Кирпу С. Д. Обучение устной аргументированной речи на занятиях по иностранному языку в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76213. htm.
ART 76213 УДК 372.881.1
Кирпу Светлана Дмитриевна,
старший преподаватель ФБГОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск swetulik2014@mail.ru
Обучение устной аргументированной речи на занятиях по иностранному языку в вузе
Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения устной аргументированной речи на занятиях по иностранному языку в вузе. Автор статьи рассматривает структуру аргументированного высказывания, которая включает в себя тезис, аргументы, заключение. В статье приводится список различных способов аргументации: факты, статистика, определение, объяснение, описания, доводы экспертов, простых людей, истории из жизни, сравнения, аналогии. Данная статья также содержит примеры заданий по развитию навыков аргументированной речи и дает рекомендации для эффективного использования аргументов в публичной речи. Ключевые слова: обучение аргументированной речи, структура аргументированного высказывания, речевая ситуация, способы аргументации, риторическая аргументация.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В современных условиях расширения международных связей, новых возможностей общения с представителями различных культур меняется требования к обучению иностранному языку. Иностранный язык становится не целью обучения, а средством для эффективного использования в различных повседневных и профессиональных ситуациях. Обучение аргументированной речи является одним из тех умений, которое требуется выпускникам вузов в профессиональной деятельности. Аргументированная речь - это умение объективно выразить в словах намерение воздействовать на партнера посредством аргументирующего дискурса, использовать в ходе аргументации аргументы и доводы, достоверность и обоснованность которых обусловлены ценностями деловой культуры партнера по общению. Навыки аргументированной речи являются сложными для обучения, так как они отражают развитие логического мышления и требуют хорошей языковой подготовки.
Процесс обучения студентов устной аргументированной речи строится на целом ряде общедидактических, методических и специальных принципов обучения устной речи, таких как принцип коммуникативной направленности; принцип активности и самостоятельности; принцип моделирования коммуникативной ситуации; принцип интенсивной практики; принцип поэтапности речевых умений; принцип связи говорения с мышлением, принцип эвристичности.
Существуют различные приемы формирования у обучающихся навыков аргументированной речи: письменные работы, чтение текстов с последующим анализом, комментирование, выражение экспертного мнения, ролевые игры, дебаты и полемика, подготовка публичного выступления, драматизация и др. Таким образом, навыки аргументации могут развиваться в письменной и устной, речи, в диалогической и монологической речи. Но все эти приемы можно отнести к единому приему обучения устной речи - обучение речевому взаимодействию в конкретной речевой ситуации [3, с. 109].
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кирпу С. Д. Обучение устной аргументированной речи на занятиях по иностранному языку в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76213. htm.
Аргументация требует правильного и логичного доказательства, в основе которого лежит четкая структура аргументированного высказывания. Данная структура имеет следующие составляющие: тезис, аргументы, заключение. В связи с этим, необходимо отметить, что обучение навыкам аргументации должно основываться на умении писать абзац/аргументированное эссе [4, c.18]. Напомним, что эссе состоит из следующих частей: 1) Introduction with the thesis statement of the essay (thesis statement - основная мысль, которую необходимо доказать/опровергнуть в эссе); 2) Main body consisting of paragraphs; 3) Conclusion. Структура абзаца предполагает следующие элементы: 1) topic sentence; 2) supporting sentences; 3) concluding sentence. Однако, при подготовке устного аргументированного высказывания помимо трех основных частей доказательства: тезиса (то что, доказывается), аргументов (с помощью чего доказывается), заключения (логичность, связность), необходимо ввести и четвертый компонент - демонстрацию (как доказывается), так как важную роль в устном высказывании играют просодические (громкость, интонация, тон, темп и др.) и невербальные (язык жестов, психологический настрой, уверенность) средства общения, которые отсутствуют в письменной речи. Помимо этого, специфика аргументации состоит в двух пластах обоснования: 1) обоснование факта без учета фактора адресата, аргументация с помощью логики на основе пропозиции; 2) убеждение адресата в приемлемости, ценности, истинности, необходимости выдвигаемого тезиса, учет особенностей аудитории, или риторическая аргументация [2, c. 200].
В качестве примеров заданий, подготавливающих студентов к аргументированной речи, можно привести следующие:
1) Составление списка аргументов за и против на определенную тему.
2) Написание аргументативного эссе.
3) Подготовка речи на основе списка аргументов.
4) Работа в паре: один студент обсуждает аргументы за, другой приводит аргументы против.
5) Анализ публичного выступления общественно-политического деятеля (какие аргументы были приведены).
6) Составление глоссария лексики аргументов за / против.
7) Задания на опровержение: поставить под сомнение истинность фактов, найти ошибки в рассуждениях. Например: Who told you this? Where have you found this information? Are these examples typical of all situations? But how can you account for the growing rate of.... Is this a real reason for the problems? Aren't there any other reasons causing this situation?
8) Задание для развития стратегии доказательства своей позиции: I would agree with you but for / it is just a provocative question / I will answer your question with great pleasure but only after I get your answer to my first question / Your discrediting remarks only make the discussion ineffective / Do you understand what you are aiming at / that you are undermining the main principles of ...
9) Участие в дебатах.
10) Подготовка публичной речи на английском языке.
Рассмотрим различные способы доказательства в письменной / устной речи. На занятиях студентам можно предложить подготовить высказывания с применением следующих способов аргументации [5, c. 168]:
1) facts - факты
2) statistics - статистика
3) definitions - определения
4) explanations - объяснения
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кирпу С. Д. Обучение устной аргументированной речи на занятиях по иностранному языку в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76213. htm.
5) descriptions - описания
6) expert testimony - доводы экспертов
7) lay testimony - доводы простых людей
8) examples - примеры
9) narratives - истории из жизни
10) comparisons - сравнения
11) analogy - аналогия
Самые распространенные способы представления информации - это факты (утверждения, истины, события, результаты, эмпирическое знание) и статистика (количественные, точные данные). При использовании различных фактов и статистики необходимо проверять их достоверность, точность и оценивать их уместность. Использование различных терминов и объяснений помогает сделать речь научно обоснованной, данные приемы аргументации способствуют установлению общего языка между говорящим и аудиторией. Отдельные факты необходимо иллюстрировать примерами для создания яркой картины в воображении аудитории, которая помогла бы на эмоциональном уровне принять аргумент. Такие примеры создают описания, истории из жизни, сравнения. Ничто не делает высказывание более убедительным, чем подтверждение его цитатами различных экспертов, теориями ученых, мнениями вышестоящих должностных лиц. Однако доводы простых людей, здравого смысла, общеизвестные истины также являются одним из способов аргументации. Эффективным приемом служит умение проводить аналогии между различными мнениями, событиями.
При выборе того или иного аргумента необходимо учитывать следующие условия:
1) является ли данная информация достоверной;
2) объективно ли представляют ситуацию данные факты;
3) не являются ли данные примеры устаревшими;
4) не нарушает ли следующий факт законов логики, не противоречат ли факты друг другу;
5) уместен ли данный пример в аргументации;
6) будет ли понятен данный термин слушателям;
7) вызовет ли эта история интерес у аудитории;
8) достигают ли цели приводимые аргументы;
9) является ли цитируемое лицо компетентным в данном вопросе;
10) большое количество аргументов не всегда ведет к качеству доказательства.
Таким образом, на занятиях по иностранному языку перед преподавателем теперь стоит двойная задача: с одной стороны обучать правильной речи на иностранном языке, с другой стороны развивать логическое мышление, умение последовательно и убедительно доказывать свою точку зрения на иностранном языке [1, c. 251]. Задания по подготовке аргументированного высказывания с применением различных видов аргументации должны проводиться на занятиях регулярно, для того чтобы сформировать данное умение. Также необходимо обучать студентов не только приводить аргументы, но и демонстрировать их логическую связь с тезисом, доказывать, что умозаключения верны и логичны.
Формирование навыков аргументированной речи способствует более эффективным выступлениям на конференциях, в дискуссиях, способствует развитию речевой и логической культуры, овладению средствами образности и интонационной выразительности английского языка, умению выбрать верный способ доказательства, вести спор, соблюдая нормы этики, оформлять собственную речь в любом выбранном жанре. Развитие навыков аргументированной речи повышает эффектив-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кирпу С. Д. Обучение устной аргументированной речи на занятиях по иностранному языку в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76213. htm.
ность занятий, обучает студентов находить решение в проблемных ситуациях, привлекает к активному обсуждению важнейших общественно-политических вопросов, повышает информативную осведомленность и общекультурный уровень, способствует воспитанию активной гражданской позиции.
Ссылки на источники
1. Бейсенбаева Б. А., Смагулова Г. К., Каскатаева Ж. А. Об обучении студентов неязыковых специальностей устной аргументированной речи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 11-2.
2. Куликова О. М. Прагматика аргументации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2010. - № 596.
3. Мильруд Р. П. Приемы и технологии обучения устной речи // Язык и культура. - 2015. - № 1.
4. Юсупова Л. Н. Написание академического эссе на английском языке: метод. указания. - Петрозаводск, 2015.
5. Osborn M., Osborn S., Osborn R. Public Speaking. - Eighth edition, by Parson Education, 2007.
Рекомендовано к публикации:
Борзовой Е. В., доктором педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 08.10.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.10.16
Принята к публикации Accepted for publication 10.10.16 Опубликована Published 18.10.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Кирпу С. Д., 2016
977230412016670