3.7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА
ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ПОРЯДОК И ИХ ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Старосельцева Марина Михайловна, канд. юрид. наук. Должность: заместитель начальника кафедры. Место работы: Белгородский юридический институт МВД России имени ИД. Путилина. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. Тищенко Ирина Викторовна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Белгородский юридический институт МВД России имени ИД. Путилина. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected] Колесова Татьяна Станиславовна, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин.
Бурлова Юлия Александровна, канд. юрид. наук. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Ставропольский филиал. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: Договор перевозки грузов на сегодняшний день является одним из самых распространенных видов транспортных договоров. Несмотря на достаточно подробную правовую регламентацию в гражданском законодательстве, существуют некоторые проблемы в практике применения отдельных его норм. Связано это прежде всего с наличием многочисленных специальных законов и кодексов, регламентирующих отдельные виды договора перевозки грузов. До сих пор транспортное законодательство находится в процессе обновления, поэтому целью статьи является, прежде всего определение основных предпосылок и особенностей его заключения. Методологию исследования составляют общенаучные методы познания: диалектико-материалистический, сравнительный, исторический, системный и другие. Авторами сделаны выводы, касающиеся внесения изменений в действующее законодательство о перевозке грузов, а также определены элементы, необходимые при его заключении.
Ключевые слова: договор перевозки груза, транспортные договоры, грузоперевозчик, грузоотправитель, грузополучатель.
CONCLUSION OF THE CONTRACT OF CARRIAGE OF GOODS: PREREQUISITES, PROCEDURE AND THEIR LEGAL SIGNIFICANCE
Staroselceva Marina Mikhailovna, PhD at law. Position: Deputy Head of chair. Place of employment: Belgorod Law Institute of MIA Russia named after I.D. Putilin. Department: Civil law disciplines chair.
Tishhenko Irina Victorovna, PhD at law. Position: Associate professor. Place of employment: Belgorod Law Institute of MIA Russia named after I.D. Putilin. Department: Civil law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Kolesova Tatiana Stanislavovna, PhD at law. Position: senior lecturer. Place of employment: Belgorod Law Institute of MIA Russia named after I.D. Putilin. Department: Civil law disciplines chair.
Burlova Julia Alexandrovna, PhD at law. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia.
Branch: Stavropol branch. Department: State and Civil law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: Contract of carriage of goods today is one of the most common types of transport contracts. Despite the rather detailed legal regulation in the civil legislation, there are some problems in the practice of its individual rules. This is primarily due to the existence of numerous special laws and codes governing certain types of contract for the carriage of goods. The transport legislation is still in the process of updating, so the purpose of the article is, first of all, to determine the basic prerequisites and features of its conclusion. The research methodology consists of General scientific methods of cognition: dialectical-materialistic, comparative, historical, systemic and others. The authors draw conclusions concerning the amendments to the current legislation on the carriage of goods, as well as the elements necessary for its conclusion. Keywords: the contract for the carriage of goods, transportation contracts, shipper, consignor, consignee.
Договор в сфере транспортной перевозки груза - один из важнейших хозяйственных договоров, с помощью которого может осуществляться связь с промышленностью, сельским хозяйством, торговлей. В современном понимании перевозку относят к услугам, но в соответствии с п. 2 ст. 799 ГК РФ к отношениям из договора перевозки не применяют общих правил о возмездном оказании услуг, что также подчеркиваются особенности в предмете регулирования отношений из перевозки груза.
Законодательное определение договора перевозки груза дано в ч. 1. ст. 785 ГК РФ, в соответствии с которым на перевозчика возлагается обязанность по доставке вверенного ему груза в пункт назначения и выдаче его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а на отправителя - обязанность по оплате за оказанную перевозку груза.
Стороны в договоре перевозки груза представлены перевозчиком и грузоотправителем. Такой договор заключается в пользу третьего лица - который именуется грузополучателем. В качестве перевозчика может выступить коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. В качестве грузоотправителей и грузополучателей мы рассматриваем юридических и физических лиц.
Условно порядок заключения договора перевозки груза можно рассматривать в качестве тесно связанных между собой действий: фактически переданный перевозчику груз и составленная транспортная накладная. Поскольку данный договор является реальным, он считается заключенным с момента передачи грузоотправителем обусловленного груза перевозчику, который должен выдать первому грузовую квитанцию. Основанием для реальности такого договора является факт того, что законодателем возникновение обязательств связано с фактом сдачи груза перевозчику (ст. 785 ГК РФ).
Договор перевозки груза признается взаимным, поскольку стороны обладают корреспондирующими взаимными правами и обязанностями.
На реальный характер договора перевозки груза влияют не только общеизвестные положения. Достигнув соглашения, сторонам следует учесть объективные возможности перевозчика для исполнения своих обязательств по перевозке и условия транспортировки. Иначе, как справедливо замечал Г.Ф. Шершеневич, "заключение договора может быть лишено практического смысла"[14, с.444].
Оговоренные между сторонами условия транспортировки груза должны быть отражены в транспортной накладной. Накладная может быть рассмотрена в качестве способа волеизъявления сторон, что, по мнению А.Г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Старосельцева М.М., Тищенко И.В., Колесова Т.С., Бурлова Ю.А.
Калпина, подпадает подпонятие формы сделки [7, с. 181]. В содержании накладной отражаются все условия договора перевозки груза что, с точки зрения В. В. Вит-рянского, является письменной формой договора перевозки^, с. 394].
Публичностью обладает договор перевозки груза, который заключается при наличии транспорта общего пользования. Публичность в договоре перевозки грузов выражается в обязанности совершить перевозку груза в случае обращения физических и юридических лиц. «Публичным всегда является договор перевозки железнодорожным транспортом»[9, с. 62]. Статьи 789 и 426 ГК РФ указывают в качестве субъектов публичных договоров которые не могут отказать в заключении каждому кто к ним обратится, коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей. Подобное мнение было высказано А.Г. Калпиным [7, с. 181]. Публичный договор перевозки груза транспортом общего пользования заключается на условиях одинаковых для всех. Это можно отнести и к стоимости перевозки, которая определяется в тарифах, утвержденных в соответствующем порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (ч. 2 ст. 790 ГК РФ). Однако ч. 3 ст. 790 ГК РФ закрепляет, что работы и услуги, которые не указаны в тарифах, но выполняются перевозчиком по требованию грузовладельца оплачиваются по соглашению сторон. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что построение договора перевозки грузов осуществляется основе договора присоединения (ст. 428 ГК РФ), что свидетельствует о его формальности и срочности [4, с. 286].
Это обстоятельство достаточно исследовалось в юридической литературе. Так, В.А. Егиазаров, считает, что «при отсутствии накладной, проблематично говорить вообще о самом договоре перевозки, что дает основание отнести его к формальным сделкам, наличие и содержание которых подтверждается только письменными документами»[6, с. 7]. По мнению М.А. Тарасова, что «соблюдение письменной формы договора перевозки является необходимым условием для возникновения правоотношений. Это означает, что сомнения по поводу отнесения договора перевозки к формальным сделкам исчерпаны»[12, с. 130]. Г.Б. Астановским договор перевозки груза в контейнерах был отнесен к категории формальных, поскольку «он может заключаться только в той форме, которая предусмотрена законом ... при условии предъявления грузоотправителем вместе с грузом надлежащим образом заполненной накладной. Без оформления накладной договор существовать не может»[2, с. 18].
Но существуют и иные точки зрения на правовую форму и значение транспортной накладной. Так, Т.Е. Абова, указывала, что ст. 67 КВВТ РФ указывает «что транспортной накладной подтверждается лишь заключение самого договора, но она не является его формой». Из этого следует, что договор перевозки груза на внутреннем водном транспорте может быть заключен не путем оформления отдельного документа, а так же, как и на иных видах транспорта, - вручением груза, подтвержденного накладной. По мнению М.Е. Ходунова: «Заключение договора перевозки происходит в один момент с принятием груза перевозчиком. У последнего возникает ответственность за утрату, повреждение и просрочку доставки груза, а отправитель отвечает за несвоевременную оплату по договору и указание неправильных данных о грузе сданном к перевозке» [13, с. 58].
Следует отметить, что абсолютно на всех видах транспорта договор перевозки груза заключается путем
вручения груза. Г.П. Савичевым договор перевозки рассматривался и как реальный, и как консенсуальный [1, с. 104]. На наш взгляд, реальность договора перевозки груза не исключает в полном объеме необходимость соблюдать требования, предъявляемые к форме сделок, а именно договоров. В соответствии с п. 1 ст. 161 ГК РФ форма договора перевозки должна быть простая письменная.
Во избежание неоднозначных трактовок относительно формы договора и значения накладной, на наш взгляд, необходимо изложить п. 2 ст. 785 Гк РФ в следующей редакции: «Договор перевозки груза следует заключать в письменной форме в случае составления и выдачи отправителю груза по транспортной накладной (коносаменту или иному документу на груз, предусмотренному в конкретном транспортном уставе или кодексе)».
Таким образом, заключение договора перевозки груза заключается в письменной форме с помощью оформления транспортной накладной. На этом роль транспортной накладной не исчерпывается. Более того, ее можно считать товаросопроводительным документом, т.е. может быть сопровождающим на всем пути его следования, а также документом, который удостоверяет процесс исполнения обязательств, вытекающих из договора перевозки. Накладная характеризуется и как расчетный документ, поскольку она отражает расчеты с перевозчиком по провозным платежам и при сдаче груза для осуществления его перевозки, так и при его получении. И безусловно, накладная это документ удостоверяющий, юридический факт (например, недостача, порча или повреждение груза). Ее наличие является необходимым для предъявления к перевозчику претензий. По словам М.А. Тарасова, «закрепление формы накладной . предоставляет возможность точно определить содержание правоотношений и права его участников...»^, с. 130].
Можно сказать, что заключенным договор перевозки груза считается в момент, когда перевозчик осуществил прием груза для перевозки и выдал грузовую квитанцию грузоотправителю под роспись в дорожной ведомости. На наш взгляд, грузовую квитанцию сложно назвать формой договора перевозки груза. Таким же образом законодателем определяется правовая роль накладной и квитанции, о чем говорит ст. 67 КВВТ РФ. Говоря о дорожной ведомости, можно указать ее в качестве внутреннего документа, которым пользуется перевозчик. Так, в корешке ведомости грузоотправителем ставится подпись при получении грузовой квитанции. Получателем ставится подпись при его получении в подтверждение выполнения перевозчиком своего обязательства по договору перевозки груза. На основании ст. 160 КВВТ РФ, при прибытии груза с недостачей, порчей и повреждением, перевозчиком составляется коммерческий акт, т.е. запись грузополучателем в дорожной ведомости, что груз частично утрачен, поврежден, который сам по себе не имеет доказательственного значения.
В содержание договора перевозки груза включены права и обязанности его сторон. Кроме прав и обязанностей грузоотправителя и перевозчика сюда включены и права и обязанности третьего лица, который не участвует в заключении договора, т. е. грузополучателя. При этом обязательства по окончательному расчету за перевозку груза, все дополнительные услуги по перевозке груза, возлагаются не на грузоотправителя, а на грузополучателя после прибытия груза в пункт назначения, до момента его выдачи [4, с. 187].
Таким образом, даже несмотря на законодательное урегулирование вопросов о предпосылках и порядке
заключения договора, перевозка груза считается дискуссионной и противоречивой и в настоящее время. Это, прежде всего, связывают с разграничением двух понятий «услуга» и «работа». А.Ю. Кабалкиным было найдено следующее соотношение между «услугой» и «работой»: «в качестве объекта гражданско-правовых обязательств «услуга» может быть рассмотрена лишь тогда, когда она выражается в какой-либо «работе», а «работа» - когда она представлена в форме оказания «услуги»[8, с. 7]. Также, Р.В. Николишиным в диссертационной работе «Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере перевозки грузов» было указано на то, что как объект договора перевозки грузов следует необходимо рассматривать комплекс работ и услуг [11, с. 6]. Соответственно, если по договору подряда в качестве результатов будут рассматриваться действия, то в процессе перевозки не создается никаких новых результатов, «груз не исчезает и не изменяется его форма (при надлежащем исполнении обязательств, предусмотренных договором)» [5, с. 7], то есть их действия и результаты не могут быть отделены от самой деятельности и использоваться в процессе этой деятельности, поэтому они рассматриваются как услуга [10, с. 9].
Однако с таким аргументом не во всех случаях согласны сторонники такой же точки зрения, которые указывают, что в договоре услуг может быть указание на результат, имеющий значение как результат совершенных действий, находящихся вне договора.
Таким образом, заключение договора перевозки груза всегда будет сопровождаться наличием следующих элементов:
- цели перевозки грузов, направленной на доставку груза в иное место (то есть должен быть факт перемещения груза в пространстве), и выдаче его четко определенному лицу;
- результата перевозки груза, то есть изменения его местонахождения и доставки его определенному лицу;
- перевозки груза как выполненной работы, которая помогает достичь определенного результата;
- выполнения работы без недостатков доставка надлежащего груза, в надлежащем качестве.
Список литературы:
1. Аллахвердов М.А., Савичев Г.П. Договоры о перевозках грузов. М., 1967. С. 104.
2. Астановский Г.Б., Смирнов В.Т. Контейнерные перевозки на железнодорожном транспорте. М., 1976. С. 18.
3. Витрянский В.В. Договор перевозки. М., 2001. С. 394.
4. Гречуха В.Н. Транспортное право России: учеб. для магистров. М., 2012. С. 286.
5. Дутов И.С., Дутова Н.В.Договор перевозки груза // Закон. 2003. №7. С. 37; Комментарий к Уставу железных дорог СССР/ Под ред. Астановского Г.Б.М., Юридическая литература. 1971. С. 7.
6. Егиазаров В.А. Правовое регулирование перевозок грузов в контейнерах в СССР. Автореф. Дисс. канд. юрид. Наук. М., 1975. С. 7
7. Калпин А.Г. Гражданское право: Учебник. Ч. I. / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М.: Юностъ, 2000. С. 181.
8. Кабалкин А.Ю. Услуги в системе отношений, регулируемых гражданским правом // Сборник статей «Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование» под ред. Суханова Е.А., Санниковой Л.В. М., Инфотропик Медия. 2011. С. 7.
9. Лончакова Ю.А. Договор автомобильной перевозки грузов в системе транспортных договоров: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 62.
10. Нарозников Н.К. К вопросу о правовой квалификации перевозки // Законы России. 2009. № 8. С. 9.
11. Николишин Р.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере перевозки грузов железнодорожным транспортом: Автореф.. канд. юрид. наук. М., 2008. С. 6.
12. Тарасов М.А. Договор перевозки грузов по советскому гражданскому праву. Ростов-на-Дону. 1954. С. 130.
13. Ходунов М.Е. Правовое регулирование деятельности транспорта. М., 1965. С. 58.
14. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1991. С. 444.
Рецензия
на научную статью кандидата юридических наук Старо-сельцевой М.М., кандидата юридических наук Тищенко И.В. кандидата юридических наук Колесовой Т.С., кандидата юридических наук Бурловой Ю.А. на тему: «Заключение договора перевозки грузов: предпосылки, порядок и правовое значение»
Научная статья посвящена актуальной проблеме - заключению договора перевозки груза. В современных условиях реформирования гражданского и гражданско-процессуального, а также арбитражного законодательства и имеет важное теоретическое и прикладное значение.
Отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта транспортная организация и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых. Отношения в сфере перевозок грузов осуществляется на основании соответствующего договора. Сами условия перевозки грузов, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяется соглашением сторон, если ГК, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Среди особенностей правового регулирования отношений, возникающих в сфере перевозки можно выделит и существенные, присущие ответственности за нарушение обязательств в данной сфере. Ответственность в сфере перевозок отдельными видами транспорта включает некоторые не свойственные гражданско-правовому регулированию меры.
В статье авторы анализируют вопросы предпосылок и порядка заключения договора перевозки груза. Также авторами проанализированы аспекты возможных проблем и перспектив их разрешения на современном этапе развития законодательства.
Проведенное исследование содержит целый ряд идей, положений и выводов, имеющих большое теоретическое значение. Статья написана последовательно и юридически грамотно.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что научная статья Старосельцевой М.М., Тищенко И.В., Колесовой Т.С., Бурловой Ю.А. на тему: «Заключение договора перевозки грузов: предпосылки, порядок и правовое значение» в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к подобного вида работам. Она представляет собой завершенное исследование актуальной проблемы юридической науки, имеет существенную научную значимость, содержит совокупность новых научных положений и может быть рекомендована к опубликованию.
Рецензент: Профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин БелЮИ МВД России имени И.Д. Путилина, доктор юридических наук, доцент В.Ю.Туранин
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80,08%