‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 4, 2008 г.
Право
Загрязнение окружающей среды производственной сферой: правовые меры воздействия с позиции экологической безопасности
Саркисов О.Р.
Кандидат педагогических наук, доцент Академии государственного и муниципального управления при Президенте РТ
В статье рассматривается состояние окружающей среды в РФ и РТ. Приводятся примеры загрязненных территорий вследствие деятельности промышленных предприятий. Освещаются проблемы экологической безопасности, юридической ответственности за нанесенный урон руководящими субъектами-работодателя-ми, определенные в Постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ, а также эколого-экономические требования, определенные в нормативных актах. Определяются эффективные меры воздействия на негативные последствия загрязнения окружающей среды со стороны специально уполномоченных органов путем уголовного и административного воздействия. Определяется современная государственная политика Российской Федерации в области действенной системы экологической безопасности.
Научно-техническая революция XXI века стремительно увеличила воздействие человека на природу. Масштабы антропогенной деятельности приблизились к масштабам природных процессов. Если до начала XX века деятельность человека на планете носила локальный характер, то уже во второй половине она возросла до глобальной. Уже в середине шестидесятых годов ХХ века резко обострились проблемы, связанные с загрязнениями окружающей среды, нередко приводящие к острым экологическим ситуациям. В результате бурного развития промышленности в настоящее время быстро усиливается взаимное влияние промышленных регионов (объектов) независимо от государственных границ, причем антропогенное (негативное) воздействие на природу приобретает глобальный характер. В этой связи загрязнение биосферы связано с нанесением ущерба атмосферному воздуху, природным водам, почвенному покрову, лесам, животному миру. За-
грязняющие вещества поступают в биосферу с выбросами промышленности, транспорта, с бытовыми отходами производственной сферы, они отрицательно влияют на здоровье человека. Данная ситуация создает новые понятия и суждения в области загрязнения окружающей среды: региональное загрязнение биосферы, локальное загрязнение.
Региональным загрязнением окружающей среды называют загрязнение, обнаруживаемое в пределах значительных территорий, но не охватывающее всю планету. Причиной регионального загрязнения окружающей среды может стать эксплуатационное поступление загрязняющих веществ в биосферу, если оно достаточно длительно, а выбросы поступают в подвижные компоненты биосферы в атмосферу и природные воды. Переход локальных загрязнений в региональные может быть связан с расширением территорий городов, которые постепенно превращаются в гигантские мегаполисы с мно-
68
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 4, 2008 г.
Право
гомиллионным населением. Так, в США на Атлантическом побережье страны сформировался огромный урбанизированный район площадью около 150 тыс. км.м с населением 40 млн. человек (слившиеся агломерации Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона). На тихоокеанском побережье Японии сложился один из крупнейших мегаполисов за счет слияния Иокогамы, Киото, Нагои, Осаки и Кобе, в которых проживает 60 млн. человек - половина населения страны. Многомиллионные агломерации сформировались в ФРГ (Рурская область), Великоб-ретании (Большой Лондон) и других экономически развитых странах. Атмосферные выбросы большого города и объектов промышленности (оксиды углерода, серы, азота, пыль) переносятся на большие территории, создавая экологическую напряженность регионального масштаба, сбросы больших объемов сточных вод приводят к загрязнению речных бассейнов, массовое использование удобрений на прилегающих к мегаполису территориях - к загрязнению почвенного покрова и водной среды [1]. Наибольший ущерб наносят локальные загрязнения.
Загрязнения, обычно наблюдающиеся вокруг какого-либо промышленного предприятия, крупного рудника, называют локальными. Места, где находятся коммунально-бытовые и производственные объединения всегда отличаются повышенным уровнем загрязнения. В Российской Федерации в связи с загрязнением считаются неблагополучными 15 % территории страны, на которой проживает примерно 600 тыс. человек. В 180 городах России превышена предельно допустимая концентрация опасных веществ (ПДК) в воздухе и источниках питьевого водоснабжения.
В настоящее время антропогенное воздействие производственной сферы все больше и больше наносит урон природе. Ежегодный ущерб от загрязнения водоемов и атмосферного воздуха в результате деятельности производственных предприятий, осуществляющих в течение длительного времени сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, составляет половину национального дохода Российской Федерации и Республики Татарстан.
На территории Российской Федерации расположено более 26 тыс. предприятий, загрязня-
ющих окружающую среду, причем большая их часть не укладывается в предельно допустимые нормативы выброса вредных веществ (ПДВ). Среди промышленных предприятий наиболее экологически “грязными” считаются металлургические предприятия. Их доля в загрязнении окружающей среды превышает 34 %. Далее следуют предприятия энергетики, которые загрязняют окружающую среду на 27 %; доля предприятий химической промышленности составляет 19 %; нефтяной - 12 %; газовой - 7 %.
Экологи выделяют свыше 55 крупных городов, где сложилась неблагоприятная экологическая обстановка. Так, в Республике Татарстан [см. 2] хотя в последние годы и идет процесс снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, имеют место техногенные аварии. Так, в 2006 г. зафиксировано 17 аварий, приведших к загрязнению окружающей среды. Из них в 4-х случаях пострадали водные объекты (в т.ч. 2 случая произошло загрязнение как воды, так воздуха и земли), в 12-и - природные ресурсы и природные ландшафты, в 1-м - атмосферный воздух. Выявлено 4 потенциально опасных источника радиоактивного и химического загрязнения:
- Приикский регион, Александровский спиртзавод (аварийный сброс в водоем марганца, БПК5, фенола);
- НГДУ «Джалильнефть» (Альметьевский район) - загрязнен рельеф местности нефтепродуктами;
- НГДУ «Азнакаевскнефть» - загрязнен атмосферный воздух, рельеф местности пылью неорганических нефтяных отходов, хлоридами;
- ст. Лагерная (Казанское отделение Горьковской железной дороги - загрязнен рельеф местности сточными водами, сульфатами и т.д. Администрация указанных предприятий была привлечена к административной ответственности (штрафные санкции).
Чрезвычайные техногенные ситуации (ЧС) наносят значительный экологический ущерб в результате масштабного загрязнения поверхностных и подземных вод, почв, биоты, атмосферного воздуха опасными для окружающей среды веществами, а также гибели животных и растений, деградации экосистем. Много аварий связа-
69
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 4, 2008 г.
Право
но с прорывами трубопроводов. В 2006 году образовалось 10056,7 тыс. т отходов производства и потребления, в т.ч. промышленных - 1067,8, бытовых - 784,4, животноводства - 7 896,6 тыс. тонн. Основной объем промотходов приходится на Закамский, Юго-Восточный, Прикамский регион, где находятся предприятия городов Нижнекамска, Набережных Челнов, ОАО «Татнефть».
Качество окружающей среды оказывает существенное влияние на здоровье населения. По данным Государственного комитета РТ по санитарно-эпидемиологическому надзору, динамика демографических показателей в Республике Татарстан свидетельствует о снижении рождаемости при некотором снижении младенческой смертности, а также возросшем показателе общей смертности. На этом фоне отмечается естественная убыль населения ( 4,8 - в 2006 г; 3,6 - в 2000 г.; 2,5 - в 1995 г.). Наиболее высокие показатели экозависимой заболеваемости зарегистрированы в Актанышском, Альметьевском, Зеленодольском, Новошешминском, Нижнекамском районах, Казани и Набережных Челнах.
Не менее важным аспектом деятельности является вопрос дальнейшего снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух как от стационарных, так и от передвижных источников загрязнения предприятий. Так, в Республике Татарстан в 2007 году за негативное воздействие ряда ООО («Арарат», Поволжский фанерно-мебельный комбинат г. Зеленодольск, МУП «Водоконал») на окружающую среду по иску Управления по технологическому и экологическому надзору по Республике Татарстан решением Арбитражного Суда Поволжского округа от 22.01.2007 г. взыскан штраф в связи с Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 г. № 284-О. В этой связи эффективными мерами воздействия являются: управление состоянием окружающей среды (ОС), организация её охраны и рационального природопользования, что и определяет Федеральный Закон РФ « Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, ст. 13.
Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду. Органы государственной власти и местного самоуправления должны оказывать содействие всем субъектам экологопользования в реализа-70
ции их прав в области охраны окружающей среды. Для этого требуется наличие своевременной, достоверной и полноценной информации для оценки сложившейся обстановки и составления надежного прогноза её изменения. Мониторинг окружающей среды или экологический мониторинг выполняет в системе управления функции обратной связи между объектом управления окружающей среды и субъектом управления (лицом, принимающим решения) и вследствие этого играет важную роль в процессе принятия решений государственных органов, связанных с тем или иным воздействием на состояние окружающей среды.
Переход от непреднамеренного к регулируемому взаимодействию общества с окружающей средой, наблюдаемый в настоящее время в России, требует пересмотра концептуальных основ управления состоянием (ОС), создания новых экоинформационных технологий, реализующих процедуры экологического мониторинга (наблюдения, контроля, анализа ситуации и прогноза), и подготовки принятия решений. Особое значение приобретает применение математических моделей развития экологической ситуации в зависимости от изменения условий окружающей среды или параметров техногенной нагрузки с использованием информационно-аналитических и/или экспертных систем.
Функции экологического мониторинга в Республике Татарстан выполняют:
- ГУ УГМС Республики Татарстан - мониторинг атмосферного воздуха, поверхностных вод, атмосферных осадков, почв и радиационной обстановки, ведение государственного фонда данных о загрязнении ОС;
- Минэкологии и природных ресурсов Республики Татарстан - мониторинг геологической среды (в т.ч. подземных вод и геологических процессов), лесов, источников антропогенного воздействия на объекты ОС;
- территориальные органы МПР Российской Федерации по Республике Татарстан - мониторинг геологической среды (в т.ч. подземных вод и геологических процессов), лесов, водохозяйственных, систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод;
- Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 4, 2008 г.
Право
Татарстан - мониторинг и прогнозирование состояния земель;
- Минздрав Республики Татарстан и Территориальное Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Территориальное Управление Роспотребнадзора по РТ) - мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения.
Система мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их воздействия является одной из основных функциональных подсистем мониторинга. В порядке развития систем мониторинга техногенного воздействия крупных промышленных объектов Минэкологии и природных ресурсов Республики Татарстан принимает непосредственное участие в координации и технологическом контроле работ по созданию ведомственных систем мониторинга, в частности, на ТЭЦ ОАО «Татэнерго». Техногенное воздействие объектов энергетики на окружающую среду заключается, главным образом, в загрязнении атмосферного воздуха продуктами сгорания и тепловом загрязнении. Степень загрязнения воздуха в первом случае зависит от типа и качества топлива, особенности технологического процесса его горения. Реализация природоохранных мероприятий в ОАО «Татэнерго» с учетом вышеперечисленных условий позволила на протяжении последних 5 лет планомерно сокращать валовые выбросы (ЗВ) в атмосферу. Концепция непрерывного контроля промышленных выбросов (ЗВ) в атмосферу ОАО «Татэнерго» (система мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду) в составе общей системы управления технологическим процессом выработки энергии играет важную роль в части решения природоохранных задач. Специалистами ОАО «Татэнерго» при разработке мероприятий по минимизации негативного воздействия на атмосферный воздух учитывается взаимодействие всех видов выбросов (технологических и вентиляционных, высоких и низких, организованных и неорганизованных и т.д.); анализируется и принимается во внимание фон загрязнения, создаваемый автотранспортом, соседними предприятиями и
промышленными зона) с учетом перспективного роста производства; учитываются также природно-климатические особенности, атмосферные условия, рельеф и т.д.
Контроль промышленных выбросов и загрязнения атмосферного воздуха в ОАО «Татэнерго» рассматривается как основное средство. Кроме контроля, существуют и платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду. Они взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду. Они представляют собой форму возмещения экономического ущерба от воздействия, производимого в пределах установленных нормативов под контролем государства. По сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.
71
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 4, 2008 г.
Право
Существует еще один важный способ воздействия. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. закреплено понятие экологического аудита [3, с. 108-112]. В законе под экологическим аудитом понимается независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. Основной целью экологического аудита является оценка соответствия заранее установленным критериям (требованиям) проверяемой хозяйственной и иной деятельности (в том числе системы управления окружающей средой) в части воздействия на окружающую среду. Указанная цель названа дополнительной, так как не всегда является необходимой, тем более рекомендации экологического аудита зачастую носят общий характер. Для их реализации необходим целый комплекс дополнительных исследований, не входящих в рамки договора о проведении экологического аудита. Для достижения целей экологического аудита (проверки состояния хозяйственной и иной деятельности) решаются следующие задачи:
- анализ данных для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, участков загрязнения, оценки оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды;
- проверка достоверности финансовой отчетности в части отражения информации о природоохранной деятельности и экологической отчетности организации и т.д.
Таким образом, государственный контроль, мониторинговая система (наблюдение), плата за негативное загрязнение окружающей среды, экологический аудит являются важным экономико-правовым механизмом воздействия за нанесенный вред природе. Однако эти меры являются недостаточными, так как во многих случаях загрязнение окружающей среды связано с правонарушениями, которые наносят большой материальный ущерб и предусматривают уголовную и дисциплинарную ответственность.
72
Общественная опасность различных видов правонарушений измеряется не количеством конкретных фактов неправомерного поведения, тем более, что многие из них обладают высокой степенью латентности. Она оценивается, прежде всего, той угрозой для общества, которая исходит от этих правонарушений (преступлений), наносящих ущерб окружающей среде мегаполисов и здоровью людей, проживающих на территориях, подвергшихся негативной деятельности промышленных предприятий.
Кроме того, не меньшую опасность представляют собой умышленные экологические правонарушения, исходящие от конкретных субъектов в области охраны окружающей среды.
В настоящее время отмечается значительное увеличение числа нарушителей природоохранительного законодательства. Мы думаем, что связано это не только с кризисом и инфляцией. Негативную роль играет стремление отдельных работодателей в лице их должностных лиц делать как можно меньше затрат на экологические мероприятия и получать при этом как можно больше прибыли.
Анализ следственной практики позволяет выделить несколько групп деяний в сфере экологии, совершаемых должностными лицами (руководителями):
- деяния, в результате которых наносится большой ущерб окружающей среде, которые вызывают тяжелые последствия, являющиеся основанием для возбуждения уголовного дела (обычно это связано с загрязнением водоемов или атмосферного воздуха в результате использования надлежащего оборудования с его значительной перегрузкой и с нарушением технологических нормативов);
- деяния, связанные с прямым неисполнением технологических правил, пренебрежением реальными природоохранительными средствами данного объекта;
- деяния, в основе которых лежит игнорирование природоохранных правил в конкретной ситуации (отключение оборудования, залповый сброс отходов и др.);
- деяния, при которых должностные лица допустили ошибки в проектировании и разработке технологии использовало непригодное оборудование, что привело к негативным последствиям.
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 4, 2008 г.
Право
В сложившейся ситуации значительно возрастает роль юридической ответственности за экологические правонарушения как важного средства обеспечения экологического правопорядка и прав человека в этой сфере. В то же время изучение данных судебной статистики о состоянии реального применения законодательства, регламентирующего ответственность за преступные посягательства на экологическую безопасность, свидетельствует об обратном - о существенном разрыве между реальным количеством правонарушений и количеством дел, рассмотренных судами [4].
Так, за период с 1990 по 1995 гг. общее количество осужденных за преступные посягательства на экологическую безопасность увеличилось на 166 %, а с 2000 по 2007 гг. уже на 198 %. Но данное увеличение произошло за счет осужденных за незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими промыслами (на 112,8 %), за незаконную порубку леса (на 206 %). Однако за такие наиболее разрушительные по своему воздействию на природу, здоровье и саму жизнь людей преступления, как загрязнение водоемов и воздуха веществами, вредными для здоровья людей или для животных, осуждалось от 3 до 10 чел.
На наш взгляд, важнейшим условием успешного преодоления разрушительных процессов, а также экологических правонарушений в производственной сфере является применение эффективных мер воздействия [5].
Так, за экологические правонарушения (преступления) наступает ответственность, предусмотренная действующем законодательством. В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, со стороны субъектов экологопользования запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания (ч. 1 ст. 15). В ч. 2 ст. 14 УК РФ указывается, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого либо деяния, предусмотренного законом, но в силу малозначительности нанесения вреда и не представляющей большой общественной опасности личности, обществу и государству, т.е. в этом случае речь идет об административной ответственности [6]. Дейс-
твующие нормативные акты (УК РФ, административное законодательство РФ) регламентируют ответственность за общие правонарушения (преступления), наносящие ущерб жизни и здоровью человека в области экономики, эксплуатации транспорта и т.д.
Кроме того, уголовное и административное законодательство предусматривают ответственность за экологические преступления и правонарушения. Большой ущерб природной среде, как было уже отмечено, наносят выбросы и сбросы вредных веществ и отходов, загрязнение вод, земель, атмосферы, порча земли, нарушение правил охраны атмосферного воздуха. В результате подвергаются уничтожению отдельные объекты, несут ущерб целые территории, возникают препятствият сохранению и правомерному использованию земельных участков. Данные правонарушения связаны с тяжкими последствиями, существенно ухудшающими качество окружающей среды, устранение которых требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат, кроме того, они существенно наносят ущерб здоровью людей, проживающих в местности, подвергшейся антропогенному воздействию производственной сферы. За вышеуказанные правонарушения (преступления) должны нести ответственность нарушители экологического правопорядка, включая руководителей любого ранга.
В УК РФ в специальной главе «Экологические преступления» предусмотрено 17 составов преступлений. Все эти составы можно классифицировать по различным видам в зависимости от непосредственного объекта посягательства [7].
В главе 26 УК РФ установлена ответственность за посягательства, которые заключаются в нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); обращения экологических опасных веществ и отходов (ст. 247); безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами (ст. 248). Предусматривается ответственность за загрязнение вод (ст. 250), атмосферы (ст. 251), морской среды (ст. 252), порчу земли (ст. 254), нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ
73
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 4, 2008 г.
Право
(ст. 253), за незаконную добычу водных животных и растений (ст. 256), незаконную охоту (ст. 258), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259), незаконную порубку деревьев и кустарников (ст. 260), уничтожение или повреждение лесов (ст. 261), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов природы (ст. 262).
В нормах других глав УК РФ предусматривается ответственность за преступные посягательства на различные охраняемые объекты, причиняющие вред окружающей среде. Это преступления, связанные с нарушением правил безопасности на объектах атомной энергетики, при проведении горных, строительных и иных работ, на взрывоопасных объектах, а также с нарушением правил обращения с радиоактивными материалами, взрывчатыми и другими веществами (ст.ст. 215, 216 и другие), санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236). Карается законом сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237), жестокое обращение с животными (ст. 245), экоцид (ст. 358). Экологическая катастрофа может быть целью террористического акта, вред окружающей среде причиняется и в результате транспортных преступлений.
В настоящее время в УК РФ введены ранее не известные российскому уголовному праву составы экологических преступлений (например, предусмотренные ст.ст. 246, 247, 254, 259, 262, 237, 258), указаны, наряду с традиционными, иные квалифицирующие признаки, например, совершение преступления в зоне чрезвычайной экологической ситуации, при этом в материальных составах, как правило, дается открытый перечень последствий [8, с. 631-632].
В некоторых странах, в отличие от России, уголовная ответственность предусматривается нормами как уголовных кодексов, так и дополнительного, уголовно-хозяйственного и уголовно-экологического законодательства. В Польше, например, уголовная ответственность наступает не только за преступления, предусмотренные нормами разд. 22 “Преступления против окружающей среды” УК, но и за уголовные проступки, а административная - за административные деликты по статьям Кодекса про-74
ступков и законов экологического характера. Во многих странах в соответствии с положениями Конвенции Совета Европы об уголовно-правовой охране окружающей среды 1998 года проводится работа по реформированию института уголовной ответственности за экологические преступления (ФРГ, Польша). Во Франции и Дании существует уголовная ответственность за экологические преступления юридических лиц и их органов [9].
Установление фактов нарушения законодательства об охране окружающей среды осуществляется органами прокуратуры в ходе общенадзорных и иных проверок, рассмотрения жалоб и заявлений граждан, обращений о защите экологических прав, органами внутренних дел, в том числе экологической милиции, а также при осуществлении различных форм экологического контроля и надзора, проводимого органами и должностными лицами Министерства природных ресурсов (МПР России), Госсанэпидслужбы и иных структур системы экологического управления.
Подследственность дел об экологических преступлениях с учетом предварительного расследования, согласно Уголовно-процессуального кодекса(УПК) РФ, может производиться в форме предварительного следствия либо дознания. Так, в соответствии со ст. 151 УПК РФ по делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 246, 247, предварительное следствие производится следователями прокуратуры, что говорит о преступлениях со стороны производственной сферы, обладающих высокой степенью общественной опасности с учетом нанесения большого ущерба окружающей среде и здоровью людей.
Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 4, 2008 г.
Право
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Норма ст. 246. Определяет объективную сторону преступления, т.е. внешнее проявление преступного поведения, характеризующегося следующими признаками общественно опасного деяния: действие (или бездействие), преступный результат, т.е. последствия. Всем известно, что хозяйственная, промышленная деятельность наносит наибольший негативный результат; кроме того, ст. 246 УК РФ содержит один состав преступления, но с несколькими видами действия (способов бездействия), выделенных по соотнесению с видами производимых работ, т.е. проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию в процессе эксплуатации разнообразных объектов. Однако все эти виды наносят вред окружающей среде и, согласно действующего Уголовного кодекса РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды», преступное деяние может быть совершенно как путем активного действия виновного лица, так и путем пассивного невмешательства в разрушительные процессы (бездействие).
Так, в некоторых случаях ответственные лица принимают решения о причинении вреда для достижения общественно полезной цели. Начальники строительства, директора заводов нередко испытывают давление вышестоящего руководства, требующего досрочного ввода объекта в эксплуатацию, и идут на необоснованный риск (крайняя необходимость - ст. 39 УК РФ) во имя исполнения приказа или распоряжения. В этой связи Пленум Верховного Суда Российской Федерации специально обращает внимание судов на это обстоятельство: «Судам следует иметь в виду, что при рассмотрении дел, связанных с нарушением экологического законодательства... необходимо также выяснять... не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости» (п. 2 указ. Постановления №14 от 5.11.1988 г.). Бездействие может быть направлено против основных социальных ценностей. Так, на этапе строительства объекта и ввода его в эксплуатацию могут быть проигнорированы выводы экологической экспертизы и не построены соответствующие очистные сооружения. А в про-
цессе эксплуатации вредными выбросами были заражены атмосфера и водоемы, что повлекло последствия, предусмотренные ст. 246 УК РФ.
Продолжение в следующем номере.
Литература:
1. Садовникова Л.К. Экология и охрана окружающей среды при химическом загрязнении: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2006. - 333 с.
2. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Татарстан в 2006 г.»
3. Иутин И.Г. Экологический аудит: роль, сущность и проблемы правового регулирования. // Государство и право. - 2008. - №4. - С.108-112.
4. Замакулов Д.М. Экологические преступления в сфере производственной деятельности. - Нальчик: Эльбрус, 2001. - 128 с.
5. О практике применения законодательства об ответственности за экологические правонарушения / Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 05.11.1998 г. // Российская газете. - 1998. - 24 ноября.
6. Гусов К.Н., Полетев Ю.Н. Ответственность по Российскому трудовому праву: научнопрактическое пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 272 с.
7. Сафиуллин Н.Х, Демидов В.Н. Социально-правовая сущность и качественно-количественные характеристики преступности: методические рекомендации. - Казань,1998. - 31 с.
75
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 4, 2008 г.
Право
8. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.В. Наумов. - М.: Юристь, 1997.
9. Выстроробец Е. Правовые меры охраны окружающей среды Великобритании. // Зеленый мир. - 1999. - № 15.
Pollution of the Environment by Industries:
Legal Environmental Security Measures
The article covers the environmental conditions in Republic of Tatarstan and Russia. The work contains some examples of areas polluted due to activity of industrial enterprises. The author gives coverage to the issues relevant to ecological safety, legal liability for the damage by the employers which are defined in Decrees by plenary sessions of Supreme Court as well as to the environmental and economical requirements defined in standard acts. The author describes the efficient measures against negative consequences of environmental pollution to be taken by relevant authorities applying penal and administrative instruments. The author describes the policy of the current President, Russian Government with respect to efficiency of environmental security system.
76