Задонский Рождество-Богородицкий монастырь как один из градообразующих факторов Задонска
О.В.Зарочинцева
Задонск - уникальный город в Липецкой области с тремя действующими монастырями - мужским Рождество-Богоро-дицким, женским Богородицким Свято-Тихоновским Тюнин-ским и женским Свято-Тихоновским Преображенским. С XVIII века его почитают важным православным центром России. Город с населением 9695 человек (на 2010 год) расположен на левом берегу Дона, через него проходит автомагистраль федерального значения М4 «Дон», в 2000 году была построена объездная трасса. Задонск - исторический город, его возникновение относится к первой половине XVII века и тесно связано с Задонским (Тешевским) Рождество-Богородицким монастырем. Дальше речь пойдет о Рождество-Богородицком монастыре, а не о двух других, так как они возникли уже позже, в начале XIX века на местах, где любил бывать святитель Тихон Задонский.
Историю Задонска можно условно разделить на несколько этапов, в течение которых город и монастырь развивались более или менее интенсивно.
К первому этапу отнесем время от основания Рождество-Богородицкого монастыря (1606-1610) до начала XVIII века, когда дорога из Москвы на юг стала государственной.
Основали монастырь старцы московского Сретенского монастыря Кирилл и Герасим. В начале XVII века в этих местах проходила граница земли Русской, и обитель должна была распространять православие, укреплять государственность, бороться с расколом и остатками язычества. К 1615 году монастырь уже имел приписанные к нему небольшое земельное владение (около 70 соток) и слободку с крестьянами, чтобы обрабатывать землю. Часть Тешевской слободы, принадлежавшая монастырю, огибала обитель с севера и с ее восточной стороны подходила к реке Тешевке, а та, что принадлежала стрелецкому голове из Ельца, располагалась на другом ее берегу. Все поселение лежало по одну сторону реки Дон у переправы через него (рис.1). Именно монастырская часть слободы дала начало городу Задонску. Что касается части, принадлежавшей стрелецкому голове Филиппу Тюнину, то она, несмотря на довольно интенсивное развитие (в 1620 году была преобразована в село Пречистенское с собственным церковным местом), к 1630 году совершенно опустела [3]. К 1620 году за монастырем уже числилось около 1 га пашни. В 1630 году он был весь деревянный и имел ограду с воротами, три кельи и церковь Во Имя Сретения Владимирской Иконы Божией Матери, площадь монастырских землевладений составляла около 34 га. Храм монастыря служил приходской церковью для ближайшей округи, и в подмонастырской
слободке помимо крепостных крестьян проживал «белый» клир (поп, дьякон, пономарь) для совершения обрядов крещения и венчания. Кроме того, в слободе было пять дворов «монастырских детенышей» (наемные работники и сироты, не имевшие своей пахотной земли). На протяжении XVII века Задонский монастырь был небогат, невелика была и его слободка: «в 1657-1658 гг. - 39 дворов, в 1678 г. - 41 двор... по данным 1723 г., в приходе села Тешевского монастыря насчитывалось 40 дворов» [1].
Второй этап в развитии Задонского Рождество-Богоро-дицкого монастыря начинается, когда дорога из Москвы на юг, проходившая близ монастыря и имевшая переправу через Дон в районе устья Тешевки, становится государственной. В начале XVIII века монастырь заново отстраивают после опустошительного пожара 1692 года (но это пока только деревянные постройки). К 1702 году в собственности обители находятся 34 двора и около 200 га земли, а также сенокосы, рыбные ловы, мельницы, торги и перевоз через Дон (главный
Рис.1. Чертеж спорной земли по реке Дон около Тешевского монастыря. Конец XVII века [1]: 1 - Тешевский монастырь; 2 - слободка Тешевка
внецерковный и несельскохозяйственный источник дохода монастыря). На берегу Дона в день праздника в честь иконы Владимирской Богоматери ежегодно проводят ярмарку, где монастырю принадлежат 15 лавок. Оживленная дорога и умелое управление настоятеля игумена Евфимия II способствовали укреплению экономического благосостояния монастыря (разбогатевшего на значительно возросшем потоке паломников, обслуживании проезжающих).
В конце 1730-х - начале 1740-х годов основные строения обители получили каменное воплощение. В этот период Бого-родицкий монастырь имел: «одну деревянную церковь одно-престольную, другую каменную с тремя престолами, каменную келью строителя, под ней погреб для поклажи с выходом, 9 келий с сенями 25х1,5х2,5 саж., хлебню да поварню, погреб с погребницею, житницу, 2 конюшни да 2 сарая, ограду деревянную на 150 саж.» [3], западная стена ограды (парадная) и ворота в ней были выложены из кирпича. В 1748 году за Задонским монастырем числились слободка с 236 душами, 25 человек при монастыре и около 200 га сельскохозяйственных угодий. Структура монастырской слободки складывалась стихийно, была нерегулярной, постройки с севера, востока и юга огибали монастырь, который занимал центральное положение и был главной высотной доминантой, дворы крестьян стояли на некотором удалении от стен обители. Несмотря на все это, монастырская слободка оставалась малодоходной и скудной, а при новом настоятеле архимандрите Варсонофии I еще и трудноуправляемой (1750) [1].
Начало третьего этапа в развитии Задонска датируется 1764 годом и связано с указом о секуляризации церковных земель. Богородицкий монастырь перевели на штатное содержание, отнесли к III классу и определили штат в 15 человек (реально в монастыре содержалось еще три насельника сверх штата). В 1765 году Монастырская слободка была переведена в разряд «экономических», а за монастырем
Рис. 2. Фрагмент плана города Задонска 1779 года [1]: 1 - Богородицкий монастырь
оставили лишь небольшую часть земли под огороды, сады и выгоны. В 1769 году происходит еще одно очень важное для монастыря событие - бывший епископ Воронежский и Елецкий Преосвященный Тихон, уйдя на покой, поселился в Задонском Рождество-Богородицком монастыре (его уже при жизни почитали святым). Такая заметная фигура, как Тихон, привлекала множество паломников и богомольцев, способствовала росту пожертвований монастырю. В 1779 году поселение у стен монастыря (рис.2) получило статус города, а в 1782-м - свой первый генеральный план, по которому город строился и развивался в последующие годы. Поначалу из-за недостатка подходящих городских зданий больница, тюрьма, присутственные места и казначейство были размещены в монастырских строениях (монастырь обеспечивал материальную базу только образовавшемуся городу).
План Задонска, предназначенный для упорядочения стихийной застройки, был выстроен по классическим канонам: прямоугольная сетка улиц, симметричная композиция (рис.3). При перепланировке сохранились поселения по обеим сторонам реки Тешевки и по одну сторону Дона, место въезда в город с московской дороги и выезда в сторону Воронежа, а также центральное положение монастыря как главного визуального ориентира. Однако теперь он скорее занимал один из городских кварталов, роль общественного и административного городского центра взяла на себя новая
Рис. 3. Фрагмент плана города Задонска начала XIX века [1]: 1 - Богородицкий монастырь; 2 - Успенская церковь
площадь на противоположном берегу реки Тешевки. Русло реки поделило город на две части, центром северной стал монастырь, в южной была организована новая административная площадь с приходской церковью Во Имя Успения Бо-жией Матери (1800). По новому плану Задонск был разделен на 22 квартала, а бывшие монастырские слободы, огибавшие город с севера и юга, - на 14, на западе города протянулись сады и огороды. Под монастырь с его прудом, часовней, мельницей, садом, конюшенным и скотным дворами отводилось пять десятин. С 1790-х годов в монастыре ведется активное каменное строительство. Были возведены северная, восточная и южная стены ограды, часовня у монастырского пруда, трапезная с хлебопекарней и кухней (1806), монастырская больница с церковью во втором этаже (1817), трехэтажное здание приходского и уездного духовных училищ (1818, последнее находилось на полном монастырском иждивении и довольно быстро стало главным образовательным центром
Г
Рис. 4. Колокольня Рождество-Богородицкого монастыря. Фото автора 2011 года
уезда для лиц всех сословий, более 200 учеников). В 1820 году вдова Емельянова жертвует монастырю дом вблизи обители со службами, садом и рыбным прудом. В 1825-1835 годах идет строительство новой колокольни монастыря (в классическом стиле 10х10 сажен) с двумя корпусами по обе стороны в два и три этажа (монастырская гостиница) (рис.4), выстраивается полуциркулем новая западная стена. В 1845 году было завершено строительство нового Владимирского храма взамен обветшавшего (по проекту К.А.Тона) (рис. 5).
Богородицкий монастырь, претерпев сильные изменения, с конца XVIII века принимает все увеличивавшийся поток паломников из разных уголков России к чудотворной иконе Владимирской Богоматери и обители Тихона. Как следствие, росли пожертвования монастырю. В середине XIX века Задонский Богородицкий монастырь был возведен в ранг первоклассного.
Четвертый этап развития Задонска связан с канонизацией в 1861 году святителя Тихона и открытием его мощей в Богородицком монастыре. К этому времени Задонск являлся небольшим городом с количеством жителей 6651 человек и длиной в «1 версту 221 сажен; в городе площадей 2, улиц 16, домов 672, в том числе казенных каменных 2, деревянных 2, частных каменных 27, деревянных 641, лавок каменных 45,
Рис. 5. Владимирский храм Рождество-Богородицкого монастыря. Фото автора 2011 года
деревянных 57, церквей 2, монастырь 1» [3]. Кроме того, в городе было 4 гостиницы, одна из них монастырская, 4 харчевни и 11 постоялых дворов. На торжественное открытие мощей в Задонск приехало до 300 тыс. человек. Для приезжающих на берегу Дона были выстроены бараки на 120 номеров и два огромных сарая для защиты от непогоды на 10 тыс. человек, количество мест в больнице было увеличено с 12 до 50, на улицах города в целях благоустройства были поставлены перила и ограды. В результате город получил еще большую известность, и его экономическое развитие во многом было определено многочисленными паломниками. Значительную часть дохода жителей города составляло содержание постоялых дворов, где останавливались богомольцы, поскольку мест в гостиницах хватало далеко не всем. На 1886 год жителей в Задонске насчитывалось «до 10 000 обоего пола» [1].
Внутри монастыря продолжалось каменное строительство: к открытию мощей все здания были отреставрированы и покрашены, после канонизации святителя Тихона была устроена на пожертвования великолепная рака. На месте разобранной старой церкви Рождества Богородицы был возведен новый теплый храм (1864), старая трапезная и кухня были реконструированы под больницу на 36 кроватей (верхний этаж использовался для братии, а нижний - для простого народа), в 1863 году с северной стороны на месте ограды был выстроен трехэтажный корпус, куда переехало духовное училище (ранее располагалось за стенами обители, с севера) (рис.6). С 1861 по 1880 год при монастыре действовало благотворительное общество «Тихоновское», которое помогало беднейшим семействам и престарелым из монастырской казны. Перед Октябрьской революцией земельная собственность Богородицкого монастыря составляла 750 га. Обитель имела свой свечной завод, две мельницы, хутор за Доном, пять домов в Задонске, церковно-приходскую школу на 60 мальчиков. В 1911 году в монастыре насчитывалось 88 монахов и 60 послушников.
Рис. 6. Задонский Богородицкий первоклассный мужской монастырь. Хромолитография Е.И.Фесенко 1909 года [1]
Пятый этап в жизни монастыря и города начинается с революцией 1917 года, обозначившей конец развития обители. Вначале некоторые церковные здания были изъяты для нужд города. Монастырская трапезная стала использоваться как городская столовая, в гостинице разместился Совет народного хозяйства, в архиерейском корпусе - отдел здравоохранения и дом материнства, в архимандритском - военный лазарет, в учебных классах духовного училища - камеры фильтрационного лагеря. В ведении братии оставались лишь два двухэтажных корпуса со свечным заводом (единственным источником дохода монахов), водопроводом и баней (монахи были обязаны оплачивать аренду этих помещений). В 1929 году монастырь был официально закрыт. В стенах бывшей обители разместились: больница, венерологический диспансер, детский дом, овощесушильный завод и колбасный цех. Каждое из этих учреждений переделывало и перестраивало здания монастыря под свои функции. Во времена советской власти в Задонске были разрушены некоторые культовые сооружения, разобрана колокольня монастыря, обезглавлены церкви, в главном храме Богородицкого монастыря разместились заготзерно и склад сушзавода, церковь Рождества Богородицы превратилась в склад, трапезная - в сушильный цех.
В годы войны (1941-1945) фронт не дошел до Задонска, но в городе квартировали военные части, в июле 1942-го он подвергся бомбардировкам, многие здания пострадали. Несмотря ни на что облик города в целом практически не изменился. В 1943 году в связи с подъемом патриотических настроений был открыт для прихожан Успенский храм на Торговой площади. Из-за отсутствия железной дороги промышленность в городе, не получившая должного развития, как и прежде, была ориентирована на удовлетворение местных потребностей, в основном сельскохозяйственных. Численность населения за советский период сократилась (в 1959 году составляла 8120 человек), развитие поселения пошло на спад. Никаких значительных построек в советские годы не осуществлялось, планировочная структура города фактически не менялась со времен регулярного плана 1782 года.
Шестой этап формирования города начался в 1990 году, когда в обители возобновилась монашеская жизнь, произошло возрождение знаменитого монастыря. Комплекс Богородицкого монастыря расширился за счет старого подворья на правом берегу Дона (коровник, хозяйственные постройки и жилой дом) и 7 га прилегающих пойменных угодий. На подворье были построены теплый телятник на 60 голов, пасека на 60 ульев, ремонтная мастерская, контейнерная заправка под бензин и дизтопливо. С 2000 года насельники монастыря ведут занятия по основам православия в колледже механизации и электрификации и в школах Задонска. За стенами монастыря обитель строит гостиничный комплекс на 80-120 человек. В пользовании города пока остаются только два монастырских здания (странноприимный дом и духовное училище на улице Коммуны). На попечение Богородицкого монастыря переданы городская Успенская церковь и здания прилегающих к ней
торговых рядов (церковь отреставрирована, торговые ряды переоборудованы в гостиницу для паломников). Силами обители восстановлено более 20 храмов в Задонском районе. На сегодняшний день монастырь имеет огромное хозяйство: 813 га земли, из них 685 га отведено под пашню, 108 - под сенокосы, 20 - под пастбища; собственный машинно-тракторный парк (15 грузовых автомобилей, 25 легковых, 31 единица сельскохозяйственной техники, 7 единиц спецтехники); свою
Рис. 7. Задонск. Вид на колокольни Рождество-Богородицкого монастыря и Успенской церкви. Фото автора 2011 года
ферму за Доном; иконописную, витражную, переплетную, швейную и другие мастерские, типографию, воскресную школу. Монастырь ведет также широкую благотворительную деятельность: выдает нуждающимся продукты питания, одежду, лекарства, патронирует детские дома и исправительные учреждения [7].
В Задонске, имеющем статус исторического города, сохранилось множество памятников истории и культуры (23 объекта состоят на государственной охране). Планировочная структура, заложенная еще в генеральном плане 1782 года, определила расположение улиц исторической части города - индивидуальная усадебная застройка, разделенная прямоугольной сеткой улиц на 22 квартала. Как и прежде, город разделен на две половины руслом реки Тешевки - одну с Богородицким монастырем в качестве доминанты - дворянскую, другую с Успенской церковью - торговую (рис. 7, 8). Общественно-деловая зона города (с базарной площадью, объектами общественного питания, социального и административного назначения) разместилась в его торговой части.
С возрождением православных святынь в Задонск вновь потянулись паломники со всех концов России. Обслуживание паломников и туристов может стать очень значимой статьей дохода в бюджете города. Одной из основных задач в генплане Задонска 2008 года названо создание туристско-рекреационной зоны и духовно-религиозного православного
ном сохранении и воссоздании его исторического облика. Сохранение зданий-памятников, рядовой застройки, масштабности застройки города в целом ставится во главу угла. В историческом центре Задонска развиваются преимущественно культурно-просветительные и музейно-туристиче-ские виды деятельности. Рост города (новые жилые районы с малоэтажной застройкой секционного и усадебного типа, со своими культурно-общественными центрами) происходит в северо-восточном и восточном направлениях. В южной части города планируется создать обширную гостеприимную инфраструктуру (рис.10) [6].
С начала 1990-х годов на территории России повсеместно возрождается монашеская жизнь, восстанавливаются монастыри, разрушенные в советский период, открываются новые обители. Для малых городов монастырь вновь становится центром духовности и просвещения (при нем работают воскресные школы, курсы богословия, библиотеки, типографии), усиливается его социальная роль (помощь нуждающимся, окормление детских домов, домов престарелых, исправительных учреждений). Обитель с ее святынями и богатой историей как центр паломничества и исторического туризма притягивает огромное количество людей, обслуживание которых составляет значительную статью дохода небольших городов.
Таким образом, монастырь в наши дни помогает городу, способствует укреплению его экономики. Примером положительного влияния монастыря на город может служить Задонск.
Проведенное исследование выявило значимость монастыря для развития города на протяжении всей его истории
Рис. 10. Генеральный план Задонска 2008 года. Фрагмент планировки южного района [6]:
1 - административно-бытовой корпус; 2 - торгово-развлекательный комплекс; 3 - центр обслуживания автомобилей; 4 - гараж; 5 - мотель; 6 - гостиничный комплекс; 7 - гостиничные коттеджи; 8 - комплекс стационарных гостиниц для паломников; 9 - летний театр; 10 - центр обслуживания паломников; 11 - территория для временного пребывания паломников; 12 - речной вокзал с причалом; 13 - площадки для отдыха и спорта; 14 - территория пляжа
110 4 2013
центра России (рис.9), которое будет иметь следствием дополнительное строительство обслуживающих объектов (гостиницы, кемпинг, сувенирные лавки, предприятия общественного питания) и новые рабочие места для населения. Основная архитектурно-планировочная концепция проекта планировки Задонска заключается в максимально возмож-
Рис. 9. Генеральный план Задонска 2008 года [6]: 1- Рождество-Богородицкий монастырь; 2 - исторический центр
и особенно в XIX веке, когда популярность обители достигла невероятных размеров, а город рос и развивался как центр паломничества. Сегодня, в условиях духовного кризиса в обществе, роль монастыря как духовно-просветительного центра возросла еще больше. Так, Рождество-Богородицкий монастырь, занимаясь социальной и духовно-просветительной деятельностью, помогая восстановлению храмов района, постепенно возвращает Задонской земле славу «русского Иерусалима».
Литература
1. Клоков А.Ю., МоревЛ.А., Найденов А.А. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархий. Задонский район. Ч. I. Липецкое областное краеведческое общество. Липецк, 2007.
2. Морев Л.А. История Задонского мужского монастыря. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Липецк, 2010.
3. Морев Л.А. Под перезвон колокольный. Задонск и Задонский Богородицкий мужской монастырь. Липецк: Липецкое издательство Госкомпечати РФ, 2004.
4. Морев Л.А. Святитель Тихон Задонский. Житие и акафист. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Липецк, 2007.
5. Православные монастыри. Путешествие по святым местам. №55. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь. Липецк: ООО «Де Агостини», 2010.
6. Генплан Задонска [Электронный ресурс] // Сайт администрации городского поселения Задонск - URL: http:// gorod-zadonsk.ru/joostina/content/view/44/.
7. Монастырь [Электронный ресурс]// Задонский Рожде-ствоБогородицкий мужской монастырь - URL: http://www. zadonsk-monastir.ru/.
8. В чем уникальность Задонска? [Электронный ресурс] // Неофициальный сайт города Задонска - URL: http://zadonsk48. ru/6.php.
Literatura
1. KlokovA.Yu., MorevL.A., NaidenovA.A. Hramy i monastyri Lipetskoj i ELetskoj eparhij. Zadonsky rajon. Ch. I. Lipetskoe oblastnoe kraevedcheskoe obshchestvo. Lipetsk, 2007.
2. Morev L.A. Istoria Zadonskogo muzhskogo monastyrya. Zadonsky Rozhdestvo-Bogoroditsky muzhskoj monastуr. Lipetsk, 2010.
3. Morev L.A. Pod perezvon koLokoLny. Zadonsk i Zadonsky Bogoroditsky muzhskoj monastyr. Lipetsk: Lipetskoe izdateLstvo Goskompechati RF, 2004.
4. Morev L.A. SvyatiteL Tihon Zadonsky. Zhitie i akafist. Zadonsky Rozhdestvo-Bogoroditsky muzhskoj monastyr. Lipetsk, 2007.
5. PravosLavnye monastyri. Puteshestvie po svyatym mestam. №55. Zadonsky Rozhdestvo-Bogoroditsky monastyr. Lipetsk: OOO «De Agostini», 2010.
6. Genplan Zadonska [Elektronny resurs] // Sait adminis-tratsii gorodskogo poselenia Zadonsk - URL: http://gorod-zadonsk.ru/joostina/content/view/44/.
7. Monastyr [Elektronny resurs]// Zadonsky Rozhdestvo-Bogoroditsky muzhskoj monastyr - URL: http://www.zadonsk-monastir.ru/.
8. V chem unikalnost Zadonska? [Elektronny resurs]// Neofitsialny sait goroda Zadonska - URL: http://zadonsk48. ru/6.php.
Zadonsky Monastery of the Nativity of the Virgin Mary
аs Оne of City-Forming Factors of Zadonsk.
By O.V.Zarochintseva
Zadonsk - is a the unique city in the Lipetsk region with three active monasteries, from the XVIII century and to this day it is considered an important orthodox center of Russia («the Russian Jerusalem»). Zadonsk, a historical city, appeared in the first half of the XVII century, and was closely connected with the Zadonsky Monastery of the Nativity of the Virgin Mary. The submonastic settlement gave rise to formation of the city. Throughout all its history the monastery influenced the formation of spiritual, cultural and material resources of the city. In the XIX century the popularity of a monastery reached the incredible sizes (it was connected with the canonization of prelate Tikhon), at this time the city grew and developed as a pilgrimage center, and service of pilgrims made the main income of the population. Today, when the monastery revived after the Soviet period, its role as spiritual and educational center increased even more. Monastery of the Nativity of the Virgin Mary is engaged in social and spiritual and educational activity, helps the restoration of churches of the area. Zadonsk becomes again the pilgrimage center.
Ключевые слова: Задонск, Рождество-Богородицкий монастырь, слобода, стихийная планировка, регулярная планировка, доминанта, святитель Тихон, духовно-просветительный центр.
Key words: Zadonsk, Monastery of the Nativity of the Virgin Mary, settlement, spontaneous planning, regular planning, dominant, prelate Tikhon, spiritual and educational center.