УДК 740
ЗАИМСТВОВАНИЯ ИЗ МИФОЛОГИИ И ХРИСТИАНСКИЕ СИМВОЛЫ В СКАЗКЕ «ЛЕВ, КОЛДУНЬЯ И ПЛАТЯНОЙ ШКАФ» BORROWING FROM MYTHOLOGY AND CHRISTIAN SYMBOLS IN THE STORY "THE LION, THE WITCH AND THE
WARDROBE"
Даглдиян А. С.
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Dagldiyan A.S.
South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential
Academy of
National Economy and Public Administration
Аннотация: Статья посвящена сказке «Лев, колдунья и платяной шкаф». Показано, что эта книга несет в себе глубокий философский смысл и отвечает на многочисленные вечные вопросы. Так же, сказка содержит много намёков на христианские идеи в доступном для юных читателей виде.
Ключевые слова: Сказка, миф, добро, зло, выбор.
Annotation: Article is devoted to the fairy tale "The Lion, the Witch and the Wardrobe." It is shown that this book has a deep philosophical meaning and answers numerous eternal questions. Just tale contains many allusions to Christian ideas accessible to young readers form.
Key words: Fairy tale, myth, good, evil, choice.
«Лев, колдунья и платяной шкаф» - первая книга серии «Хроники Нарнии», выпущенная в 1950 году. Автор - английский писатель, Клайв Стейплз Льюис. В них рассказывается о приключениях детей в волшебной стране под названием Нарния, где животные могут разговаривать, магия никого не удивляет, а добро борется со злом. «Хроники Нарнии» содержат много намёков на христианские идеи в доступном для юных читателей виде.
Для создания своего мира Льюис обращается к древневосточной, античной, германо-скандинавской, славянской, средневековой европейской, христианской традициям.
«Лев, Колдунья и Платяной шкаф» повествует о четырёх детях Пэвэнси - Питере, Сьюзен, Эдмунде и Люси. Их отправляют к другу семьи профессору Дигори Керку из-за бомбёжек Лондона. Во время игры в прятки Люси прячется в Платяном шкафу, через который попадает в Нарнию, где знакомится с фавном Тумнусом. Фавн взят из римской мифологии. Верховный фавн - бог лесов, полей, пастбищ, животных. Он ей рассказывает, что Нарния находится под властью злой Белой Колдуньи. Вернувшись к братьям и сестре, Люси рассказывает, где была, однако они ей не верят. Позже она во второй раз попадает в Нарнию. За ней идет следом Эдмунд. Однако он встречает Белую Колдунью и её слугу -Могрима. Слуга Белой колдуньи волк Могрим восходит к скандинавскому Фенриру - громадному волку, сыну бога Локи и великанши Ангрбоды. Легенда повествует, что пока Фенрир был маленьким, боги держали его у себя. Боги решили посадить Фенрира на цепь, но тот вырос таким сильным, что рвал любые цепи, которые надевали на него под предлогом испытания его силы. Тогда карлики-цверги по просьбе богов сделали волшебную цепь из звука кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, медвежьих жил, рыбьего дыхания и птичьей слюны. Цепь получилась тонкой и легкой. Волчонок не сумел порвать цепь и остался сидеть на ней.
По пророчеству, перед концом мира он сорвется с цепи. Колдунья угощает Эдмунда заколдованным Рахат-Лукумом и подчиняет мальчика себе. Она приказывает ему привести всех четырех детей ей в замок. Позже все четверо детей попадают в Нарнию, обнаруживают, что Тумнуса забрала полиция (это Эдмунд повторил колдунье рассказ Люси и тем самым выдал фавна). Детей встречает мистер Бобр и рассказывает о том, что Аслан уже в пути, а значит, начинает сбываться древнее пророчество о том, что придет Аслан, кончится Долгая зима и четыре человека станут правителями Нарнии. Долгая зима позаимствована из скандинавской мифологии, в которой существует «Фимбулвинтер», которая предшествует концу мира. Во время рассказа Эдмунд сбегает и направляется к замку Белой Колдуньи. А Питер, Сьюзен, Люси и Бобры отправляются к Аслану. По дороге их встречает Санта-Клаус и вручает им подарки, которые должны им помочь: Питеру — меч и щит, Сьюзен лук, стрелы и рог, Люси — кинжал и волшебное снадобье, капля которого излечивает от любой болезни и любых ран. Дети встречаются с Асланом у Каменного Стола, средоточия магии в Нарнии и с его помощью вызволяют Эдмунда из плена Белой Колдуньи. Аслан посвящает Питера и Эдмунда в рыцари и нарнийцы начинают готовиться к битве. Но Джадис желает забрать душу предателя Эдмунда себе по Законам Древней Магии. Аслан и колдунья вступают в переговоры, и предатель оказывается спасён. Никто, кроме Люси и Сьюзен так и не узнал, что Великий Лев был убит за предателя Эдмунда на Каменном Столе воскрес по Законам «Ещё более Древней Магии». Аслан и девочки появляются только в конце битвы, но именно они приносят победу и укрепляют боевой дух воинов. Люси излечивает волшебным эликсиром тяжело раненных воинов и своего брата, который окончательно исцеляется не только от ран, но и от своих дурных наклонностей, которые как мы узнаём, он перенял у «мальчишек из плохой компании». Дети остаются в Нарнии и становятся её королями и
королевами - Питером Великолепным, Эдмундом Справедливым, Сьюзен Великодушной и Люси Отважной. Они забывают о мире, из которого пришли, но однажды уже взрослые братья и сёстры устраивают охоту за белым оленем, исполняющим желания, и случайно натыкаются на нарнийский фонарь и дверцу платяного шкафа. Влекомые оленем, Пэвенси пробираются сквозь еловую чащу и попадают в ту самую комнату и в тот самый момент, с которого начиналось их путешествие.
Основным источником создания произведения для Льюиса стало, конечно, Евангелие. Недаром его книгу иногда называют детским христианским катехизисом.
Льюис пишет о "царственном и миролюбивом и в то же время печальном" взгляде Аслана, что он был "добрый и грозный" одновременно. Золотистое сияние гривы Аслана, о котором постоянно упоминает автор, ассоциируется с золотом нимба. В Нарнии именем Аслана клянутся, герои произносят: "Во имя Аслана", "Асланом тебя прошу", а отшельник даже восклицает "Аслане милостивый!" Из следа Аслана берет начало ручеек, что напоминает многочисленные средневековые легенды об истечении источников. Великий Лев своей песней создает Нарнию и дает ее жителям основную заповедь: "И все любите друг друга". Он определяет, что Нарнией могут управлять только сыновья Адама и дочери Евы. Все это является перифразом соответствующих строк Книги Бытия (Быт. 1, 2627). Заповеди, которые дает Аслан нарнийцам, идут от заповедей Моисея и Нагорной проповеди. Аслан требует от жителей своей страны любви, смирения и покаяния. Он осуждает любую попытку переложить свою вину на кого-то другого.
Поведение Аслана имеет чёткие параллели с евангельским образом Христа. Великий Лев никому не навязывается, не старается понравиться, его поступки зачастую выходят за рамки справедливости в обычном понимании этого слова. Аслан испытывает героев сверх необходимости,
сознательно провоцируя их. Особенно строг он с Люси, которая на первый взгляд кажется нам его любимицей. Он сурово восклицает: «Сколько же ещё раненых должно погибнуть из-за тебя?!», когда Люси с тревогой смотрит в лицо едва живому брату, после того как она исцелила его чудесным эликсиром. Аслан прощает Эдмунду предательство, ни разу не упрекнув его, но с удовольствием слушает покаяния Питера и Сьюзен, виновных в куда меньших проступках. Читатель, знакомый с христианством, непременно вспомнит евангельское «...и от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Аслан не торопится спасать Нарнию, оставив её на сто лет во власти Белой Колдуньи, он никогда никого не хвалит и не делает комплиментов, никогда не выражает свою любовь к своему народу каким-то широким, понятным абсолютно каждому жестом. Одно из немногих свидетельств его любви к своему творению, подвиг самопожертвования, становится известным Сьюзен и Люси как бы случайно. Но величие Аслана становятся мощным отстраняющим фактором - дети ни одной секунды не видят в нём обычного льва, которого можно было бы в чём-то укорить. Даже его беззащитная голова, лишённая густой гривы, кажется девочкам красивой после нескольких мгновений жалости и ужаса. Герои Льюиса мучаются сомнениями в выборе правильного пути - внешность зачастую оказывается обманчива, и далеко не все поступки можно однозначно оценить, но Аслан редко помогает героям разрешить эти вопросы. Он вообще появляется на страницах книги нечасто, не всегда показывается в своем истинном облике и предпочитает говорить загадками, как и Сын Божий. Ибо только избранные могут услышать Слово Божье: "Ваши же блаженны очи, что видят, и уши, что слышат" (Мф. 13, 16).
Герои Льюиса в конце концов совершают правильный выбор. Но если человек сам не желает видеть истины, если он запер себя в темнице
своего воображения, то никто, даже Бог, не в силах ему помочь. "Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули" (Мф. 13, 15). Увидеть чудо по Льюису невозможно, сначала не поверив в него. Более того, даже попасть в Нарнию вооружившись земной логикой и запланировав заранее, невозможно.
Льюис оказывается не только ортодоксальным христианином, но и в остальном остаётся консерватором: он осуждает новые школы, в которых не изучают классическую философию, Закон Божий и хорошие манеры. Свои возмущения по данному поводу автор вкладываетв уста профессора Дигори Керка: «И чему только учат в нынешних школах....».
Список литературы:
1. К. С. Льюис, «Хроники Нарнии», М.: Стрекоза-Пресс, 2006.
2. Большакова О. Хроники Льюиса. Газета «Новый Завет», 2004, №
08
3. Дашевский Г. Клайв Стейплз Льюис. Журнал «Weekend» , 2008. № 18 (64).
4. Карпентер Х. Джон Р. Р. Толкин - биография. Пер. с англ. А. Хромовой под ред. С. Лихачевой. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
5. Курий С. Льюис, Нарния и распятый Лев. Журнал «Время Z», 2006, № 02.
6. Кошелев С. Клайв Стейплз Льюис и его «Страна чудес». Предисловие к книге «Хроники Нарнии» Льюис К. С.; Пер. с англ. - М.: СП " Космополис", 1991.
7. Кротов Я. Вступительная статья к романам К. С. Льюиса «За пределами безмолвной планеты» и «Пепеландра». Клайв Стейплз Льюис. Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. За пределы безмолвной планеты. Пепеландра. Фонд имени Александра Меня, Библия для всех, 2003.