дар, 2009. - 139 с.
2. Кортава, Ж.Г. Срочный оздоровительно-тренировочный эффект воздействия на организм человека различных режимов выполнения силовых упражнений / Ж.Г. Кортава // Известия Сочинского государственного университета. - 2013. - № 2 (25). - С. 125-129.
3. Федякин, А. А. Физическое воспитание студентов вузов: проблемы и пути повышения качества учебного процесса / А.А. Федякин // Физическая культура студентов : материалы 59-й Санкт-Петербургской межвузовской научно-практической конференции по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений России. - СПб. : Изд-во «Олимп - СПб», 2010. - С. 8182.
4. Федякина, Л.К. Обоснование методики применения тренажеров в процессе регламентированных занятий со студентами вуза // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 1 (83). - С. 146-152.
5. Федякин, А.А. К вопросу выбора средств физической культуры для оздоровительно-рекреативных занятий / А.А. Федякин, Ж. Г. Кортава // Известия Сочинского государственного университета. - 2013. - № 2 (25). - С. 133-136.
REFERENCES
1. Vasilkovskaya, У.А. (2009), Physical education students universities use of terrenkur and tourism, dissertation, Krasnodar.
2. Kortava, Zh.G. (2013), "Technology of complex application of differently oriented means of physical culture during health-improvement classes at the resort", News of Sochi state university, No. 2 (25), pp. 125-129.
3. Fedjakin, A.A. (2010), "Physical education students universities: problems and ways improve quality educational process", Physical culture students: Materials of the 59th St. Petersburg Inter-University Scientific-practical Conference on Physical Education students of higher educational institutions of Russia, publishing house "Olympus-SPb", St. Petersburg, pp. 81-82.
4. Fedjakina, L.K. (2012), "Basis of the methodology of using training apparatus during physical education classes with university students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (83), pp. 146-152.
5. Fedjakin, A.A. and Kortava, Zh.G. (2013), "On the selection of means of physical training for health-improvement and recreation activities", News of Sochi State University, No. 2 (25), p.p. 133-136.
Контактная информация: faart@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.06.2015.
УДК 796.011
ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЗАДАНИЙ ПРАКТИЧЕСКОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Николай Николаевич Чесноков, доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма, Москва,
Алексей Иванович Замогильнов, кандидат педагогических наук, профессор, Шуйский филиал Ивановского государственного университета, Шуя, Дмитрий Александрович Володькин, преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма, Москва
Аннотация
В статье рассматривается качество составленных олимпиадных заданий практического тура, обеспечивающих объективную оценку уровню развития физкультурно-спортивных способностей, соответствующих умений и навыков в области физической культуры и спорта. По средствам результатов анкетирования участников олимпиады анализировались: а) сложность всех практических заданий по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и прикладной физической куль-
туры; б) готовность участников олимпиады к демонстрации своих способностей; в) достаточность времени для выполнения заданий; г) привлекательность практических заданий и их возможность для выявления своих способностей и творческих возможностей.
Ключевые слова: олимпиада по предмету «Физическая культура», практический тур, виды практических олимпиадных заданий, качество составленных заданий, анкета участников олимпиады.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p196-206
RESEARCH OF THE QUALITY OF THE PRACTICAL TOUR OF THE OLYMPIAD IN THE SUBJECT "PHYSICAL EDUCATION"
Nikolay Nikolaevich Chesnokov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Head of department,
Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow,
Alexey Ivanovich Zamogilnov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Shuya branch of Ivanovo State University, Shuya, Dmitry Aleksandrovich Volodkin, the lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow
Annotation
The article deals with the quality of the composed Olympiad tasks of the practical tour, providing the objective assessment of the level of development of sports and athletic abilities, relevant skills in the field of physical culture and sports. By means of the results of the survey of the participants of the Olympiad there were analyzed: a) the complexity of all practical exercises in gymnastics, sports games, athletics and applied physical education; b) the readiness of the Olympiad participants to demonstrate their abilities; c) sufficient time to perform the tasks; d) the attractiveness of the practical tasks and their ability to identify the abilities and creative possibilities.
Keywords: Olympiad on the subject "Physical Education", practical tour, types of Olympiad practical tasks, quality of the composed tasks, profile of participants of the Olympiad.
ВВЕДЕНИЕ
Олимпиадное движение по предмету «Физическая культура» в 2014 году отметило свой 15-ти летний юбилей. За этот период олимпиадным движением по предмету были охвачены практически все регионы России, которые ежегодно организуют и проводят региональные этапы олимпиады. К сожалению, не все регионы по разным причинам имеют возможности послать своих лучших представителей (победителей регионального этапа) на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».
Традиционно сложилось, что олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» проводится в два тура: теоретико-методический тур и практический тур. Победители олимпиады (юноши и девушки отдельно) определялись по лучшим показателям в обоих турах.
Практический тур заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» состоял из выполнения участниками олимпиады практических заданий из различных разделов школьной программы: гимнастики, спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, флорбол), легкой атлетики, плавания, а также комплексного практического задания прикладного характера, типа полосы препятствий, включающей разнообразные виды бега, прыжков, метаний, стрельбы, езды на велосипеде и т.д. и т.п. Как правило, для выявления наиболее двигательно-одаренных школьников, организаторы заключительных этапов каждой конкретной олимпиады включали по 3-4 практических задания.
Целью нашего исследования было выявление возможностей видов и содержания олимпиадных заданий практического тура заключительного этапа Всероссийской олим-
пиады школьников по предмету «Физическая культура» объективно оценивать уровень сформированных двигательных умений и навыков, а также развития физических способностей у участников олимпиады школьников и определение путей их совершенствования.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Ведущим методом исследования явился метод опроса в форме анкетирования. В анкетировании приняло участие 70 участников финального этапа ХУ Олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» из 31 региона России. Из них: 36 девушек, в том числе: 6 человек из 9 класса, 6 человек из 10 и 24 человека из 11 класса и 34 юноши, в том числе: 4 человека из 9, 14 человек из 10 и 16 человек из 11 класса.
Анкета представляла собой перечень вопросов по выявлению мнения респондентов о качестве и сложности предложенных центральной предметной комиссией теоретико-методических и практических заданий Олимпиады, а также об общей оценке заданий и качестве организации и создания комфортных условий для их подготовки, участия и оценки результатов.
В данной статье представлены результаты анализа оценок качества предложенных центральной предметной комиссией практических заданий для участников олимпиады. Респондентам предлагалось выразить свое мнение о заданиях практического тура Олимпиады. Предлагалось оценить сложность всех практических заданий по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и прикладной физической культуры, готовность к демонстрации своих способностей, достаточность времени для выполнения заданий, их привлекательность и возможность для выявления своих способностей и творческих возможностей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Известно, что умения практического характера, которые требуют владения технологическими приемами и практическим опытом, влияют на результат выполнения практических заданий Олимпиады. Степень влияния этого фактора на конечный результат выполнения практического задания представлена в таблице 1.
Таблица 1
Результаты оценки влияния личного практического опыта на качество
выполнения заданий практического тура (в %)
Степень влияния уровня практической подготовки и опыта на результат выполнения практического задания Юноши Девушки Юноши и девушки
9 10 11 Все 9 10 11 Все 9 10 11 Все
Уровень практической подготовки и личный опыт помогли мне в реализации моего творческого потенциала в этом задании 50 57,1 43,8 50 71,4 66,7 65,2 66,7 63,6 60 56,4 58,6
Уровень практической подготовки не позволили мне показать свой потенциал 50 42,9 56,2 50 28,6 33,3 34,8 33,3 36,4 40 43,6 41,4
Как следует из таблицы 1, более половины респондентов (58,6%) указывают на положительное влияние уровня их практической подготовленности и личного опыта на качество выполнения заданий практического тура. При этом юноши несколько ниже, чем девушки оценивают влияние этого фактора на результат выполнения практического задания (50% и 66,7% соответственно). Самую высокую степень влияния уровня их практической подготовленности и личного опыта на качество выполнения заданий практического тура отмечают девушки 9 класса (71,4%). Вместе с тем, менее трети всех респондентов (28,6%) считают, что они полностью готовы продемонстрировать свои способно-
сти и практические навыки в выполнении этого олимпиадного задания (см. табл. 2). При этом девушки считают себя более подготовленными, то есть полностью готовы к выполнению этого олимпиадного задания (33,3% и 23,5% соответственно). В то же время 13,9% девушек не готовы к выполнению большей части практической работы и чуть больше половины (52,8%) готовы к практической работе, но не по всем направлениям. Среди юношей не готовых к большей части практической работе не выявлено, готовых к практической работе, но не по всем направлениям оказалось 76,5%.
Таблица 2
Результаты оценки степени готовности для выполнения практических заданий
олимпиады (в %)
Степень готовности для выполнения практических заданий олимпиады Юноши Девушки Юноши и девушки
9 10 11 Все 9 10 11 Все 9 10 11 Все
Полностью готов 0 21,4 31,2 23,5 42,9 16,7 34,8 33,3 27,3 20 33,3 28,6
Готов не по всем направлениям практической работы 100 78,6 68,8 76,5 42,9 66,7 52,2 52,8 64,6 75 59 64,3
Не готов к выполнению большей части практической работы 0 0 0 0 14,3 16,7 13 13,9 9,1 5 7,7 7,1
Таким образом, в процессе выполнения практических заданий олимпиады юноши и девушки выяснили для себя, что они либо полностью готовы к выполнению практической работы (23,5% и 33,3%), либо по большинству направлений практической работы (76,5% и 52,8%), либо не готовы к выполнению большей части практической работы (0% и 13,9%).
Степень готовности участников заключительного этапа олимпиады к выполнению отдельных видов практических заданий опосредованно выражается в их оценке степени сложности каждого конкретного вида задания. Результаты оценки сложности практических заданий олимпиады представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты оценки степени сложности практических заданий олимпиады (в %)
Виды заданий Степень сложности Юноши Девушки Юноши и девушки
9 10 11 Все 9 10 11 Все 9 10 11 Все
Гимнастика высокая 0 28,6 31,3 26,5 14,3 0 39,1 27,8 9,1 20 35,9 27,1
средняя 100 64,3 31,3 52,9 42,9 83,3 60,9 61,1 63,6 70 48,7 57,1
легкая 0 7,1 37,5 20,6 42,9 16,7 0 11,1 27,3 10 15,4 15,7
Спортивные игры высокая 0 7,1 0 2,9 0 0 8,7 5,6 0 5 5,1 4,3
средняя 100 57,1 56,3 61,8 74,1 66,7 52,2 58 81,8 60 53,8 60
легкая 0 35,7 43,8 35,3 28,6 33,3 39,1 36,1 18,2 35 41 35,7
Легкая атлетика высокая 25 35,7 18,8 26,5 14,3 33,3 21,7 22,2 18,2 35 20,5 24,3
средняя 50 50 56,2 52,9 57,1 33,3 43,5 44,4 54,5 45 48,7 48,6
легкая 25 21,3 25 20,6 28,6 33,3 30,4 30,6 18,2 30 28,2 27,1
Прикладная физическая культура высокая 25 21,4 6,3 14,7 28,6 16,7 34,8 30,6 27,3 20 23,1 22,9
средняя 75 57,1 50 55,9 57,1 66,7 47,8 52,8 63,6 60 48,7 54,3
легкая 0 21,4 43,8 29,4 14,3 16,7 17,4 16,7 9,1 20 28,2 22,9
Более половины всех респондентов считают, что предложенные практические задания олимпиады вполне доступны для выполнения, определяя их степень сложности как «средняя». Самым сложным для участников олимпиады оказалось выполнение задания по гимнастике: 27,1% юношей и девушек указали на степень сложности, как «высокая». Далее по степени сложности респонденты поставили задание по легкой атлетике - 24,3% юношей и девушек указали на высокую степень сложности; по прикладной физической культуре - 22,9%.
Менее всего затруднений у участников олимпиады вызвало выполнение задания по спортивным играм: всего 4,3% респондентов указали на высокую степень сложности этого задания и 35,7% респондентов считают степень этого задания, как «легкая». Это,
видимо, можно объяснить тем, что практическое задание по спортивным играм, в частности по баскетболу, традиционно включается в содержание практического тура заключительных этапов всех предыдущих олимпиад и участники целенаправленно готовились к данному виду испытания. Кроме того, баскетбол в абсолютном большинстве общеобразовательных школ наиболее популярен по сравнению с другими спортивными играми и наиболее часто включается в содержание практического тура регионального и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».
Мнения и юношей и девушек о степени сложности большинства практических заданий олимпиады совпадают. Единственный вид практических заданий, по которому мнения о степени сложности значительно отличаются, это прикладная физическая культура. Если на высокую степень сложности указывают 14,7% юношей, то среди девушек такую оценку сложности данного практического задания указали 30,6%. Это, видимо, можно объяснить особенностью содержания данного задания. Содержание задания по прикладной физической культуре включало последовательное выполнение двигательных заданий: «акробатика», «прыжок с разбега», «стрельба из пневматической винтовки», «прыжки через нарты», «бег по бревну» и «бег с палкой», которое требует от участников не только высокого уровня развития кондиционных способностей, но и высокого уровня развития ловкости, как интегрального проявления координационных способностей. Известно, что уровень развития ловкости определяется степенью развития психомоторных способностей, участвующих в решении сложных координационных задач. Для решения этих задач человек должен быть готов и физически и психически. Видимо юноши 9-11 класса оказались более физически и психически подготовленными к выполнению данного практического задания, чем девушки 9-11 класса.
Одним из вопросов второго блока анкеты был вопрос о количестве времени для качественного выполнения практического задания. Поскольку только задание по гимнастике было лимитировано определенным количеством времени на его выполнение, то в таблице 4 представлены результаты оценки количества времени для качественного выполнения этого задания.
Таблица 4
Результаты оценки количества времени для решения практических заданий
олимпиады (в %)
Количество вре- Юноши Девушки Юноши и девушки
Виды заданий мени для решения заданий 9 10 11 Все 9 10 11 Все 9 10 11 Все
Позволяет уло-
житься в тур
олимпиады 75 71,4 75 73,5 85,7 83,3 78,3 80,6 81,8 75 76,9 77,1
Задание требует
Гимнастика слишком много
времени 25 14,3 12,5 14,7 0 0 17,4 11,1 9,1 10 15,4 12,9
Задание не тре-
бует много вре-
мени 0 14,3 12,5 11,8 14,3 16,7 4,4 8,3 9,1 15 7,7 10
Абсолютное большинство юношей и девушек (77,1%) считают, что времени для качественного выполнения задания по гимнастике вполне достаточно, чтобы уложиться в тур олимпиады. При этом 10% всех респондентов считают, что данное задание не требует много времени. В то же время 12,9% всех респондентов наоборот считают, что данное задание требует много времени. Так считают 14,7% юношей и 17,4% девушек 11 класса.
Одним из требований олимпиадных заданий является их способность вызывать интерес у участников и возможность для выявления у них практических способностей в области физической культуры и спорта. Результаты оценки возможностей видов и форм практических заданий для выявления творческого потенциала при их выполнении пред-
ставлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты оценки возможностей видов и форм практических заданий
Виды заданий Характеристика форм заданий Юноши Девушки Юноши и девушки
9 10 11 Все 9 10 11 Все 9 10 11 Все
Гимнастика форма свободного творческого самовыражения 25 71,4 37,5 50 71,4 66,7 52,2 58,3 54,5 70 46,2 54,3
имеет форму конкретной проблемы 75 21,4 43,8 38,2 28,6 33,3 39,1 36,1 45,5 25 41 37,1
имеет форму обычной учебной задачи 0 7,1 18,8 11,8 0 0 8,7 5,6 0 5 12,8 8,6
Спортивные игры форма свободного творческого самовыражения 0 50 31,3 35,3 85,7 50 34,8 47,2 54,5 50 33,3 41,4
имеет форму конкретной проблемы 50 35,7 43,8 41,2 0 16,7 30,4 22,2 18,2 30 35,9 31,4
имеет форму обычной учебной задачи 50 14,3 25 23,5 14,3 33,3 34,8 30,6 27,3 20 30,8 27,1
Легкая атлетика форма свободного творческого самовыражения 25 57,1 43,8 47,1 42,9 66,7 17,4 30,6 36,4 60 28,2 38,6
имеет форму конкретной проблемы 50 28,6 31,3 32,4 42,9 0 39,1 33,3 45,5 20 35,9 32,9
имеет форму обычной учебной задачи 25 14,3 25 20,6 14,3 33,3 43,5 36,1 18,2 20 35,9 28,6
Прикладная физическая культура форма свободного творческого самовыражения 50 57,1 18,8 38,2 71,4 66,7 56,5 61,1 63,6 60 41 50
имеет форму конкретной проблемы 50 28,6 68,8 50 28,6 0 34,8 27,8 36,4 20 48,7 38,6
имеет форму обычной учебной задачи 0 14,3 12,5 11,8 0 33,3 8,7 11,1 0 20 10,3 11,4
Как следует из таблицы 5 самый высокий уровень возможностей свободного творческого самовыражения и демонстрации личного практического опыта предлагает, по мнению 54,3% всех респондентов, форма задания по гимнастике; 50% всех респондентов считают, что форму свободного творческого самовыражения и демонстрации личного практического опыта предлагает задание по прикладной физической культуре; 41,4% всех респондентов - задание по спортивным играм и 38,6% - задание по легкой атлетике.
Вместе с тем, мнения учащихся разных классов юношей и девушек о возможностях творческого проявления при решении практических заданий олимпиады иногда резко отличаются друг от друга. Сводные результаты рейтинговой оценки степени возможного проявления творчества при решении заданий представлены в таблице 6.
Юноши и девушки совершенно по-разному оценивают возможности форм различных видов практических заданий в реализации свободного творческого самовыражения и демонстрации личного практического опыта. Так, если юноши (50%) на первое место по уровню возможностей творческого проявления своих способностей ставят форму практического задания по гимнастике, то девушки (61,1%) на первое место ставят форму задания по прикладной физической культуре; на второе место юноши (47,1%) ставят фор-
му задания по легкой атлетике, а девушки (58,3%) - по гимнастике; на третье место юноши (38,2%) ставят задания по прикладной физической культуре, а девушки (47,2%) -по спортивным играм; на четвертое место юноши (35,3%) ставят задания по спортивным играм, а девушки (30,6%) - по легкой атлетике.
Таблица 6
Рейтинговая оценка уровня возможностей форм практических заданий
для _ проявления творческого самовыражения
Вид задания
Респонденты Класс Гимнастика Спортивные игры Легкая атлетика Прикладная физическая культура
Юноши 9 2-3 (25%) 4 (0%) 2-3 (25%) 1 (50%)
10 1 (71,4%) 4 (50%) 2-3 (57,1%) 2-3 (57,1%)
11 2 (37,5%) 3 (31,3%) 1 (43,8%) 4 (18,8%)
9-11 1 (50%) 4 (35,3%) 2 (47,1%) 3 (38,2%)
Девушки 9 2-3 (71,4%) 1 (85,7%) 4 (42,9%) 2-3 (71,4%)
10 1-3 (66,7%) 4 (50%) 1-3 (66,7%) 1-3 (66,7%)
11 2 (52,2%) 3 (34,8%) 4 (17,4%) 1 (56,5%)
9-11 2 (58,3%) 3 (47,2%) 4 (30,6%) 1 (61,1%)
Юноши и девушки 9 2-3 (54,5%) 2-3 (54,5%) 4 (36,4%) 1 (63,6%)
10 1 (70%) 4 (50%) 2-3 (60%) 2-3 (60%)
11 1 (46,2%) 3 (33,3%) 4 (28,2%) 2 (41%)
9-11 1 (54,3%) 3 (41,4%) 4 (38,6%) 2 (50%)
Примечание: рейтинговое место в оценке уровня возможностей форм различных видов практических заданий
для творческого проявления своих способностей определяется количеством респондентов (в %), указавшим на
форму свободного творческого самовыражения и демонстрации личного практического опыта.
Самой неэффективной формой практического задания для реализации свободного творческого самовыражения и демонстрации личного практического опыта, то есть представленного в форме обычной учебной задачи, девушки (36,1%) считают задание по легкой атлетике, а юноши (23,5%) - по спортивным играм.
Юноши и девушки 10-11 класса (70% и 46,2%) считают задание по гимнастике самой эффективной формой для свободного творческого самовыражения и демонстрации личного практического опыта. При этом лишь 5% учащихся 10 класса и 12,8% 11 класса считают, что задание по гимнастике имеет форму обычной учебной задачи (см. табл. 6). Юноши и девушки 9 класса (63,6%) считают самой эффективной формой свободного творческого самовыражения задание по прикладной физической культуре; 36,4% считают, что это задание имеет форму конкретной проблемы и ни один из учащихся 9 класса не указал, что это задание имеет форму обычной учебной задачи.
Юноши (35,3%) указали, что самым низким потенциалом для выявления творческих способностей обладает форма практического задания по спортивным играм, а девушки (30,6%) считают, что самым низким потенциалом для творчества обладает задание по легкой атлетике.
Другим требованием олимпиадных заданий является не только их способность вызывать интерес у участников и возможность для выявления у них практических способностей в области физической культуры и спорта, но и для проявления своих творческих способностей. Результаты оценки возможностей видов и форм практических заданий для проявления творческого потенциала участников олимпиады при их выполнении представлены в таблице 7.
Как следует из таблицы 7 все респонденты примерно одинаково оценивают возможности различных видов и форм практических заданий для проявления своих творческих потенциалов. Выполнение практических заданий по гимнастике, легкой атлетике, прикладной физической культуре и спортивным играм большинству респондентов (58,6%, 57,1%, 57,1% и 52,9% соответственно) позволило показать свои возможности на самом высоком уровне.
Таблица 7
Результаты оценки степени возможностей форм практических заданий _для творческого проявления при их выполнении (в %)_
Виды заданий Степень возможностей форм заданий для реализации творческого потенциала Юноши Девушки Юноши и девушки
9 10 11 все 9 10 11 все 9 10 11 все
Гимнастика задание позволило показать свои возможности на самом высоком уровне 75 35,7 62,5 52,9 71,4 66,7 60,9 63,9 72,7 45 61,5 58,6
задание не позволило проявить свои возможности полно 25 64,3 37,5 47,1 28,6 33,3 39,1 36,1 27,3 55 38,5 41,4
Спортивные игры задание позволило показать свои возможности на самом высоком уровне 25 64,3 50 52,9 42,9 50 56,5 52,8 36,4 60 53,8 52,9
задание не позволило проявить свои возможности полно 75 35,7 50 47,1 57,1 50 43,5 47,2 63,6 40 46,2 47,1
Легкая атлетика задание позволило показать свои возможности на самом высоком уровне 25 71,4 37,5 50 42,9 83,3 65,2 63,9 36,4 75 53,8 57,1
задание не позволило проявить свои возможности полно 75 28,6 56,3 47,1 42,9 16,7 34,8 33,3 54,5 25 43,6 40
Прикладная физическая культура задание позволило показать свои возможности на самом высоком уровне 0 50 43,8 41,2 71,4 83,3 69,6 72,2 45,5 60 59 57,1
задание не позволило проявить свои возможности полно 100 50 56,3 58,8 28,6 16,7 30,4 27,8 54,5 40 41 42,9
Девушки по сравнению с юношами значительно выше оценивают возможности видов и форм практических заданий для проявления своих творческих потенциалов (см. табл. 7).
Так, абсолютное большинство девушек (72,2%) считают, что выполнение задания по прикладной физической культуре позволило им показать свои возможности на самом высоком уровне, а среди юношей так считают только 41,2% респондентов; выполнение задания по легкой атлетике позволило девушкам (63,9%) показать максимальные результаты, а юношам таких результатов удалось добиться только в 50% случаях; выполнение заданий по гимнастике позволило полно проявить свои возможности девушкам (63,9%) и 52,9% - юношам. Лишь в выполнении задания по спортивным играм мнения юношей и девушек о возможностях для проявления своих творческих потенциалов практически совпали: так считают 52,9% юношей и 52,8% девушек. То есть можно заключить, что девушки более полно реализовали свои потенциальные возможности по сравнению с юношами. Этот факт подтверждается значительно большим количеством девушек, ставшими победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».
Девушки 9, 10 и 11 классов по-разному оценивает возможности различных видов и форм практических заданий для проявления своих творческих потенциалов.
Самые высокие оценки возможностей предложенных практических заданий в проявлении участниками своих творческих потенциалов отмечаются в заданиях по прикладной физической культуре и легкой атлетике девушками 10 класса (по 83,3%); в заданиях по гимнастике - девушками 9 класса (71,4%); в заданиях по спортивным играм - девуш-
ками 11 класса (56,5%). Самыми низкими возможностями в проявлении творческих способностей отмечаются девушками 9 класса в заданиях по легкой атлетике и спортивным играм (по 42,9%).
Юноши 9-11 классов также по-разному оценивает возможности различных видов и форм практических заданий для проявления своих творческих потенциалов.
Юноши 9 класса (75%) считают, что выполнение практического задания по гимнастике позволило показать им свои возможности на самом высоком уровне; юноши 10 класса считают, что такие возможности позволили проявить выполнение заданий по легкой атлетике (71,4% юношей 10 класса), по спортивным играм (64,3%) и прикладной физической культуре (50%). Юноши 11 класса достаточно ровно и невысоко оценивают возможности различных видов и форм практических заданий в проявлении своего творческого потенциала (от 37,5 % задания по легкой атлетике до 62,5% в задании по гимнастике). Самыми низкими возможностями в проявлении творческих способностей отмечаются юношами 9 класса в заданиях по легкой атлетике и спортивным играм (по 25%), а также по прикладной физической культуре (0%).
ВЫВОДЫ
Анализ результатов анкетирования участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «физическая культура» позволяет сделать следующие общие выводы:
1) Абсолютное большинство респондентов (92,1%) считают, что они полностью готовы к выполнению практической работы или готовы по большинству направлений практической работы. Более половины всех респондентов считают, что предложенные практические задания олимпиады вполне доступны для выполнения, определяя их степень сложности как «средняя».
2) Мнения юношей и девушек о степени сложности большинства практических заданий олимпиады совпадают. Самым сложным для участников олимпиады и самым высоким уровнем возможностей выявления свободного творческого самовыражения и демонстрации личного практического опыта оказалось выполнение задания по гимнастике. Абсолютное большинство юношей и девушек считают, что времени для качественного выполнения задания по гимнастике вполне достаточно, чтобы уложиться в тур олимпиады.
3) Самой неэффективной формой практического задания для реализации свободного творческого самовыражения и демонстрации личного практического опыта, то есть представленного в форме обычной учебной задачи, девушки считают задание по легкой атлетике (36,1%), а юноши - по спортивным играм (23,5%). Девушки по сравнению с юношами значительно выше оценивают возможности видов и форм практических заданий для проявления своих творческих потенциалов.
4) Самые высокие оценки возможностей предложенных практических заданий в проявлении участниками своих творческих потенциалов отмечаются в заданиях по прикладной физической культуре и легкой атлетике девушками 10 класса.
5) Для повышения качества заданий практического тура, способствующих достижению целей и задач олимпиады необходимо: разрабатывать достаточно сложные, но доступные для данного возраста участников олимпиады (задания должны соответствовать повышенному уровню общего физкультурного образования); смелее включать в программу олимпиады новые физкультурно-спортивные виды, популярные среди учащейся молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балашова, В.Ф. Физическая культура: тестовый контроль знаний : методическое пособие / В.Ф. Балашова, Н.Н. Чесноков. - 2-е изд. - М. : Физическая культура, 2009. - 132 с.
2. Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре в 2006 году / под общ
ред. Н.Н. Чеснокова. - М. : Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования., 2006. - 104 с.
3. Гимнастика на Всероссийских олимпиадах школьников по физической культуре : методическое пособие / под общ. ред. Н.Н. Чеснокова. - М. : Физическая культура, 2010. - 64 с.
4. Лагутин, А.Б. Гимнастика в вопросах и ответах : учебное пособие / А.Б. Лагутин, Г.М. Михалина. - М. : Физическая культура, 2010. - 144 с.
5. Гурьев, С.В. Физическая культура. 8-9 класс : учебник / С.В. Гурьев, М.Я. Виленский. -М. : Русское слово, 2012. - 144 с.
6. Красников, А.А. Тестирование теоретико-методических знаний в области физической культуры и спорта : учебное пособие / А.А. Красников, Н.Н. Чесноков. - М. : Физическая культура, 2010. - 166 с.
7. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основа знаний : учебное пособие / В.П. Лукьяненко. - М. : Советский спорт, 2003. - 224 с.
8. Матвеев, А.П. Физическая культура. 6-7 класс : учебник / А.П. Матвеев, Ю.М. Соболева. - М. : Просвещение, 2012. - 192 с.
9. Матвеев, А.П. Физическая культура. 8-9 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Матвеев. - М. : Просвещение, 2012. - 154 с.
10. Погадаев, Г.И. Физическая культура. 7-9 классы : учебник / Г.И. Погадаев. - М. : Дрофа, 2012. - 240 с.
11. Примерная программа для учащихся X-XI классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / под ред. А.Т. Паршикова. - М. : Просвещение, 2000. - 96 с.
12. Твой олимпийский учебник : учеб. пособие для учреждений образования России / сост. В.С. Родиченко [и др.]. - 13-е изд., перераб. и доп.- М. : Физкультура и спорт, 2004. - 144 с.
13. Физическая культура: 9-11 классы : учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений / И.М. Бутин, И.А. Бутина, Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленников. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
14. Физическая культура. 1-11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся / сост. В. И. Лях, А. А. Зданевич. - Волгоград : Учитель, 2013. - 169 с.
15. Физическая культура : рабочие программы. 5-9 класс / сост. А.П. Матвеев. - М. : Просвещение, 2011. - 138 с.
16. Физическая культура. 5-6-7 классы : учебник / сост. М.Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова. - М. : Просвещение, 2011. - 239 с.
17. Физическая культура : учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. - М. : СпортАкадемПресс, 2003. - 172 с.
18. Физическая культура 10-11 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. В.И. Ляха. - М. : Просвещение, 2011. - 237 с.
19. Физическая культура. 9-11 классы: организация и проведение олимпиад : рекомендации, тесты, задания / авт.-сост. А.Н. Каинов. - Волгоград : Учитель, 2009. - 139 с.
20. Чесноков, Н.Н. Олимпиада по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, В.В. Кузин, А.А. Красников. - М. : Физическая культура, 2005. - 112 с.
21. Чесноков, Н.Н. Тестирование теоретико-методических знаний в области физической культуры и спорта / Н.Н. Чесноков, А.А. Красников. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 85 с.
22. Чесноков, Н.Н. Профессиональное образование в области физической культуры и спорта : учебник для высших учебных заведений / Н.Н. Чесноков, В.Г. Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2011. - 400 с.
REFERENCES
1. Ва1а81юуа, V.F. and Chesnokov N.N. (2009), Physical Education: test control of knowledge: Toolkit, Physical Culture, Moscow.
2. Butin, I.M., Butin I.A., Leontiev, T.N. and Maslennikov, S.M. (2009), Physical Education: 911: a textbook for students of secondary schools, VLADOS, Moscow.
3. Ed. Chesnokov, N.N. (2006), All-Russian Olympiad for Physical Culture in 2006, APKiP-PRO, Moscow.
4. Ed. Chesnokov, N.N. (2010), Gymnastics on the All-Russian Olympiad in physical culture: handbook, Physical Culture, Moscow.
5. Lagutin, A.B. and Mikhalina, G.M. (2010), Gymnastics Questions and Answers: Tutorial, Physical Culture, Moscow.
6. Guriev, S.V. and Wilensky, M.J. (2012), Physical Culture. 8-9 class: the textbook, Russian word, Moscow.
7. Krasnikov, A.A. and Chesnokov N.N. (2003), Testing the theoretical and methodological knowledge in the field of physical culture and sports: a tutorial, Physical Culture, Moscow.
8. Lukyanenko, V.P. (2003), Physical education: knowledge base: a textbook, Soviet Sport, Moscow.
9. Matveev, A.P. and Soboleva, Y.M. (2012), Physical Culture. 6-7 class: the textbook, Education, Moscow.
10. Matveev, AP (2012), Physical Culture. 8-9 classes: a textbook for educational institutions, Education, Moscow.
11. Pogadaev, G.I. (2012), Physical Culture. Grades 7-9: textbook, Bustard, Moscow.
12. Ed. Parshikov, A.T. (2000), Sample program for students X-XI classes of educational institutions with in-depth study of the subject "Physical Culture", Education, Moscow.
13. Ed. Rodichenko, V.S. (2004), Your Olympic textbook: Textbook. Allowance for educational institutions of Russia, Physical Education and Sports, Moscow.
14. Ed. Lyakh, V.I. and Zdanovich A.A. (2013), Physical Culture. Grades 1-11: a comprehensive program of physical education students, Teacher, Volgograd.
15. Ed. Matveev, A.P. (2011), Physical activity: work programs. 5-9 class, Education, Moscow.
16. Wilensky, M. J., Turevsky, I.M. and Torochkova, T. Y. (2011), Physical Culture. 5-6-7 classes: the textbook, Education, Moscow.
17. Ed. Parshikov, A.T., Kuzin V.V. and Wilensky, M.J. (2003), Physical education: a textbook for students in grade 10 educational institutions with in-depth study of the subject "Physical Culture", SportAkademPress, Moscow.
18. Ed. Lyah, V.I. (2011), Physical Education 10-11 class: a textbook for educational institutions, Education, Moscow.
19. Kainov, A.N. (2009), Physical Culture. 9-11 class: the organization and holding of competitions: recommendations, tests, assignments, Teacher, Volgograd.
20. Chesnokov, N.N., Kuzin, V.V. and Krasnikov A.A. (2005), Competition on the subject "Physical Culture", Physical Culture, Moscow.
21. Chesnokov, N.N. and Krasnikov A.A. (2010), Testing the theoretical and methodological knowledge in the field ofphysical culture and sports, Physical Culture, Moscow.
22. Chesnokov, N.N. and Nikitushkin, V.G. (2011), Vocational education in the field of physical culture and sports: A Textbook for higher education institutions, Physical Culture, Moscow.
Контактная информация: nnch01@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.04.2015.
УДК 796.422.14
ИЗУЧЕНИЕ СТЕПЕНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭРГОГЕНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА КОМПОНЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
Владимир Васильевич Чёмов, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Олег Анатольевич Москалёв, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Елена Юрьевна Барабанкина, кандидат педагогических наук, преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУ ВГАФК)
Аннотация
В статье разработаны и описаны технологические подходы по развитию выносливости, учитывающие как педагогические, так и физиологические аспекты тренировочного процесса. Изучена степень воздействия гиповентиляционных режимов дыхания и увеличенного аэродинамического сопротивления дыханию на различные компоненты функциональной подготовленности бегунов на средние дистанции.