Научная статья на тему 'Задачи развития тифлокомпьютеризации в сфере образования'

Задачи развития тифлокомпьютеризации в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТИФЛОТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ / ИНВАЛИД ПО ЗРЕНИЮ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / COMPUTER TYPHLOTECHNOLOGIES / TRAINING / VISUALLY DISABLED AND IMPAIRED STUDENTS / TRAINING OF SPECIALISTS / AVAILABILITY OF INFOMEDIA / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецов Владимир Иванович, Рощина Марина Анатольевна

В современных условиях важнейшим средством социальной интеграции инвалидов по зрению становится использование компьютерных тифлотехнологий. В статье рассматриваются задачи, возникающие в связи с внедрением этих технологий в широкую социальную практику в сфере образования, а также опыт решения обозначенных задач, накопленный в тифлоинформационном центре ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швецов Владимир Иванович, Рощина Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing of tiflocomputerization in education sphere

Nowadays the use of computer typhlotechnologies is one of the most important means of the social integration of visually disabled and impaired persons. In the article we consider the aims which arise in connection with the wide application of these technologies in education. We also present our experience gained in the typhlocentre of N.I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod.

Текст научной работы на тему «Задачи развития тифлокомпьютеризации в сфере образования»

Задачи развития тифлокомпьютеризации в сфере образования*

В.И. ШВЕЦОВ, профессор, проректор

М.А. РОЩИНА, канд. социол. наук Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

В современных условиях важнейшим средством социальной интеграции инвалидов по зрению становится использование компьютерных тифлотехнологий. В статье рассматриваются задачи, возникающие в связи с внедрением этих технологий в широкую социальную практику в сфере образования, а также опыт решения обозначенных задач, накопленный втифлоинформационном центре ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Ключевые слова: компьютерные тифлотехнологии, обучение, инвалид по зрению, подготовка специалистов, доступность информационной среды, реабилитация.

В условиях информатизации общества качество жизни и социальный статус индивида во многом определяются его активным участием в общественном информационном обмене, основанном на оперативном доступе к необходимой информации, на ее обработке и представлении результатов своей информационной деятельности. Для лиц с глубокими нарушениями зрения оно осложняется несоответствием имеющихся у них способностей восприятия сложившейся общественной практике, ориентированной главным образом на визуальные формы представления информации. Эффективным средством преодоления этих преград могут служить компьютерные тифлотехнологии (от греч. typhlos - слепой), которые базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечиваю-щихпреобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения (MS Word, Internet Explorer и т.д.) [1]. Для людей с глубокими нарушениями зрения это имеет существенный компенсаторный эф-

фект: им предоставляется возможность выполнять многое из того, что раньше приходилось делать, прибегая к посторонней помощи (например, используя сканирование, читать обычный текст, готовить печатные документы и т.д.). Грамотное применение компьютерных тифлотехнологий позволяет в существенной мере нивелировать вызываемые зрительной недостаточностью трудности, расширяя тем самым сферу участия инвалидов по зрению в различных видах и формах социокультурной жизни (включая образование и профессиональную деятельность) наравне с остальными членами общества [2].

Надо сказать, что компьютерные тифлотехнологии до сих пор не получили в нашей стране должного распространения. Дополнительную актуальность и социальную значимость развитию процесса тифлокомпьютеризации придаёт реализация государственной программы «Информационное общество (2011-2020 гг.)» [3] и, в частности, предусматриваемое этой программой развитие предоставления государственных услуг в электронном виде. В данной статье будут сформулированы задачи, которые в этой связи необходимо решить в сфере образования, а также кратко описан

" Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Педагогическое сопровождение освоения и применения компьютерных технологий в профессиональном образовании и трудовой деятельности лиц с глубокими нарушениями зрения» (проект № 11-06-00408а).

опыт, накопленный в тифлоинформацион-ном центре Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского [4].

Развитие образовательных ресурсов для обучения инвалидов

по зрению использованию компьютерных тифлотехнологий

Обучение незрячих и слабовидящих пользователей ПК основам компьютерной грамотности. Чтобы научиться эффективно применять компьютерные тиф-лотехнологии, незрячие и слабовидящие пользователи должны освоить целостную систему знаний и навыков, включающую как общую информационную культуру, так и специальную часть, связанную с использованием тифлосредств. При этом необходимо учитывать, что тифлоспецифика в работе на компьютере делает этот инструмент более сложным в освоении и использовании; для эффективной работы незрячим и слабовидящим требуется больший по сравнению с обычным объем знаний и навыков, что определяет дополнительную потребность в соответствующем обучении.

Надо признать, что на сегодняшний день специализированные образовательные услуги для инвалидов по зрению, направленные на освоение компьютерной грамотности и получение навыков применения компьютерных технологий как средства компенсации нарушений зрения при работе с информацией, развиты в нашей стране очень слабо. Систематическая работа по координации внедрения информационных технологий для незрячих в центре и в регионах отсутствует. Организованное обучение во многих регионах России ведется на очень низком уровне или не ведется вообще.

Многие инвалиды по зрению пытаются осваивать компьютерные технологии самостоятельно, однако наш опыт общения с ними показывает, что такое освоение компьютера нередко приводит к излишней ус-

ложненности и неэффективности работы. Пытаясь проделать то или иное действие, неподготовленный пользователь часто находит далеко не оптимальный путь решения поставленной задачи. Несмотря на существование отдельных примеров овладения незрячими людьми тех или иных областей применения компьютерных тифлотех-нологий без специальной образовательной подготовки, мы убеждены, что по-настоящему массовое и эффективное использование этих технологий возможно только за счет развития соответствующих образовательных ресурсов.

На наш взгляд, образовательной основой широкого внедрения компьютерных тифлотехнологий должно стать соответствующее обучение детей в рамках школьного образования (независимо от того, в специальной или массовой школе они обучаются). Умение пользоваться современными компьютерными технологиями является важным условием обеспечения молодым людям с нарушениями зрения равных стартовых возможностей, и для его развития овладение компьютерной грамотностью полезно сочетать с активным применением компьютерных технологий в учебном процессе в качестве инструмента освоения общеобразовательных предметов, например при поиске информации для докладов или работе над рефератами. При этом в школе необходимо создать условия, обеспечивающие учащимся возможность пользоваться компьютерной техникой, получая при необходимости квалифицированную консультативную поддержку.

На высоком уровне организовано преподавание компьютерных технологий в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей № 1 города Москвы [5].

Как показывает опыт работы тифлоин-формационного центра ННГУ, компьютерная грамотность является одним из важнейших факторов готовности незрячих и слабовидящих школьников к получению высшего образования [2, с. 128-129]. Поэто-

му, если будущий студент не имеет достаточного уровня компьютерных знаний и навыков, представляется целесообразным проведение дополнительного обучения в довузовский период.

Образовательные услуги по освоению компьютерных технологий требуются не только детям, но и взрослым инвалидам по зрению. Это становится особенно актуальным для поздноослепших. Обычно освоение рельефно-точечной системы Брайля во взрослом состоянии затруднено из-за недостаточного развития осязания. В таких случаях компьютер, оснащенный речевым выводом, становится единственным средством самостоятельной работы с информацией. Возможность приобрести навыки работы на компьютере и самостоятельно им пользоваться имеет также большое психологическое значение, особенно для людей, занимавшихся до потери зрения интеллектуальным трудом. При этом важно, чтобы обучение можно было пройти по месту жительства, ведь далеко не каждый инвалид может поехать для обучения в другой город.

С целью обеспечения взрослым инвалидам по зрению возможностей освоения компьютерных технологий на базе тифло-информационного центра ННГУ им. Н.И. Лобачевского с 2008 г. открыта программа «Пользователь ПК (для лиц с глубокими нарушениями зрения)» объемом 160 учебных часов. По инициативе центров занятости населения Нижнего Новгорода и районов Нижегородской области по этой программе организовано обучение безработных инвалидов по зрению.

Обеспечение инвалидам по зрению возможностей освоения компьютерных знаний и навыков в рамках профессионального образования. Компьютерные технологии в современном вузовском образовательном процессе выступают в двух ролях: как инструмент самого учебного процесса и как важная составляющая подготовки совре-

менного специалиста (компьютерная подготовка в той или иной степени предусмотрена учебными планами практически всех специальностей). Для студентов с глубокими нарушениями зрения обе эти роли несут дополнительную реабилитационную нагрузку; применение компьютерных тиф-лотехнологий помогает компенсировать зрительную недостаточность при работе с информацией как в рамках учебного процесса, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Умение использовать компьютерные технологии становится определяющим условием профессиональной пригодности незрячего специалиста и, следовательно, должно стать неотъемлемой частью его профессиональной подготовки. При этом получение предусмотренных осваиваемой специальностью и других необходимых этим студентам компьютерных компетенций в рамках соответствующих общих курсов, как правило, практически невозможно (некоторые программные средства могут быть недоступны для невизуального использования, другие могут требовать специальных приёмов работы и т.д.), а специализированное обучение в рамках вузовского образования в большинстве случаев не обеспечивается.

Как показали результаты проведённого нами опроса, многие студенты-инвалиды по зрению важнейшей причиной сложностей с получением компьютерных знаний считают отсутствие в вузах специализированной компьютерной техники и программного обеспечения. Однако, на наш взгляд, одного технического вооружения вузов здесь недостаточно. Вузовские преподаватели, не обладая специальными знаниями в области компьютерных тифлотехнологий, далеко не всегда могут помочь незрячему студенту в освоении компьютерных навыков. Методическая база в этой сфере на сегодняшний день развита очень слабо.

Многолетний опыт обучения инвалидов по зрению накоплен в тифлоинформацион-ном центре ННГУ. Здесь разработаны учеб-

ные программы специальных курсов для незрячих и слабовидящих студентов, направленные на освоение таких общеупотребительных программных средств, как MS Word, Excel, PowerPoint. Обучение по этим курсам могут пройти студенты не только ННГУ, но и других вузов города. Спектр программных средств, которые должны освоить незрячие и слабовидящие студенты в соответствии с получаемыми специальностями, довольно широк: информационно-правовые системы для юристов, программы статистической обработки информации, электронные таблицы и вычисления и т.д. Для более полного удовлетворения потребностей этих студентов в специальной поддержке при освоении компьютерных знаний и навыков необходима методическая проработка вопросов преподавания компьютерных дисциплин незрячим и слабовидящим. Решение данной задачи лежит на пути обобщения накопленного отдельными вузами опыта и создания межвузовских образовательных ресурсов с использованием методов дистанционного обучения.

Повышение квалификационного уровня незрячих и слабовидящих пользователей ПК. Кроме первоначального обучения, необходимо обеспечить возможность систематического повышения квалификации незрячих и слабовидящих пользователей, и в первую очередь тех, кто использует компьютерные технологии в профессиональной деятельности.В соответствии с логикой общего развития компьютерных информационных технологий стремительно развиваются и тифлотехнологии. Появляются новые, более совершенные версии программных и аппаратных тифлосредств, грамотное применение которых могло бы существенно облегчить работу незрячих и слабовидящих и сделать ее более эффективной. Однако внедрение новых средств в широкую пользовательскую практику происходит очень медленно. Не имея возможности получить грамотную методическую

поддержку, пользователи часто предпочитают ограничиться уже имеющимися в арсенале средствами и приемами работы. Отсутствие образовательной поддержки, направленной на повышение квалификации незрячих и слабовидящих, снижает практическую отдачу тифлокомпьютеризации.

Специалисты тифлоинформационного центра ННГУ ведут активную деятельность, направленную на повышение квалификационного уровня незрячихи слабовидящих пользователей ПК, в частности регулярно проводят семинары по новейшим техническим и программным средствам для незрячих и слабовидящих, оказывают методическую и практическую помощь в их освоении. В партнёрстве с общественными организациями инвалидов по зрению активно привлекаются грантовые средства, что даёт возможность расширить целевую аудиторию и оказывать поддержку не только учащейся молодёжи, но и другим заинтересованным лицам.

Подготовка преподавателей компьютерных тифлотехнологий

Одна из самых важных проблем, которую необходимо решить для развития об-разовательныхресурсов в сфере тифлокомпьютеризации (а следовательно, и для развития самого этого процесса), - острая нехватка квалифицированных преподавательских кадров. Для качественного обучения инвалидов по зрению использованию компьютерных тифлотехнологий необходимо не только иметь соответствующие знания об информационных технологиях и компьютерной тифлоспецифике, но и уметь работать с этой особой аудиторией. Между тем регулярная подготовка специалистов, сочетающих знания в области тифлопедагогики и компьютерных тифлотехнологий, в России до сих пор не организована. Нерешённость проблемы кадров влечёт за собой неразработанность методической базы обучения незрячих и слабовидящих пользователей, которая включает специальные (раз-

личные для незрячих и слабовидящих) обучающие приемы и методики; распространение методов работы, применяемых для зрячих, здесь невозможно. Дополнительную потребность в педагогах, способных обучать использованию компьютерных технологий детей с глубокими нарушениями зрения, определяет тенденция к интегрированному обучению таких детей в массовых школах.

В 2010 г. в тифлоинформационном центре ННГУ им. Н.И. Лобачевского разработан и апробирован специальный курс «Преподаватель компьютерных тифлотехноло-гий » (объём - 80 часов) [6]. Его цель - подготовка преподавателей для обучения не-зрячихи слабовидящихпользователей ПК. В результате изучения курса у слушателей формируются базовые представления о компьютерных тифлотехнологиях, возможностях применения этих технологий для компенсации зрительной недостаточности при работе с информацией и специфике обучения незрячих и слабовидящих. Успешное освоение материала обеспечивает основу для собственных методических разработок в данной области. Курс может использоваться для повышения квалификации специалистов различных образовательных и реабилитационных учреждений, ведущих обучение инвалидов по зрению компьютерным технологиям. Для информационной поддержки обучающихся и расширения возможностей их самостоятельной работы в процессе обучения подготовлена и размещена на сайте ННГУ электронная версия курса.

Формирование представлений о требованиях общедоступности информационной среды у специалистов ^-сферы

Нередко компьютерные программы, а также информационные ресурсы и сервисы оказываются недоступными для незрячих и слабовидящих потому, что их разработчики даже не задумывались о том, что у

отдельных категорий пользователей могут существовать нестандартные потребности по представлению информации [7]. Поэтому большое значение приобретает задача информирования разработчиков о требованиях общедоступности, направленных на удовлетворение специальных потребностей отдельных категорий пользователей. Решать ее целесообразно на этапе профессиональной подготовки 1Т-специалистов, например путем включения в учебный план специального курса по общедоступности. В отношении инвалидов по зрению важно сформировать у Неспециалистов представления об особенностях взаимодействия с информационной средой в условиях зрительной недостаточности, о современных тифлоинформационных технологиях, возможностях и ограничениях их применения.

По мере расширения использования Интернет-технологий в различных сферах социокультурной жизни (электронные услуги, дистанционное обучение и т.п.) возрастает социальная значимость общедоступности информационных ресурсов и Интернет-сервисов, что придает особую актуальность освоению разработчиками технологий общедоступного дизайна и внедрению их в практику сайтостроения. Нами была предпринята попытка сделать требования по доступности сайтов для инвалидов по зрению более понятными Неспециалистам: на основе анализа особенностей рабочего процесса незрячего пользователя выявлены причины и характер трудностей, возникающих при невизуальном доступе к информационным ресурсам Интернета, предложены отдельные рекомендации по их преодолению [8].

Формирование представлений о компенсаторных возможностях компьютерных тифлотехнологий у специалистов социальной сферы

Еще одна проблема, осложняющая процесс тифлокомпьютеризации в нашей стране, - невостребованность компьютерных

тифлотехнологий в качестве инструмента социальной и реабилитационной работы с инвалидами по зрению. Компьютерные тифлотехнологии имеют весьма ограниченное применение не только в широкой общественной практике, ориентированной на все население (например, проведение избирательных кампаний), но даже в деятельности большинства учреждений, специально ориентированных на работу с инвалидами. Компьютер является важнейшим средством реабилитации инвалидов по зрению, причем не менее полезным, чем, например, средства передвижения для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но значительно менее очевидным. В подавляющем большинстве сотрудники структур, ответственных за общую организацию и проведение работы по социальной и профессиональной реабилитации инвалидов (социальной защиты, медико-социальной экспертизы и даже реабилитационных учреждений для инвалидов), не имеют представления ни о самих компьютерных тиф-лосредствах и технологиях, ни о возможностях их применения в работе с незрячими и слабовидящими. В результате эти технологии остаются невостребованными, а слепые и слабовидящие нередко оказываются исключенными из сферы внимания при организации различных мероприятий и услуг для инвалидов. Так, например, при проведении обучающих семинаров или тренингов для инвалидов особые потребности инвалидов по зрению в представлении раздаточного материала обычно не учитываются, хотя современные компьютерные тифлотехнологии обеспечивают возможность оперативной печати шрифтом Брай-ля. При этом решающее значение имеет не столько невозможность воспользоваться компьютерными тифлотехнологиями из-за отсутствия технической или методической базы (при желании можно воспользоваться тифлоресурсами, имеющимися у других организаций), сколько отсутствие самой постановки задачи - ориентации на исполь-

зование компьютерной техники в работе с инвалидами по зрению.

Для решения данной проблемы необходима целенаправленная работа по формированию у специалистов, работающих в сфере социальной защиты и реабилитации инвалидов, адекватного представления о компенсаторных возможностях компьютерных тифлотехнологий. Такую работу, на наш взгляд, целесообразно включить в базовую профессиональную подготовку таких специалистов, а также в программы повышения их квалификации.

Тифлоинформационный центр ННГУ сотрудничает с факультетом социальных наук. Для студентов факультета проводятся лекции и тренинги, направленные на формирование понимания особенностей информационного взаимодействия незрячих и слабовидящих с окружающей средой, организуются экскурсии в тифлоцентр для знакомства студентов с возможностями компьютерных тифлотехнологий как инструмента разносторонней реабилитации инвалидов по зрению. Кроме того, с целью популяризации компенсаторных возможностей компьютерных тифлотехнологий специалисты тифлоцентра ведут активную работу с широкой общественностью: регулярно участвуют в выставках и других публичных мероприятиях, а также организуют на своей базе экскурсии, презентации, круглые столы, для участия в которых приглашаются представители органов власти, служб занятости, медико-социальной экспертизы, образовательных и реабилитационных учреждений, коммерческих структур, общественных организаций и средств массовой информации.

Для полномасштабного развития процесса тифлокомпьютеризации в интересах интеграции инвалидов по зрению в современное российское общество в рамках системы образования необходимо решить задачи, связанные с развитием соответствующих образовательных услуг для незрячих

и слабовидящих (включая подготовку педагогических кадров и разработку методической базы), а также с обеспечением востребованности компьютерных тифлотехно-логий в общественной практике и формированием адекватных представлений об этих технологиях и их компенсаторных возможностях у специалистов социальной и 1Т-сферы. Работа по решению этих задач приобретает дополнительную актуальность в связи с направленностью происходящей в настоящее время модернизации системы образования на более полный учёт индивидуальных особенностей каждого человека и подготовкой России к ратификации конвенции ООН «О правах инвалидов » [9]. Значимость решения обозначенных задач для обеспечения интеграции инвалидов по зрению в современное общество подтверждается многолетним опытом и результатами работы тифлоинформацион-ного центра НГГУ им. Н.И. Лобачевского.

Литература

1. Соколов В.В. Эволюция тифлоинформаци-

онных средств // Дефектология. 2009. № 5. С. 55-63.

2. Швецов В.И., Рощина М.А. Компьютер-

ные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения: Учеб. пособие. Н. Новгород: Ни-

жегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2007. 154 с.

3. Государственная программа Российской Фе-

дерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» URL: http://government.ru/ media/2010/11/16/36707/ file/ 1815.doc

4. Швецов В.И., Рощина М.А. Поддержка

образовательного процесса студентов-инвалидов по зрению // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 109-116.

5. Соколов В.В. Программа для старшей шко-

лы по курсу «Информатика и информационные технологии» для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III и IV видов // Дефектология. 2011. № 2. С. 82-90.

6. Швецов В.И, Рощина М.А. О подготовке

преподавателей компьютерных тифло-технологий // Информатизация образования и науки. 2011. № 2. С. 127-137.

7. Шевкун О.В. Информационное простран-

ство: мир без барьеров // Информационное общество. 2010. № 1. С. 41-45.

8. Швецов В.И., Рощина М.А. Доступность

Интернет-ресурсов для незрячих пользователей как фактор обеспечения им доступа к открытому образованию // Открытое образование. 2010. № 1. С. 124-128.

9. Конвенция о правах инвалидов 61/106.

Организация Объединенных Наций А / RES/ 61/106. Генеральная Ассамблея Distr.: General 24 января 2007. Шестьдесят первая сессия. Пункт 67 b повестки дня 0650081. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей [без передачи в главные комитеты (А/ 61/ 611)].

SHVETSOV V., ROSHINA M. DEVELOPING OF TIFLOCOMPUTERIZATION IN EDUCATION SPHERE

Nowadays the use of computer typhlotechnologies is one of the most important means of the social integration of visually disabled and impaired persons. In the article we consider the aims which arise in connection with the wide application of these technologies in education. We also present our experience gained in the typhlocentre of N.I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod.

Key words: computer typhlotechnologies, training, visually disabled and impaired students, training of specialists, availability of infomedia, rehabilitation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.