговым периодом по НДС и в Казахстане, и в России признается квартал, а в Белоруссии — календарный год.

Национальные налоговые законодательства предполагают применение вычетов (зачета) по НДС. В Российской Федерации этот вопрос регулирует ст. 171 НК РФ, в Республике Беларусь — ст. 107 НК РБ, а в Республике Казахстан этому вопросу посвящена гл. 34 НК РК. В России и Белоруссии вычетам подлежат суммы, предъявленные продавцами налогоплательщику — иностранному лицу, не состоящему на учете в соответствующих налоговых органах. Однако в российском законодательстве список налоговых вычетов увеличен на суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет в случае возврата этих товаров продавцу или отказа от них, а также на суммы налога, уплаченные налоговыми агентами. Условия применения вычетов (зачета) по НДС в Российской Федерации и Республике Казахстан практически идентичны.

Налогоплательщики вправе получить налоговые вычеты (зачеты) в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена Таможенного союза в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы Таможенного союза.

Условия применения вычетов в России и Казахстане унифицированы, что помогает в администрировании НДС налоговыми органами. В Белоруссии же условия получения вычетов отличаются, однако на данный момент во всех трех странах ведется работа по гармонизации национальных налоговых законодательств по этому вопросу.

При анализе соответствующих статей было выявлено, что в большинстве своем льготы по НДС

в данных странах практически идентичны. Например, во всех трех странах освобождаются от НДС услуги по страхованию, медицинские услуги, реализация товаров (работ, услуг) общественными организациями инвалидов, реализация драгоценных металлов и камней и многое другое. Однако существуют и различия. Например, в Казахстане, в отличие от России и Белоруссии, не предусмотрены льготы при реализации изделий народно-художественных промыслов, при оказании услуг санаторно-курортных организаций, услуги по обслуживанию воздушных и морских судов. Во всех трех странах от НДС освобождаются банковские операции, в Казахстане отдельным пунктом выделены банковские операции исламского банка, что обусловлено историческим развитием этой страны. В Казахстане также освобождаются от НДС обороты по реализации акцизных марок, банкнот, монет национальной валюты, передача имущества в финансовый лизинг и некоторые другие.

Подход к освобождению от НДС операций и реализации в основном совпадает в Российской Федерации и Республике Беларусь, хотя и имеются особенности, а в Республике Казахстан есть небольшие национальные отличия.

Согласно нормам Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе во взаимной торговле трех государств реализован принцип взимания косвенных налогов по стране назначения.

Литература

1. Налоговый кодекс Республики Беларусь. URL: http://pravo.by/main.aspx?guid.

2. Налоговый кодекс Республики Казахстан. URL: http ://www.salyk.gov.kz/ru/taxcode/Pages.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. URL: http://base.garant.ru.

4. Тютюрюков Н. Н. Трансформация налоговой системы России в условиях участия ее в экономических сообществах: опыт стран Европейского Союза: монография. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008. 190 с.

5. Мамбеталиев Н. Т., Мамбеталиева А. Н. Налоги в Таможенном союзе и Едином экономическом прстранстве. М: Налоговый вестник, 2012. 288 с.

6. URL: http://www.customs.ru/index2.

7. URL: http://acf.eabr.0rg/r/ab0ut_akf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.