ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ. МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 334.02
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ О.А. Литвиненко
Современное промышленное предприятие в России не может эффективно функционировать без активного и всестороннего привлечения в производственные и управленческие процессы информационных технологий. Внедрение информационных технологий (ИТ), как и обеспечение работоспособности существующей на предприятии информационно-технологической инфраструктуры, должно быть эффективно. Это достигается установлением определенной системы управления информатизацией предприятия. В настоящее время не сформированы комплексные системы управления информатизацией предприятия, учитывающие специфику данной области. В работе рассматриваются концептуальные аспекты системы управления информатизацией, а также предполагаемые направления дальнейших исследований.
Ключевые слова: информатизация предприятия, управление информатизацией, система управления ИТ, стратегия управления ИТ.
Введение
Уровень развития и внедрения ИТ стал мощным фактором обеспечения конкурентоспособности государств в борьбе за экономическое лидерство, развитие территорий, прогресса в науке, образовании, здравоохранении, технике и производстве. Не случайно более 80% мирового рынка информационных технологий приходится на долю стран «Большой семерки». Именно ведущим индустриальным государствам в наибольшей степени доступны современные достижения в этой области, в силу чего существующий разрыв между ними и странами, находящимися на более низком уровне научно-технического развития, лишь усиливается.
Перспективы становления и развития экономики в России, возрождение высокотехнологичных отраслей промышленности, науки и образования, повышение качества жизни во многом определяются тем, насколько эффективно будет использоваться информация как один из важнейших ресурсов в производстве и социальной сфере. Успешная информатизация промышленных предприятий служит не только повышению конкурентоспособности и рентабельности самих предприятий, но и экономическому росту в масштабах всей страны, что подтверждается и большим количеством законодательных актов и целевых программ, направленных на повышение информационно-технологической оснащенности различных отраслей экономики России.
Постановка проблемы
Современное промышленное предприятие в России, как и в других развитых странах, не может эффективно функционировать без активного и всестороннего привлечения в производственные и управленческие процессы ИТ. В практической плоскости данный процесс называется информатизацией предприятия [1].
Внедрение информационных технологий, как и обеспечение работоспособности существующей на предприятии информационно-технологической инфраструктуры, должно отвечать предъявляемым на настоящем этапе развития науки и техники требованиям по достижению высоких показателей эффективности, что реализуется установлением определенной системы управления информатизацией предприятия.
В настоящее время не сформированы комплексные системы управления информатизацией предприятия, учитывающие специфику данной области. Существующие иностранные стандарты и методики не отвечают всем требованиям российской действительности. Отечественный опыт управления информатизацией представляет набор разрозненных и неоднородных элементов управления, зачастую неадаптированных, заимствованных из других отраслей или зарубежных практик.
В целях повышения эффективности работы самого предприятия и снижения издержек на информационно-технологическую поддержку и сопровождение бизнес-процессов необходимо определить концептуальные аспекты системы управления информатизацией российского предприятия.
Базовые положения исследования
Прежде всего, необходимо определить понятие информатизации. В соответствии с различными научными литературными источниками под информатизацией подразумевались либо политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей
10
О.А. Литвиненко
территориально распределенные информационные ресурсы [2], либо организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [3]. В литературе научно-исследовательского и справочного характера можно найти и другие определения информатизации, в целом сводимые к первым двум вариантам.
В масштабе предприятия понятие информатизации, как правило, идентично понятию внедрения информационной системы. Тем не менее, круг проблем, решаемых в процессе информатизации предприятия, не сводится лишь к задачам внедрения информационной системы. Кроме выполнения и контролирования оперативных функций по вводу в эксплуатацию аппаратных комплексов и программных средств, должны решаться и стратегические управленческие задачи, включающие, в том числе, и организационные вопросы, и привлечение методов инновационного, инвестиционного и проектного менеджмента, экономического анализа.
Одной из главных проблем для российских предприятий является то, что в отечественной практике управление информатизацией исторически осуществлялось как вспомогательная функция производства. В настоящее время происходит процесс интеграции российских предприятий в мировую экономику, что неизбежно влечет заимствование и унификацию стандартов управления в области промышленности в целом и управления информатизацией, в частности.
Практика создания и эксплуатации информационных систем на отечественных предприятиях выявила проблемы и противоречия. Расходы на проектирование и внедрение информационных систем обычно существенно превышали запланированные суммы. Качество разработки оказывалось неудовлетворительным, имели место противоречия между техническим и программным обеспечением при эксплуатации, рост расходов на обслуживании систем и т.д. [4].
На российских предприятиях, как правило, отсутствуют программы и комплексные методики оптимизации затрат и анализа экономической эффективности информатизации, что было бы наиболее актуально в условиях жесткой конкуренции и ограниченности финансирования [5].
Результаты исследования
Управление информационно-технологической средой предприятия перестало быть исключительно технической задачей и все в большей степени становится неотъемлемой частью бизнеса, интегрированной в бизнес-процессы компании.
Система управления информатизацией должна обеспечивать реализацию не только базовых функций общей теории менеджмента, но и специфических функций, отображающих особенности обработки информации, а именно: принципы предоставления сервисов ИТ, принцип обеспечения непрерывности, целостности и доступности информационных ресурсов, принципы обеспечения инфраструктуры, принципы управления персоналом, текущими и инвестиционными расходами, принципы обеспечения полноценного взаимодействия между функциональными подразделениями.
Система управления информационной средой должна, с одной стороны, обеспечивать функционирование информационно-технологической среды предприятия, а с другой стороны, предоставлять высшему руководству возможность оценки и планирования уровня развития информационной среды. Должен быть определен стандарт внутренней отчетной, проектной и нормативной документации.
Управление информатизацией предприятия должно обеспечивать достижение не только оперативных, но и стратегических целей путем формирования и реализации стратегий в области управления информационной средой.
При этом крайне важны вопросы стратегического планирования. Политика стратегического планирования ИТ создается для достижения следующих основных целей:
- эффективное управление дорогостоящего и критического для бизнеса имущества компании;
- улучшение коммуникаций между бизнес-подразделениями и службой ИТ;
- обеспечение единого направления развития бизнес-подразделений и служб ИТ в рамках общего вектора развития предприятия;
- планирование потоков информации и развитие бизнес-процессов;
- эффективное и результативное размещение и использование ИТ-ресурсов.
Целесообразно выделять базовые и дискретные стратегии.
Базовая стратегия, которая образуется из общей стратегии предприятия, охватывает планирование, реализацию и поддержку корпоративных информационных систем, а также создание инфраструктуры и фундаментальной системы коммуникаций компании.
Дискретные стратегии охватывают следующие области:
- поддержку бизнес-подразделений предприятия;
- обеспечение работы персонала;
- документооборот.
Таким образом, система управления информатизацией должна охватывать различные сферы деятельности департамента ИТ, включая выбор и закупку технической и программной базы, поддержку работоспособности и модернизацию информационно-технологической инфраструктуры, подготовку и переподготовку персонала, обеспечение бизнес-процессов предприятия, коммуникацию с функциональными департаментами, обеспечение информационной безопасности, проведение внутреннего контроля и аудита.
Департамент ИТ предприятия не должен рассматриваться как центр затрат, не дающий непосредственной финансовой отдачи. Оптимизация процессов в области информатизации, прозрачность управления, использование элементов проектного подхода, разработка и применение инструментов анализа рисков и определения эффективности работы должны способствовать формированию отношения к информатизации как привлекательной инвестиционной среде и конкурентному преимуществу.
Необходимо выработать организационное обеспечение создания и внедрения системы управления информационной средой промышленного предприятия.
Предполагаемые исследования
Для формирования концепции управления информатизацией предприятия требуются следующие действия.
- Проанализировать состояние развития информационной среды на действующих отечественных предприятиях.
Необходимо учитывать при этом такие параметры, как масштаб предприятия, его положение на рынке, критичность полноценного функционирования информационных систем для бизнеса, а также степень автоматизации процессов производства и управления на предприятии, степень интег-рированности учетных и управленческих информационных систем.
- Изучить опыт управления информатизацией в России и за рубежом.
В последнее время на российских предприятиях все более широко внедряются системы качества, сертифицированные по стандарту ISO 9000, помогая открыть дорогу российским поставщикам на западный рынок и потеснить конкурентов в России [6]. Хотя задачи, структура и полномочия подразделения, отвечающего за информатизацию, во многом определяются спецификой организации, существуют типовые подходы и методики построения эксплуатационных служб.
Таким образом, за последние 10-15 лет в России накоплены не только большие массивы информации, программных средств, ноу-хау в области применения аппаратного и программного обеспечения, но и достаточно большой опыт управления прикладными информационными технологиями в сложных экономических условиях. Специфика функционирования предприятия, в том числе и служб ИТ, а также законодательные различия не позволяют применять наработки западных специалистов в данной области без предварительной адаптации.
Тем не менее, существует достаточно большое количество методик и даже комплексов управления ИТ, которые неоднократно были освещены в зарубежных публикациях. В качестве примера можно привести общеизвестный подход ITSM.
Существуют также и программные продукты, распространяемые крупными ИТ-фирмами-производителями, которые позволяют реализовывать и контролировать применение принципов данного подхода к управлению ИТ.
- Обосновать концепцию управления информационной средой предприятия.
- Выявить существенные факторы, определяющие состав и структуру системы управления.
Заключение
Таким образом, сделан вывод о том, что необходимо определить состав и структуру системы управления информатизацией промышленного предприятия, сформулировав актуальную концепцию. Детализация концепции, определение набора управленческих методов и решение организационных вопросов позволит в дальнейшем не только полноправно участвовать в мировых экономических процессах, но и повысить рентабельность отдельно взятого промышленного предприятия.
Литература
1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. Г. А. Титоренко. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2004. - 400 с.
2. Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. - М.: Трейн, 2007. - 472 с.
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 8.
Р.А. Луговской
4. Кригер А.Б. Информационный менеджмент. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 126 с.
5. Грамматчиков А. 1Т в условиях кризиса // Эксперт. - 2008. - № 50 (639).
6. Лопарев С., Шелупанов А. Анализ инструментальных средств оценки рисков утечки информации в компьютерной сети предприятия // Вопросы защиты информации. - 2003. - № 7.
Литвиненко Ольга Александровна - Санкт-Петербургский государственный университет информационных
технологий, механики и оптики, аспирант, [email protected]
УДК 658.5:339.3
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ
Р.А. Луговской
Проведен анализ структуры органов государственной власти, ответственных за разработку политики в сфере торговли. Предложено совершенствование системы мониторинга и оценки сферы торговли для дальнейшего определения государственной политики развития предпринимательства в данной сфере. Ключевые слова: предпринимательство, торговля, государственное регулирование.
Введение
Разработка стратегии бизнеса в сфере торговли невозможно без четкого представления о стратегии развития региона, без программы социально-экономического развития и развития потребительского рынка. Понимание механизма воздействия органов власти на развитие региона поможет руководителям разрабатывать обоснованные прогнозы развития рынка. Адекватное же представление о методах государственного регулирования будет способствовать своевременному устранению преград в развитии фирмы.
Государственное регулирование в сфере торговли представляет собой систему методов прямого и косвенного воздействия на процессы, обеспечивающие функционирование предприятий торговли и организаций, создающих условия для эффективного функционирования бизнеса. Организационная структура государственного регулирования в сфере торговли представляет собой многоуровневую систему взаимодействия органов власти с соответствующим распределением федеральных и региональных полномочий и ответственности.
Таким образом, целью данной работы является изучение организационной структуры государственного управления и механизмов, заложенных в основу принятия стратегических решений на федеральном и региональном уровнях, а также механизмов государственного регулирования. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить и выявить структуры, ответственные за разработку политики в области регулирования торговой деятельности на различных уровнях;
- определить существующие механизмы государственного регулирования;
- провести анализ организационной структуры органов государственной власти.
Принятый Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [1] нуждается в доработке. Решение поставленных задач поможет сформировать конструктивный подход к дальнейшему изучению существующих механизмов воздействия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях на предпринимательские структуры, занятые в сфере торговли.
Структура органов государственной власти в области развития предпринимательской деятельности в сфере торговли
Решения Президента Российской Федерации определяют основные направления внешней и внутренней политики государства, а, следовательно, и развитие бизнеса по ключевым аспектам. Через Полномочных представителей Президента РФ обеспечивается реализация конституционных полномочий главы государства на территории каждого из семи федеральных округов. При каждом Представителе Президента функционирует специальный Совет с совещательной функцией, рассматривающий важнейшие вопросы федерального и регионального значения [2, 3].
В составе высшего органа исполнительной власти - Правительства РФ - функционирует ряд структур, в той или иной степени осуществляющих регулирующие функции. Среди них:
- Совет по конкурентоспособности и предпринимательству [3, 4], который является совещательным органом, образованным для обеспечения практического взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, предпринимательского сообщества и научной общественности в целях выработки предложений по созданию эффективных механизмов повышения конкурентоспособности экономики и развития предпринимательства в Российской Федерации. В состав Совета входят представители различных органов власти и крупных компаний;