3'2014
Пробелы в российском законодательстве
12.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Абдуллаев Эльшан Эльшадович, канд. юрид. наук. E-mail: elshanabdulla@mail.ru
Аннотация: Миграционные процессы в современном мире тесно взаимосвязаны с экономикой, национальной безопасностью, стабильностью и благополучием населения стран. Россия не является исключением. Поэтому, последние годы особое внимание уделяется законодательному обеспечению миграционной политики. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года определила стратегию и приоритеты данного направления на долгосрочную перспективу, а принятые важные законы, составили фундамент для обеспечения миграционной политики страны.
Автор, в данной статье анализирует состояние законодательного обеспечения этого сложного процесса, обращает особое внимание на проблемы незаконной миграции. На основе анализа, автор выдвигает конкретные предложения, которые могут быть учтены в законотворческой и правоприменительной практике.
Ключевые слова: миграционные процессы, законодательное регулирование, незаконная миграция, мигранты.
LEGISLATIVE SUPPORT OF RUSSIAN MIGRATION POLICY
Abdullaev Elshan Elshad ogli, PhD. E-mail: elshanabdulla@mail.ru
Annotation: Migration processes in the modern world are closely linked with the economy, national security, stability and prosperity of countries. Russia is no exception. Therefore, in recent years, particular attention is paid to the legislative provision of migration policy. The concept of the state migration policy of the Russian Federation for the period up to 2025 has defined a strategy and priorities of this trend in the long term, and adopted important legislation laws, which have created a foundation for migration policy of the country.
The author of this article analyzes the state legislative support of this complex process, draws attention to the problems of illegal migration. Based on the analysis, the author puts forward concrete proposals that could be considered in lawmaking and law enforcement.
Keywords: migration processes, legislative control, illegal migration and migrants.
В современном мире миграционные процессы приобрели глобальный характер и охватывают в том числе, Россию, которая начиная с 90-х гг. прошлого века стала одной из наиболее «принимающих» стран не только на постсоветском пространстве, но и в Европе. За годы рыночных реформ страна выдвинулась в тройку ведущих мировых центров иммиграции (после США и Германии), в результате чего в 38 субъектах Российской Федерации накопленная за период 90-х годов прошлого столетия миграционная нагрузка превысила 100 человек на 10 тыс. населения, в том числе в 11 регионах - 200 человек на 10 тыс. населения.1
1 Миграционное право современной России. Режим доступа: http://lawtheses.com/migratsionnoe-pravo-sovremennoy-rossii-teoretiko-pravovoy-analiz#ixzz312i51Pny. Дата последнего обраще-ния:18.05.2014.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием в 1993 г., юридически закрепила принципиально новые приоритеты и направления развития государства, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства. При этом, для достижения социального процветания и экономического прогресса требуется эффективное законодательное регулирование комплекса вопросов, связанных с перемещением на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства с учетом национальных интересов страны. При построении модели законодательного регулирования миграционных процессов необходимо учитывать их современное состояние в России. Факторами, определяющими это состояние, являются:
- активное закрепление иммигрантов в регионах, обладающих стратегическими запасами природных ресурсов, а также в важных политических центрах;
- создание на территории России этнических «землячеств»;
- уменьшение коренного населения России до критической черты;
- усиливающиеся демографические диспропорции в российских регионах, миграционное давление на экономически привлекательные регионы, особенно на Москву и Московскую область, при этом стратегически важные для страны регионы становятся практически беззащитными перед напором иммигрантов. Так, со времени образования Российской Федерации население Дальнего Востока сократилось на 12%, а миграционный компонент в три раза превышает естественную убыль населения.2
При законодательном регулировании миграционных процессов необходимо понимать, что миграция в современных условиях является одним из источников восполнения трудовых ресурсов. Так, во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы России сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025му - на 18-19 миллионов.3 * *
Следует отметить, что одно из условий успешного правового регулирования миграционных отношений -это комплексное воздействие на все факторы развития экономики и социальной сферы, которые являются причинами массовой миграции. В Российской Федерации разработана и принята Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в числе целей которой - обеспечение национальной безопасности, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения нашей страны. Концепция направлена на стабилизацию и увеличение численности постоянного населения России, обеспечение потребности экономики в рабочей силе к 2025 г. На долгосрочный период Концепцией определены следующие приоритеты: а) привлечение в Россию дополнительных трудовых ресурсов по необходимым специальностям для трудоустройства в конкретных регионах; б) упорядочение миграционных потоков, прежде всего нелегальных; в) создание соци-
2 Отток населения с Дальнего Востока: ситуация угрожающая. Режим доступа: http://go.mail.ru/search. Дата последнего обраще-ния:19..05.2014.
3 Трудовая миграция в Россию/ Россия будет все сильнее зависеть от труда мигрантов, Демоскоп Weekly. Режим досту-
na:http://demoscope. ru/weekly/2008/0315/. Дата последнего обра-
щения: 31.01.2014.
292
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Абдуллаев Э.Э.
альных условий для прибывших в Россию мигрантов; г) активная работа всех государственных структур, общественных организаций по пресечению криминализации, вовлечения мигрантов в организованную преступность, участия в контрабанде, торговле наркотиками, оружием; д) осуществление программы переселения русскоязычного населения из стран бывшего СССР, сокращение оттока высокообразованных и квалифицированных кадров из России.
Серьезной угрозой, которую нельзя не учитывать при регулировании миграционных процессов, является рост преступности среди иностранных граждан - мигрантов, осложняющий общую криминогенную обстановку в стране, а также проблема нелегальной миграции.
Основой миграционных правоотношений в Российской Федерации являются права и свободы человека, закрепленные международными правовыми документами, Конституцией Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере миграции.
За последние годы в Российской Федерации принят ряд важных законов, которые составили фундамент для обеспечения миграционной политики страны и позволили решить такие задачи, как:
- разработка и определение механизмов реализации правовых норм, направленных на упрощение процедур легализации иностранных граждан, получения гражданства, предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца;
- внедрение новых моделей миграционного учета для различных категорий иностранных граждан;
- создание базы для разграничения компетенции органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы Российской Федерации при осуществлении правоприменительных функций в сфере миграции;
- выявление противоречий между нормативноправовыми актами, регулирующими вопросы эмиграции и иммиграции, и поиск возможных путей их преодоления;
- формирование принципов правового регулирования связанных с миграцией отношений;
- определение концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации на перспективу.
В переходный период, когда рынок жилья и рабочей силы находился в стадии формирования, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека был принят Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»4'
В 1996 году был принят Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ). В 2002 году вступили в силу новая редакция Федерального закона от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ) и Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».5
4 См. Режим доступа: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/. Дата последнего обращения: 31.01.2014.
5 См. Режим доступа: http://www.podatinet.net/201001053598/ zakonodatelstvo/. Дата последнего обращения: 31.01.2014.
Обновление законодательства в этот период было направлено на усиление паспортно-визового режима, упорядочение системы регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на приграничных территориях. Предусматривался централизованный учет - создание центрального банка данных иностранных граждан, проживающих или временно находящихся в стране.
В 2006 году миграционное законодательство было дополнено рядом правовых актов, направленных на упрощение порядка въезда, регистрации и пребывания в стране трудовых мигрантов на законном основании, что должно было стать основой для противодействия незаконной миграции. Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 121 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции»6 разграничил компетенцию органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы Российской Федерации при осуществлении правоприменительных функций в сфере миграции. Согласно данному закону, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции от органов внутренних дел переданы Федеральной миграционной службе.
Новые модели миграционного учета для различных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства были предусмотрены Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», который вступил в силу 15 января 2007 года.7 В это же время был принят Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»8, направленый на упрощение миграционных процедур, связанных с получением статуса временно проживающего, на совершенствование государственного регулирования рынка иностранной рабочей силы. Все это создало возможности для серьезной работы на перспективу, что и было отражено в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351.9
Процесс осмысления и совершенствования законодательного обеспечения миграционных процессов в России динамично происходит и в настоящее время. Миграционная политика Российской федерации последние два года активно обсуждалась в стране на различных уровнях власти. Серьезные дискуссии прошли в российском обществе: в общественных организациях, партиях, национально - культурных автономиях, в общественной палате, на различных конференциях и круглых столах. Такое внимание к вопросам
6 См. Режим flocTyna:http://docs.cntd.ru/document/902390503. Дата последнего обращения: 31.01.2014.
7 Российская газета, 20 июля 2006. Федеральный выпуск № 4122.
8 Электронная версия бюллетеня Население и общество. Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.Режим flocTyna:http://demoscope.ru/ weekly/knigi/zakon/. Дата последнего обращения: 31.01.2014.
9 Собрание законодательства РФ. 15.10.2007. № 42. от. 5009.
293
3'2014
Пробелы в российском законодательстве
миграции и вопросам создания современной системы законодательного обеспечения миграционной политики представляются вполне оправданными.
Широкий общественный резонанс вызвало принятие в 2013 году изменений и дополнений в действующие законы в области миграционной политики.
Федеральный закон от 23 июля 2013г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»10 11 предусматривает расширение перечня оснований, при которых иностранным гражданам ограничивается въезд а РФ, а также корректируются сроки закрытия въезда. А Федеральный закон от 23 июля 2013г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение»11 предусматривает выдворение из страны как безальтернативную меру ответственности за совершение ряда правонарушений в области миграции.
Введены повышенные штрафные санкции за совершение правонарушений в мегаполисах и прилегающих областях: Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.
Одновременно были приняты еще несколько федеральных законов, направленных на улучшение условий трудовой деятельности мигрантов в России.
Так, Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ»12 предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс РФ и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые направлены на совершенствование порядка присвоения иностранным гражданам, предполагающим осуществление трудовой деятельности на территории РФ в соответствии с разрешениями на работу и патентами, индивидуального налогового номера (ИНН), и постановки на учет таких лиц. В отношении иностранных граждан, подавших заявление на выдачу разрешения на работу или патент на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета, будет проводиться проверка наличия у таких лиц постановки на учет в налоговом органе. При отсутствии указанных данных в налоговые органы будут направляться сведения, необходимые для постановки иностранного гражданина на налоговый учет.
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 203-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства»13 предусматривает:
- упрощение порядка получения разрешений на работу иностранным гражданам, обучающимся по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего об-
10 Российская газета, 25 июля 2013. Федеральный выпуск № 6137.
11 Там же.
12 Российская газета, 26 июля 2013. Федеральный выпуск № 6139.
13 Российская газета, 25 июля 2013. Федеральный выпуск №
6137.
разования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;
- создание дополнительных благоприятных возможностей для обучения в РФ иностранных трудящихся-мигрантов, изначально въехавших в нашу страну с целью осуществления трудовой деятельности;
- возможность продления до окончания обучения срока временного пребывания иностранным гражданам, обучающимся в образовательных организациях по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию и т.д.
Федеральный закон от 23.07.2013 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации»14 ввел запрет на прием в РФ на работу несовершеннолетних иностранцев. Согласно новому закону запрещено привлекать на работу иностранцев до достижения ими 18-летнего возраста. Таким образом, недостижение возраста совершеннолетия стало дополнительным основанием для отказа в выдаче либо аннулирования имеющегося разрешения на работу в Российской Федерации.
В конце 2013 г. были также приняты два федеральных закона, направленных на совершенствование учета мигрантов:
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 389-ФЗ «О внесении изменений в статью 27 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» и статью 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».15 Указанным законом устанавливается ограничение срока временного пребывания в РФ иностранных граждан, прибывших в безвизовом порядке, не имеющих законных оснований для длительного пребывания (например, трудовой договор, патент, разрешение на временное пребывание и др.) - 90 дней суммарно в течение полугода. За нарушение грозит запрет на въезд в РФ в течение 3-х лет.
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»16 (так называемый закон о «резиновых квартирах»). Закон направлен на совершенствование порядка осуществления регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а так же на совершенствование порядка предоставления государственных и муниципальных услуг. Вводится понятие фиктивной регистрации и ответственность за нее.
Выполнение требований данных законов на всех уровнях будет способствовать совершенствованию миграционных потоков в РФ.
Полагаем, что в настоящее время назрела необходимость в разработке и принятии кодифицированного нормативного правового акта, объединяющего многочисленные нормы, регламентирующие общественные отношения в области миграции - Миграционного кодекса РФ. В ходе работы над Миграционным кодексом могут быть решены задачи выявления и исключения противоречий в различных правовых актах по вопро-
14 Там же.
15 Российская газета, 30 декабря 2013 г. Федеральный выпуск № 6271.
16 Российская газета, 25 декабря 2013. Федеральный выпуск №
6267.
294
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ Абдуллаев Э.Э.
сам миграции, повышения эффективности миграционного законодательства в целом.
Представляется необходимым рассмотреть также вопросы законодательного обеспечения борьбы с нелегальной миграцией.
В российском законодательстве незаконная миграция определена как «въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением установленных законодательством Российской Федерации правил, регулирующих порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации».17
Нелегальная миграция представляет опасность для страны, потому что порождает негативные последствия, такие как неконтролируемое перемещение по стране лиц, не являющихся гражданами России; рост преступности; социальная напряженность; этнические конфликты; дисбаланс коренного и пришлого населения.
Как уже отмечалось, ряд принятых в последнее время федеральных законов направлен на ужесточение ответственности за нелегальную миграцию. Так, с 2014 года иностранным нарушителям въезд в Россию запрещен согласно Федеральным законам от 23 июля 2013г. № 207-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 389-ФЗ. За нарушение грозит запрет на въезд в РФ в течение 3-х лет, а также предусматривается безальтернативная депортация. Распространяются требования этих законов в первую очередь на тех мигрантов, которые пребывают в стране более тридцати дней без уважительных причин.
Утверждены правила проведения обязательной дактилоскопии и фотографирования трудовых мигрантов. В связи с этим в 2012 году выполнены работы по разработке проектных решений и программного обеспечения по ведению автоматизированных дактилоскопических учетов в ГИСМУ ФМС России. Добровольную и обязательную дактилоскопическую регистрацию граждан в соответствии с требованиями вышеназванных федеральных законов начали осуществлять с 1 января 2013 года. Создаваемые дактилоскопические учеты повысят эффективность миграционного контроля.
С целью противодействия нарушениям установленного порядка въезда и пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 187-ФЗ в УК РФ была введена ст. 322.1 «Организация незаконной миграции».18 Диспозиция первой части указанной статьи описывает признаки основного состава запрещенного этой нормой общественно опасного деяния - организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Квалифицирующими признаками этого состава, указанными в ч. 2 рассматриваемой статьи УК, является совершение деяния организованной группой или в целях соверше-
17 Режим flocTyna:http://zakonbase.ru/content/base/6751. Дата последнего обращения: 19.05.2014.
18 Режим доступа: http://zakonbase.ru/content/base/67512. Дата последнего обращения: 19.05.2014.
ния преступления на территории Российской Федерации.19
ФМС России начиная с 2006 года проводит аналитическую работу по мониторингу миграционной обстановки, сложившейся в Российской Федерации. В результате удалось обнаружить те изъяны в законодательстве и в реализации его положений на практике, которые образовали благоприятные условия для роста уровня нелегальной миграции в стране.
Основная часть иностранных граждан въезжает в нашу страну в безвизовом режиме. Поэтому была поставлена цель: создать нормативно-правовой комплекс, увязав его с информационной системой. Это позволило, с одной стороны, направить указанную группу мигрантов по пути легализации с приложением минимальных сил и средств с их стороны, а с другой -контролировать миграционные потоки. Устранение пробелов в законодательстве позволило решить сразу несколько связанных проблем. Во-первых, упрощен порядок подачи иностранным гражданином заявки о постановке на миграционный учет. Разрешительная процедура стала уведомительной. Во-вторых, максимально упростив для иностранного гражданина систему приобретения правового статуса на территории России, удалось рассчитать соответствующие правовые процедуры таким образом, что, пройдя любой из фиксирующих административных этапов, рассматриваемые группы лиц в обязательном порядке окажутся в правовых рамках.
Принято принципиальное решение, расширить легальные каналы въезда и занятости, принять меры устранения административных барьеров, стимулирующих нелегальную миграцию и коррупцию. Пакет федеральных законов 2006 года, существенно упростивший процедуры легализации для мигрантов из стран СНГ - в первую очередь для приезжающих на временную работу - вступил в силу с 15 января 2007 года. Теперь сам мигрант, а не работодатель, как раньше, получает разрешение на работу. Такой подход освобождает работника от зависимости от работодателя. Законы, принятые в последние два года, эту практику расширили. Приобретение патентов также способствует улучшению положения иностранных работников. В 2012 году на 51,7% по сравнению с показателем 2011 года (810 028 патентов) выросло количество выданных патентов и составило 1 228 968 штук.20 ^эдаются центры содействия мигрантам. В частности, до 2025 года планируется разработать подпрограмму «Социальная поддержка мигрантов», при реализации которой будет создан портал для привлечения высококвалифицированных специалистов, на нем будет размещаться информация о возможности получения образования, вакансии для специалистов и т.Д.
Для практики борьбы против нелегальной миграции стало эффективным положение нового иммиграционного законодательства Российской Федерации об уведомительном характере легализации трудовыми мигрантами своего пребывания на территории России посредством постановки на миграционный учет. Эта мера значительно повысила уровень легализации пребывания временных трудовых мигрантов, способствовала успешному старту создания системы миграционного учета как основы государственной статисти-
19 Режим доступа: http://zakonbase.ru/content/base/67512. Дата последнего обращения: 19.05.2014.
20 Режим flocTyna:http://www.fms.gov.ru/about/statistics/plans/ details/. Дата последнего обращения: 19.05.2014.
295
3'2014
Пробелы в российском законодательстве
ки иммиграции. Показатели в этом направлении значительно улучшились. До принятия указанного изменения в миграционное законодательство наличие регистрации у мигрантов присутствовало у 54%, а после принятия нового миграционного законодательства - у 85%.21 Законы, принятые в 2013 году, как было показано выше, также дают дополнительные возможности для борьбы с нелегальной миграцией.
При участии ФМС России разработана и начала действовать исследовательская программа по мониторингу практики применения нового российского иммиграционного законодательства. В четырех субъектах Российской Федерации (Астраханской, Пензенской,
Свердловской областях и Москве) эта программа начала работать с привлечением в качестве партнеров местных НПО и научных центров. Перед участниками мониторинга стояла задача выяснить, какие трудности правоприменения связаны с пробелами или недоработками в самом законодательстве, а какие - с недостатками механизмов его реализации.
Направление новой миграционной политики на развитие сотрудничества и создание общего рынка труда в рамках СНГ, является важнейшим законотворческим и правовым решением, подтвержденным реальной жизнью и практикой.. Это прослеживается в предоставлении значительных преимуществ для временных трудовых мигрантов из стран с безвизовым режимом пересечения российской границы - Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Суть которых нами была изложена выше. Кроме того, работодатели, нанимающие временных рабочих мигрантов из этих стран, освобождены от необходимости получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, что также способствует положительному результату.
Достаточно высоко с точки зрения правоприменительной практики и конкретных результатов оцениваются положения нового законодательства об оформлении разрешений на работу, предоставляющие возможность для временных трудовых мигрантов из стран с безвизовым режимом с Россией самостоятельно получать разрешение на работу в короткий срок по упрощенной процедуре. Резко увеличилось количество лиц, получивших разрешение на трудовую деятельность, и возросла численность иммигрантов, легально работающих на территории России. Это позволило трудовым мигрантам выбирать и менять место работы и на законных основаниях защищать свои права.
Проведенный анализ позволяет предложить ряд мер по борьбе с нелегальной миграцией:
- введение уголовной ответственности руководителей организаций независимо от их организационноправовой формы предпринимателей за незаконное использование труда иностранных работников;
- более активное использование административных мер по выдворению и депортации незаконных иммигрантов;
- осуществление мониторинга законности получения российского гражданства иностранными гражданами, попавших в поле зрения правоохранительных органов за противоправную деятельность;
- проведение комплексных проверок законности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, их трудовой деятельности, соблюдения ими налогового законодательства;
21 Журнал "Право и безопасность" №2 (35), Июль 2010.
- активизация работы по созданию единой системы иммиграционного контроля на территории России;
- обмен с иммиграционными органами иностранных государств информацией по персональному составу мигрантов, подозреваемых в совершении правонарушений;
- содействие добровольному возвращению беженцев в места их прежнего проживания, обеспечение прав иммигрантов.
Учитывая значительное число уже находящихся в России нелегальных мигрантов, представляется целесообразным проведение амнистии для всех незаконно находящихся в России мигрантов. Данная мера позволила бы вывести значительное число нелегальных мигрантов из теневого сектора экономики.
Таким образом, законодательное обеспечение миграционной политики Российской Федерации строится с учетом потребностей национальной экономики, обеспечения интересов национальной безопасности, правопорядка.
Список литературы:
1. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» //Справочная правовая система «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 23 июля 2013г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Российская газета, 25 июля 2013. Федеральный выпуск № 6137.
3. Федеральный закон от 23 июля 2013г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение». Российская газета, 25 июля 2013. Федеральный выпуск № 6137.
4. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Российская газета, 26 июля 2013. Федеральный выпуск № 6139.
5. Федеральный закон от 23 июля 2013 г.. № 203-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и отдельные законодательные акты РФ в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства». Российская газета, 25 июля 2013. Федеральный выпуск № 6137.
6. Федеральный закон от 23.07.2013 N 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации». Российская газета, 25 июля 2013. Федеральный выпуск № 6137.
7. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 389-ФЗ «О внесении изменений в статью 27 ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” и статью 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Российская газета, 30 декабря 2013 г. Федеральный выпуск № 6271.
8. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Российская газета, 25 декабря 2013 г. Федеральный выпуск № 6267.
296
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Абдуллаев Э.Э.
9. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 года № 1414 //Справочная правовая система «Консультант Плюс».
10. Бобырев В.В. Незаконная миграция, ее влияние на криминогенную обстановку в Российской Федерации. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с незаконной миграцией/ журнал «Право и безопасность», № 1-2, июль 2007.
11. Жеребцов А.Н. Проблемы пресечения и предотвращения незаконной миграции населения на территории субъекта Российской Федерации // Миграционное право. 2009. N 3. С. 36 - 39.
12. Лифшиц М.Л. Предложения по реформированию миграционной политики, основанные на анализе закономерностей миграционных процессов. 2011. Раздел
2. Предложения по иммиграционной политике и корректировке миграционного законодательства. Режим доступа: http://mig ration -
demography.narod2.ru/lifshits_ml_ predlozheniya_2/index. html. Дата последнего обращения 02.02.2014.
13. Мигранты в России: на пути к интеграции. Режим доступа: РИА Новости ria.ru. Дата последнего обращения: 18.05.2014.
14. Смидович С.Г. Проблемы миграции и их влияние на вопросы безопасности // Миграция и внутренняя безопасность. Аспекты взаимодействия. Сборник материалов IX Международного семинара по актуальным проблемам миграции, 23 - 24 июня 2003 г. М., 2003. С. 11 - 12.
15. Электронная версия бюллетеня Население и общество. Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/knigi/zakon/. Дата последнего обращения: 31.01.2014.
16. Абдуллаев Э.Э. Философско-религиозные основы и особенности мусульманского права // Социальнополитические науки. - 2014. - №1.
Отзыв
на статью Абдуллаева Э.Э. «Законодательное обеспечение миграционной политики России»
Тема раскрытая в статье Абдуллаева Э.Э. представляется нам весьма актуальной. Массовая миграция населения в современном мире стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества . Использование иностранной рабочей силы в настоящее время становится важным элементом нормального функционирования мирового хозяйства. Россия, как одно из крупных государств, находится в зоне, охваченной этим явлением. С каждым годом всё больше и больше иностранцев приезжают в Россию в целях заработка.
Массовая миграция рабочих в Россию происходит регулярно. Иностранная рабочая сила имеет множество преимуществ, что немаловажно для любого работодателя. Но в тоже время, большой, а особенно неконтролируемый наплыв мигрантов, влечет за собой крупные проблемы. Как бы правительство не боролось с этим явлением, оно все равно останется, и будет развиваться год от года. Поэтому, главная задача состоит в том, чтобы наладить систему регулирования миграционных потоков, создать прочную законодательную базу, обеспечить правовой порядок в этой области.
Автор достаточно глубоко проанализировал становление и развитие законодательной базы миграционной политики в России, показал положительные направления деятельности государственных органов и выявил сложные места.
Несомненной заслугой автора статьи является то, что он остановился на проблеме незаконной миграции, еще раз подчеркнув опасность тех негативных процессов, которые она порождает и сделал конкретные предложения для эффективной борьбы с данным явлением.
В ходе исследования автором использованы труды российских и зарубежных ученых, специальная, справочная и нормативная литература.
Статья соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и рекомендуется для публикации в открытой печати.
Керимов Гасым Мамедович, доктор исторических наук, профессор
297