Научная статья на тему 'Задания для самостоятельной работы при формировании речевого лексического навыка'

Задания для самостоятельной работы при формировании речевого лексического навыка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА / ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / OPEN TYPE TASKS / VOCABULARY EXERCISES / TASKS OF CLOSED TYPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пальцева Татьяна Игоревна

Сокращение часов на аудиторную работу студентов повышает важность самостоятельной работы над отдельными языковыми аспектами. При организации самостоятельной работы над лексическими навыками необходимо тщательно подходить к отбору содержания и видов заданий, предлагаемых студентам. Современные УМК и пособия по практике речи содержат большое количество лексических упражнений, выполнение которых можно включить в самостоятельную работу, однако, будучи в основном заданиями закрытого типа, они не обеспечивают собственно коммуникативных аспектов использования лексики в речи. Проблема решается через использование заданий открытого типа, отличительной чертой которых является их коммуникативная направленность и возможность разнообразных способов достижения цели. Кроме выполнения указанных заданий студенты самостоятельно разрабатывают упражнения к статьям и текстам для выполнения группой на аудиторных занятиях. Организованная таким образом самостоятельная работа не только обеспечивает разнообразие и вариативность средств совершенствования лексических навыков, но и позволяет в комплексе формировать коммуникативную и профессиональную компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задания для самостоятельной работы при формировании речевого лексического навыка»

Пальцева Т. И. Задания для самостоятельной работы при формировании речевого лексического навыка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76220. htm.

ART 76220 УДК 372.881.1

Пальцева Татьяна Игоревна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных направлений Института иностранных языков ФБГОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск tpaltseva@inbox. ru

Задания для самостоятельной работы при формировании речевого лексического навыка

Аннотация. Сокращение часов на аудиторную работу студентов повышает важность самостоятельной работы над отдельными языковыми аспектами. При организации самостоятельной работы над лексическими навыками необходимо тщательно подходить к отбору содержания и видов заданий, предлагаемых студентам. Современные УМК и пособия по практике речи содержат большое количество лексических упражнений, выполнение которых можно включить в самостоятельную работу, однако, будучи в основном заданиями закрытого типа, они не обеспечивают собственно коммуникативных аспектов использования лексики в речи. Проблема решается через использование заданий открытого типа, отличительной чертой которых является их коммуникативная направленность и возможность разнообразных способов достижения цели. Кроме выполнения указанных заданий студенты самостоятельно разрабатывают упражнения к статьям и текстам для выполнения группой на аудиторных занятиях. Организованная таким образом самостоятельная работа не только обеспечивает разнообразие и вариативность средств совершенствования лексических навыков, но и позволяет в комплексе формировать коммуникативную и профессиональную компетенции. Ключевые слова: лексические упражнения, задания закрытого типа, задания открытого типа, коммуникативная компетенция, профессиональная компетенция. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время самостоятельная работа студентов-бакалавров педагогического образования профиля «Иностранные языки» приобретает огромное значение в связи со значительным сокращением аудиторных часов, отводимых как на теоретические, так и практические дисциплины данного профиля. Как следствие данного сокращения, одним из проблемных мест обучения практике иноязычного общения стала невозможность уделять достаточно большого количества времени на формирование лексических навыков на учебных занятиях. Организация эффективной самостоятельной работы студентов требует отбора таких приемов работы, выполнение которых готовит студентов к участию в иноязычной коммуникативной деятельности на аудиторных занятиях.

Одним из источников заданий для организации самостоятельной работы по совершенствованию лексического навыка могут быть лексические упражнения, предлагаемые учебными пособиями. Анализ упражнений различных УМК и языковых пособий [2-4] показывает, что подавляющее большинство упражнений составляют так называемые задания закрытого типа (closed activities), т. е. выполняемые по определенному алгоритму и имеющие один вариант решения [1, с. 127].

Это задания следующих видов: заполни пропуски словами из списка (gap-filling), распредели слова по тематическим группам , найди соответствия: слово и его дефи-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Пальцева Т. И. Задания для самостоятельной работы при формировании речевого лексического навыка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76220. htm.

ниция; слово и его синоним; пара слов, образующих словосочетание (matching); подчеркни нужное слово, чтобы правильно закончить предложение multiple choice; из данных слов составь предложение (reconstruction); перефразируй предложение, используя слово/словосочетание из активной лексики раздела; найди в тексте русские/английские эквиваленты следующих выражений, переведи предложения с русского на английский/с английского на русский язык. Жесткая структурированность данного вида упражнений делает их незаменимыми для начального этапа работы над лексикой, а именно для выработки жесткого стереотипа использования лексической единицы в речевых структурах. Такие задания способствуют закреплению ЛЕ в памяти, отработке синтаксических связей ЛЕ в речевых структурах, созданию разнообразных ассоциативных связей, однако не обеспечивает собственно коммуникативных аспектов использования ЛЕ в речи: создание собственных речевых высказываний, выражение собственной точки зрения, аргументации, сравнения и т. д., поскольку предполагает выполнение тренировочных учебных действий, а не речевых.

Для решения этой проблемы необходимо дополнить существующие лексические упражнения некоторыми заданиями открытого типа (open-end activities), отличительной чертой которых является их коммуникативная направленность и возможность разнообразных способов достижения цели [1, с. 126]. Использование материалов образовательных языковых сайтов в сети Интернет позволяет разнообразить и сделать содержание самостоятельной работы по обогащению лексической стороны речи более современным. К таковым относятся материалы сайта Breaking News English ESL Lesson Plans [5]. Рассмотрим примеры таких упражнений.

Задание 1: Ознакомьтесь со списком слов и решите, какие из этих тем/слов наиболее интересны, а какие наиболее скучны:

Shoppers / bargains / discounts / global recession / luxury goods / saving / department stores / queuing / bitterly cold / cutting back / resolutions / confidence (Тема «Скидки на распродажах»)

Обоснуйте свою точку зрения, будьте готовы обсудить этот список на занятии в парах/группах.

Задание 2: Найдите в словаре разные значения, словосочетания, синонимы к следующим словам: discounts, bargains.

Подготовьте вопросы с найденными словами для обсуждения на занятии.

Задание 3: Обдумайте вопрос:

Do you believe that bargain in sales are real bargains or that they are still expensive?

Подготовьте 3-5 аргументов в поддержку какой-то точки зрения и будьте готовы к обсуждению на занятии в парах сменного состава.

Задание 4: Обдумайте вопросы:

Даете ли вы себе обещания изменить что-то в Новом году?(make New Year's resolutions)

Будете ли вы сокращать свои траты на что-нибудь в следующем году?

Заполните таблицу, приведите еще примеры возможных расходов

I will/won't cut back on ...because Instead I'll

Buying clothes

Going out

Travelling

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Пальцева Т. И. Задания для самостоятельной работы при формировании речевого лексического навыка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76220. htm.

Составьте вопросы по таблице для обсуждения на занятии в парах/группах.

Задание 5: Вы - руководитель отдела рекламы большого магазина. Создайте постер для привлечения покупателей в магазин во время сезона предновогодних скидок.

Задание 6 (тема «Нетрадиционная медицина»): Вы - руководитель отдела, рекламирующего преимущества различных приемов нетрадиционной медицины. Заполните таблицу и будьте готовы к обсуждению на занятии.

Medicine Better because... Marketing slogan

Massages

Acupuncture

Meditation

Herbal medicine

Hypnoses

Задание 7:

а) Подготовьте вопросы эксперту нетрадиционных видов медицины об одном из них.

б) Выберите один из видов нетрадиционной медицины и подготовьтесь к ответам на вопросы, почему вы его рекомендуете.

Выполнение заданий данного вида позволяет выйти за рамки узкой темы и использовать собственный опыт студентов, что позволяет придать большую коммуникативную направленность работе над лексической стороной речи.

Выполнение заданий самостоятельной работы дает возможность формировать не только коммуникативную, но и профессиональную компетенцию бакалавров педагогического образования. Выполняя готовые упражнения и задания, студенты знакомятся с различными типами и видами упражнений и их структурой, с различными способами организации их выполнения на занятии. Следующим этапом работы предполагается самостоятельная работа по разработке отдельных видов заданий (в парах или мини группах) на основе общего для всех текста/статьи, которые затем выполняются группой на занятии.

Заключительный этап работы - выполнение самостоятельных проектов по разработке мини уроков. Задача - подобрать статью, близкую к изучаемой теме, разработать комплекс упражнений для активизации лексики по теме и организовать работу группы на занятии.

Ссылки на источники

1. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр "БЛИЦ"», "Cambridge University Press", 2001. - 224 с.

2. Kay S., Jones V. New Inside Out. Upper Intermediate. Student's Book. Macmillan Publishers Limited, 2009. - 159 p.

3. Kay S., Jones V. New Inside Out. Upper Intermediate. Workbook. Macmillan Publishers Limited, 2009. - 96 p.

4. Woolard G. Key Words for Fluency. Intermediate collocation practice. Thomson ELT, 2005. - 196 p.

5. Breaking News English ESL Lesson Plans. - URL: http://www.breakingnewsenglish.com.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Пальцева Т. И. Задания для самостоятельной работы при формировании речевого лексического навыка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76220. htm.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 08.10.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.10.16

Принята к публикации Accepted for publication 10.10.16 Опубликована Published 18.10.16

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Пальцева Т. И., 2016

www.e-koncept.ru

977230412016670

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.