ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ IT-ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
14. Abraham Lempel. On a Homomorphism of the de Bruijn Graph and Its Applications to the Design of Feedback Shift Registers // IEEE Transactions on Computers. - 1970. - V. C-19. - № 12. - P. 1204-1209.
15. Abbas M.Alhakim. A simple combinatorial algorithm for de Bruijn sequences // The American Mathematical Monthly. - 2010. - V. 117. - № 8. - P. 728-732.
Ожиганов Александр Аркадьевич - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет
информационных технологий, механики и оптики, доктор технических наук, профессор, [email protected] Захаров Илья Дмитриевич - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет
информационных технологий, механики и оптики, аспирант, [email protected]
УДК 334.02
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ IT-ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
П.В. Бураков, Д.Э. Курочкин
Рассматривается управленческая задача создания надежной, современной, адаптивной, гибкой и функциональной IT-инфраструктуры предприятия, являющейся основой эксплуатации корпоративных информационных систем, а также тестирования и внедрения новых бизнес-приложений. Решение этой проблемы связано с решением целого комплекса задач, в основе которого лежит формирование IT-стратегии предприятия. Стратегия определяет набор приоритетных инициатив в области информационных технологий, который позволяет согласованно и скоординировано развивать информационно-технологический комплекс предприятия с участием всех подразделений на базе единых требований для достижения стратегических целей предприятия.
Ключевые слова: IT-инфраструктура предприятия, IT-стратегия предприятия, приоритетные инициативы в области информационных технологий, стратегические цели предприятия, оптимизация управленческих процессов, системный проект создания комплексной информационной системы.
Введение
Современные мировые тенденции в развитии информационных технологий (далее IT - Information Technology) кардинально изменяют их роль в развитии бизнеса компаний. Сегодня новая техника и технологии применяются не только для автоматизации сбора и обработки данных, но и для реализации новых идей, новых способов получения конкурентного преимущества. IT становятся незаменимым инструментом достижения стратегических целей и устойчивого развития предприятия. Информационные системы способны своевременно предоставлять необходимую, достоверную и взвешенную информацию, распределенную по основным направлениям финансово-экономической и производственной деятельности компании, пригодную для всестороннего анализа и достаточную для принятия решения.
В настоящее время среди руководителей компаний и менеджеров всех уровней формируется отношение к информационной деятельности как к одной из важнейших для компании. Все больше предприятий понимают необходимость создания и развития надежной, современной, адаптивной, гибкой и функциональной IT-инфраструктуры, представляющей собой комплекс взаимосвязанных систем, оборудования и коммуникационных каналов, объединяющих отдельно стоящие программно-аппаратные комплексы в единую среду взаимодействия.
Особую значимость задача развития IT-инфраструктуры получает для крупных компаний и холдингов, обладающих сложной корпоративной структурой, обусловливающей трудности в работе с корпоративной информацией: постоянно растущий объем документов, появление новых партнеров, необходимость постоянного взаимодействия сотрудников удаленных филиалов и обеспечение выполнения сквозных процессов [1]. IT-инфраструктура для таких предприятий должна удовлетворять требованиям высокой масштабируемости, открытости, интегрируемости, а также поддержки территориально-распределенной работы. Для этого IT-инфраструктура должна включать в себя единое комплексное программное решение, состоящее из модулей управления производством (MRP II, MES, APS), финансами, закупками, снабжением, цепочками поставок, сбытом, качеством, ремонтом и обслуживанием оборудования, конструкторской и технологической подготовкой производства, персоналом, модулей бюджетирования и контроллинга, бухгалтерского и налогового учета, а также OLAP многомерного бизнес-анализа.
Постановка задачи
Эффективное решение проблемы развития IT-инфраструктуры предприятия требует решения целого комплекса задач:
- формирование IT-стратегии предприятия;
- анализ и оценка текущего состояния IT-обеспечения предприятия;
- формирование концепции развития IT;
- подход к реализации концепции развития IT;
- организация работ по реализации концепции развития 1Т;
- технико-экономическое обоснование отдельных проектов информатизации предприятия на основе выделяемых факторов эффективности.
Основной результат
1Т-стратегия - это программа развития информационных систем в соответствии со стратегией развития предприятия, текущими и будущими потребностями бизнеса. При разработке 1Т-стратегии закладываются основные параметры создаваемой информационной платформы, чтобы она отвечала следующим требованиям:
- масштабируемость - система должна учитывать растущие потребности предприятия;
- гибкость - система должна быть легко настраиваемой под изменения внутренних бизнес-процессов и внешней среды;
- стандартизация - различные компоненты системы должны быть совместимыми и соответствовать требованиям информационной безопасности;
- экономическая эффективность - использование того или иного решения должно быть оправдано экономически;
- независимость - заказчик не должен попадать в зависимость от поставщиков решений, при этом не должна возникать необходимость в содержании собственного штата программистов.
Взаимосвязь стратегических целей и задач предприятия и стратегии информатизации может быть выражена следующим образом:
- бизнес-стратегия определяет направления развития основной области деятельности предприятия и причины движения в данном направлении;
- стратегия информатизации идентифицирует 1Т, которые требуются для поддержки и оптимизации бизнес-стратегии, и показывает, как эти технологии и системы могут быть реализованы на предприятии [2].
Таким образом, стратегия информатизации призвана определить набор приоритетных инициатив в области 1Т, который позволит согласованно и скоординировано развивать информационно-технологический комплекс предприятия с участием всех подразделений на базе единых требований для достижения стратегических целей предприятия.
Анализ существующих на предприятии информационных систем осуществляется с целью определения их соответствия функциональным задачам бизнеса на разных уровнях управления, пользовательского окружения, структуры информационных потоков, организации хранения данных и доступа к ним. Целью такой диагностики является определение текущего состояния 1Т-обеспечения для его дальнейшего развития в соответствии с разрабатываемой стратегией 1Т.
Для проведения диагностики должны быть выполнены следующие основные задачи:
- диагностика 1Т-обеспечения основных функциональных бизнес-процессов и инструментов управления;
- анализ 1Т-инфраструктуры;
- характеристика обеспечения информационной безопасности;
- характеристика организационного обеспечения 1Т;
- типологизация и характеристика затрат на 1Т-обеспечение.
Формирование концепции развития 1Т должно базироваться на ряде основополагающих принципов:
- развитие 1Т должно находиться в русле стратегического развития предприятия: 1Т должны быть стратегическим компонентом архитектуры бизнеса предприятия;
- закрепление в архитектуре 1Т структуры деятельности предприятия и содержания ключевых бизнес-процессов этой деятельности;
- удовлетворение приоритетных задач бизнеса: снижение затрат, улучшение управляемости предприятия, финансовая прозрачность, единое информационное пространство;
- защита инвестиций в 1Т: внедрение систем, наименее подверженных риску неопределенности бизнес-стратегии;
- комплексное решение: инвестиции в 1Т должны идти на создание «целостного актива»;
- баланс между текущими и стратегическими задачами: реализация долгосрочных проектов в области 1Т не должна приводить к блокированию текущей работы функциональных подразделений.
Реальная отдача от автоматизации предприятия может быть получена в большой степени за счет оптимизации управленческих процессов на предприятии, управления операционными процессами и управления финансовыми фондами. Следовательно, развитие 1Т предприятия должно идти по четырем основным направлениям:
1. последовательная автоматизация всех операционных процессов, обеспечивающих снижение затрат и улучшение ключевых показателей эффективности бизнес-подразделений предприятия;
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ 1Т-ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2. развитие корпоративной информационной системы, основанной на интегрированном решении и эффективных процедурах сбора, обработки и предоставления информации;
3. создание инфраструктуры 1Т, удовлетворяющей современным требованиям по уровню надежности и безопасности;
4. повышение эффективности работы пользователей и персонала блока 1Т [3].
Разработка системного проекта по созданию комплексной информационной системы, предполагающего интеграцию действующих и создаваемых компонент (по функциональности, структуре данных, их преобразованию и организации доступа), является основополагающим подходом к реализации концепции развития 1Т. Объем и сроки реализации отдельных проектов определяются по результатам оценки текущего состояния 1Т-обеспечения предприятия, детального анализа результатов и определения направления развития 1Т предприятия. Программа реализации проектов начинается с выполнения комплекса работ по подготовке к внедрению и детальному планированию работ по отдельным задачам автоматизации бизнес-функций в рамках стратегии развития 1Т.
Организация работ по реализации концепции связана с определением ролей и функций подразделений 1Т обеспечения. В организационной структуре департамента 1Т выделены подразделения, отвечающие за развитие 1Т - это отдел управления проектами 1Т. Деятельность этого подразделения строится на проектной основе. Начальник данного отдела формирует необходимое количество проектных команд (по числу проектов по их направлению), в которых собраны сотрудники соответствующей специализации. При этом проектные команды могут формироваться из специалистов, находящихся в административном подчинении у других начальников отделений, в зависимости от специфики каждого конкретного проекта [4].
Управление процессом реализации стратегии 1Т и контроль над ходом и результатами каждого из проектов строятся на основе следующих принципов:
- в службе 1Т должна существовать группа специалистов-аудиторов качества проектов;
- в каждом проекте должен быть контролер качества;
- на предприятии должны быть четко определены и утверждены принципы управления проектными рисками;
- на предприятии должны быть утверждены единые показатели контроля проектных процессов;
- мотивация участников проекта должна быть связана с результатом проекта;
- обязательной является процедура контроля проекта по его завершению;
- должна быть установлена единая частота контрольных процессов;
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) - это изучение экономической выгодности, анализ и расчет экономических показателей проекта. Задачей составления ТЭО является оценка затрат на проект развития 1Т-инфраструктуры предприятия и его результатов, анализ срока окупаемости проекта.
Заключение
Развитие информационно-технологического комплекса предприятия должно осуществляться на основании разработанной 1Т-стратегии. Стратегия обеспечивает унификацию применяемых на предприятии методологий, повышает оперативность реализации изменений в различных аспектах системы управления, в том числе при интеграции новых бизнес-приложений, а также обеспечивает максимальную отдачу от инвестиций в информационные технологии за счет выделения средств на наиболее приоритетные проекты и инициативы в области информатизации. При этом необходимо учитывать, что полная и своевременная реализация 1Т-стратегии развития предприятия требует активного участия руководства, что во многом обеспечит достижение стратегических целей и долгосрочный успех деятельности предприятия во всех областях.
В итоге предприятие получает надежную, гибкую и масштабируемую 1Т-инфраструктуру, позволяющую на качественно новом уровне организовать такие процессы, как управление проектной деятельностью, управление операционной деятельностью, управление рисками, управление продажами, управление финансами и другими бизнес-процессами. 1Т-инфраструктуры повышают эффективность информационно -го обмена между структурными подразделениями предприятия, оперативность принятия решений и реализации возложенных на каждое из таких подразделений задач, что является одним из наиболее значимых факторов успешности предприятия - его рентабельности, прибыльности, конкурентоспособности.
Литература
1. Литвиненко О.А. Концептуальные аспекты системы управления информатизацией предприятия // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. - 2011. - № 1 (71). - С. 120-123.
2. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. - М.: Дело, 2008. - 288 с.
3. Михайлов А. Стратегическое планирование развития системы информационного обеспечения. - М.: Высшая школа международного бизнеса АНХ, 2001. - 134 с.
4. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2005. - 504 с.
Бураков Петр Васильевич
Курочкин Дмитрий Эдуардович
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, соискатель, [email protected]