УДК 908
НОВГОРОДСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ CВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО ОБЛИКА СВЯТОГО ПОДВИЖНИКА
С .А.Коварская
THE LIFE OF ST. TIKHON OF ZADONSK IN NOVGOROD AND ITS IMPACT ON SPIRITUAL
PERSONALITY OF THE WONDERMAKER
S.A.Kovarskaia
Гуманитарный институт НовГУ, Svetlana.Kovarskaya@novsu.ru
Рассматривается влияние социокультурной среды Новгородской земли на формирование личности выпускника Новгородской духовной семинарии Тихона Задонского. Анализируется ряд его произведений. Раскрывается суть христианской этики cвятителя и значение духовной атмосферы Антониева монастыря для понимания своеобразия идейно-религиозных предпочтений одного из крупных деятелей церкви и святого подвижника. Ключевые слова: Новгород, традиция, образование, культура, христианская этика
This article discusses the impact of socio-cultural environment of Novgorod region on developing the personality of Saint Tikhon of Zadonsk, a graduate of the Novgorod Theological Seminary. It examines a number of his works and reveals the essence of Christian ethics of the saint bishop. The contribution of Antoniev Monastery culture to ideological and religious views of this Wondermaker is analyzed.
Keywords: Novgorod, tradition, education, culture, Christian ethics
Современному исследователю обычно нелегко бывает говорить о факторах, которые определяли духовный облик исторического деятеля. Но в некоторых случаях причины представляются достаточно очевидными . В первую очередь это имеет отношение к таким личностям, которых взрастила имевшая многовековые культурные традиции земля. Фактор Новгорода в формировании выдающихся деятелей, живших и действовавших на Новгородчине, — бесспорен. Собранные столетиями богатейшие книжные собрания, собственное летописание, накопленный веками опыт просвещения и образования, большое количество талантливых земляков-новгородцев — все это создавало особые предпосылки для развития и реализации творческих и одаренных людей, жизнь которых была тесно связана с Новгородом. Политические, религиозные и социальные особенности Новгорода оказались очень благоприятными для сложения уникальной социокультур -ной среды, из которой вышла целая плеяда выдающихся книжников, мыслителей и духовных деятелей. Далеко не полный перечень представлен такими знаковыми для отечественной культуры именами, как новгородский поп Упырь Лихой (перв. пол. XI в.) — создатель древнейшей на Руси Толковой Псалтыри;
новгородский архипастырь Лука Жидята (ум. 1059/60) — автор древнейшего русского поучения («Поучения к братии»»); ученый и мыслитель Кирик Новгородец (1110 — после 1158), чье «Учение о числах» и «Во -прошание»» входят в золотой фонд отечественной книжности; архиепископ Антоний (Добрыня Ддрейко-вич — ум. 1232), описавший в «Паломнике» свое путешествие в Константинополь; новгородский владыка Василий Калика (ум. 1352), включившийся со своим «Посланием о рае» в споры об инобытии; новгородский архиепископ Геннадий (1484—1505) — инициатор создания первого полного корпуса русской Библии и страстный полемист, обличавший еретиков; новгородский архиепископ Макарий (1526—1542), который после занятия митрополичьего стола инициировал соз-дание грандиозного свода всей древнерусской книжности — «Великие Минеи Четии», куда было включено значительное число новгородских по происхождению книг; преемник Макария, архиепископ Феодосий II (1491—1563), оставивший обширное наследие из посланий; одно время приближенный к Ивану Грозному новгородец Сильвестр (ум. до 1577), составитель «Домостроя», обладатель уникальной по составу библиотеки и владелец скриптория по созданию новых
книг. Из выдающихся писателей нового времени нельзя не назвать Евгения Болховитинова (1767—1837). Будучи в 1804-1808 гг. епископом Старорусским и викарием Новгородским он прославился как собиратель и исследователь новгородских древностей, результатом чего стала серия исследований истории и культуры Новгорода. К культурной элите Новгородского общества, к новгородцам, выделявшимся своим активным духовно-творческим потенциалом, бесспорно, относится православный иерарх, выдающийся проповедник, религиозный мыслитель, выпускник Новгородской духовной семинарии — Тихон Задонский (1724—1783).
1. Ощущение Родины, семьи, ближайшего окружения фундаментальным образом входит в сознание человека, накладывает пусть не всегда четко выявленную, но неизгладимую печать на формирование личности и мировоззрения. Тимофей Савельев родился в редкостном по красоте крае севернорусских озер, где над лесами и водами Валдайской возвышенности взмывали к небу купола сельских храмов, где над рябью волн скользили колокольные перезвоны, скользили и вязли в гуще непроходимых дерев... Отец Тимофея был бедный дьячок Савелий Кириллович, служивший в деревянной Покровской церкви села Короц-ко. Сызмальства будущий выдающийся деятель русской церкви был погружен в атмосферу сельской церковной жизни, с ее ритуализованными порядками благочестия и неизбывной нуждой даже в самых элементарных вещах. Церковный мир расширялся в своих границах по мере того, как удавалось посетить храмы и монастыри Валдая и окрестностей, а затем и святыни Новгорода.
Но не паломником шел будущий святитель Тихон по родной земле. В Новгород его привела нужда. После смерти отца на попечении матери оставалось шестеро детей, оказавшихся в бедственном положении. В 1736 г. она вынуждена была отдать сына в Новгородское духовное училище, куда старший брат Петр, служивший причетником в одной из новгородских церквей, записал его под именем Соколов. В 1740 г. в числе лучших учеников отрок был переведен в только что открытую Новгородскую духовную семинарию, которая располагалась в одной из древнейших обителей города — Антониевом монастыре XII в. Здесь он прожил четырнадцать лет. В 1758 г. Тимофей принял монашеский постриг и был наречен Тихоном. В 1761 г. он был рукоположен в епископы Кексгольма и Ладоги, викарии Новгородской епархии [1] и в течение трех лет жил в одном из древнейших новгородских монастырей — Хутынском, который был основан еще в 1192 г.
Исторически сложилось так, что возмужание Тихона, получение им образования и начало служения происходило в монастырской среде, имевшей многовековые традиции. Из красот первозданной валдайской природы Тимофей-Тихон попал в окружение красоты рукотворной. Новгород и его округу того времени можно без натяжки назвать «страной церквей и монастырей». В первой четверти XVIII в. в Новгородской епархии насчитывалось 1017 церквей и 70 монастырей [2]. Для воспитания высокого религиозного чувства
большое значение имели ансамбли хорошо сохранившейся фресковой живописи Новгорода и древние иконы. Накладывала свою печать и особая монастырская атмосфера. Новгородские монастыри, в которых жил и работал Тихон, издревле славились не только как сакральные центры, но одновременно являлись центрами образования и культуры, хранилищами уникальных книжных собраний, летописей, литературных произведений [3]. В этой среде у будущего святителя Задонского формировались принципы отношения к миру, его духовным ценностям, здесь состоялся первый опыт самопознания и служения, отсюда было вынесено столь характерное для русских подвижников чувство ответственности за мир перед Богом. Может быть не без влияния воспоминаний об устоях монастырской жизни в Новгороде Тихон решил уйти из «мира суетного», когда в 1767 г. написал прошение об освобождении от обязанностей епископа Воронежского. Но скорее здесь срабатывала память детства, раскрывавшая ему церковное благолепие в храме природы. Тихон ушел в уединение ближе к природе и подальше от суетного мира. Он избрал для жизни сначала Толшев-ский, затем Задонско-Богоявленский монастырь. В последнем он прожил 14 лет, в тишине духовного сосредоточения.
В общей сложности в монастырях святитель провел более 30 лет своей жизни. Линия преемственности от Иверского Валдайского, через Антониев — к Задонскому монастырю вырисовывается достаточно четко. Этот внешний биографический контур объемлет собой особый мир, в котором некогда безвестный новгородец раскрылся личностью активного духовного поиска, вышел на поле церковного служения с глубоким религиозным чувством и крепкой христианской верой и своей неколебимостью и обличениями неправд стяжал в русском православном мире славу подвижника и святого.
2. Монастырь стал для будущего святителя Тихона своеобразным «университетом», в котором он получил разностороннее и фундаментальное для той эпохи образование. Тихон проучился в общей сложности 16 лет с 1738 по 1754 г. Он получил хорошее образование, проявив феноменальные способности в изучении иностранных языков (греческий, латынь) и преуспев в богословских и философских науках. Еще до полного окончания курса он стал преподавать греческий язык семинаристам и параллельно продолжал обучение в классе богословия. После завершения обучения в своей же семинарии он был назначен учителем риторики и философии. Современники запомнили его прекрасным педагогом, который, обладая блестящей памятью и образностью речи, знал наизусть всю Псалтырь. Его лекции-проповеди, как отмечали современники, «. глаголом уст своих пробуждали сердца людские от сна греховного» [4]. Из способных учеников сын бедного сельского дьячка вступил на стезю учительства.
Судьба Тихона Задонского в этом смысле перекликается с судьбой Кирика Новгородца. Во второй четверти XII столетия выученный в Антониевом монастыре прибывшими из Европы в Новгород монахами-переселенцами молодой талантливый юноша стано-
вится признанным авторитетом в церковных кругах и непревзойденным по уровню подготовки ученым. В середине ХУШ столетия из стен того же Антониева монастыря выходит другой талантливый новгородский юноша, для которого преподавание — всего лишь шаг на пути к высокому предназначению духовного служения. Столь высокая «продуктивность» Антониевой обители не случайна. Веками в Великом Новгороде действовала система духовно-образовательных традиций. Социальная значимость образования всегда осознавалась влиятельными представителями новгородского общества. Начиная с XI в. вводилось обучение грамоте, а стремление к овладению книжной мудростью было нормой не только для монастырей, но для властных верхов и отдельных простых горожан. На разных этапах новгородской истории можно проследить стремление к налаживанию образования. Как показали исследования новгородских ученых (И.Л.Григорьева, Н.В.Салоников, Л.А.Секретарь) [5, 6], учебные заведения Новгорода в ХУШ веке (школа братьев Лихудов, Новгородская духовная семинария) были подлинными центрами просвещения, в которых успешно реализовывался общественный запрос на повышение образовательного уровня. Учебные программы этих образовательных учреждений, методы обучения соединили в себе лучшие византийские и западноевропейские образовательные традиции. На новом уровне, с учетом требований времени, развивалась и давала плоды традиция, заложенная в XII в. переселенцами из Рима.
3. Жизнь в Новгороде и его монастырях позволила Тихону Задонскому приобщиться к еще одному духовному источнику древнего города — его книжным богатствам. При новгородских монастырях и дворе новгородских владык на протяжении всего Средневековья активно развивалось летописание, составлялись жития святых, переписывались богословские сочинения. Число книг новгородского происхождения (с учетом земель Великого Новгорода) и по сей день превышает книжные богатства из других древнерусских городов. «Книжная мудрость» высоко ценилась в Новгороде. При церквах, монастырях, а также у состоятельных и образованных лиц духовного и светского сословий формировались собственные библиотеки, которые представляли духовную и художественную ценность. В 1499 г. при архиепископе Геннадии впервые был осуществлен полный перевод Библии. В стенах Дома Святой Софии и новгородских монастырях рукописи переписывались и хранились в собраниях, пополнявшихся за счет частных вкладов. Книга была и источником мудрости и богатством. Монастыри в годы частых пожаров и войн выступали надежными хранителями рукописных сокровищ [7]. Отсюда рукописи расходились по другим древнерусским землям, а многие списки новгородского происхождения тиражировались переписчиками, поскольку считались эталонными для книжников в других городах.
Антониев монастырь был типичным книжным центром своего времени. Новейшими исследованиями установлено, что уже в XII веке в Антониевом общежитийном монастыре был свой скрипторий и богатая по репертуару библиотека [8, 9]. По крайней мере, Ки-
рик Новгородец пользовался здесь рукописями, которые были не известны новгородскому епископу Нифонту и даже не входили в круг византийского влияния. Книжные фонды не были утрачены и в Смутное время. Согласно Описи Новгорода 1617 г. в монастыре после шведской интервенции оставалось 44 «харатейных» рукописных (пергаменных) книги и «173 книги печатных и письменных на бумаге» [10]. По данным А.Г.Боброва к XVII—XV[П вв. ядро древней библиотеки Антониева монастыря сохранилось [9]. В состав монастырского собрания входили церковно-учительные и богослужебные книги, основная масса которых представляла классический древнерусский репертуар. Здесь были церковные песнопения — каноны, стихири, кондаки, икосы патриарха Софрония, тексты трактатов Иоанна Дамаскина, Григория Нази-анзина, сочинения Афанасия Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина. Наряду с душеполезным чтением здесь хранились книги сугубо познавательные, исторического и космологического содержания: «Хроники» Григория Амартола, Иоанна Малалы, Григория Синкела, «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Христианская топография» Козьмы Индикоплова [11].
В XУIII в. в Антониевом монастыре создается библиотека духовной семинарии. В нее вошли книжное собрание монастыря, библиотека Новгородской школы братьев Лихудов, Архиерейского дома, книги из собрания митрополита Иова, новгородских архиереев — Феофана (Прокоповича), Стефана (Калиновско-го), Дмитрия (Сеченова), Амвросия (Юшкевича) и др. В репертуаре библиотеки насчитывалось 4 523 названий книг и 8 560 томов. По содержанию преобладали книги по богословию, истории, философии, юридическим наукам, медицине, географии. Имелось большое количество литературы на иностранных языках (немецком, греческом, французском, еврейском, испанском и ряде других) [12]. Редкостные для того времени книжные богатства семинарской библиотеки были хорошим подспорьем для учебы и самообразования будущего святителя Тихона. Из духовных писателей он особенно выделял Иоанна Златоуста, Василия Великого, Макария Египетского, Августина, Иеронима. В круг его чтения входили труды ближайшего современника Феофана Прокоповича [13, с. 19]. Как преподаватель философии, он хорошо знал сочинения Платона и Аристотеля, Овидия, Цицерона, Вергилия и других античных авторов. Из западноевропейской богословской литературы он выделял работы немецкого теолога Иоганна Арндта и англиканского епископа Иосифа Галла [13, с. 30, 40]. Поражает широта кругозора и проявление глубокого интереса к казалось бы несовместимым по идейно-религиозным основаниям авторам. Но Тихон Задонский был представителем эпохи раннего Просвещения, с характерным для этой эпохи культом разума. Поэтому так явно в его творчестве проявилось стремление примирить разум и веру. При открытости внешней мудрости, он все же был сторонником теологического рационализма и полагал, что вера призвана контролировать разум: «Разум без просвещения Божия — слеп», поэтому духовную жизнь посвятил Богу [14]. Неизбежная двойственность объ-
яснима с учетом обстановки просвещенческого секу-ляризма, охватившего русское общество в период петровских и екатерининских преобразований. В синодальную эпоху Церковь фактически была подчинена государству и именно светской гегемонией можно объяснить характер мировоззренческого синкретизма. Как отмечал Г.Флоровский: «... всего меньше у церкви остается власти, ибо государство чувствует и считает себя абсолютным» [15]. Но даже в тех жестких условиях Тихон Задонский стремился сохранять заветы русской православной старины. Осмыслением идейно-мировоззренческой ситуации стала созданная Тихоном «евангельская и христианская философия». Задачу этой философии он видел в содействии строительству нового Дома, новой Церкви, где бы водворилась власть совести и веры. Характерное для той эпохи вторжение науки, моды и власти в дела духовные, а также смысл образования и просвещения вольнодумного XVIII века он объясняет в статье, названной «Учение». Он пишет: «Иной учится платье шить, иной — торговать, иной — дома строить, иной — иностранными языками владеть, иной красиво и сладко говорить и писать, иной — философствовать...», но если просвещенный человек не научится жить «по-христиански», то результат его деятельности будет ничтожен. «Познается христианин не от того, что красно говорит и пишет, а от того, что красиво и богоугодно живет, — не от внешнего любомудрия, но от евангельской и христианской философии», от которой «будеши истинно мудр» [16].
4. О взглядах Тихона Задонского можно судить по его текстам, которые хронологически в основной своей массе относятся к святительскому периоду биографии святого. Однако на них лежит печать раздумий над сочинениями восточно-христианской классики, которую святитель глубоко изучил во время пребывания в семинарии при Антониевом монастыре. Результаты этих занятий позднее сказались в рассуждениях о вере, о смысле человеческого существования, о восприятии окружающего мира. В сочиненьях Тихона сильны раздумья и размышления о христианской нравственности, духовной мудрости, богопознании. О задачах нравственного совершенствования и необходимости действенной проповеди он высказывается в трактате «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1772—1779 гг.), где обобщает опыт мирской и духовной жизни своих современников, опыт, полученный от встреч и разных случаев из собственной жизни. Каждый факт, или «случай» наводит проповедника на бо-гомысленные рассуждения, о чем он высказывался следующим образом: «В сочинениях моих я старался о пользе и исправлении братии моей — христиан, а более в них душу свою унывающую поощрял к покаянию и благочестию». По мысли святителя, путь к покаянию и благочестию лежит через преодоление греховности мира («сокровенного яда» — т.е. пороков), а все надежды связаны с обретением таинственного «духовного сокровища». Исходя из этого, он рекомендовал пастве: «Учись убо познавать пагубное зло, кроющееся внутри тебя. Познавай, что в сердце твоем кроется» [16]. В статьях-проповедях Тихон воспроизводит реестр главных пороков, которые человек должен искоренить в себе. Это «гордость, высокоумие,
самолюбие, сребролюбие, гнев, зависть, славолюбие, нечистота, желание мщения и всякая греховная мерзость (прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое богохульство, гордость, безумства) [16]. Поразительным образом в обобщенном виде повторяется нравственный кодекс древнерусских и раннехристианских проповедников. Повторяется и вековой принцип христианского милосердия — лечить пороки, любя ближнего. В чем же состоит любовь к ближнему? Святитель определяет это формулой кантовского императива: «Не делай ему того, чего себе не хочешь, и делай то, чего себе хочешь» [16]. Глубокие познания европейской философии гармонично соединяются с глубинным христианским традиционализмом. Этическая установка облекается в четкую рациональную форму выражения.
Необходимо сказать еще об одной замечательной работе Святителя — «Письма келейные». Это практически роман в письмах, состоящих из 123 небольших религиозно-философских эссе. Каждое из этих кратких эссеистических посланий отличается глубиной размышления, простотой и образностью изложения. В них святитель отвечает на вечный и самый сложный вопрос, актуальный и в XXI в. — как лучше устроить мир и укрепить христианские ценности в нем. Его глубоко беспокоит социальное неравенство в обществе, незащищенность и произвол власти, бесправие бедных и обездоленных. Эту многовековую и неразрешимую коллизию он решал не только на пути увещеваний. С одной стороны, он старался направить влиятельных и богатых грешников на праведный путь и поучал в традиционном смиренно-примирительном ключе: «Употребляй богатство не на прихоти мирские и плотские, не на богатые трапезы, дома, кареты, сосуды, одеяния и прочее, как обычай есть у миролюбцев и плотоугодников, но со страхом и смирением, как не свое, но Божие добро, умеренно и воздержано, на нужды, а не на угождение плоти»; «Снабжай нищих, убогих, храмы святые и служащих в них, училища, бого-дельни. Дается тебе богатство, чтобы и ты давал. Будь строителем, а не хранителем или расточителем богатства»; «Не гордись, не возносись богатством, поскольку не твое, на время тебе дано, на твою и ближнего пользу, и со временем отойдет от тебя. Помни, что ты нищ и убог, как и прочие люди, ибо все нагими рождаемся в мир, нагими и отходим от мира» [17]. Но, с другой стороны, его обличения влиятельных лиц мира сего отличаются крайней смелостью и резкостью суждений о власти: «Сан или честь христианину есть иго наложенное, которое должно носить во славу имени Божия и пользу ближнего. Надобно разумным и мудрым быть тому, кто хочет людьми управлять, и лучшим по сравнению с другими быть, чтобы многим пример доброго жития собою представлять, ибо все это от сановитого требуется. Несмышленый и неисправный человек, принимающий начальство, подобен бесноватому, взявшему нож, которым и себя и других уязвляет и закалывает. С таким случается по истинной притче: Слепой, когда ведет слепого, оба упадут в яму (см. Лк 6:39). Итак, надобно научиться прежде собой управлять, а потом других в управление принимать»;
«Если тебе необходимо быть на почетной должности, то в ней ищи Божией чести, а не своей — и ближних твоих пользы, а не своей корысти. Будь слугой рабам Божиим, а не господином, ищи их пользы, а не господствуй над ними, искореняй неправду и насаждай правду. Что приказываешь им, то сам прежде исполняй» [17]. По справедливому заключению А.Ф.Замалеева, подобные оценки власть придержащих можно расценивать как своего рода христианский социализм, идеи которого начали распространяться в России в XVIII— XIX вв. и достигли апогея в своем развитии в «ренес-санских» учениях Сергея Булгакова и Георгия Федотова [18]. Социализм, может быть, не вполне удачный и политизированный термин, но то, что от многих проповедей веяло суровой беспощадностью — это бесспорно, а цензура недаром накладывала запрет на обнародование опасных мыслей. Так или иначе, он был ярким выразителем идеи социального служения церкви. В основе такого понимания лежат представления о том, что богатства, как и сама жизнь, принадлежат не людям, а Богу.
Так кто же он — Тихон Задонский, являвший собой пример беззаветного и бескорыстного служения Богу и ближнему? С одной стороны, на его творчестве лежит печать эпохи Просвещения, а в формулировках труда «О истинном христианстве» исследователи находят следы влияния лютеранского теолога И.Арндта (1555—1621). С другой стороны, он последовательно руководствуется принципами исихазма, с характерным для того стремлением к уединению и переходом к методе символических суждений, которые позволяют переходить от вещей видимых к устремленности на трансцендентное сверхсущее. Тихон был в полном смысле сыном своего противоречивого времени, соединяя рационализм и глубокие научные знания с мистикой. Как человек, не чуждый наук и западных влияний, — он личность просвещенческая. Как строгий христианский этик и последователь традиции исихазма — он был продолжателем древнерусской традиции. Именно в своем неоднозначном качестве, сочетающим признаки новоевропейской и древнерусской культур, он получил признание и был прославлен как святой (1861).
В этом синтезе европеизма с глубинным православием видится сегодня и повторение судьбы Кирика Новгородца — оба вышли из стен Антониева монастыря, оба гармонично сочетали восточно-христианские и западные мотивы в своем творчестве, оба разработали могучую этическую программу и стали широко популярными авторами в православном мире. Сегодня скульптурное изображение Тихона Задонского помещено в разделе «Просветители» на памятнике «Тысячелетие России», который был открыт в Новгороде в 1862 г. Это дань уважения и признание заслуг «великого христианского гуманиста XVIII в.».
Публикация подготовлена в рамках проекта «Новгородская земля в контексте социокультурного развития: история, археология, культура» (№ 2667 базовой части государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации).
1. Секретарь Л. А. Дома, события, люди (Новгород XVIII — начало XX в.). Великий Новгород, 1998. С. 286-287.
2. Где святая София, там и Новгород. СПб., 1997. С. 11.
3. Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 12.
4. Жизнеописание святого Тихона Задонского, епископа Воронежского и всея России чудотворца // Жизнеописание достопамятных людей земли русской (X—XX вв.). М., 1991. С. 236.
5. Григорьева И.Л., Салоников Н.В. Новгородская «академия»: К истории учебных заведений Новгорода XVIII в. // Новгородский исторический сборник. СПб., 2008. № 11(21). С. 185—218.
6. Секретарь Л.А. Новгородская духовная семинария. Наставники и ученики. Великий Новгород, 2010.
7. Ерышева Л. Библиотека Софийского собора // Где святая София, там и Новгород. СПб., 1997. С. 59.
8. Секретарь Л.А. Антоний Римлянин и его деятельность по устроению монастыря в честь Рождества Богородицы в Новгороде — месте формирования личности выдающегося ученого-математика и богослова Кирика Новгородца // Кирик Новгородец и древнерусская культура. В 2 ч. / Отв. ред. В.В.Мильков. Великий Новгород, 2012. Ч. 1. С. 72-96.
9. Бобров А.Г. Монастырское летописание Новгородской республики // Новгородский край в русской литературе. Великий Новгород, 2009. С. 118.
10. Опись Новгорода 1617 года / Под. ред. В.Л. Янина; под-гот. публикации и вступ. ст. В.Л. Янина, М.Е. Бычковой. М., 1984. Ч. 1. С. 14.
11. Замалеев А.Ф. Восточнославянские мыслители: Эпоха Средневековья. СПб., 1998. С. 25.
12. Светлов Г.И. Краткий очерк истории Новгородской духовной семинарии / Секретарь Л.А. Новгородская духовная семинария. Наставники и ученики. Великий Новгород, 2010. С. 204.
13. Павел Ходзинский, священник. Истинное христианство в житии и трудах святителя Тихона, епископа Задонского // Святитель Тихон Задонский: Избранные труды, письма, материалы. М., 2004. С. 30-40.
14. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. С. 62.
15. Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. (репринт — 1991). С. 83.
16. Святитель Тихон Задонский. Сокровище духовное от мира собираемое: Собрание творений в 5 т. М., 2008. Т. 2. С. 481-484.
17. Святитель Тихон Задонский. Сокровище духовное от мира собираемое: Собрание творений в 5 т. М., 2008. Т. 5. С. 117—119.
18. Замалеев А.Ф. Философско-богословские идеи Тихона Задонского // Тезисы докл. регион. конф. «Тихон Задонский — церковный иерарх, ученый и педагог». Великий Новгород, 13 апр. 2011 г. Рукопись. С. 4.
References
1. Sekretar' L.A. Doma, sobytiia, liudi. (Novgorod. XVIII — nachalo XX v.) [Home, events, people (Novgorod in the 18th — the beginning of the 20th centuries)]. Veliky Novgorod, 1998, pp. 286-287.
2. Gde sviataia Sofiia, tam i Novgorod [Where St. Sophia Cathedral is, there is Novgorod]. St. Petersburg, 1997, p. 11.
3. Sekretar' L.A. Monastyri Velikogo Novgoroda i okrestnostei [The monasteries of Veliky Novgorod and surroundings]. Moscow, 2011, p. 12.
4. Zhizneopisanie sviatogo Tikhona Zadonskogo, episkopa Voronezhskogo i vseia Rossii chudotvortsa [Biography of St. Tikhon of Zadonsk, Bishop of Voronezh and Wonderworker of all Russia]. Zhizneopisanie dostopamiatnykh liudei zemli russkoi (X—XX vv.) [Biographies of notable people of Russia (10th — 20th centuries)]. Moscow, 1991, p. 236.
5. Grigor'eva I.L., Salonikov N.V. Novgorodskaia «akademiia»: K istorii uchebnykh zavedenii Novgoroda XVIII v. ["Novgorod Academy": on the history of educational institutions of Novgorod in the 18th century]. Novgorodskii istoricheskii sbornik — Novgorod historical articles, 2008, no. 11(21), pp. 185-218.
6. Sekretar' L.A. Novgorodskaia dukhovnaia seminariia. Nastavniki i ucheniki [Novgorod Theological Seminary. Mentors and students]. Veliky Novgorod, 2010.
7. Erysheva L. Biblioteka Sofiiskogo sobora [The library of St. Sophia Cathedral]. Gde sviataia Sofiia, tam i Novgorod [Where St. Sophia Cathedral is, there is Novgorod]. St. Petersburg, 1997, p. 59.
8. Sekretar' L.A., Mil'kov V.V., ed. Antonii Rimlianin i ego deiatel'nost' po ustroeniiu monastyria v chest' Rozhdestva Bogoroditsy v Novgorode — meste formirovaniia lichnosti vydaiushchegosia uchenogo-matematika i bogoslova Kirika Novgorodtsa [Anthony the Roman, and his work on the construction of a monastery in honour of the Nativity of the Blessed Virgin Mary in Novgorod — the place of forming the personality of Kirik of Novgorod, an outstanding scientist-mathematician and theologian]. Kirik Novgorodets i drevnerusskaia kul'tura [Kirik of Novgorod and the culture of Ancient Russia]. In 2 parts. Veliky Novgorod, 2012, Part. 1, p. 72-96.
9. Bobrov A.G. Monastyrskoe letopisanie Novgorodskoi respubliki [Monastic Chronicles of the Republic of Novgorod]. Novgorodskii krai v russkoi literature [Novgorod region in Russian literature]. Veliky Novgorod, 2009, p. 118.
10. Ianin V.L., Bychkova M.E., eds. Opis' Novgoroda 1617 goda [Novgorod Inventory 1617]. Moscow, 1984, Part 1, p. 14.
11. Zamaleev A.F. Vostochnoslavianskie mysliteli: Epokha Srednevekov'ia [East Slavic thinkers: the Middle Ages]. St. Petersburg, 1998. S. 25.
12. Svetlov G.I., Sekretar' L.A., ed. Kratkii ocherk istorii
Novgorodskoi dukhovnoi seminarii [Brief sketch of the history of Novgorod Theological Seminary]. Novgorodskaia dukhovnaia seminariia. Nastavniki i ucheniki [Novgorod Theological Seminary. Mentors and students]. Veliky Novgorod, 2010, p. 204.
13. Pavel Khodzinsky, a priest. Istinnoe khristianstvo v zhitii i trudakh sviatitelia Tikhona, episkopa Zadonskogo [True Christianity in the life and writings of St. Tikhon, Bishop of Zadonsk]. Sviatitel' Tikhon Zadonskii: Izbrannye trudy, pis'ma, materially [St. Tikhon of Zadonsk: Selected works and letters]. Moscow, 2004, pp. 30-40.
14. Zen'kovskii V.V. Istoriia russkoi filosofii [A history of Russian philosophy]. Leningrad, 1991, vol. 1, p. 62.
15. Florovsky Georges, an archpriest. Puti russkogo bogosloviia [Ways of Russian Theology]. Parizh, 1937, (reprint — 1991), p. 83.
16. St. Tikhon of Zadonsk. Sokrovishche dukhovnoe ot mira sobiraemoe [Spiritual treasure collected from the world]. Collected works in 5 vols. Moscow, 2008, vol. 2, pp. 481484.
17. St. Tikhon of Zadonsk. Sokrovishche dukhovnoe ot mira sobiraemoe [Spiritual treasure collected from the world]. Collected works in 5 vols. Moscow, 2008, vol. 5, pp. 117119.
18. Zamaleev A.F. Filosofsko-bogoslovskie idei Tikhona Zadon-skogo [Philosophical and theological views of St. Tikhon of Zadonsk]. Tezisy dokl. region. konf. «Tikhon Zadonskii — tserkovnyi ierarkh, uchenyi i pedagog» [Proc. of the Regional Conf. "St. Tikhon of Zadonsk as a bishop, scientist and teacher"]. Velikii Novgorod, 2011, p. 4.