Научная статья на тему 'ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ РИСКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО "СЕРВИС ДВ")'

ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ РИСКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО "СЕРВИС ДВ") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ РИСК / ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО РИСКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шекурова А. В.

В статье рассматриваются организационно - экономическая характеристика предприятия и оценка налоговых рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ РИСКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО "СЕРВИС ДВ")»

УДК 1

Шекурова А.В.

Дальневосточный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ РИСКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «СЕРВИС ДВ»)

Аннотация: в статье рассматриваются организационно - экономическая характеристика предприятия и оценка налоговых рисков.

Ключевые слова: налоговый риск, оценка налогового риска.

В условиях рыночной неопределенности и конкуренции оценка налоговых рисков приобретает для предприятия особую актуальность и становится частью финансового и налогового управления на предприятии.

Оценка налоговых рисков предприятия проводится на основе нормативных документов, в частности, «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (приказ ФНС России от 14.10.2008 № ММВ-3-2/467) (далее - Концепция) и представляет собой анализ по двенадцати критериям, которые содержатся в Концепции. Данные критерии предполагают оценку налоговых рисков предприятия методом аналогии, т.е. сравнения конкретного налогового риска с аналогичной ситуацией по предприятиям.

Организациям необходимо систематически анализировать свою деятельность и минимизировать свои риски, по каждому из нижеприведенных критериев:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких календарных лет;

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами);

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

На основе критериев Концепции, была проведена оценка налоговых рисков ООО «СЕРВИС-ДВ» по группе критериев, свидетельствующих о наличии признаков недобросовестности налогоплательщика, к таким критериям относятся 4 из 12 возможных. (Таблица 1)

Таблица 1

Группа критериев, свидетельствующих о наличии признаков недобросовестности налогоплательщика

Критерий Применение критерия Вывод по критерию

1. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами -перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) ООО осуществляет свою деятельность, работая с посредниками в отношении поставки материалов для производства. Данные отношения закреплены договорами о поставки материалов. Средняя вероятность проверки -2 балла

2 .Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности Главный бухгалтер представляет пояснения в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в течение 5 дней, в случае уведомления от налогового органа о выявлении ошибок в декларации и противоречий в ходе проведения камеральной проверки. Низкая вероятность проверки -1 балл

3. Неоднократное снятие с учёта и постановка на учёт в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения. ООО не меняло место нахождения с момента своей постановки на налоговый учет в ИФНС по месту нахождения Низкая вероятность проверки -1 балл

4. Ведение финансово- ООО не предпринимает действий для Средняя

хозяйственной деятельности получения необоснованной вероятность

с высоким налоговым налоговой выгоды, однако не во всех проверки -

риском случаях он проявлял должную 2 балла.

осмотрительность.

Источник: составлено автором на основе данных отчетов организации.

Основным видом деятельности Общества с ограниченной ответственностью «СЕРВИС ДВ» является производство мебели. К дополнительным видам деятельности общества можно отнести: работы столярные и плотничные; производство стекольных работ; торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами; торговля оптовая неспециализированная; деятельность по упаковыванию товаров. Несмотря на такое разнообразие видов деятельности, организация основной упор делает на производство мебели.

На предприятии основным показателем финансовых результатов служит прибыль. Прибыль от продаж характеризует эффективность основной деятельности организации и определяется как разница между валовой прибылью, коммерческими и управленческими расходами.

Изменение прибыль основано на различных факторах:

- изменение объема продукции;

- изменение отпускных цен на реализованную продукцию;

- изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции;

- изменение цен на материалы, тарифы, услуги.

Анализ формирования прибыли ООО «СЕРВИС ДВ» представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ формирования прибыли ООО «СЕРВИС ДВ», тыс.руб

№ п/ п Наименовани е показателя 2016 2017 2018

2016/2017 2017/2018

Абс. (тыс) Отн.( %) Абс. (тыс) Отн.(%)

1 Выручка 9280,86 11145,4 2 11877,6 6 1864, 6 120,1 732,2 106,6

2 Себестоимост ь 7152,9 8595,78 9178,38 1442, 9 120,2 582,6 106,54

3 Валовая прибыль 2127,96 2549,64 2699,28 422,7 119,8 149,6 105,9

4 Рентабельнос ть продаж (%) 22,93 22,88 22,73 - 0,1 0,1

5 Текущий налог на прибыль 127,67 152,7 161,95 25,0 119,6 9,3 106,1

6 Чистая прибыль 2000,28 2396,66 2537,32 396,4 119,8 140,7 105,9

7 Рентабельнос ть чистой прибыли(%) 21,55 21,50 21,36 - 0,1 0,1

Источник: составлено автором, по данным полученным в процессе исследования

Таким образом, из приведенной выше таблицы в анализируемом нами периоде темп изменения себестоимости не превышает темп изменения выручки от продаж, валовая прибыль в 2018 году в сравнении с 2017 годом увеличилась в абсолютном выражении на 149,6 тысяч рублей, в относительном выражении на 6%.

Направление рабочей стратегии ООО «СЕРВИС ДВ» заключается в максимально полном удовлетворении потребителей высококачественными товарами, в проведении целенаправленной политики повышения качества оказываемых услуг путем создания сплоченного и высокопрофессионального коллектива единомышленников, как залога успешного развития и процветания всей организации.

Таким образом, проанализировав группу критериев, свидетельствующих о наличии признаков недобросовестности налогоплательщика существенно влияют на вероятность проведения выездной налоговой проверки - налоговые риски по 8 критерию Концепции: построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с посредниками по цепочке без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) и по 12 критерию: ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Критерий 12 дополняет критерий 8, так как в обоих случаях речь идет о необоснованной налоговой выгоде налогоплательщика.

Налоговые органы рекомендуют налогоплательщикам с высоким уровнем риска:

- исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;

- уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых для снижения рисков, (уточнении налоговых обязательств), для того чтобы налоговые органы приняли во внимание данный факт при отборе организации для проведения выездных налоговых проверок.

Уведомить - это значит подать в налоговую инспекцию по месту учета уточненные декларации по налогам за те периоды, в которых выявлено осуществление деятельности с высоким налоговым риском.

В дополнение к декларациям налоговые органы требуют представить пояснения по совершенным операциям. Сомнительную операцию не обязательно исключать из расходов предприятия. Необоснованность налоговой выгоды может быть установлена, только если налоговыми органами будет доказано то, что организация действовала без должной осмотрительности при выборе контрагентов.

С учетом анализа группы критериев, свидетельствующих о наличии признаков

117

недобросовестности плательщика, целесообразно предложить следующие методы минимизации налоговых рисков, а именно разработать регламент проверки контрагентов, в котором необходимо отразить:

• набор документов, собираемых по каждой группе сделок или контрагентов;

• процедуры подписания и обмена бухгалтерско-налоговой документацией;

• ответственные лица, занимающиеся проверкой контрагента;

• сроки проверки контрагентов;

• сроки хранения собранной информации о контрагенте;

• ответственность сотрудников за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований регламента.

Чтобы организация всегда была защищены документально, чтобы в любой момент можно было бы продемонстрировать свою добросовестность необходимо разработать и ввести в действие регламент проверки контрагентов, в котором будет утверждаться порядок проверки, а также назначить ответственных за его исполнение лиц. Помимо этого при наличии регламента проверки контрагентов организация может избежать риска работы с недобросовестными контрагентами, которые уклоняются от своевременного исполнения обязательств по договору.

Чтобы оптимизировать проверочные мероприятия, все виды заключаемых сделок нужно разделить на три категории: сделки с высокой, средней и низкой степенью риска. В зависимости от степени рискованности сделки можно дифференцировать объем собираемых документов о контрагенте. Целесообразно в регламенте проверки контрагентов максимально подробно изложить, в каких случаях какой пакет документов и какой набор сведений должны быть собраны.

К низкорискованным сделкам следует отнести сделки с общеизвестными российскими и иностранными компаниями, реальность существования и деятельности которых не вызывает сомнений. Большинство из таких компаний созданы в форме акционерного общества. Их отчетность, состав акционеров являются открытой и общедоступной информацией, с которой можно ознакомиться на их сайте.

К категории низкорисковых можно также отнести сделки с государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями.

При работе с общеизвестными компаниями через посредника (даже через ее официального представителя или дистрибьютора) сделка перестает быть низкорисковой.

Исходя из анализа судебной практики и разъяснений ФНС России, высока вероятность обвинений в работе с однодневками при заключении:

- договоров поставки на сумму свыше 1 млн. руб.

- договор оказания услуг, выполнения работ или договора подряда на сумму свыше 1 млн. руб. (особо пристальное внимание привлекают маркетинговые, консультационные и информационные услуги, субподрядные и ремонтные работы)

- договор перевозки на значительные суммы по сравнению с объемами выручки самого налогоплательщика (10% и более от суммы выручки)

- посреднических договоров на приобретение товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не имеющими статуса ИП (например, на закупку промысловой и сельхозпродукции, прием вторсырья, включая металлолом).

Кроме того, практически любая сделка переходит в разряд высокорисковых, если расчеты по ней осуществляются векселями или через третьих лиц (приказ ФНС России от 14.10.08 ММ-3-2/467@) или же в договоре есть нетипичные условия. Например, предоставление отсрочки платежа на длительный срок, применение штрафных санкций, несопоставимых с последствиями нарушения условий договора и т.д.

Сделки, которые не соответствуют ни низкорисковым, ни высокорисковым, принято считать сделками со средним риском доначисления налогов.

При заключении сделок необходимо убедиться в том, что в договоре правильно указаны наименование, реквизиты и руководитель организации, а также ИНН и ОГРН.

Перед заключением сделок необходимо получить выписку из ЕГРЮЛ о контрагенте, а если его деятельность подлежит лицензированию или требует

аккредитации или членство в СРО, проверить наличие необходимых документов.

119

Если контрагент сам предоставил выписку из ЕГРЮЛ нужно проверить подлинность содержащихся в ней сведений, т.к. однодневки зачастую предоставляют поддельные выписки из ЕГРЮЛ и учредительные документы.

Также нужно убедиться, что организация не числится в следующих базах:

- сообщения юридических лиц о ликвидации и реорганизации, опубликованные в журнале Вестник государственной регистрации;

- сведения о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов, опубликованные в журнале Вестник государственной регистрации;

- адреса, по которым зарегистрировано несколько юридических лиц;

- перечень юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Кроме того можно проверить не включен ли контрагент в Реестр недобросовестных поставщиков.

В случае если проверяемый контрагент числится в одной из указанных баз данных, то необходимо получить пояснения у контрагента.

Помимо этого необходимо проверить не фигурировал ли контрагент как фирма-однодневка в судебных спорах, получить бухгалтерскую отчетность контрагента на последнюю отчетную дату и его декларацию по НДС и налогу на прибыль за последний отчетный период, а также запросить копию паспорта его генерального директора, а если документы будет подписывать по доверенности другое лицо, то еще и копию доверенного лица паспорта.

Во время исполнения договора необходимо сверить данные указанные в счете-фактуре, - ИНН, наименование и адрес контрагента со сведениями в выписке из ЕГРЮЛ.

Дополнительным плюсом будет получение от контрагента копии приказа или распоряжения об утверждении списка лиц, имеющих право подписывать счета-фактуры. Наличие такого документа является перестраховкой, т.к. даже налоговые органы указывают на то, что для подтверждения права на вычет НДС организации не

обязаны иметь в наличие данный документ (письмо ФНС России от 09.08.10 №ШС-37-3/8664).

В регламенте проверки контрагентов необходимо отразить следующую информацию:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• набор сведений, собираемых о контрагенте;

• ответственные лица;

• сроки проверки контрагентов;

• оформление результатов проверки;

• хранение собранных данных;

• меры поощрения;

• ответственность сотрудников.

Набор сведений, собираемых о контрагенте. Необходимо максимально подробно изложить, какие документы следует собирать по каждой группе сделок или контрагентов. Нужно также конкретизировать, какая информация о контрагенте должна быть собрана до заключения с ним договора, и какие данные будут контролироваться во время исполнения договора.

Регламент проверки контрагентов обычно утверждается генеральным директором организации. Содержание регламента необходимо под роспись довести до сведения всех работников, которые занимаются поиском клиентов и покупателей, поддерживают контакты с партнерами и сопровождают сделки. Кроме того, с регламентом следует ознакомить руководителей основных подразделений компании, а также сотрудников, непосредственно проводящих проверку контрагентов или участвующих в этом процессе.

Ответственные лица. В регламенте следует также определить, кто конкретно занимается проверкой контрагентов. Полномочия и круг обязанностей каждого из участников проверочных мероприятий необходимо отразить в регламенте.

Сроки проверки контрагента. В регламенте проверки целесообразно установить сроки проведения проверки. При этом необходимо исходить из того, что длительность поверочных процедур напрямую зависит от степени риска планируемой сделки. Чем

выше риск доначислений налогов по сделке, тем больше времени потребуется на проверку.

Оформление результатов проверки. По завершении проверочных мероприятий сотрудник компании принимает решение о том, можно или нет заключить договор с контрагентом. Порядок оформления этого решения следует закрепить в регламенте проверки.

Проще всего основные этапы проверки контрагента фиксировать в специальном отчете, где можно отразить возможные риски и рекомендации по их минимизации, а также привести итоговое заключение о благонадежности партнера и возможности заключения с ним договора.

Хранение собранных данных. Сведения, собранные о контрагенте, необходимо хранить не менее трех лет по истечении срока действия договора, то есть в течение общего срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

Вместе с тем рекомендуется хранить указанные сведения не три, а как минимум четыре года. Проверка контрагента необходима, прежде всего для минимизации налоговых рисков, то есть в целях налогообложения. А документы налогового учета и другие документы, связанные с исчислением, удержанием и уплатой налогов, налогоплательщики обязаны хранить в течение четырех лет (подп.8 п.1 ст.23 НК РФ). Причем четырехлетний срок считается с момента окончания налогового периода, в котором документ использовался в последний раз (письмо Минфина России от 18.10.05 03-03-04/2/83).

Ответственность сотрудников. В регламенте проверки целесообразно установить ответственность сотрудников за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований этого документа. Прежде всего, речь идет о применении к ним мер дисциплинарной и материальной ответственности. За недобросовестное исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности, то есть сделать ему замечание, вынести выговор.

Если из-за нарушения требований регламента работодателю был причинен

ущерб, то работник привлекается к материальной ответственности (ст.238 ТК РФ). С

122

сотрудника можно взыскать лишь часть ущерба, которая не превышает его среднего заработка за месяц (ст.241 ТК РФ). Получить с работника всю сумму ущерба можно, лишь если он был причинен (ст.243 ТК РФ):

- умышленно;

- в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

- не при исполнении работником трудовых обязанностей;

- в результате разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную).

Плату за предоставление выписок из ЕГРЮЛ или ЕГРИП по имеющимся и потенциальным контрагентам, а также иные подобные документально подтвержденные расходы можно учесть при расчете налога на прибыль. Такие услуги относятся к информационным. Значит, расходы на их оплату уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании подп.14 п.1 ст.264 НКРФ (письмо УФНС России по г. Москве от 31.10.07 20-12/104579).

Литература и источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. URL. http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19671.

2. Дорощук, А.И. К вопросу об оценке рисков налоговых правонарушений по методике ФНС / А.И. Дорощук, Е.В. Бажанова, И.В. Мисюра // Совершенствование методологии познания в целях развития науки. - 2017. № 1 - с. 57 - 66.

3. Митрофанова, И.А. Экономическая оценка налоговых рисков / И.А. Митрофанова, С.В. Хохлова // Налоги и налогообложение. - 2013. № 1 - с. 5-14

4. Попова, Е.В. Налоговые риски: экономическая сущность и методологические подходы к их оценке / Е.В. Попова // Аудитор. - 2014. № 7 (233) - с.72 - 77.

5. Скидан, А.В. Налоговые риски: методологические особенности, причины возникновения и методы оценки / А.В. Скидан, И.В. Топоров // Наука и образование;

хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2015. № 5 (60) -с. 35 - 38.

6. Тюрина, Т.Э. Налоговое планирование организаций / Т.Э. Тюрина // Экономический вестник Ярославского университета. - 2014. № 32 - с. 42 - 44.

7. Шевелева, Е.В. Налоговые риски в налоговом планировании хозяйствующего субъекта / Е.В. Шевелева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2013. № 3 - с. 194 - 197.

8. Штиллер, М.В. Теоретико-методологические аспекты управления налоговыми рисками / М.В. Штиллер // Бизнес. Образование. Право. - 2015. № 4 - с. 182 - 184.

9. Щербакова, Н.С. Налоговые риски, их сущность и оценка / Н.С. Щербакова, Е.В. Попова // Аудиторские ведомости. - 2014. № 7 - с. 62 - 69.

10.Галимова С.А. Управление рисками при оценки контрагента предприятия / С.А. Галимова // Экономика и экономические науки. 2016. № 2 С. 78-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.