Научная статья на тему 'Проблема информационного обмена в процессе интеллектуальной деятельности незрячих'

Проблема информационного обмена в процессе интеллектуальной деятельности незрячих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рощина М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема информационного обмена в процессе интеллектуальной деятельности незрячих»

ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА В ПРОЦЕССЕ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕЗРЯЧИХ

М.А. Рощина

12 марта 1999 года в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского в структуре факультета социальных наук был открыт Тифло-информационный центр компьютерных технологий. Он стал первым в России университетским центром для студентов с нарушенным зрением.

Основная цель деятельности Центра — внедрение в учебный процесс незрячих и слабовидящих студентов новейших тифлоинфоормационных технологий и современных методов социальной адаптации.

Тифлоинформационный центр открыт для всех студентов и аспирантов, инвалидов по зрению, обучающихся в различных вузах и сузах Нижнего Новгорода.

В нашем городе среди лиц с нарушением зрения и раньше было популярно стремление к получению образования, а в последние годы эта тенденция еще и усилилась. Многие выпускники специальной школы для слепых и слабовидящих детей нацелены на продолжение образования и обладают достаточным для этого уровнем школьных знаний. Кроме того, благодаря усилиям квалифицированных педагогов, ребята получают хорошие навыки пространственной ориентировки, что значительно облегчает процесс адаптации к новым условиям после окончания школы. За последние пять лет ежегодно более 50 % выпускников поступает в различные высшие и средние специальные учебные заведения.

Сейчас в Нижнем Новгороде обучается 58 инвалидов по зрению: 3 аспиранта, 30 студентов вузов и 25 — сузов.

Одна из самых объективно сложных проблем, с которой приходится сталкиваться незрячим и слабовидящим в процессе получения образования и дальнейшей профессиональной деятельности, — это проблема информационного обмена, обусловленная тем, что большая часть необходимой информации традиционно представляется в визуально воспринимаемой форме (плоскопечатный текст, графики, рисунки и т. д.). Незрячие же при чтении и письме используют осязание и представление информации в рельефно-точечном виде (азбука Брайля).

Проблема информационного обмена в процессе интеллектуальной деятельности незрячих имеет две стороны: обеспечение доступа к информации и представление выходной информации (результаты труда незрячего) в общепринятой форме.

В настоящее время эта проблема еще более обострилась: информационные потоки не просто возросли, информация очень быстро обновляется и устаревает, значительно повысились требования к оперативности информационного обмена.

Чтобы в такой ситуации создать лицам с нарушением зрения благоприятные условия и обеспечить их конкурентоспособность в области образовательной или другой интеллектуальной деятельности, необходимо дать им инструмент, обеспечивающий надежный и оперативный обмен информацией с обществом.

Мировой опыт показал, что таким инструментом могут и должны служить компьютерные технологии, адаптированные для лиц с нарушением зрения. Если для обычного зрячего пользователя компьютер — это удобный инструмент, уско-

ряющий работу, то незрячим специальные компьютерные технологии представляют принципиально новые возможности, недоступные им ранее.

Для работы на компьютере незрячие используют специальные аппаратные и программные тифлосредства: Брайлевский дисплей и синтезатор речи. Брайлевский дисплей — это устройство, позволяющее отображать компьютерную информацию в рельефно-точечном виде. Синтезатор речи — программа, обеспечивающая голосовое воспроизведение компьютерного текста.

Оборудованный для работы незрячего или слабовидящего компьютер обеспечивает им:

— возможность самостоятельно ввести, отредактировать и напечатать любую текстовую информацию;

— доступ к информации на электронных носителях;

— возможность работать с плоскопечатным текстом путем его сканирования, распознавания и перевода в электронную форму;

— доступ к информационным ресурсам Intemet;

— возможность преобразовать электронную информацию в удобную для незрячего или слабовидящего пользователя форму: рельефно-точечный или укрупненный текст, аудиозапись голосового воспроизведения этой информации программами синтеза речи;

— возможность самостоятельного использования современных программных средств для обработки информации (информационно-поисковые системы, базы данных и т. п.).

В нашей стране внедрение современных тифлоинформационных компьютерных технологий тормозится дороговизной специального оборудования. Так, современный брайлевский дисплей стоит около 6 000 долларов. Это делает компьютерную тифлотехнику практически недоступной для индивидуального пользования. Сейчас в различных регионах России создаются центры коллективного пользования компьютерной тифлотехникой.

В Нижнем Новгороде первое компьютерное рабочее место, оборудованное для незрячих пользователей, было создано в 1997 году сотрудниками Нижегородского областного центра социально-трудовой и психологической реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» при поддержке института «Открытое Общество» (фонд Сороса). В то время в России подобная техника была доступна незрячим только в Москве и Санкт-Петербурге.

С самого начала работы наиболее активными и заинтересованными пользователями стали незрячие и слабовидящие студенты. Именно тогда и зародилась идея создания специального компьютерного центра для этой группы пользователей.

В качестве базового вуза был выбран ННГУ им. Н.И. Лобачевского, так как, являясь одним из ведущих вузов Нижнего Новгорода, он пользуется большой популярностью среди студентов, инвалидов по зрению. Кроме того, думается, не последнюю роль сыграло и то, что инициаторы создания центра (тоже инвалиды по зрению) сами успешно закончили ННГУ.

Руководство университета с пониманием отнеслось к идее создания студенческого тифлоцентра, значительно расширив первоначальный замысел. Было решено создать не просто компьютерный центр, а центр разносторонней поддержки студентов, инвалидов по зрению, использующий современные компьютерные тифлотехнологии как инструмент для обеспечения этим студентам благоприятных возможностей в процессе образования и дальнейшей профессиональной деятельно-

сти. Было выделено и отремонтировано помещение, организовано подключение к сети Intemet, а также изысканы финансовые возможности для поддержания функционирования центра.

Больших финансовых затрат потребовало техническое оснащение. Кроме обычной компьютерной техники для самостоятельной работы незрячих и слабовидящих необходимо специальное дорогостоящее оборудование и программное обеспечение.

При первоначальном оснащении Тифлоинформационного центра большую помощь оказало Министерство образования РФ, дальнейшее дооборудование происходит при активном участии ЦСТПР «Камерата» на средства, полученные от Института «Открытое Общество». Тифлоинформационный центр является предметом постоянного сотрудничества и социального партнерства ННГУ им. Н.И. Лобачевского и ЦСТПР «Камерата».

Сейчас Центр располагает четырьмя компьютерными рабочими местами, оборудованными для работы незрячих и слабовидящих. Кроме того, имеются технические средства (рельефно-точечный принтер, ксерокс, брошюровщик), обеспечивающие возможность выпуска малотиражной литературы рельефно-точечным или укрупненным шрифтом.

Большое место в работе Центра занимает обучение студентов самостоятельной работе с компьютером и другим оборудованием (сканер, принтеры). Обучение ведется отдельно для слепых и слабовидящих.

Слабовидящие студенты обучаются работе с использованием программных средств увеличения изображения и синтеза речи.

Незрячие студенты для работы на компьютере учатся использовать специальные тифлотехнические и программные средства: рельефно-точечный Брайлевский дисплей и синтезаторы речи.

За 2 учебных года в Центре прошли обучение 12 незрячих и 8 слабовидящих студентов.

Сотрудниками Центра в рамках проекта «Разработка учебно-методического и программного обеспечения по обучению инвалидов по зрению возможностям использования компьютерных технологий при получении общего и профессионального образования» по программе Министерства образования РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» представлены учебно-методические материалы по обучению компьютерной грамотности незрячих и слабовидящих студентов и вспомогательные программные средства, облегчающие их работу.

Одно из важнейших направлений деятельности тифлоинформационного центра

— информационная поддержка процесса обучения студентов с нарушенным зрением, заключающаяся в поиске и предоставлении учебной информации в доступной и удобной для незрячих и слабовидящих форме. Для получения информации наши студенты самостоятельно или с помощью сотрудников центра активно используют сканирование, а также возможности Intemet. С представленной в электронном виде информацией студенты работают на компьютере, а также могут получит ее распечатку (рельефно-точечным или укрупненным шрифтом) или аудиозапись прочтения этой информации с помощью синтезатора речи. Преобразование информации — один из самых длительных и трудоемких процессов в работе сотрудников Центра.

Большим подспорьем в студенческих занятиях по иностранному языку стала возможность отсканировать и распечатать по Брайлю текст на английском или

немецком языке. Это значительно снижает трудоемкость занятий, так как избавляет от ручной переписки текстов и позволяет отказаться от услуг квалифицированного чтеца.

Еще одной из задач Центра является оказание помощи студентам в оформлении и распечатке рефератов, курсовых и дипломных работ. Текст работ студенты самостоятельно готовят на компьютере. Однако отдельные операции, связанные не с вводом и редактированием текста, а с его оформлением (шрифтовые выделения, различные выравнивания, поля, разбиение на страницы и т. п.) часто вызывают у незрячих затруднения и являются гораздо более трудоемкими, чем для обычного зрячего пользователя. Кроме того, отсутствие зрительного восприятия часто приводит к непониманию важности аккуратного и правильного оформления текстовых документов. Поэтому сотрудники Центра уделяют особое внимание формированию у незрячих студентов основ оформительской культуры и правильного отношения не только к содержанию, но и к внешнему виду работы. Для облегчения незрячим оформления текстов сотрудниками тифлоинформационного центра разработана специальная компьютерная программа и учебно-методическое пособие.

Тесные рабочие контакты установились между Тифлоинформационным центром и немецкой фирмой «Baum Retec AG», выпускающей компьютерные тифлосредства. Представитель этой фирмы присутствовал на открытии Центра. В 2000 и 2001 годах сотрудниками фирмы были проведены обучающие семинары для пользователей компьютерной техники, адаптированной для незрячих, а также для работников Центра, обслуживающих эту технику.

Сотрудники Центра ведут работу, направленную на создание в современном обществе адекватного отношения к инвалидности и инвалидам: участвуют в выставках и других публичных мероприятиях, демонстрируя возможности незрячих и разъясняя их проблемы. Деятельность тифлоинформационного центра периодически освещается СМИ (местное и Всероссийское радио и телевидение, различные периодические издания).

Пользуясь услугами Центра, незрячие и слабовидящие могут самостоятельно справляться с требованиями учебного процесса. Вся деятельность Тифлоинформа-ционного центра направлена не на создание для студентов, инвалидов по зрению особых привилегированных условий обучения, а на то, чтобы, используя современные компьютерные технологии, обеспечить им равные с другими возможности получения образования, создать более комфортную психологическую обстановку, сделать этих студентов более самостоятельными, а значит и более уверенными в своих силах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.