МИНИМИЗАЦИЯ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ КАК МЕРА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Е.Г. КЛЕТНЕВА Казанский юридический институт МВД России
В статье отмечается, что обеспечение экологической безопасности является приоритетным направлением деятельности государства. Достижению этого во многом способствует повышение степени безопасности технологий. Раскрываются понятия экологического вреда и существенного экологического вреда (в трактовке Верховного суда РФ). Описаны меры организационно-методического и технологического характера, которые применяются на энергокомплексе Республики Татарстан с целью минимизации вредного воздействия на окружающую среду. Отмечается, что данные меры по своему содержанию являются мерами предупреждения экологических правонарушений.
Значение обеспечения экологической безопасности и предупреждения экологических правонарушений за последние годы возросло. Впервые понятие экологической безопасности появилось в Законе РСФСР от 19.12.1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» [1]. Определено оно и в Законе РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», как состояние
защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [2]. В научной литературе экологическая безопасность трактуется как состояние защищенности окружающей среды, населения, территорий, хозяйственных и иных объектов от различных угроз, возникающих вследствие негативных изменений компонентов окружающей среды в результате антропогенной деятельности, природных явлений и противоправных деяний [3]. В принятой Концепции национальной безопасности России борьба с загрязнением природной среды за счет повышения степени безопасности технологий отнесена к числу приоритетных направлений деятельности государства в целом в экологической сфере [4].
В учебной литературе отмечается: «Переориентация России с плановой на рыночную экономику наряду с определенными положительными результатами привела к расстыковке экономических и экологических интересов общества, государства и его граждан, ускорила процессы деградации окружающей природной среды, создала благоприятные условия для развития новых реальных стимулов совершения экологических преступлений»[5]. Нельзя полностью согласиться с данной формулировкой. Немало деяний против законов природы было совершено и при плановом ведении народного хозяйства. Освоение целинных земель и поворот рек вспять - лишь немногие классические примеры. Опасность всего происходящего заключается в том, что и сейчас, при рыночной экономике, у природы по-прежнему нет своего бережливого и заботливого хозяина.
© Е.Г. Клетнева Проблемы энергетики, 2006, № 5-6
Практически все специалисты едины в том, что вред природной среде, с точки зрения его последствий, предстает как вред экономический и вред экологический, который получает следующие трактовки. «Вред экономический причиняется экономическим интересам природопользователя; он может выражаться в потерях товарной продукции, упущенной выгоде, вынужденных расходах на восстановление имущества и нарушенного состояния природной среды. Вред природной среде - это негативные изменения и последствия снижения качества природных ресурсов и среды обитания человека, биологического разнообразия и биопродуктивности природных компонентов, а в конечном итоге -снижение эколого-ресурсного потенциала территорий»[6]. В целом же можно понимать под экологическим вредом «любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц» [7]. Существенный же экологический вред, как указал Верховный Суд РФ в постановлении от 5.10.1998 г. № 14, характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. [8].
Реальность такова, что экологическое состояние 15% территории России не соответствует нормативам. Свой «посильный вклад» в загрязнение биосферы вносит энергетический комплекс. Основными факторами воздействия на окружающую среду здесь являются: выбросы в атмосферу и сбросы в водные объекты.
С учетом проведенного анализа учеными и специалистами в РТ были разработаны меры по улучшению экологической обстановки в энергетике. Правовой основой данных мер стало постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 3.07.2000г. № 468 «О республиканской целевой программе энергосбережения в РТ на 2000-2005 г.г.».
В результате реализации программы ОАО «Генерирующая компания» ежегодно проводило целенаправленные организационно-методические мероприятия и мероприятия по модернизации и ремонту оборудования. В 2005 году затраты на выполнение природоохранных мероприятий составили 64,45 млн.рублей.
Как отмечено в докладе Татэнерго 2006 г. об итогах природоохранной деятельности ОАО «Генерирующая компания», в течение 2005г. был решен целый ряд организационно-методических вопросов. А именно: внедрены критерии оценки природоохранной деятельности и состояния территорий филиалов; введена система отчетов филиалов об итогах природоохранной деятельности за полугодие и год с оценкой удельных показателей загрязнения и платежей; в каждом филиале разработано Положение о производственном экологическом контроле; в практику планирования природоохранных мероприятий и подготовки ежеквартальных отчетов по их выполнению внедряется программа
расчета предотвращенного экологического ущерба; разработаны стандарты предприятия по системе экологического управления; в рамках осуществления производственного экологического контроля проведены проверки организации природоохранной деятельности филиалов, а также проверки правильности начисления экологических платежей.
В результате модернизации оборудования и совершенствования технологических процессов по выработке электро- и теплоэнергии выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2005 г. были сокращены на 1,3 тыс.тонн. В том числе, предотвращены и снижены: выбросы оксидов азота на 2042,85 т (на 59% по сравнению с 2004г.), сернистого ангидрида на 13,8 т (на 9,5%), угольной пыли на 28,0 т.
Удельные выбросы вредных веществ на единицу выработанной электроэнергии составили в среднем 0,86 г/кВтчас, в то время как в 1994 г. удельные выбросы вредных веществ в атмосферу составляли по России - 5,8 г/кВтчас, по РТ - 4,7 г/кВтчас, Самарской области - 2,5 г/кВтчас, Ульяновской -12,3 г/кВтчас [9].
Для оценки вредных выбросов с дымовыми газами Казанской ТЭЦ-1 внедрена система непрерывного мониторинга, разработанная совместно с немецкой фирмой SICK AG, являющаяся новой не только для Республики Татарстан, но и для России. Данная система исключает возможность сокрытия недопустимых сверхлимитных выбросов вредных веществ в атмосферу, таким образом предотвращая правонарушения в данной области [10].
Второй фактор, существенно влияющий на окружающую среду, - это воздействие на водный бассейн. Данную проблему решают двумя путями: снижением водопотребления на единицу производимой энергии и увеличением очищенного водоотведения.
В 2005 г. водопотребление филиалов ОАО «Генерирующая компания» составило 218,22 млн. куб.м, в т.ч.: из поверхностных водоемов -134,303 (61,54%), из артезианских скважин - 0,738 (0,34%), от других предприятий (включая городской водопровод) - 83,180 (38,12%).
Общее водопотребление уменьшилось на 7,8% по сравнению с 2004 г., на 15,2% - по сравнению с 2003г., на 26,5% - относительно 2002г., на 27,2% -относительно 2001г. Таким образом, отмечается общая тенденция к снижению водопотребления станциями ОАО «Генерирующая компания» за счет экономии природных ресурсов. По сравнению с 2004г. водозабор уменьшился: из
поверхностных водоемов на 8,6% (на 12,675 млн. куб.м.), от других предприятий на 5,9% (на 5,249 млн. куб.м.), водозабор из артезианских скважин на 40,6% (на 0,5 млн. куб.м.).
Объем повторного водоснабжения увеличился на 5 млн. куб.м. (12%) и составил 45,232 млн. куб.м. Основной вклад внесли Нижнекамская ТЭЦ и Заинская ГРЭС, доли которых от общего объема по компании составляют соответственно 57,4% и 27,4%.
Водоотведение в поверхностные водоемы составило 133,258 млн. куб.м. По сравнению с 2004 г. водоотведение в поверхностные водоемы сократилось на 9%, относительно 2002 г. - на 30%, в основном за счет снижения сброса нормативно чистых вод после охлаждения оборудования КТЭЦ -1 и Уруссинской ГРЭС. Причина - снижение выработки электроэнергии Казанской ТЭЦ-1 (на 14%) и, как следствие, уменьшение водозабора и останов оборудования УрГРЭС в летний период.
Общий объем сброса недостаточно очищенных сточных вод по ОАО «ГК» сократился на 282 тыс.м.куб. (-5%). Основной вклад в уменьшение сброса недостаточно очищенных вод в поверхностные водные объекты внесли КТЭЦ-3 (снижение на 215 тыс. куб.м. (-9%) и Заинская ГРЭС (снижение сбросов на 164 тыс. куб.м. (-11%), что объясняется оптимизацией водопотребления и внедрением ресурсосберегающих технологий на КТЭЦ-3 и возврата замазученного конденсата ЗГРЭС обратно в цикл станции.
Для исключения возможного загрязнения водного бассейна и правонарушентий в данной области энергетическим комплексом РТ ведется аналитический контроль отбора проб.
Для снижения негативного воздействия на водные объекты, на станциях предусмотрены и включены в рабочий цикл очистные сооружения для очистки замасленных вод, в т.ч. замазученого конденсата, промывочных вод регенеративного водоподогревателя, регенерационных вод химводоочистки. Эффективность работы ОС в среднем по филиалам составляет по нефтепродуктам 95%, по взвешенным веществам - 85%. Схема нейтрализации позволяет исключить сброс кислых вод: стоки доводятся до нормативной рН 6,5 - 8,5. Система прудового хозяйства станций позволяет исключить залповые выбросы недостаточно очищенных и загрязненных сточных вод, обеспечить их усреднение и уменьшение концентрации солей путем разбавления. Согласно ст.107 (Особенности охраны подземных вод) Водного Кодекса РФ на водозаборном участке подземных вод принимаются меры, предотвращающие загрязнения, засорение, истощение подземных вод, не допускаются размещение и захоронение отходов, влияющие на состояние подземных вод [11].
Оценивая в целом состояние защиты окружающей среды в Республике Татарстан от воздействия энергетики, можно отметить следующее. Сумма предотвращенного экологического ущерба (при подсчете использовалась методика, утвержденная Госкомэкологии 30.11.1999г.) по мероприятиям 2005 г. составила более 22,8 млн.рублей. Из них предотвращенный экологический ущерб по атмосферному воздуху составил 18,4 млн.рублей, по земле и отходам - 3,96 млн.рублей, по воде - 451,2 тыс.рублей.
Как отмечает руководство отрасли, в 2005 г. произошел настоящий прорыв в экологическом сознании энергетиков. В 2004 г. первым филиалом, принявшим на себя обязательство по минимизации негативного воздействия своей деятельности на окружающую среду и продекларировавшим Экологическую политику, стала Нижнекамская ТЭЦ-1. В 2005г. эту эстафету приняли и другие (Набережночелнинская ТЭЦ, Заинская ГРЭС, Уруссинская ГРЭС, Казанская ТЭЦ-3, Казанская ТЭЦ-1, готовятся необходимые документы на Елабужской ТЭЦ) [12].
Выводы
В результате проводимого диссертационного исследования на тему «Экологическая преступность в РФ: понятие, причины, условия и
предупреждение» автор настоящей статьи констатирует, что предупреждение экологической преступности невозможно без предупреждения экологических правонарушений, которое является неотъемлемой его частью.
Под предупреждением экологической преступности автор понимает комплекс мер экономического, технического, организационного, социального, правового, культурно-воспитательного и нравственного характера, осуществляемых государственными и общественными органами, организациями,
учреждениями, которые направлены на устранение причин экологических правонарушений.
Следовательно, принимаемые на энергетическом комплексе Республики Татарстан меры по минимизации вредного воздействия на окружающую среду в полной мере можно рассматривать как одно из возможных направлений предупреждения конкретных экологических правонарушений и экологической преступности в целом.
Таким образом, только активные действия во всех отраслях экономики по примеру энергетиков Республики Татарстан могут привести к значительному предотвращению экологического ущерба.
Summary
This article marks that the ensuring of the ecological safety is the main direction of the state activity. For improvement of this purpose in many aspects promotes an increasement of the power of the technologic safety. In this article there are uncovering the terms of «ecological damage» and «essential ecological damage» (in interpretation of Supreme Court of Russian Federation). There are describing some measures of systematic and technological character that could be used in power engineering of the Tatarstan Repablic to reduce to a minimum the harm affect on environment. All this measures in matter of that could be used as measures to prevent environmental crimes.
Литература
1. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» // Ведомости СНД и ВС РФ от 5.03.92г., № 10, ст.457. (утратил силу).
2. Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ 14.01.02г., № 2, ст.133.
3. Дубовик О. Л. Экологическое право в вопросах и ответах. - М., - 2001. -С. 232.
4. Указ Президента РФ от 17.12.97г. № 1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности российской Федерации» // Российская газета от 25.12.97г.№239; Указ Президента РФ от 10.01.2000г. № 24 «О Концепции национальной безопасности российской Федерации» // Российская газета от 18.01.2000г.
5. Криминология: Учебник для вузов \ Под.ред. А. И. Долговой. М., - 2001. -С. 583.
6. Трунцевский Ю. В., Саввич Н. Е. Экологическое право. - М., - 2001. -С. 137.
7. Бринчук М.М. Экологическое право. - М., 2002. С.494 - 495.
8. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 года № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»
9. Петров Б.Г. Экологические проблемы энергетики Татарстана/ Б.Г.Петров. ЭЭЭ -2: Материалы докл. Второй международный симпозиум по энергетике, окружающей среде и экономике. - Казань: Казанский филиал Московского энергетического института, 1998.- Т. II.- С.214-217.
10. Никишина Ю.Г. Разработка аппаратов для улучшения экологической обстановки при использовании жидкого углеводородного топлива. Дисс...канд.технич.наук. - Казань, 2004.
11. Водный Кодекс Российской Федерации от 16.11.95г. № 167-ФЗ//СЗ РФ. 1995. 20 ноября.- № 47.- Ст.4471.
12. Доклад о природоохранной деятельности ОАО «Генерирующая компания» в 2005г. /http://home.hg.tatenergo.ru/
Поступила 11.05.2006