ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российской научной комиссии по радиологической защите по докладу В.П. Девятова «О внесении корректив в Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»
Российская научная комиссия по радиологической защите (далее - Комиссия) на заседании 18 декабря 2017 г. заслушала и обсудила доклад советника Службы генерального инспектора Госкорпорации «Росатом» В.П. Девятова «О внесении корректив в Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» и отмечает следующее.
Проект Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (далее - проект Основ) разработан во исполнение п. 5 Перечня документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, подлежащих разработке (корректировке) и утверждению в период 2016-2018 годов, утверждённого Президентом Российской Федерации 30.12.2015 г. № Пр-2736, а также в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 23.01.2016 г. № ДМ-П13-276, которым Госкорпорации «Росатом» совместно с Минобороны России, Роспотребнадзором, Ростехнадзором, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и РАН поручено внести коррективы в Основы, утверждённые Президентом Российской Федерации 01.03.2012 г. № Пр-539.
Представленный к рассмотрению проект Основ подготовлен межведомственной рабочей группой, созданной распоряжением Госкорпорации «Росатом» от 18.10.2016 г. № 1-1/840-р. В проекте Основ учтены основные положения действующих Основ, предложения о внесении корректив в действующие Основы, разработанные отраслевой рабочей группой Госкорпорации «Росатом», а также предложения Минобороны России, МЧС России, Минздрава России, Минэкономразвития России, МИДа России, Минпромторга России, Минприроды России, Минобрна-уки России, Минтранса России, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, ФМБА России, ФСБ России, ФТС России, Росгвардии, Росгидромета, НИЦ «Курчатовский институт», РАН и членов РНКРЗ.
Формат и основные разделы проекта Основ соответствуют Положению «О порядке разработки, экспертизы и корректировки документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, мониторинга и контроля их реализации», утверждённому Президентом Российской Федерации 15.06.2015 г. № Пр-1180.
В проекте Основ сохранены основные положения действующих Основ, сформулированы цели, задачи, основные проблемы и тенденции, а также направления, механизмы и инструменты реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности в рамках парирования новых вызовов и угроз в этой области на современном этапе, с учётом требований федеральных законов и иных нормативных правовых документов (включая международные рекомендации), принятых после утверждения действующих Основ в 2012 г.
Нормативно-правовую базу проекта Основ составляют: Конституция Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, федеральные конституци-
онные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые документы, определяющие стратегическое планирование в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области использования атомной энергии, технического регулирования и обеспечения радиационной безопасности, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, участницей которых является Российская Федерация, в том числе основные из них:
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
№ 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»; № Э-ФЗ от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения»; № Э17-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ»;
№ 29-ФЗ от Э апреля 1996 г. «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов»;
№ 92-ФЗ от 10 июля 2001 г. «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязнённых участков территории»;
№ 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании»;
№ 1Э0-ФЗ от 22 июля 2008 г. «О принятии поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала»;
№ 190-ФЗ от 11 июля 2011 г. «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации № 79 от 13 февраля 2014 г. «Об организации федерального государственного надзора в области ядерной и радиационной безопасности ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения и в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах»;
Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009);
Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010);
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2006 г. № 412 «О федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии»;
Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2).
В проекте Основ отражены ставшие особо актуальными в последние годы проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности, связанные с:
- распространением радиационного фактора в сферах, не связанных с использованием атомной энергии, в том числе при осуществлении деятельности в нефтегазовом, топливно-энергетическом комплексе; горнодобывающей промышленности, строительной индустрии, космонавтике, авиации и медицине;
- ускоренным внедрением без достаточного нормативного правового обеспечения в промышленное производство, оборонные технологии, науку и здравоохранение установок, генерирующих импульсные ионизирующие излучения высоких энергий;
- наличием в Российской Федерации территорий с повышенным природным радиационным фоном, длительное проживание на которых приводит к повышенному и высокому уровням облучения населения природными источниками ионизирующего излучения, в том числе радоном и дочерними продуктами его распада;
- развитием внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в области использования атомной энергии, в том числе ростом объёма обязательств, связанных с
предоставлением услуг в этой области, включая переработку отработавшего ядерного топлива;
- возрастанием роли общественности в вопросах принятия решений в области использования атомной энергии, обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами на фоне сохранения завышенных оценок населением уровня опасности ядерных и радиационных объектов;
- наличием угроз терактов в отношении ядерных и радиационных объектов, терактов с применением ядерных и радиоактивных материалов, а также генерирующих источников ионизирующего излучения, в том числе в период проведения массовых мероприятий;
- наличием рисков трансграничных негативных последствий ядерных инцидентов и испытаний ядерного оружия на территории иностранных государств;
- сохранением угроз незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации ядерных материалов и радиоактивных веществ и их незаконного оборота на территории Российской Федерации;
- необходимостью осуществления комплекса мер по решению проблем ядерного наследия, в том числе перевода объектов в ядерно и радиационно безопасное состояние и реабилитации радиоактивно загрязнённых территорий;
- переходом на установление лицензионных и надзорных процедур, в том числе внедрением риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, а также сертификации системы менеджмента качества организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги организациям, эксплуатирующим ядерные и радиационные объекты;
- внедрением в практику показателей оценки состояния ядерной и радиационной безопасности, а также эффективности мер по реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Утверждение Основ в редакции 2018 года предполагается указом Президента Российской Федерации.
На основании результатов рассмотрения и обсуждения доклада В.П. Девятова Комиссия приняла следующее решение:
1. Принять к сведению доклад В.П. Девятова - секретаря межведомственной рабочей группы по внесению корректив в Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (далее -Основы).
2. Отметить важность и дать положительную оценку работе, проводимой межведомственной рабочей группой по подготовке и оформлению предложений для внесения корректив в Основы.
3. Одобрить в целом проект Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и рекомендовать его для согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и РАН.
4. Рекомендовать Госкорпорации «Росатом», с учётом результатов рассмотрения на заседании РНКРЗ и согласования с ФОИВ и РАН, представить в установленном порядке проект Основ в Правительство Российской Федерации и на утверждение Президенту Российской Федерации.
Председатель РНКРЗ, член-корреспондент РАН
В.К. Иванов