ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА
лектива, творческие задания, учет индивидуальных достижений спортсмена, получение знаний в области спортивной деятельности.
Когнитивный компонент спортивного воспитания включает в себя разделы олимпийского, валеологического, антидопингового, основы спортивно-профессионального образования и самообразования.
Психомоторный компонент наряду с ОФП, СФП, технической, тактической и соревновательной подготовкой включает в себя также средства релаксации и идиомоторную тренировку.
Деятельно-этический компонент предполагает ценностные ориентации в спорте и поведение в соответствии с этикой олимпизма.
В заключение можно отметить, что вышеперечисленные компоненты спортивного воспитания способствуют формированию спортивной культуры личности, что позволит юным спортсменам уверенно чувствовать себя в различных ситуациях, сохраняя собственную жизненную позицию.
Использованная литература
1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: монография / В.К. Бальсевич. - М.: НИЦ
«Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. -112 с.
2. Копаев О. Синергетический подход в педагогике / О. Копаев, С. Симонов //Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 8. - С. 29.
3. Лубышева Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 3.
4. Мазов Н.Ю. Ценности и ценностное содержание спорта / Н.Ю. Мазов // Современные научные исследования. - 2012. -№ 11.
5. Философский словарь. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. - М.: Филологическое общество «Слово»: ООО «Издательство Аст», 2002.
References
1. Balsevich, V.K. Sports vector of physical education in Russian school: monograph / V.K. Balsevich. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta, 2006. - 112 P. (In Russian)
2. Kopaev, O. Synergetic approach in pedagogics / O. Kopaev, S. Simonov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2007. - № 8. -P. 29. (In Russian)
3. Lubysheva, L.I. The phenomenon of sports culture in the aspect of methodological analysis / L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2009. - № 3. (In Russian)
4. Mazov, N.Yu. The values and the value content of sport / N.Yu. Mazov // Sovremennye nauchnye issledovaniya. - 2012. - № 11. (In Russian)
5. Philosophical dictionary. Student's guide / G.G. Kirilenko, E.V. Shevtsov. - Moscow: AST, 2002. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 24.04.2013 г.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК: 796.412.2
ЗАКОН СИММЕТРИИ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ И ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ
Кандидат педагогических наук Т.И. Зубкова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
Ключевые слова: закон симметрии, хореографические и гимнастические упражнения, коррекция опорно-двигательного аппарата.
Использование закона симметрии в физическом воспитании связывается с решением ряда задач, направленных на коррекцию опорно-двигательного аппарата: постановку корпуса, рук, ног и головы; улучшению гибкости, координации и специальной выносливости.
Цель исследования - разработать методику использования хореографических и гимнастических упражнений для студентов вузов на основе закона симметрии.
Методика исследования. Особое внимание следует уделять пониманию студентами значимости основных положений закона симметрии. Все упражнения выполняются строго симметрично и геометрически точно, что способствует коррекции осанки студентов и формированию правильного двигательного стереотипа. Данная методика позволяет студентам последовательно, без напряжения и вреда для здоровья, осваивать достаточно сложные в координационном смысле хореографические
и гимнастические упражнения. Большое значение имеет применение закона симметрии при выполнении гимнастических и хореографических упражнений с использованием гимнастических палок перед зеркалом. Во время их выполнения осуществляется особый контроль за симметричностью всех частей собственного тела и вырабатывается умение перераспределять мышечные усилия.
Результаты исследования. Полученные данные свидетельствуют о том, что у 80 % студентов улучшились функциональные показатели опорно-двигательного аппарата, а также осанка.
В ходе исследования доказано, что соблюдение строгой симметричности при выполнении хореографических и гимнастических упражнений улучшает работу вестибулярного аппарата и чувство равновесия.
Вывод. Высокая эффективность применения закона симметрии при выполнении хореографических и гимнастических упражнений позволяет рекомендовать эту методику при организации учебных занятиях по физической культуре в вузе.
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 13.07.2013 г.
20
№ 10 • 2013 Отябрь | October