Научная статья на тему 'ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"'

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРЕДМЕТ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чесноков Н. Н., Морозов Антон Павлович, Абдулаева Мадина Алиасхабовна

Среди основных задач предмета «Физическая культура» в школе, помимо образовательного компонента, содержатся также воспитательный и оздоровительный аспекты, связанные как с повышением уровня развития двигательных качеств, так и с воспитанием у детей понимания значимости регулярных занятий физической культурой и спортом для сохранения и укрепления здоровья. Наиболее полно достигнутый уровень теоретической и практической подготовленности школьников может быть проявлен при участии во всероссийской олимпиаде по физической культуре. В программе олимпиады представлены все базовые виды спорта - гимнастика и легкая атлетика; спортивные игры - футбол, баскетбол, волейбол; лыжные гонки; а также прикладная физическая культура, плавание, стрельба и многие другие виды. Оценка уровня знаний участников истории, правил соревнований, классификации физических упражнений проводится на теоретико-методическом испытании. Участники олимпиады проходят несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный и заключительный, куда попадают школьники, показавшие лучшие результаты и выполнившие установленные центральной предметно-методической комиссией требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чесноков Н. Н., Морозов Антон Павлович, Абдулаева Мадина Алиасхабовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FINAL STAGE OF THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD OF SCHOOLCHILDREN IN THE ACADEMIC SUBJECT “PHYSICAL CULTURE”

Among the main tasks of the subject “Physical Culture” at school, in addition to the actual educational component, there are also educational and wellness aspects related to both increasing the level of development of motor qualities and educating children to understand the importance of regular physical education and sports for the preservation and strengthening of health. The most fully achieved level of theoretical and practical preparedness of schoolchildren can be demonstrated by participating in the All-Russian Olympiad in physical culture. The Olympiad program includes all basic sports - gymnastics and athletics, sports games - football, basketball, volleyball - cross-country skiing, as well as applied physical education, swimming, shooting and many other types. Assessment of the level of knowledge of the participants of the history, competition rules, classification of physical exercises is carried out on a theoretical and methodological test. The participants of the Olympiad go through several stages: school, municipal, regional and final, where students who have shown the best results and fulfilled the requirements set by the central subject-methodical commission get to.

Текст научной работы на тему «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Н.Н. ЧЕСНОКОВ, МГЮУ им. О.Е. Кутафина, г. Москва;

А.П. МОРОЗОВ, «ЮНОСТЬ МОСКВЫ», г. Москва;

М.А. АБДУЛАЕВА ДГПУ, г. Махачкала, Республика Дагестан, Россия

Аннотация

Среди основных задач предмета «Физическая культура» в школе, помимо образовательного компонента, содержатся также воспитательный и оздоровительный аспекты, связанные как с повышением уровня развития двигательных качеств, так и с воспитанием у детей понимания значимости регулярных занятий физической культурой и спортом для сохранения и укрепления здоровья. Наиболее полно достигнутый уровень теоретической и практической подготовленности школьников может быть проявлен при участии во всероссийской олимпиаде по физической культуре. В программе олимпиады представлены все базовые виды спорта - гимнастика и легкая атлетика; спортивные игры - футбол, баскетбол, волейбол; лыжные гонки; а также прикладная физическая культура, плавание, стрельба и многие другие виды. Оценка уровня знаний участников истории, правил соревнований, классификации физических упражнений проводится на теоретико-методическом испытании. Участники олимпиады проходят несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный и заключительный, куда попадают школьники, показавшие лучшие результаты и выполнившие установленные центральной предметно-методической комиссией требования.

Ключевые слова: организация, предмет, межпредметные связи, оценка.

THE FINAL STAGE OF THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD OF SCHOOLCHILDREN IN THE ACADEMIC SUBJECT "PHYSICAL CULTURE"

N.N. CHESNOKOV, MSLU named after O.E. Kutafin, Moscow city;

A.P. MOROZOV, "Youth of Moscow", Moscow city;

M.A. ABDULAEVA, DSPU, Makhachkala city, Republic of Dagestan, Russia

Abstract

Among the main tasks of the subject "Physical Culture" at school, in addition to the actual educational component, there are also educational and wellness aspects related to both increasing the level of development of motor qualities and educating children to understand the importance of regular physical education and sports for the preservation and strengthening of health. The most fully achieved level of theoretical and practical preparedness of schoolchildren can be demonstrated by participating in the All-Russian Olympiad in physical culture. The Olympiad program includes all basic sports - gymnastics and athletics, sports games - football, basketball, volleyball - cross-country skiing, as well as applied physical education, swimming, shooting and many other types. Assessment of the level of knowledge of the participants of the history, competition rules, classification of physical exercises is carried out on a theoretical and methodological test. The participants of the Olympiad go through several stages: school, municipal, regional and final, where students who have shown the best results and fulfilled the requirements set by the central subject-methodical commission get to.

Keywords: organization, subject, interdisciplinary relations, evaluation.

Актуальность исследования

Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» проводится с 1999 г. и позволяет объективно оценить не только все грани физической подготовленности школьников, но и их теоретические знания. Олимпиада является необходимым элементом отечественной системы физического воспитания, охватывающей основные стороны полноценного развития личности, укрепления и сохранения физического и психологического здоровья детей, воспитания у них морально-волевых качеств [1].

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» занимает особое место во всей системе школьного физкультурного образования как по значимости конечного результата выступления, так и по тому влиянию, которое он оказывает на само содержание учебного предмета [2, 3]. За время проведения олимпиады по физической культуре, ее финальная часть была проведена в различных регионах страны, что способствует развитию физической культуры, вовлечению всё большого количества участников в олимпиадное движение [4, 5].

Цель исследования: определить особенности проведения и требования к содержанию заключительного этапа всероссийской олимпиады по физической культуре.

Организация исследования. Проведены экспертная оценка и качество олимпиадных заданий, включенных в программу заключительных этапов в период с 2014 по 2022 г., проанализированы результаты участников и критерии оценивания выполнения заданий, нормативно-правовые и программные документы в сфере школьного образования.

Обсуждение полученных результатов

Основными критериями попадания участника на заключительный этап олимпиады школьников являются: набирание суммы баллов на региональном этапе, установленной Центральной предметно-методической комиссией, а также уровень теоретической и методической подготовленности самого учащегося. Несмотря на то что заключительный этап проводится среди учащихся 9-11 классов, участниками финального этапа могут быть и школьники, начиная с 5-го класса [6]. Также, согласно «Порядку проведения всероссийских олимпиад по общеобразовательным предметам» № 678 от 27.11.2020 г., утвержденного Министерством Просвещения Российской Федерации, финалистами олимпиадного движения могут быть и лица с ОВЗ, имеющие необходимый медицинский допуск.

В основе заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» лежит несколько основных аспектов, регламентирующих содержание программ теоретико-методического и практического туров [7]:

• логически и методологически обоснованная структура, учитывающая весь спектр особенностей детей школьного возраста;

• систематическое изменение содержания практических и теоретико-методических заданий с учетом коррекции базовой программы по физической культуре;

• регулярное включение новых практических дисциплин в программу испытаний предваряется детальной разработкой, анализом реальных возможностей учащихся к ее выполнению;

• нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, привитие участникам навыка честного соперничества и взаимоуважения.

Руководство по организации и проведению заключительного этапа олимпиады возлагается на оргкомитет принимающего региона и квалифицированное жюри, куда входят специалисты в области физической культуры и спорта, педагогические работники, ученые и иные специалисты. Структура проведения заключительного этапа предполагает включение следующих частей - торжественное открытие, совещание с участниками и представителями регионов, проведение теоретико-методического и практического туров, подведение итогов и торжественное закрытие.

Непосредственно соревновательные туры проводятся на следующий день после открытия и совещаний, начинаются они с проведения для девушек и юношей теоретико-методического испытания. В течение 45 минут участникам необходимо ответить на вопросы, решить задачи, обосновать свою позицию по предложенным темам. Согласно содержанию программы по физической культуре, вопросы для теоретико-методического тура формируются из следующих 14 тем:

> Культурно-исторические основы физической культуры и спорта, олимпийского движения.

> Основные понятия физической культуры и спорта.

> Специфическая направленность физического воспитания.

> Психолого-педагогические характеристики физ-культурно-спортивной деятельности.

> Основы теории и методики обучения двигательным действиям.

> Основы теории и методики воспитания физических качеств.

> Формы организации занятий в физическом воспитании.

> Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности.

> Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений.

> Основы самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом.

> Методика решения частных задач физического воспитания.

> Условия, способствующие решению задач физического воспитания.

> Правила соревнований по видам спорта.

> Антидопинговые правила.

Количество и формы заданий в теоретико-методическом туре каждый год меняются, что представлено в табл. 1.

Таблица 1

Формы заданий теоретико-методического испытания на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»

Год проведения Задания Всего

В закрытой форме В открытой форме С перечислением Составление понятий На соответствие На описание Задание-задача Составление комплексов упражнений Задание с определением последовательности Выбор верных позиций

2019 7 5 2 1 2 - 2 2 - - 21

2021 8 5 - - 5 - 2 - 3 - 23

2022 6 9 2 - 3 1 - - 3 1 25

Сложность, вариативность и количество заданий теоретико-методического тура повышается с каждым годом, что отражает общие тенденции к расширению знаний школьников.

Практические испытания на заключительном этапе могут длиться до пяти дней и включают в себя как базовые виды спорта: легкую атлетику; гимнастику с основами акробатики; спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол), так и прикладную физическую культуру (в виде комплексной полосы препятствий со стрель-

бой из электронного или мелкокалиберного оружия); вариативную часть. В разные годы в программу практических испытаний входили плавание, флорбол, теннис, настольный теннис, скандинавская ходьба и другие виды. Все это способствует объективной оценке развития всех физических качеств участников, умению быстро и эффективно ориентироваться в различных ситуациях.

Сведения о вариации программ практических испытаний за период 2014-2022 гг. представлены в табл. 2.

Таблица 2

Практические испытания на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2014-2022 гг.

Год Количество видов практических испытаний Количество практических испытаний в день Виды практических испытаний

2014 7 2 Гимнастика с основами акробатики. Спортивные игры (футбол, баскетбол, флорбол, теннис). Легкая атлетика (бег: дев. - 2000 м, юн. - 3000 м). Прикладная физическая культура. Сдача нормативов ВФСК ГТО (2 вида в день) на выбор -плавание или метание гранаты

2015-2021 4 1 Гимнастика с основами акробатики. Спортивные игры (футбол, баскетбол, флорбол). Легкая атлетика (бег: дев. - 2000 м, юн. - 3000 м). Прикладная физическая культура

2022 4 1 Те же виды. Легкая атлетика - кросс 1,5 км для всех

Длительность практических испытаний зависит от количества участников и особенностей проведения каждого вида, судейского состава и параметров объекта, на котором проводится само испытание.

Количество победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2019-2022 гг. представлено в табл. 3.

Таблица 3

Количество призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников

по общеобразовательным предметам

* В 2019/2020 уч. г. из-за сложных эпидемиологических условий победителями были признаны все участники регионального этапа, набравшие установленную сумму баллов.

Статистика заключительного этапа олимпиады 2022 г., прошедшего в г. Екатеринбурге, приведена в табл. 4.

Таблица 4

Статистические данные о проведении заключительного этапа XXIII Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» 2021/2022 учебного года в г. Екатеринбурге

Год проведения Победители Призеры Всего

2019/2020 * * 86

2020/2021 22 102 124

2021/2022 22 101 123

Участники Количество (чел.) Балл Итоги теоретико-методического тура Итоги практического тура

Гимнастика СИ ЛА ПФК

Всего 258 Хср. 8,05 15,10 16,08 15,68 12,73

7 класс 5 X мин. 2,44 3,02 11,87 11,23 4,63

8 класс 5 X макс. 20,0 20,0 20,0 20,0 20,0

9 класс 46 Набрали менее 50% от максимально возможной суммы баллов 201 чел. 16 чел. 2 чел. 4 чел. 67 чел.

10 класс 75

11 класс 127

Обозначения: СИ - спортивные игры, ЛА - легкая атлетика, ПФК - прикладная физическая культура.

Из таблицы видно, что комплексные задания, такие как теоретико-методическое испытание и прикладная физическая культура требуют от участников больших усилий и универсальности в теоретических знаниях и двигательных возможностях. Наиболее ярко это подтверждается тем, что среди участников заключительного этапа

традиционно много школьников-спортсменов, имеющих спортивные разряды и звания, но в число победителей и призеров входят лишь гармонично, интеллектуально и физически подготовленные учащиеся. Данная тенденция просматривается на протяжении всех лет проведения олимпиады по физической культуре.

Заключение

Особенностями проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» являются:

1. Содержание программы отражает межпредметные связи как в рамках самого предмета (гимнастические упражнения не только повышают уровень гибкости, но и позволяют успешно выполнять технические приемы в игровых видах спорта), так и при непосредственном переносе знаний из биологии (о длительности сна, нормальных величинах пульса и артериального давления), основ безопасности жизнедеятельности, других предметов для решения поставленных теоретических и практических задач.

2. От участников требуется универсальность в выполнении всех практических туров - относительно высокие результаты в одном виде не могут обеспечить вы-

сокое место в итоговом рейтинге при слабых показателях в других.

Основными требованиями к содержанию программы заключительного этапа являются: ее систематическая коррекция как в плане общей сложности туров, так и разнообразия заданий и критериев их оценки; учет половых и возрастных особенностей учащихся, для чего в программах практических испытаний у мальчиков/юношей и девочек/девушек испытания дифференцированы; соблюдение норм и правил техники безопасности; следование правилам соревнований по виду спорта.

Только выполнение указанных требований позволяет обеспечивать качественное проведение заключительного этапа олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».

Литература

1. Лагутин, А.Б. Гимнастика в вопросах и ответах: учеб. пособие: рек. УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта / А.Б. Лагутин, Г.М. Михалина. - М.: Физическая культура, 2010. - 128 с.

2. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А.М. Максименко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Физическая культура, 2009. - 496 с.

3. Матвеев, А.П. Физическая культура: 6-7 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2019. - 192 с.

4. Матвеев, А.П. Физическая культура. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Матвеев. - 8-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2019. -160 с.

5. Чесноков, Н.Н. Теоретико-методические задания на всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, В.А. Володькин. - М.: Физическая культура. - 2014. -105 с.

6. Чесноков, Н.Н. Практические испытания на всероссийских олимпиадах по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, В.А. Володькин. - М.: Физическая культура. - 2016. - 90 с.

7. Чесноков, Н.Н. Теоретико-методические задания на региональных этапах всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»: методическое пособие / Н.Н. Чесноков. - М.: Физическая культура, 2019. - 200 с.

References

1. Lagutin, A.B. and Mihalina, G.M. (2010), Gymnastics in questions and answers: textbook: rec. UMO for education in the region. Physical culture and sports, Moscow: Fizicheskaya kul'tura, 128 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Maksimenko, A.M. (2009), Theory and methods of physical culture: a textbook for universities of physical culture, 2th ed., rev. and add, Moscow: Fizicheskaya kul'tura, 496 p.

3. Matveev, A.P. (2019), Physical culture: grades 6-7: a textbook for students of educational institutions, Moscow: Prosveshchenie, 192 p.

4. Matveev, A.P. (2019), Physical culture: grades 8-9: a textbook for students of educational institutions, 8th ed., rev, Moscow: Prosveshchenie, 160 p.

5. Chesnokov, N.N. and Volodkin, V.A. (2014), Theoretical and methodological tasks at the All-Russian Olympiad for schoolchildren in the subject "Physical Education", Moscow: Fizicheskaya kul'tura, 105 p.

6. Chesnokov, N.N. and Volodkin, V.A. (2016), Practical tests at the All-Russian Olympiads in the subject of physical culture, Moscow: Fizicheskaya kul'tura, 90 p.

7. Chesnokov, N.N. (2019), Theoretical and methodological tasks at the regional stages of the All-Russian Olympiad for schoolchildren in the subject "Physical Education": Methodological guide, Moscow: Fizicheskaya kul'tura, 200 p.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.