УДК 342.4 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10007
Законодательное регулирование конституционного контроля в Республике Абхазия
Legislative Regulation of Constitutional Review in the Republic of Abkhazia
Эснат Леонидович ЛАКЕРБАЯ,
аспирант кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина
E-mail: esnat93@mail.ru Научный руководитель: А.М. Осавелюк, доктор юридических наук, профессор
Аннотация. Конституционный суд Республики Абхазии был создан недавно и на сегодняшний день его деятельность по осуществлению конституционного контроля как никогда нуждается в выверенном законодательном регулировании. Рассматриваются полномочия Конституционного суда по осуществлению конституционного контроля, выявляются законодательные недостатки существующего способа осуществления конституционного контроля. Предлагается вариант улучшения эффективности конституционного контроля в Республике Абхазия.
Ключевые слова: Республика Абхазия, Конституция, Конституционный суд, конституционный контроль, законодательное регулирование
Abstract. The Constitutional Court of the Republic of Abkhazia was established recently and today its activity on implementation of the constitutional control needs more than ever verified legislative regulation. The author considers the powers of the constitutional court to exercise constitutional control, denti-fies legislative shortcomings of the existing method of exercising constitutional control. The author offers an option to improve the effectiveness of constitutional control in the Republic of Abkhazia.
Key words: Republic of Abkhazia, Constitution, constitutional court, constitutional control, legislative regulation
Долгое время в Республике Абхазия не существовало Конституционного суда, а его полномочия в разные периоды принадлежали различным органам государственной власти. В частности, Народное Собрание обладало правом толкования Конституции РА, а функции конституционного контроля принадлежали Верховному суду РА. Однако 30 апреля 2014 г. в Конституцию РА1 были внесены поправки, предусматривающие учреждение Конституционного суда. Несмотря на это, процесс формирования Конституционного суда затянулся и завершился избранием пятого судьи в феврале 2018 г.
В соответствии со ст. 45 Конституционного закона Республики Абхазия «О судебной власти»2 Конституционный суд Республики Абхазия
является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный контроль — это деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, установлению наличия и устранению несоответствий нормативных правовых актов конституции, а также законам, в ходе которой данные органы полномочны отменять обнаруженные несоответствия3.
Конституционный суд Республики Абхазия разрешает дела о соответствии Конституции Республики Абхазия:
■ конституционных законов, законов, правовых актов президента Республики Абхазия, Парламента Республики Абхазия,
Кабинета министров Республики Абхазия и органов местного самоуправления;
■ не вступивших в законную силу международных договоров Республики Абхазия.
Правом на обращение в Конституционный суд РА с запросом о проверке конституционности перечисленных актов обладают президент Республики Абхазия, Народное Собрание — Парламент Республики Абхазия, Кабинет министров Республики Абхазия, Верховный суд Республики Абхазия, Арбитражный суд Республики Абхазия и органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 84 Кодекса Республики Абхазия от 15 июня 2015 г. № 3785-с-У «О Конституционной юрисдикции»4 Конституционный суд устанавливает соответствие Конституции Республики Абхазия правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления:
(1) по содержанию норм;
(2) по форме правового акта;
(3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;
(4) с точки зрения установленного Конституцией РА разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
(5) с точки зрения установленного Конституцией РА разграничения компетенции между органами государственной власти Республики Абхазия;
(6) с точки зрения установленного Конституцией РА разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности правового акта суд принимает одно из следующих решений:
(1) о признании правового акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции РА;
(2) о признании правового акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РА.
Правовой акт либо его отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции РА, утрачивают силу и не подлежат применению независимо от решения об отмене органами, их принявшими.
Таким образом, на основе изложенного мы можем сделать вывод, что Конституционный суд РА осуществляет предварительный нормоконт-роль, исключением из этого правила являются
международные договоры РА, конституционность которых оценивается до их ратификации. Этот вид контроля обладает существенным недостатком, осуществляясь в период функционирования закона, при этом возможно функционирование совершается уже на протяжении длительного периода времени, в связи с этим порождаются определенные правовые последствия. И уже после этого Конституционный суд Республики Абхазия решит, что соответствующий нормативный правовой акт не соответствует Конституции, следовательно, этот акт объявляется недействующим и впредь не должен применяться, однако за время своего действия он уже породил определенные правовые последствия.
По нашему мнению, Конституционный суд РА нуждается как в предварительном, так и последующем нормоконтроле. Так как при предварительном контроле проверка нормативного акта будет осуществляться до его вступления в силу, в случае его несоответствия Конституции РА его можно будет заранее исправить, в результате этого он не будет порождать последствий, противоречащих Конституции РА. Практика применения как предварительного, так и последующего контроля существует в некоторых зарубежных государствах, например, в Австрии, Италии, Германии, Колумбии.
На наш взгляд, предварительный контроль должен будет осуществляться Конституционным судом РА при принятии закона Народным Собранием на предмет его соответствия Конституции РА, до момента подписания его президентом РА. Правом требования такой проверки, по нашему мнению, должен обладать ограниченный круг субъектов, в частности, президент РА, Кабинет министров, одна треть общего числа депутатов Народного Собрания. В случае закрепления права обращения по данному вопросу любого лица количество таких запросов может быть огромным и в итоге стать фактором, мешающим своевременному принятию закона. Полагаем, что в случае наложения президентом вето на законопроект Народного Собрания, который, по мнению президента, не соответствует Конституции РА, глава государства должен обращаться с запросом Конституционный суд РА, который в свою очередь дает заключение на соответствующий запрос.
Как отмечает Б.А. Осипян, «на самом деле нет никаких аргументов против искусственного ограничения возможностей контроля органов конституционной юстиции над действием всей системы действующих нормативных правовых актов»5.
2019 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры
41
Позволим себе не согласиться с позицией Б.А. Осипяна, так как такие аргументы все же существуют и их довольно немало. Так, по мнению Л.В. Лазарева, негативной стороной предварительного контроля являются сложности в определении конституционности закона, обусловленные отсутствием практики его реализации, толкования правоприменителя6. Как отмечает М.А. Нудель, при предварительном контроле нарушается верховенство парламента, так как его обязывают подчиняться решению органа конституционного контроля7.
На наш взгляд, в случае признания Конституционным судом РА неконституционным проекта нормативного акта либо закона последствия будут одинаковыми — акт не действует и не будет действовать. К тому же в отличие от Народного Собрания, оценивающего нормативный акт с разных сторон, данная судебная инстанция будет оценивать его только с позиции соответствия или несоответствия Основному закону государства. В то же время, по нашему мнению, верховенство Народного Собрания в этом вопросе не нарушается, так как Конституционный суд РА не отменяет нормативный акт, а признает его несоответствующим Конституции РА. В данном случае президент РА не будет его подписы-
вать и опубликовывать, даже если при определенных обстоятельствах он на это пойдет, то этот нормативный акт в любом случае не будет иметь юридической силы и соответственно порождать какие-либо правоотношения, т.е. по сути он будет мертворожденным.
1 Конституция Республики Абхазия (принята на сессии Верховного Совета Республики Абхазия 12-го созыва 26 ноября 1994 г., одобрена всенародным голосованием 3 октября 1999 г.). Сухум, 1994.
2 Конституционный закон Республики Абхазия «О судебной власти» // СЗА РА. Вып. 50.
3 Конституционный судебный процесс: Учебник для бакалавриата / Отв. ред. М.А. Митюков, В.В. Комарова. М.: Норма: Инфра-М, 2017. С.22.
4 Кодекс Республики Абхазия «О Конституционной юрисдикции» от 15 июня 2015 г. № 3785-с-У.
5 Осипян БЛ. Место Конституционного Суда РФ в системе органов государственной власти России // Черные дыры в Российском законодательстве. 2006. № 3. С. 14.
6 Кряжков ВЛ, Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 1998. С. 26.
7 Нудель МЛ. Буржуазные конституции в период общего кризиса капитализма. М., 1966. С. 116.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Сенаторова О.Ю. Особенности психических состояний сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Психология». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. 61 с.
Предназначено для руководителей подразделений, центров психологической диагностики, психологов кадровых подразделений, врачей медико-профилактических организаций МВД России, сотрудников спецподразделений МВД России, а также для образовательных организаций по направлению «Психология».
Рассматриваются теоретические и практические положения, направленные на разработку способов психологической профилактики и регуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей в экстремальных, опасных ситуациях профессиональной деятельности, а также методические проблемы диагностики психических состояний. Предлагаются возможные пути по профилактике и преодолению негативных психических состояний у сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных задач в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Особенности психических состояний сотрудников органов внутренних дел
И ЭКСТР1ШАЛМ1МХ УСЛОВИЯХ