Научная статья на тему 'Анализирование иллюстраций на примере эпопеи Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии»'

Анализирование иллюстраций на примере эпопеи Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1217
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖНИК-ИЛЛЮСТРАТОР / ЧЕРНО-БЕЛЫЕ И ЦВЕТНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ / ОБЛОЖКА / "ХРОНИКИ НАРНИИ" / ЛИНОГРАВЮРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Барбашова Наталия Александровна

Иллюстрирование художественной литературы на примере эпопеи Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализирование иллюстраций на примере эпопеи Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии»»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 7.072

Барбашова Наталия Александровна

студентка 4 курса Государственного автономного образовательного учреждения высшего

образования города Москвы «Московского городского педагогического университета»

Института культуры и искусств г. Москва, РФ E-mail: [email protected]

АНАЛИЗИРОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ЭПОПЕИ КЛАЙВА СТЕЙПЛЗА ЛЬЮИСА «ХРОНИКИ НАРНИИ»

Аннотация

Иллюстрирование художественной литературы на примере эпопеи Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии».

Ключевые слова

Художник-иллюстратор, черно-белые и цветные иллюстрации, обложка, «Хроники Нарнии», линогравюра.

Художественная литература, на протяжении всей истории своего развития, являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития человека, формирования личности.

Однако при определении путей приобщения обучающихся к литературным произведениям, совершенно упускается тот момент, что восприятие и осознание читаемого происходит не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций к произведениям. Больше всех уделял внимание этому вопросу К.Д. Ушинский, написавший так много о положительном значении иллюстрации в обучении [3].

Д.М. Шмаринов писал: «Иллюстрирование художественной литературы - это тонкое и сложное искусство. Художник-иллюстратор должен обладать высокой культурой, развитым чувством фантазии, душевным богатством и большим запасом жизненных впечатлений, чтобы воссоздать высокие образы классической литературы [4].

Книжная иллюстрация переводит образ литературы на язык графики или живописи.

Издавна источником творчества многих художников были литературные произведения. Так, в Древней Греции мастера расписной керамики использовали образы Гомера.

Искусство иллюстрации возникло в Китае в VII веке и развилось в Европе и Америке в XVIII - XX веках. В России иллюстрации к художественным произведениям появились в XVIII веке.

Поначалу иллюстрации чаще всего были гравюрами и носили чисто декоративный характер. XIX век называют «золотым веком» искусства иллюстрации. В это время создаются шедевры этого вида искусства: серии иллюстраций Г. Доре к роману «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле и "Приключениям барона Мюнхгаузена" Э. Распе.

В истории русской иллюстрации важную роль сыграли А.А. Агин, П.А. Федотов, Г.Г. Гагарин. Гениальный художник А.А. Иванов серией библейских эскизов много сделал для развития искусства иллюстрации. Он обратил внимание на необходимость тщательного изучения эпохи и стилистических особенностей текста [1].

Термин «иллюстрация», в переводе с латинского, означает «освещать, проливать свет, объяснять» [3].

Сидоров А.А. пишет, что иллюстрация — это выявление средствами изобразительного искусства того образного содержания, которое посредством слова проявляется в литературе [5].

Нам представляется, что иллюстрация - это изображение, которое поясняет или дополняет основной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

текст, помещенный на страницах издания. Иллюстрации не только украшают книгу, но и обогащают ее декоративный строй.

Художник-иллюстратор выступает и как творец, и как соавтор писателя, он отражает в своих рисунках мир литературного произведения и дает трактовку, то есть зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов.

По методу отображения действительности иллюстрации делятся на художественно-образные и научно-познавательные.

Художественно-образные иллюстрации создаются в основном к литературно-художественным изданиям в целях усиления общего впечатления от литературного произведения с помощью зрительных образов [6]. Здесь не пассивное повторение сюжета, а творческая переработка и интерпретация его книжным графиком. Достоверность и ценность подобных иллюстраций заключается не столько в точном отражении эпохи, во время которой происходят описываемые в произведении события, сколько в верной передаче сути раскрываемого автором конфликта [3].

Научно-познавательные иллюстрации представляют собой изображения предметов и явлений живой или неживой природы, человека, результатов человеческой деятельности, логических и математических отношений. Целью познания будет тот или иной предмет, та или иная научная истина. Научно-познавательные иллюстрации служат средством постижения окружающего мира, поэтому от них требуется безукоризненная точность, максимальное приближение к оригиналу. Для таких иллюстраций важной становится не эмоциональная и художественная, а научная достоверность.

В свою очередь научно-познавательные иллюстрации как средства информации делятся на: иллюстрации, имеющие «безусловный» предметный характер (рисунок, фотография); иллюстрации, имеющие условный характер (чертеж, схемы творческого и технического характера, карта) и иллюстрации, имеющие отвлеченный характер (график, математический чертеж).

По способу подготовки иллюстрации могут быть: оригинальными (специально созданными для данного издания); заимствованными (взятыми из других изданий) и документальными (исторически значимыми изображениями, воспроизводимыми, как исторический документ, без переработки) [6].

Иллюстрировать классическую художественную литературу весьма сложно. Иллюстрация к таким произведениям должна выполнять следующие задачи: помочь читателю ориентироваться в соответствующей эпохе и дополнять сюжет автора теми отдельными историческими и бытовыми деталями, которые писателю не всегда легко по ходу развития действия особо выделять (например, подробное описание внешности героя, костюма, обстановки и др.). Иногда может показаться, что лучшими иллюстрациями к произведениям классиков будут те, которые созданы их современниками или художниками, наиболее близкими к их времени. Практика иллюстрирования классической литературы художниками нашего времени даёт примеры более совершенных иллюстраций по их идейно-художественным качествам. Новое время рождает новое понимание и трактовку формы. Современный читатель требует от художников впечатляющих, современных образов.

Каждая книга имеет своего адресата. Подготовка её текста и иллюстраций проходит при учёте той группы читателей, которой она предназначена. Группа читателей характеризуется их подготовленностью к чтению. Недооценка или переоценка подготовленности читателя при издании иллюстрированных книг приносит вред литературному тексту [9].

Всех читателей можно разделить на три группы: дети, юношество и взрослые. Специфика литературы и иллюстраций для каждой группы читателей выражается в подборе соответствующей тематики и стиля изложения. Возраст читателя, так или иначе, свидетельствует о границах познания мира, запасе слов, психологическом складе и чувстве прекрасного. Если сравнивать детей и взрослых в восприятии текста и иллюстраций книг, можно отметить, что у детей более сильно развито наглядно-образное мышление, а у взрослых, кроме этого, развито мышление понятийное, логическое. Недосказанность в рисунках, лаконизм в применении выразительных средств, рассчитанные обычно на дополнительное воображение читателя, могут быть лишь в тех книгах, которые предназначаются для людей с соответствующей подготовкой и опытом [3].

Прежде, чем приступить к анализу иллюстраций к эпопее Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии», следует остановиться на истории создания данного произведения.

Клайв Стейплз Льюис (или Джек, как называли его друзья) был уже признанным автором серьезных литературных и религиозных произведений. Как холостяк, он мало общался с детьми и никогда не думал писать книги для юных читателей. Но во время Второй Мировой войны, когда детей эвакуировали из Лондона, четверых поселили в доме писателя [7].

Удивленный тем насколько мало воображаемых образов у его гостей, он решил написать историю о четырех ребятах - Энн, Мартине, Розе и Питере, которых вывезли из Лондона из-за воздушных налетов, и поселили в доме очень старого профессора, который один жил в деревне [11].

Всё использовалось для создания Нарнии, даже воспоминания из собственного детства о том, как он и его брат Уорен прятались в шкафу, сделанном их дедом, и в темноте рассказывали друг другу истории [7]. Некоторые из образов Джека взяты из книг.

«Хроники Нарнии» состоят из семи частей, написанных с 1950 по 1956 годы. Самая популярная повесть - «Лев, Колдунья и платяной шкаф» (1950г.). Читая книгу, станет ясно, почему волшебную Нарнию, страну вечного лета и благоденствия, сковал холодный лёд, а от поступков обыкновенных мальчиков и девочек зависят судьбы всех обитателей страны [10]. «Хроники Нарнии» пленили несколько поколений читателей: и молодых, и старых.

Повести много раз переиздавались, чаще всего с иллюстрациями Паулина Бейнс, которая смогла прекрасно нарисовать именно те образы, которые появились в голове Льюиса.

Рисунок 1 - Иллюстрации Паулины Бэйнс к книге Клайва С. Льюиса «Хроники Нарнии»

Обложка, выполненная Паулиной Бэйнс в 1991 году, очень интересна по композиции. Художница не боится сложных ракурсов. Она пытается играть и с планами. На каждой обложке помимо героев мы видим прекрасные пейзажи. Работы очень детальные, однако, есть некоторая доля обобщения и стилизации. В самой книге черно-белые иллюстрации, а обложку Паулина Бэйнс решила выполнить в цвете.

Рисунок 2 - Иллюстрация Паулины Бэйнс к повести Клайва С. Льюиса «Лев, Колдунья и платяной шкаф» (обложка, 1991г.)

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

На мой взгляд, от этого обложка только проиграла. В черно-белых иллюстрациях есть явное разделение на свет и тень, герои более проработаны, у каждого есть свой характер, они живые. Основная ошибка в работе с цветом на обложке - использование одного тона. И передний, и задний планы одинаковы по тону, это не позволяет выделить главное, и картинка смотрится плоской.

Возможно, Паулина Бэйнс думала, что цветная обложка выделит книгу из ряда других в книжном магазине и привлечет читателя. Однако, черно-белая обложка смотрелась бы куда лучше! На обложке выделено место, черная рамка с белым фоном, для названия книги и автора, она повторяется на протяжении всей серии книг «Хроники Нарнии». Хоть это и не столь оригинально, но зато наличие рамки с названием книги и автора позволяет объединить все книги в серию, так как есть повторяющийся элемент во всех обложках (рамка).

Долгое время книги «Хроники Нарнии» печатались с иллюстрациями Паулины Бэйнс, некоторые изменения претерпевала только обложка. Как дизайнеры её только не изменяли.

kjl.lli* I 'l4lll.l l

ЛЬЮИС

милтдмютммл juiimmvu

ХРОНИКИ НАРНИИ

Рисунок 3 - Иллюстрация Паулины Бэйнс к книге Клайва С. Льюиса «Хроники Нарнии» (обложка, 2004г.)

В обложке 2004 года изменили фон, добавили две полосы орнамента, фамилию автора сделали крупнее названия, что вносит путаницу. Название книги «Хроники Нарнии» поставили ниже, чем надпись «Классики мировой литературы». Зачем, почему, что хотел сказать этим дизайнер? Есть определенные правила в оформлении стандартной обложки: фио автора обычно находится выше названия книги, а название крупнее, чтобы привлечь внимание читателя первым. Возьмите почти любую книгу и проследите, что в начале бросается в глаза? Название, а потом только автор. Это стандарт, так бывает чаще всего и это удобно, люди привыкли, незачем переучивать и прививать новые неудобные формы считывания информации. Даже в самых дизайнерских книгах, где не соблюдается стандарт, есть уважение к читателю, ибо все, что делает дизайнер должно быть функционально, не только красиво, но и предельно ясно. Из всего выше сказанного, следует, что обложка 2004 года явно была выполнена неумелым дизайнером, человеком, который хотел сделать красиво, а не ясно, в итоге все запутал.

Рисунок 4 - Иллюстрация к книге Клайва С. Льюиса «Хроники Нарнии» (обложка, 2005г.)

Попытка изменить обложку в 2005 году была более удачной. В ней есть явная отсылка к премьере фильма «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и волшебный шкаф» (США, 2005год). Выравнивание текста не совсем ясно. Автор - выравнивание текста по правому краю, название - выравнивание текста по левому краю, а отсылка к фильму у нижнего края обложки по центру. К чему такая пляска? Если выравнивать все по центру, тогда название и автор закроют часть изображения, а этого явно пытался избежать дизайнер обложки, и был прав. Выравнивание по правому краю не приветствуется, затрудняется чтение из-за «рваного края». Остается последний вариант - выравнивание текста по левому краю со сдвигом вправо (как дизайнер и сделал в названии, осталось также и с фамилией и инициалами автора). Отсылка к фильму немного смущает своей масштабностью (крупнее названия), однако это понятно, так как популярность фильма может привести к продажам книг, по которым был снят фильм, и эта отсылка, лишней раз, напомнит покупателю об отличном фильме, и читатель приобретет именно эту книгу. По композиции изображение самое простое, есть главный герой и второстепенный размытый план. Сдержанная цветовая палитра. Здесь тона разные, за счет этого создается объем. В целом обложка в 2005 году удачная, жаль только, что она отражает не наполненность книги иллюстрациями Паулины Бэйнс, а служит отсылкой к фильму.

Сняли продолжение фильма, «Хроники Нарнии 2: Принц Каспиан» (США, 2008 год), появилась новая обложка, все взаимосвязано. Московское издательство «Стрекоза» при поддержке продюсерской компании с уставной деятельностью, связанной с производством, прокатом и показом фильмов «Контакт Медиа Груп», в 2008 году осуществляет выпуск нового издания «Хроники Нарнии», в которое неизменно вошли рисунки Паулины Бэйнс. На обложке изображены актёры, снявшиеся в кинофильме «Хроники Нарнии».

Рисунок 5 - Иллюстрация к книге Клайва С. Льюиса «Хроники Нарнии» (обложка, 2008г.)

Контрастная обложка, явная диагональ делит все пространство на две части. Разные тона, ограниченная цветовая палитра. Такая обложка привлечет покупателя. Немного смущает нагромождение героев и текста поверх них. Оригинальный шрифт используется для названия, это явный плюс, красивы и функциональны название и отсылка к фильму (два в одном).

В 2010 году появились книги с новыми обложками, исполненными Паулиной Бэйнс. Это была серия хроник, состоящая из семи повестей, а также одна книга, включающая в себя сразу все повести. Издательство «Эксмо», город Москва.

ДЕВ, КОЛДУНЬЯ И ПЛАТЯ11011 ШКАФ

Рисунок 6 - Иллюстрация Паулины Бэйнс к книге Клайва С. Льюиса «Лев, Колдунья и платяной шкаф» (обложка, 2010г.)

Обложка, выполненная в 2010 году, очень интересна по композиции. Художница не боится сложных ракурсов. Герои более проработаны, чем в обложках 1991года. Есть доля обобщения и стилизации. На обложке выделено место, рамка с цветным фоном, для названия книги и автора, она повторяется на протяжении всей серии книг «Хроники Нарнии». Хоть это и не столь оригинально, но, зато, наличие рамки с названием книги и автора позволяет объединить все книги в серию, так как есть повторяющийся элемент во всех обложках (рамка). Орнамент по краям книги, на мой взгляд, становится лишним.

Рисунок 7 - Иллюстрация Паулины Бэйнс к книге Клайва С. Льюиса «Хроники Нарнии» (обложка, 2010г.)

А книга, включающая в себя сразу все повести имеет дорогой переплет, чересчур яркий малиновый цвет, еще и золота добавили, это китч. Но без картинки здесь не обошлось - черно-белая иллюстрация Паулины Бэйнс. Использовался оригинальный шрифт для написания фамилии и инициалов автора, а также названия книги. Ореол из блесток, чтобы отделить текст от всей полиграфической роскоши.

В 2010 году Издательский Совет Русской Православной Церкви допустил к изданию повести из эпопеи «Хроники Нарнии» с иллюстрациями на обложке художника Клиффа Нильсена, иллюстрации были оставлены прежние, сделанные Паулиной [8].

К-С-ЛьЮщ-

яяЛШШ

Последняя

. ЫГГВЛ

Рисунок 8 - Иллюстрация Клиффа Нильсена к книге Клайва С. Льюиса «Хроники Нарнии» (обложка, 2010г.)

Первое впечатление от увиденной обложки - это несоответствие меланхоличного фиолетового цвета содержанию произведения. Вверху обложки мы видим пляшущие буквы в фио автора. А, главное, зачем на обложке рельсы и почему на них поставили шкаф? Художник устроил полифонию красок и образов, а, в итоге, получилась неясность дизайна обложки. Зритель видит здесь множество деталей, не связанных между собой. Видимо, художник хотел изобразить современную компьютерную иллюстрацию.

ЬПГШМЛИНМ'Ы

Рисунок 9 - Иллюстрация Паулины Бэйнс к книге Клайва С. Льюиса «Хроники Нарнии. Начало истории» (обложка, 2011г.)

В 2011 году снова была переиздана книга Клайва С. Льюиса «Хроники Нарнии». Она состояла из двух томов. Первый том включал в себя четыре повести и имел название «Начало истории». Второй, в свою очередь, включал последние три повести и назывался «Последняя битва». Иллюстратором повестей, изданных «Эксмо», по-прежнему была Паулина Бэйнс.

В оформлении обложки используются цветные иллюстрации Паулины Бэйнс, дополненные золотым орнаментом. Его здесь очень много, и эти узоры привлекают излишнее внимание. Названию явно места не хватило, и фамилию автора опустили в самый низ обложки, практически под обрез. Дизайн книги должен дополнять, соподчинять, выделять основное, а не мешать, путать и вытеснять главное (название, фио автора, картинку) второстепенным (например, орнаментом). Орнамент утомляет глаза читателей и не передает важную информации (фио автора и название), а значит столь рьяное использование на обложке узоров ничем не оправдано.

Через год, то есть в 2013 году, снова были переизданы повести, аналогично 2011 году. Иллюстрации на обложках и внутренние иллюстрации Паулины Бэйнс. Издательство прежнее «Эксмо».

Рисунок 10 - Иллюстрация Паулины Бэйнс к книге Клайва С. Льюиса «Хроники Нарнии. Начало истории» (обложка, 2013г.)

В оформлении обложки, аналогично обложке «Хроники Нарнии. Начало истории» 2011года, используется цветная иллюстрация Паулины Бэйнс и дополняется золотым орнаментом. Только здесь художник выделяет главное - изображение, а не орнамент. Названию и автору отводит место в раме, не оригинально, зато хорошо читаемо. Все четко и ясно, узоры не мешают читать название книги, рассматривать иллюстрацию, а лишь дополняют ее. Для каждой повести из «Хроники Нарнии» свой цвет книги, однако, серия смотрится цельно благодаря оформлению.

В 2014 году произошли изменения в оформлении двух томов книги «Хроники Нарнии». Издательство «Эксмо» оставило внутренние иллюстрации Паулины Бэйнс, а на обложках внёс свои коррективы, к прежнему оформлению, художник А.Г. Воробьёв.

Калкв Сч Лыоис ХРОНИКИ ПАРИ ИИ

• 11ЛЧ/МОИСЛЖ4И

Рисунок 11 - Иллюстрация А.Г. Воробьева с элементом рисунка Паулины Бэйнс к книге Клайва С. Льюиса «Хроники Нарнии. Начало истории. Четыре повести» (обложка, 2014г.)

А.Г. Воробьев осуществил еще одну попытку изменить обложки повестей «Хроники Нарнии». Выравнивание текста по правому краю совершенно непредусмотрительно, неудобно читать «рваный край». Двоеточие после названия «Хроники Нарнии» весьма сомнительно. Рисунок белым по темному фону смотрится интересно и привлекает внимание, однако, овал с иллюстрацией Паулиной Бэйнс здесь явно лишний. На обложке «Хроники Нарнии. Начало истории. Четыре повести» пегас буквально врезался в живот героя, нарисованного белым цветом, это отрицательный момент в оформлении обложки, такого быть не должно. Для каждой повести из «Хроники Нарнии» свой цвет книги, но, при всем при этом, серия смотрится цельно, хотя и не доработана до конца.

Иллюстрации к «Хроникам Нарнии» есть у многих художников, но издательство «Эксмо», которому принадлежат права на книгу, печатает строго черно-белые иллюстрации Полины Бэйнз. Это условие наследников. На ближайшие 70 лет [2].

В целом, про иллюстрации, сделанные Паулиной Бэйнс, можно сказать, что они очень содержательные и чётко отображают написанное в повестях Клайвом Стейплзом Льюисом.

Черно-белые иллюстрации Паулины Бэйнс замечательные, что не скажешь про ее цветные работы. На черно-белых работах каждый герой индивидуален, много деталей, но они не мешают, а дополняют всю композицию. В этих работах прослеживается игра света и тени, за счет этого появляется объем. У иллюстраций «живые края», работы проникнуты светом. Когда рассматриваешь каждую работу, становится ясно, почему Клайв С. Льюис хотел, чтобы в книге были только черно-белые иллюстрации, они прекрасны, и с этим трудно спорить.

Художник-иллюстратор Виктор Запаренко тоже работал над оформлением «Хроник Нарнии». Он создал внутренние чёрно-белые иллюстрации, которые можно видеть в повести «Племянник чародея», выпущенную в свет издательством Санкт-Петербурга «Энтар» в 1993 году.

Рисунок 12 - Иллюстрация «Сотворение Нарнии» В. Запаренко к повести Клайва С. Льюиса «Племянник чародея» (1993г.)

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Черно-белые иллюстрации Виктора Степановича Запаренко, как и Паулины Бэйнс, замечательные. Каждый герой отличен от остальных, много деталей, но они не мешают, а дополняют всю композицию. В этих работах прослеживается игра света и тени, за счет этого появляется объем. Иллюстрации очень выразительные и яркие, хоть и черно-белые.

Ирина Петелина сделала несколько цветных иллюстраций к повестям Клайва С. Льюиса «Хроники Нарнии».

Рисунок 13 - Иллюстрация И. Петелиной к повести Клайва С. Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф»

Ее цветные иллюстрации просто замечательные. Каждый герой здесь индивидуален, цвет не мешает, а дополняет иллюстрации. Очень интересны ракурсы, например, на иллюстрации со шкафом, художник будто смотрит снизу на происходящее вокруг. За счет такого ракурса создается впечатление величия шкафа, какой-то необъяснимой тайны, которая в нем заключена. А на иллюстрации с колдуньей художница использует силуэт самой колдуньи на первом плане, а, на втором плане разворачивается уже само действие. На иллюстрации с фонарем художник цветом обозначает главное. На синем фоне мы видим второстепенное, а в желтом свете от фонаря два героя, между которыми происходит действие, это главное.

Кристиан Бирмингем — современный популярный британский художник и иллюстратор. Он проиллюстрировал много книг, среди которых есть и повесть Клайва С. Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф».

Рисунок 14 - Иллюстрация Кристиана Бирминга к повести Клайва С. Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф» (2014г.)

Цветные иллюстрации в данной книге мне нравятся больше всего. Кристиану Бирмингему удается показать сущность героя, его выражение, жесты. Листая книгу можно без труда понять по иллюстрациям, о чем она. Художник использует игру света и тени, сочетает цвета, ракурсы, интересные композиции, планы. Все удивительно хорошо удается художнику, вот к чему нужно стремиться!

В 1993 году Ольга Андреевна Карелина проиллюстрировала семь повестей «Хроники Нарнии», включённые в один том, несколько с сокращённым содержанием (издательство - М.: Республика).

л-н KfVIAVI (Т»Я u rviw.>niru UJKAJI

Рисунок 15 - Иллюстрация О.А. Карелиной к книге Клайва С. Льюиса «Хроники Нарнии» (1993г.)

Иллюстрации О. Карелиной очень своеобразные, черно-белая графика подкрашенная цветом. Художница сочетает реалистические рисунки с геометрическими формами, которые не могут существовать в реальности, видимо, за счет этого, создается таинственность и загадочность. Сами иллюстрации очень дробные, кроме ярко раскрашенных геометрических фигур ничего больше не видно, ни героев, ни пейзажей. Много деталей, мало сути.

Максим Сергеевич Митрофанов, известный российский художник-иллюстратор, тоже проиллюстрировал повесть «Лев, колдунья и платяной шкаф».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 16 - Иллюстрация М.С. Митрофанов и его к повестиКлайва С. Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф» (2014г.)

Мое мнение о работах М.С. Митрофанова в повести «Хроники Нарнии»: художник создает стилизованные иллюстрации. Все фигуры непропорциональны. У каждого героя, несомненно, есть свой характер, они очень яркие. Дети обожают такие книги. Все было бы хорошо, но нет «изюминки», нет того, что привлекало бы внимание читателей, все слишком просто, как у всех.

Марк Эдвардс и Крис Ханер пошли дальше других. Они создали поп-ап книгу по интерактивной хронологии «Хроники Нарнии. Из архивов последнего короля» (издательство: АСТ, 2008 г.). Там много цветных иллюстраций, разных окошечек, дверец, стрелочек. Для этой книги были взяты иллюстрации Паулины Бэйнс, а также добавлены рисунки Марка Эдвардса и Криса Ханера. Не только дети, но и взрослые читают, путешествуют и играют с объёмной книгой.

Рисунок 17 - Иллюстрация из интерактивной хронологии по мотивам книги К.С. Льюиса «Хроники Нарнии. Из архивов последнего короля» (2008г.)

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Если оценить их работу, то можно отметить, что идея сделать интерактивную хронологию по мотивам книг прекрасна, но над исполнением стоит задуматься. Не надо использовать компьютерную графику, если работа в такой технике затруднительна для художника. Большинство иллюстраций взято у Паулины Бэйнс и просто подкрашено на компьютере, но есть и оригинальные. Их стиль совершенно не соответствует книге. Иллюстрации, выполненные на компьютере, темные, в них, словно, нет жизни, даже для схем они слишком «сухи» и безжизненны.

Подводя итог выше изложенному, можно сказать, что иллюстрированная книга воздействует на человека через различные каналы восприятия, органично сочетая текст и изображение. По отношению к литературному произведению иллюстрация выполняет роль пластического средства, способствующего формированию, углублению и обновлению суждений читателя о содержании литературы. Взаимодействуя с текстом, иллюстрация развивает воображение читателя, раскрывает визуальный ряд описываемых предметов, явлений и событий.

Каждое литературное произведение - это живой организм, талантливый иллюстратор может развить его, украсить достойными иллюстрациями, представить на суд читателей.

В результате проведенного анализа иллюстраций к повестям Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии» можно сказать, что эпопея много раз переиздавалась, чаще всего с иллюстрациями Паулина Бейнс. Но были и другие художники-оформители данной эпопеи, например, Виктор Запаренко, который продолжил делать чёрно-белые рисунки. Другие иллюстраторы: Ирина Петелина, Кристиан Бирмингем, Ольга Карелина, Максим Митрофанов, Клифф Нильсен, А.Г. Воробьёв, Марк Эдвардс, Крис Ханер предлагали на суд читателю цветные картинки.

Паулина Бэйнс проиллюстрировала всю книгу «Хроники Нарнии», это не удалось сделать ни одному последующему иллюстратору, все остальные изменяли обложку или иллюстрировали одну из повестей, чаще всего вторую «Лев, Колдунья и платяной шкаф». Художница смогла запечатлить историю Нарнии и ее героев, передать их характеры, чувства, сделать чтение книги более увлекательным.

Кристиану Бирмингему удалось показать зрителям лишь одну повесть. Остальные художники тоже делали попытки, но, на мой взгляд, их результаты работы уступают иллюстраторам Паулине Бэйнс и Кристиану Бирмингему.

Подводя итог проведённому анализу иллюстраций, следует отметить, что каждый художник пытался по-своему передать содержание «Хроники Нарнии», но никто не использовал технику гравюры, поэтому мне представилась возможность проиллюстрировать данную эпопею и сделать для начала несколько черно-белых линогравюр.

Рисунок 18 - Иллюстрация Н.А. Барбашовой к книге Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии» (2016 г.)

Список использованной литературы:

1. Иллюстрации к урокам литературы. http://literatura5.narod.ru/ilustrator (дата обращения: 12.02.2016).

2. Иллюстрации к Хроникам Нарнии. http://otvet.mail.ru/question/85824487 (дата обращения: 18.02.2016).

3. Иллюстрирование художественного произведения. http://infourok.ru/illyustrirovanie (дата обращения:

05.03.2015).

4. Иллюстрирование художественной литературы. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index (дата обращения:

12.02.2016).

5. Иллюстрирование художественной литературы. http://rudocs.exdat.com/docs/index (дата обращения: 25.02.2016).

6. Иллюстрирования художественной литературы. http://yaneuch.ru/cat_101/ (дата обращения: 12.02.2016).

7. История Нарнии. http://diary.m/~chroшcs-of-Narnia...;postid=6767685 (дата обращения: 18.02.2016).

8. Книжная серия «Хроники Нарнии». http://fantlab.ru/series113 (дата обращения: 20.02.2016).

9. Козлова М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий. http://www.textfighter.org/text12/59_htm (дата обращения: 18.02.2016).

10.Работы художника М. Митрофанова. http://fantlab.ru/art1163 (дата обращения: 19.03.2016).

11.Хроники Нарнии. http://narniya.narod.ru/creation.htm (дата обращения: 25.02.2016).

© Барбашова Н.А., 2016

УДК 78.083.22«19»

Гулая Татьяна Николаевна

канд. культурологии, доцент «МГУ им. Н. П. Огарева»

г. Саранск, Мордовия, РФ Е-mail: [email protected]

«ЧЕТЫРЕ ПРЕЛЮДИИ» Н. Н. МИТИНА В РУСЛЕ НЕОРОМАНТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ XX ВЕКА

Аннотация

В статье анализируются фортепианные миниатюры современного композитора Мордовии; проводятся параллели между средствами музыкальной выразительности, привлекаемыми в различные музыкальные эпохи.

Ключевые слова

Фортепианная миниатюра, композиторы-романтики, стилизация, жанровая специфика

Традиции романтизма в музыкальном искусстве XX в. продолжают существовать в рамках неоромантического направления. Одним из примеров является частое обращение к жанру фортепианной миниатюры, характерное, как для зарубежных, так и для отечественных композиторов. Внимание к образной характерности, портретности, психологической тонкости восприятия окружающей действительности обусловило расцвет жанра прелюдии как самостоятельного произведения в творчестве С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, А. Шенберга, Р. К. Щедрина, Д. Д. Шостаковича и др.

Немалый интерес представляет использование жанра фортепианной миниатюры в профессиональной музыке композиторов Мордовии, в частности, речь идет о фортепианном цикле «Четыре прелюдии» Н. Н. Митина.

Само обращение к прелюдии предопределяет спектр выразительных и формообразующих средств, свойственных этому жанру в его романтическом толковании. Характерное для романтического метода столкновение образных антитез (комическое - трагическое, идеальное - действительное, гротескное -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.