Научная статья на тему 'К вопросу о расширении полномочий конституционного Суда Республики Беларусь в процессе осуществления конституционного контроля'

К вопросу о расширении полномочий конституционного Суда Республики Беларусь в процессе осуществления конституционного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
733
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ / ВЫБОРЫ / РЕФЕРЕНДУМ / CONSTITUTIONAL COURT OF THE REPUBLIC OF BELARUS / CONSTITUTIONAL CONTROL / CONSTITUTIONAL LEGALITY / ELECTIONS / REFERENDUM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гулякевич А. В.

Статья посвящена рассмотрению и анализу полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь как специализированного органа судебного конституционного контроля за конституционностью нормативных правовых актов Республики Беларусь; специально созданного в качестве отдельной ветви юрисдикции для разрешения споров на основе Конституции, независимого от других органов государственной власти. Автором обоснована необходимость наделения Конституционного Суда дополнительными полномочиями в целях осуществления функции конституционного контроля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the extension of the Constitutional Court powers in the process of constitutional control implementation

The article is devoted to investigation and analysis of the powers of the Constitutional Court of the Republic of Belarus as a specialized agency of judicial constitutional control over the constitutionality of normative legal acts of the Republic of Belarus; specially created as a separate branch of the jurisdiction to resolve disputes on the basis of the Constitution, independent of other government agencies. The author substantiates the necessity of lodging the Constitutional Court with additional powers in the area of the constitutional control

Текст научной работы на тему «К вопросу о расширении полномочий конституционного Суда Республики Беларусь в процессе осуществления конституционного контроля»

УДК

К ВОПРОСУ О РАСШИРЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО

КОНТРОЛЯ

А.В. Гулякевич

Статья посвящена рассмотрению и анализу полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь как специализированного органа судебного конституционного контроля за конституционностью нормативных правовых актов Республики Беларусь; специально созданного в качестве отдельной ветви юрисдикции для разрешения споров на основе Конституции, независимого от других органов государственной власти. Автором обоснована необходимость наделения Конституционного Суда дополнительными полномочиями в целях осуществления функции конституционного контроля.

Ключевые слова: Конституционный Суд Республики Беларусь, конституционный контроль, конституционная законность, выборы, референдум.

Конституционный контроль является составным элементом правовой охраны Конституции Республики Беларусь, призванный обеспечивать юридическими средствами соблюдение конституционной законности в государстве.

В соответствии с устоявшейся мировой практикой общепризнанно, что высшим непосредственным проявлением власти народа являются референдум, свободные выборы, а также народная инициатива. Они имеет решающее значение для политической и общественной жизни страны, определяют ее развитие на ближайшую перспективу, касаются каждого жителя страны. Полагаем, поэтому они могут быть предметом конституционного контроля. Конституционные суды осуществляют контроль за организацией и проведением референдумов в Армении, Грузии, Италии, Молдове и других государствах.

Широкие рамки судебного конституционного контроля за организацией и проведением выборов существуют в Австрии, Армении, Болгарии, Монголии, Португалии, Словакии, Союзной Республике Югославии и некоторых других государствах.

В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что Конституционному Суду Республики Беларусь должен быть поручен контроль за формированием высших органов представительной (законодательной) власти, а также за проведением общереспубликанских референдумов.

Главным направлением деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь является контроль за конституционностью действующих нормативных правовых актов, который представляет собой его конституционную функцию. Под функцией традиционно понимается основное направление (вид) деятельности, отражающее цель и задачи того или иного органа. Известные ученые в области конституционного права и конституционного контроля выделяют общие и специальные функции конституционных судов [1, с.110-114]. Функция конституционного контроля в Республике Беларусь получила надлежащее закрепление на конституционном уровне. Так, согласно статье 116 Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция) Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международноправовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международноправовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам [2].

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 14 от 26 июня 2008 года «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» Конституционный Суд осуществляет обязательный предварительный контроль

конституционности всех законов, принятых Парламентом, до подписания их Президентом Республики Беларусь.

Конституционный Суд исходя из изученных и рассмотренных материалов ежегодно осуществляет анализ состояния конституционной законности в республике и направляет соответствующие послания Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента.

На наш взгляд, обеспечение конституционной законности должно заключаться не только в осуществлении Конституционным Судом обязательного предварительного контроля конституционности законов, но и других полномочий, возложенных на него указанным Декретом (изложение позиции о конституционности международных договоров; дача официального толкования декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; принятие решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства; изложение своей позиции о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права).

Полагаем, Конституционный Суд должен также следить за конституционностью некоторых процессов, происходящих в стране и имеющих огромное значение для формирования демократического правового государства и общества в целом. Это будет в полной мере способствовать Конституционному Суду в его деятельности по обеспечению верховенства Конституции и ее непосредственного действия, защите конституционного строя и правопорядка, поддержанию баланса интересов личности, общества, государства, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью.

В зарубежных странах за проведением референдумов, свободных выборов, проявлением народной инициативы следят специально уполномоченные органы, осуществляющие конституционный контроль.

К примеру, в Болгарии Конституционный Суд выносит решения по спорам о законности выборов Президента и вице-президента, народного представителя (депутата Народного Собрания).

Конституционный Суд Республики Армения признает непреодолимыми или устраненными препятствия, возникшие для кандидатов в Президенты Республики, и решает споры, связанные с результатами референдумов, выборов Президента Республики и депутатов.

Основной Закон Литовской Республики предусматривает, что Конституционный Суд представляет заключения относительно того, имелись ли нарушения законов о выборах в ходе выборов Президента Республики или членов Сейма.

Конституционный Совет Республики Казахстан по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-министра решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума.

Широкими полномочиями обладает Конституционный Суд Словацкой Республики. Так, он принимает решения о том, соответствует ли Конституции либо конституционному закону предмет референдума. Если Конституционный Суд своим решением постановит, что предмет референдума не соответствует Конституции либо конституционному закону, референдум нельзя объявлять.

Конституционный Совет Франции обладает достаточно широкой компетенцией в отношении избрания Президента республики, поскольку уполномочен следить за правильностью избрания Президента, рассматривать протесты и объявлять результаты голосования. Конституционный Совет также выносит решение о правильности избрания депутатов и сенаторов, если результаты их выборов оспариваются. Совет дает оценку законности парламентских выборов, соблюдения установленной выборности и совместимости выборных постов с иными должностями. Совет также следит за законностью и обоснованностью финансовых ассигнований на проведение избирательных кампаний. Конституционный Совет осуществляет надзор за правильностью проведения референдума и объявляет его результаты.

В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» Президент Российской Федерации (далее - РФ) не позднее, чем за 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума [3]. Конституционный Суд РФ проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией

Российской Федерации. Несмотря на то, что Конституционный Суд РФ не имеет прямых полномочий по проверке на соответствие Конституции практики организации и проведения референдумов и выборов, он неоднократно обращался к вопросу о соответствии Конституции положений законодательства о выборах и референдуме.

Оценивая сегодня основную функцию Конституционного Суда Республики Беларусь и его полномочия по ее реализации в сравнении с органами конституционного контроля других государств, следует отметить, что именно эта функция конституционного контроля свидетельствует о развитии демократии. Она будет выступать в качестве действенного механизма ее защиты и может органично дополнить полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь в целях эффективности конституционного контроля.

В связи с изложенным считаем целесообразным возложить на Конституционный Суд обязанность осуществлять контроль за проведением республиканских референдумов, а также за ходом выборов Президента Республики Беларусь и депутатов Палаты представителей Национального собрания. Данный контроль будет выражаться в проверке соблюдения требований Конституции Республики Беларусь о порядке проведения республиканских референдумов и выборов Президента Республики Беларусь и депутатов Палаты представителей. Проверке также подлежит соблюдение установленного порядка организации и проведения референдумов, выборов, перечень вопросов, выносимых на республиканский референдум. На основании результатов указанной проверки Конституционный Суд составляет заключение о соблюдении требований Конституции о проведении республиканских референдумов или выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и направляет его Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию, Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

На наш взгляд, целесообразно также наделить Конституционный Суд обязанностью выносить решения о законности проведенного республиканского референдума, избрания Президента, депутатов Палаты представителей, а также правом проверки законности формирования избирательных фондов и обоснованности финансовых расходов на проведение избирательных кампаний.

Полагаем, данное полномочие Конституционного Суда будет способствовать утверждению конституционной законности, развитию конституционной демократии, обеспечению верховенства права, защите прав и свобод личности, прав и интересов организаций и государства в целом.

В заключение следует отметить, что контрольная функция Конституционного Суда Республики Беларусь имеет свою специфику. Конституционный контроль охватывает сферу нормотворчества в полном объеме. Оценивая статус Конституционного Суда в сравнении с органами конституционного контроля других государств, следует отметить, что наделение его обязанностью осуществлять контроль за проведением республиканских референдумов, а также за ходом выборов Президента Республики Беларусь и депутатов Палаты представителей Национального собрания будет свидетельствовать о дальнейшем развитии демократии и наличии действенных механизмов ее защиты, и сможет органично дополнить полномочия Конституционного Суда в целях эффективного осуществления функции конституционного контроля.

The article is devoted to investigation and analysis of the powers of the Constitutional Court of the Republic of Belarus as a specialized agency of judicial constitutional control over the constitutionality of normative legal acts of the Republic of Belarus; specially created as a separate branch of the jurisdiction to resolve disputes on the basis of the Constitution, independent of other government agencies. The author substantiates the necessity of lodging the Constitutional Court with additional powers in the area of the constitutional control.

The key words: Constitutional Court of the Republic of Belarus, constitutional control, constitutional legality, elections, referendum.

Список литературы

1. Танчев Е. Функции Конституционного Суда по защите демократического конституционного порядка // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. 2012. № 1. С. 108-121.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск : Амалфея, 2006. С. 39-40.

3. О референдуме Российской Федерации: Федер. конституц. закон Рос. Федерации, 28 июня 2004 г., № 5-ФКЗ : в ред. Федер. конституц. закона Рос. Федерации от 24 апреля 2008 г. // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=76494;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=F

3C210CB02EE0426775D018100ABCEFB (дата обращения: 10.07.2012).

Об авторе

Гулякевич А. В.- юрисконсульт ООО «Франдеса», магистр государственного управления. Республика Беларусь, г. Минск, пр-т Пушкина, д. 55, кв. 74.

Тел. Раб. 8 (017)286 34 98 Тел. Моб. 8 (029) 610 25 07 e-mail: avgminsk@mail. ru

On the question of the extension of the Constitutional Court powers in the process of constitutional control implementation.

A.V. Huliakevich

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.