2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич //Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 4. -С. 21-26, 39-40.
3. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // ИВ ОСДЮСШОР «СПОРТВЕСТ». - 2007. - № 4. - С. 54-57.
4. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л.И. Лубышева //Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 4. - С. 11-13.
5. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И. Лубышева //Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 3. - С. 11-14.
6. Руденко Г.В. Индивидуализация профессионально-прикладной физической подготовки к деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья (на примере горногеологических специальностей): автореф. дис. ... докт. пед. наук / Г.В. Руденко. - СПб., 2013. - 44 с.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
References
1. Balsevich, V.K. The concept of alternative forms of organization of physical education of children and youth / V.K. Balsevich //
из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ
Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 1996. - № 1. - P. 23-25. (In Russian)
2. Balsevich, V.K. The perspectives of development of the general theory and technologies of sports training and physical education ( methodological aspect) / V.K. Balsevich //Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1999. - № 4. - P. 21-26, 39-40. (In Russian)
3. Balsevich, V.K. Sports-centered physical education: educational and social aspects / V.K. Balsevich, L.I. Lubysheva // IV OSDYUSSHOR "SPORTVEST". - 2007. - № 4. - P. 54-57. (In Russian)
4. Lubysheva L.I. The social role of sport in social development and personality's socialization / L.I. Lubysheva //Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2001. - № 4. - P. 11-13. (In Russian)
5. Lubysheva L.I. Physical and sports culture: content, relationship and dissociations / L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2002. - № 3. - P. 11-14. (In Russian)
6. Rudenko, G.V. Individualization of applied professional physical training for activity associated with risk of life and health (case study of mining and geological specializations): abstract of doctoral thesis (Hab.) / G.V. Rudenko. - St.Petersburg, 2013. - 44 P. (In Russian)
7. Selevko, G.K. Modern educational technologies: study guide / G.K. Selevko. - Moscow: Narodnoe obrazovanie, 1998. - 256 P. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 01.12.2013 г.
УДК: 796.325
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТАКТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ГРУПП СПОРТИВНОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Родин Аспирант М.В. Погорелый
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск
Ключевые слова: волейбол, индивидуальная тактическая подготовка, факторная структура.
Введение. Совершенствование технико-тактического мастерства волейболистов осуществляется в рамках индивидуальной тактической подготовки, эффективность которой определяется рациональным воздействием педагогических средств на ведущие факторы ее структуры [1].
Цель работы - выявить ведущие факторы, определяющие структуру индивидуальной тактической подготовки волейболистов групп спортивного совершенствования.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе СДЮШОР № 7 г. Смоленска, в нем приняли участие волейболисты 16-18 лет групп спортивного совершенствования (п=72). В процессе констатирующего педагогического эксперимента был проведен анализ показателей физической, технической, функциональной, технико-тактической и психологической подготовленности волейболистов групп спортивного совершенствования. Все показатели различных видов подготовленности подверглись факторному анализу, позволившему определить их значимость в совершенствовании структуры и содержания индивидуальной тактической подготовки.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный многофакторный анализ позволил установить, что структуру индивидуальной тактической подготовки волейболистов групп спортивного совершенствования определяют 12 факторов. Среди наиболее значимых для совершенствования струк-
туры и содержания индивидуальной тактической подготовки волейболистов были выделены 5 факторов с общей суммой дисперсии 76,4 %: фактор технико-тактической подготовленности, который включает в себя 21 характеристику соревновательных показателей с общей суммой дисперсии 22,4 °%; фактор психофизиологической подготовленности, который представлен 17 характеристиками (внимание, восприятие, память и пр.) с общей суммой дисперсии 17,9 °°% фактор технической подготовленности (13 характеристик, определяющихся контрольно-педагогическими тестами с общей суммой дисперсии 14,8 °°%); фактор, определенный как фактор функциональной подготовленности (9 характеристик с общей суммой дисперсии 12,1 °%); фактор физической подготовленности (7 характеристик с общей суммой дисперсии 9,2 %). Остальные 7 факторов не вносят существенного вклада в общую сумму дисперсии и имеют более низкие показатели.
Заключение. Следует отметить, что при организации индивидуальной тактической подготовки волейболистов групп спортивного совершенствования следует руководствоваться ведущими факторами подготовленности спортсменов, которые обеспечивают высокую эффективность игровых действий в процессе соревновательной деятельности.
Литература
1. Губа Д.В. Обоснование индивидуальной тактической подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта / Д.В. Губа, А.В. Родин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2012. - № 4. - С. 46.
Информация для связи с автором: тел.: 89107816025; е-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 12.12.2013 г.
№ 02 • 2014 Февраль | February
15