Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты системы управления информатизацией предприятия'

Концептуальные аспекты системы управления информатизацией предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИТ / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИТ / BUSINESS INFORMATIZATION / INFORMATIZATION CONTROL / IT MANAGEMENT / IT CONTROL STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвиненко Ольга Александровна

Современное промышленное предприятие в России не может эффективно функционировать без активного и всестороннего привлечения в производственные и управленческие процессы информационных технологий. Внедрение информационных технологий (ИТ), как и обеспечение работоспособности существующей на предприятии информационно-технологической инфраструктуры, должно быть эффективно. Это достигается установлением определенной системы управления информатизацией предприятия. В настоящее время не сформированы комплексные системы управления информатизацией предприятия, учитывающие специфику данной области. В работе рассматриваются концептуальные аспекты системы управления информатизацией, а также предполагаемые направления дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL ASPECTS OF BUSINESS INFORMATIZATION CONTROL SYSTEM

Modern industrial enterprise in Russia can't work efficiently without active and all-round application of information technologies in business and management. Information technologies adoption, as well as workability of the existing information-technological infrastructure, must be effective. For this reason business informatization control system should be formed. Nowadays there are no complex business informatization control systems taking into account specific character of this branch. This essay observes some conceptual aspects of such system and supposed directions of the further research.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты системы управления информатизацией предприятия»

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ. МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 334.02

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ О.А. Литвиненко

Современное промышленное предприятие в России не может эффективно функционировать без активного и всестороннего привлечения в производственные и управленческие процессы информационных технологий. Внедрение информационных технологий (ИТ), как и обеспечение работоспособности существующей на предприятии информационно-технологической инфраструктуры, должно быть эффективно. Это достигается установлением определенной системы управления информатизацией предприятия. В настоящее время не сформированы комплексные системы управления информатизацией предприятия, учитывающие специфику данной области. В работе рассматриваются концептуальные аспекты системы управления информатизацией, а также предполагаемые направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: информатизация предприятия, управление информатизацией, система управления ИТ, стратегия управления ИТ.

Введение

Уровень развития и внедрения ИТ стал мощным фактором обеспечения конкурентоспособности государств в борьбе за экономическое лидерство, развитие территорий, прогресса в науке, образовании, здравоохранении, технике и производстве. Не случайно более 80% мирового рынка информационных технологий приходится на долю стран «Большой семерки». Именно ведущим индустриальным государствам в наибольшей степени доступны современные достижения в этой области, в силу чего существующий разрыв между ними и странами, находящимися на более низком уровне научно-технического развития, лишь усиливается.

Перспективы становления и развития экономики в России, возрождение высокотехнологичных отраслей промышленности, науки и образования, повышение качества жизни во многом определяются тем, насколько эффективно будет использоваться информация как один из важнейших ресурсов в производстве и социальной сфере. Успешная информатизация промышленных предприятий служит не только повышению конкурентоспособности и рентабельности самих предприятий, но и экономическому росту в масштабах всей страны, что подтверждается и большим количеством законодательных актов и целевых программ, направленных на повышение информационно-технологической оснащенности различных отраслей экономики России.

Постановка проблемы

Современное промышленное предприятие в России, как и в других развитых странах, не может эффективно функционировать без активного и всестороннего привлечения в производственные и управленческие процессы ИТ. В практической плоскости данный процесс называется информатизацией предприятия [1].

Внедрение информационных технологий, как и обеспечение работоспособности существующей на предприятии информационно-технологической инфраструктуры, должно отвечать предъявляемым на настоящем этапе развития науки и техники требованиям по достижению высоких показателей эффективности, что реализуется установлением определенной системы управления информатизацией предприятия.

В настоящее время не сформированы комплексные системы управления информатизацией предприятия, учитывающие специфику данной области. Существующие иностранные стандарты и методики не отвечают всем требованиям российской действительности. Отечественный опыт управления информатизацией представляет набор разрозненных и неоднородных элементов управления, зачастую неадаптированных, заимствованных из других отраслей или зарубежных практик.

В целях повышения эффективности работы самого предприятия и снижения издержек на информационно-технологическую поддержку и сопровождение бизнес-процессов необходимо определить концептуальные аспекты системы управления информатизацией российского предприятия.

Базовые положения исследования

Прежде всего, необходимо определить понятие информатизации. В соответствии с различными научными литературными источниками под информатизацией подразумевались либо политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей

10

О.А. Литвиненко

территориально распределенные информационные ресурсы [2], либо организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [3]. В литературе научно-исследовательского и справочного характера можно найти и другие определения информатизации, в целом сводимые к первым двум вариантам.

В масштабе предприятия понятие информатизации, как правило, идентично понятию внедрения информационной системы. Тем не менее, круг проблем, решаемых в процессе информатизации предприятия, не сводится лишь к задачам внедрения информационной системы. Кроме выполнения и контролирования оперативных функций по вводу в эксплуатацию аппаратных комплексов и программных средств, должны решаться и стратегические управленческие задачи, включающие, в том числе, и организационные вопросы, и привлечение методов инновационного, инвестиционного и проектного менеджмента, экономического анализа.

Одной из главных проблем для российских предприятий является то, что в отечественной практике управление информатизацией исторически осуществлялось как вспомогательная функция производства. В настоящее время происходит процесс интеграции российских предприятий в мировую экономику, что неизбежно влечет заимствование и унификацию стандартов управления в области промышленности в целом и управления информатизацией, в частности.

Практика создания и эксплуатации информационных систем на отечественных предприятиях выявила проблемы и противоречия. Расходы на проектирование и внедрение информационных систем обычно существенно превышали запланированные суммы. Качество разработки оказывалось неудовлетворительным, имели место противоречия между техническим и программным обеспечением при эксплуатации, рост расходов на обслуживании систем и т.д. [4].

На российских предприятиях, как правило, отсутствуют программы и комплексные методики оптимизации затрат и анализа экономической эффективности информатизации, что было бы наиболее актуально в условиях жесткой конкуренции и ограниченности финансирования [5].

Результаты исследования

Управление информационно-технологической средой предприятия перестало быть исключительно технической задачей и все в большей степени становится неотъемлемой частью бизнеса, интегрированной в бизнес-процессы компании.

Система управления информатизацией должна обеспечивать реализацию не только базовых функций общей теории менеджмента, но и специфических функций, отображающих особенности обработки информации, а именно: принципы предоставления сервисов ИТ, принцип обеспечения непрерывности, целостности и доступности информационных ресурсов, принципы обеспечения инфраструктуры, принципы управления персоналом, текущими и инвестиционными расходами, принципы обеспечения полноценного взаимодействия между функциональными подразделениями.

Система управления информационной средой должна, с одной стороны, обеспечивать функционирование информационно-технологической среды предприятия, а с другой стороны, предоставлять высшему руководству возможность оценки и планирования уровня развития информационной среды. Должен быть определен стандарт внутренней отчетной, проектной и нормативной документации.

Управление информатизацией предприятия должно обеспечивать достижение не только оперативных, но и стратегических целей путем формирования и реализации стратегий в области управления информационной средой.

При этом крайне важны вопросы стратегического планирования. Политика стратегического планирования ИТ создается для достижения следующих основных целей:

- эффективное управление дорогостоящего и критического для бизнеса имущества компании;

- улучшение коммуникаций между бизнес-подразделениями и службой ИТ;

- обеспечение единого направления развития бизнес-подразделений и служб ИТ в рамках общего вектора развития предприятия;

- планирование потоков информации и развитие бизнес-процессов;

- эффективное и результативное размещение и использование ИТ-ресурсов.

Целесообразно выделять базовые и дискретные стратегии.

Базовая стратегия, которая образуется из общей стратегии предприятия, охватывает планирование, реализацию и поддержку корпоративных информационных систем, а также создание инфраструктуры и фундаментальной системы коммуникаций компании.

Дискретные стратегии охватывают следующие области:

- поддержку бизнес-подразделений предприятия;

- обеспечение работы персонала;

- документооборот.

Таким образом, система управления информатизацией должна охватывать различные сферы деятельности департамента ИТ, включая выбор и закупку технической и программной базы, поддержку работоспособности и модернизацию информационно-технологической инфраструктуры, подготовку и переподготовку персонала, обеспечение бизнес-процессов предприятия, коммуникацию с функциональными департаментами, обеспечение информационной безопасности, проведение внутреннего контроля и аудита.

Департамент ИТ предприятия не должен рассматриваться как центр затрат, не дающий непосредственной финансовой отдачи. Оптимизация процессов в области информатизации, прозрачность управления, использование элементов проектного подхода, разработка и применение инструментов анализа рисков и определения эффективности работы должны способствовать формированию отношения к информатизации как привлекательной инвестиционной среде и конкурентному преимуществу.

Необходимо выработать организационное обеспечение создания и внедрения системы управления информационной средой промышленного предприятия.

Предполагаемые исследования

Для формирования концепции управления информатизацией предприятия требуются следующие действия.

- Проанализировать состояние развития информационной среды на действующих отечественных предприятиях.

Необходимо учитывать при этом такие параметры, как масштаб предприятия, его положение на рынке, критичность полноценного функционирования информационных систем для бизнеса, а также степень автоматизации процессов производства и управления на предприятии, степень интег-рированности учетных и управленческих информационных систем.

- Изучить опыт управления информатизацией в России и за рубежом.

В последнее время на российских предприятиях все более широко внедряются системы качества, сертифицированные по стандарту ISO 9000, помогая открыть дорогу российским поставщикам на западный рынок и потеснить конкурентов в России [6]. Хотя задачи, структура и полномочия подразделения, отвечающего за информатизацию, во многом определяются спецификой организации, существуют типовые подходы и методики построения эксплуатационных служб.

Таким образом, за последние 10-15 лет в России накоплены не только большие массивы информации, программных средств, ноу-хау в области применения аппаратного и программного обеспечения, но и достаточно большой опыт управления прикладными информационными технологиями в сложных экономических условиях. Специфика функционирования предприятия, в том числе и служб ИТ, а также законодательные различия не позволяют применять наработки западных специалистов в данной области без предварительной адаптации.

Тем не менее, существует достаточно большое количество методик и даже комплексов управления ИТ, которые неоднократно были освещены в зарубежных публикациях. В качестве примера можно привести общеизвестный подход ITSM.

Существуют также и программные продукты, распространяемые крупными ИТ-фирмами-производителями, которые позволяют реализовывать и контролировать применение принципов данного подхода к управлению ИТ.

- Обосновать концепцию управления информационной средой предприятия.

- Выявить существенные факторы, определяющие состав и структуру системы управления.

Заключение

Таким образом, сделан вывод о том, что необходимо определить состав и структуру системы управления информатизацией промышленного предприятия, сформулировав актуальную концепцию. Детализация концепции, определение набора управленческих методов и решение организационных вопросов позволит в дальнейшем не только полноправно участвовать в мировых экономических процессах, но и повысить рентабельность отдельно взятого промышленного предприятия.

Литература

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. Г. А. Титоренко. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2004. - 400 с.

2. Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. - М.: Трейн, 2007. - 472 с.

3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 8.

Р.А. Луговской

4. Кригер А.Б. Информационный менеджмент. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 126 с.

5. Грамматчиков А. 1Т в условиях кризиса // Эксперт. - 2008. - № 50 (639).

6. Лопарев С., Шелупанов А. Анализ инструментальных средств оценки рисков утечки информации в компьютерной сети предприятия // Вопросы защиты информации. - 2003. - № 7.

Литвиненко Ольга Александровна - Санкт-Петербургский государственный университет информационных

технологий, механики и оптики, аспирант, [email protected]

УДК 658.5:339.3

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ

Р.А. Луговской

Проведен анализ структуры органов государственной власти, ответственных за разработку политики в сфере торговли. Предложено совершенствование системы мониторинга и оценки сферы торговли для дальнейшего определения государственной политики развития предпринимательства в данной сфере. Ключевые слова: предпринимательство, торговля, государственное регулирование.

Введение

Разработка стратегии бизнеса в сфере торговли невозможно без четкого представления о стратегии развития региона, без программы социально-экономического развития и развития потребительского рынка. Понимание механизма воздействия органов власти на развитие региона поможет руководителям разрабатывать обоснованные прогнозы развития рынка. Адекватное же представление о методах государственного регулирования будет способствовать своевременному устранению преград в развитии фирмы.

Государственное регулирование в сфере торговли представляет собой систему методов прямого и косвенного воздействия на процессы, обеспечивающие функционирование предприятий торговли и организаций, создающих условия для эффективного функционирования бизнеса. Организационная структура государственного регулирования в сфере торговли представляет собой многоуровневую систему взаимодействия органов власти с соответствующим распределением федеральных и региональных полномочий и ответственности.

Таким образом, целью данной работы является изучение организационной структуры государственного управления и механизмов, заложенных в основу принятия стратегических решений на федеральном и региональном уровнях, а также механизмов государственного регулирования. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить и выявить структуры, ответственные за разработку политики в области регулирования торговой деятельности на различных уровнях;

- определить существующие механизмы государственного регулирования;

- провести анализ организационной структуры органов государственной власти.

Принятый Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [1] нуждается в доработке. Решение поставленных задач поможет сформировать конструктивный подход к дальнейшему изучению существующих механизмов воздействия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях на предпринимательские структуры, занятые в сфере торговли.

Структура органов государственной власти в области развития предпринимательской деятельности в сфере торговли

Решения Президента Российской Федерации определяют основные направления внешней и внутренней политики государства, а, следовательно, и развитие бизнеса по ключевым аспектам. Через Полномочных представителей Президента РФ обеспечивается реализация конституционных полномочий главы государства на территории каждого из семи федеральных округов. При каждом Представителе Президента функционирует специальный Совет с совещательной функцией, рассматривающий важнейшие вопросы федерального и регионального значения [2, 3].

В составе высшего органа исполнительной власти - Правительства РФ - функционирует ряд структур, в той или иной степени осуществляющих регулирующие функции. Среди них:

- Совет по конкурентоспособности и предпринимательству [3, 4], который является совещательным органом, образованным для обеспечения практического взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, предпринимательского сообщества и научной общественности в целях выработки предложений по созданию эффективных механизмов повышения конкурентоспособности экономики и развития предпринимательства в Российской Федерации. В состав Совета входят представители различных органов власти и крупных компаний;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.