БИЗНЕСА № 10(18)2015
анализ | прогноз | управление
электронный научно-экономический журнал
Задачи повышения эффективности деятельности компаний с государственным участием
Берестень Д., Петрушко Д.
магистранты факультета «Менеджмент»
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Научный руководитель: Кожевина О.В., д.э.н., профессор кафедры «Стратегический и антикризисный
менеджмент»
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Beresten D., Petrushko D.
Students master faculty "Management"
Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial University )
Scientific adviser: Kozhevina O.V. Doctor of Economics, professor
Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial University)
The problems of increasing the efficiency of companies with state participation
Аннотация: Авторами на основе эмпирического исследования выявлены проблемы и приоритеты повышения эффективности деятельности компаний с государственным участием. Определено содержание эффективности деятельности компании с государственным участием. Обобщение различных методик оценки эффективности позволило предложить набор показателей, позволяющих проводить комплексный анализ с учетом наиболее существенных факторов развития компании.
Ключевые слова: эффективность, компании с государственным участием, показатели оценки.
Abstract. The authors on the basis of empirical research, identified problems and priorities improve the efficiency of companies with state participation. Determined the content of the effectiveness of the company with state participation. The generalization of different appraisal techniques allowed us to propose a set of indicators, allowing to conduct comprehensive analysis taking into account the most significant factors in the development of the company.
Keywords: efficiency, companies with state participation, performance evaluation
На сегодняшний день проблема изучения и разработки методик оценки эффективности компаний с государственным участием весьма актуальна, в частности для России, по целому ряду причин. Во-первых, стоит подчеркнуть достаточно заметное присутствие государства в отечественной экономической системе. По данным Минэкономразвития, доля государственного сектора в экономике страны в 2012-2013 гг. достигла 50% ВВП [7]. Во-вторых, компании с государственным участием являются очень крупными заказчиками товаров, работ и услуг. В 2014 г. в России ими было осуществлено закупок (заключено договоров) на общую сумму 16 267 млрд руб., а в 2013 г. - на 10 759 млрд руб. [8]. В-третьих, они выполняют общественно важные функции, прямо или косвенно используя в своей деятельности бюджетные средства, значительная часть которых формируется за счет налоговых платежей физических и юридических лиц.
В настоящий момент существует несколько мнений по поводу содержания понятия «компании с государственным участием». В целях же развиваемой методики и с учетом особенностей правового поля Российской Федерации к компаниям с государственным участием будут относиться коммерческие организации, полностью или частично принадлежащие государству, а именно:
• Хозяйственные общества с государственным участием. Наше внимание будет сосредоточено на компаниях, в которых доля государства в совокупности составляет 50 % и выше. Наиболее распространенной формой таких хозяйственных обществ (в особенности в сфере крупного бизнеса) является акционерное общество.
• Унитарные предприятия. Согласно ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней
электронный научно-экономический журнал
собственником (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование). Другими словами, имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
В настоящий момент повышение эффективности унитарных предприятий провозглашается одной из приоритетных задач в сфере управления государственным имуществом, и их «устаревшая» организационная форма не свидетельствует об отсутствии заложенного в них коммерческого потенциала. Компании с государственным участием в полном смысле слова являются социально-экономическими субъектами, что обосновывает необходимость анализировать их эффективность с различных позиций и ракурсов. Под эффективностью обычно подразумевают характеристику компании как системы с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования этой системы [3, 4].
В свою очередь, под эффективностью компаний с государственным участием будет пониматься ее способность быть результативной (качественно исполняющей возложенные на нее функции), прибыльной, финансово устойчивой, поддерживающей благоприятные условия труда персонала, осуществляющей закупки на принципах экономичности и справедливости, содействующей научному прогрессу и заботящейся об общественном благосостоянии в целом (включая экологию).
После критического осмысления и обобщения существующих подходов представляется возможным составить примерный набор индикаторов, которые помогут оценить эффективность наиболее важных сторон деятельности компаний госсектора (табл. 1).
Таблица 1. Набор показателей для комплексной оценки эффективности компаний с государственным участием
№ Показатель
1 Экономическая эффективность
1.1. Качество управления ресурсами
Коэффициент износа основных средств
Коэффициент обновления основных средств (в смешанных ценах)
Рост фондоотдачи
Увеличение (снижение) периода оборота оборотных активов
Отношение суммы просроченной дебиторской задолженности к балансовой стоимости активов
Отношение суммы просроченной кредиторской задолженности к балансовой стоимости активов
Сальдо денежных потоков от текущих операций и свободный денежный поток
Удельный вес административных расходов в начисленных расходах (полной себестоимости)
1.2. Финансовые результаты
Чистая прибыль
Темп роста выручки и темп роста прибыли от продаж
Рентабельность продаж по прибыли от продаж
Рентабельность собственного капитала (или рентабельность инвестированного капитала)
Рентабельность активов
1.3. Финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность
Коэффициент финансового рычага
Коэффициент процентного покрытия
Коэффициент текущей ликвидности
Закупки
Качество планирования и дисциплина закупок
Доля размещенных заказов в общей сумме планируемых конкурентных процедур закупок за период
Конкурентность закупок
Среднее значение количества допущенных заявок на 1 лот за отчетный период по конкурентным процедурам закупок (заявки/лот)
Удельный вес суммы закупок, осуществленных у единственного поставщика, в общей сумме закупок отчетного периода
Среднее количество дней со дня опубликования извещения о проведении торгов до дня окончания подачи заявок
Информационная открытость (доля закупок стоимости в стоимостном выражении, размещенных на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru) и других информационных системах
Экономия
Среднее снижение начальной (максимальной) цены контракта по конкурентным процедурам
Процент общей экономии при осуществлении закупок по всем процедурам
Качество контроля исполнения контрактов
Удельный вес суммы контрактов, заключенных с недобросовестными поставщиками в общей сумме действующих контрактов на отчетную дату
Доля процедур, по которым были поданы обоснованные жалобы, в общем объеме открытых конкурентных процедур закупок за отчетный период
Социальная эффективность: персонал
Эффективность системы вознаграждения
Отношение среднемесячной заработной платы персонала к среднемесячной заработной плате по региону за отчетный период
Отношение роста средней заработной платы основного персонала к росту среднемесячной заработной платы в регионе
Отношение среднемесячной заработной платы административно-управленческого персонала организации к среднемесячной заработной плате основного персонала в среднем за отчетный период
Темп роста показателя «Выручка на одного работающего»
Текучесть кадров
Отношение количества сотрудников, покинувших организацию по различным причинам, к среднесписочной численности сотрудников (далее - ССЧ)
Доля сотрудников младше 35 лет в ССЧ за отчетный период
Оптимальность структуры персонала
2
Доля основного персонала в ССЧ за отчетный период (%)
электронный научно-экономическии журнал
3.4. Качество трудовых ресурсов
Доля основного персонала, прошедшего обучение за последние 2 года в ССЧ основного персонала
Доля сотрудников с высшим образованием в ССЧ
4. Социальная эффективность: общественное благосостояние
4.1. Бюджетная эффективность
Рентабельность деятельности организации для бюджета (Дивиденды+Налоги)/(Себестоимость+Государственная помощь) * 100 %
Доля непогашенной задолженности перед бюджетами всех уровней в кредиторской задолженности
4.2. Потребители*
4.3. Экология*
4.4. НИОКР и научный прогресс*
Традиционно показатели экономической эффективности [1] являются более разработанными по сравнению с нефинансовыми, и их значительно проще интерпретировать, хотя и на этот счет появляются новые взгляды. Например, в рамках отчетности в области устойчивого развития оценка экономической результативности в большей степени отражает изменение экономического положения заинтересованных сторон в результате деятельности организации, чем изменение финансового состояния самой организации [5]. Анализ закупочной деятельности представляет собой отдельную область оценки эффективности компаний госсектора, которые должны совершать закупки по определенным правилам с соблюдением принципов конкурентности и экономичности.
На сегодняшний день закупочная деятельность унитарных предприятий и хозяйственных обществ, доля государственного участия в которых в совокупности превышает 50%, регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Что касается сотрудников, которые являются одними из ключевых стейкхолдеров любой организаций без исключения, то характер и качество взаимоотношения компаний с ними предлагается оценить через 4 группы индикаторов, такие, как эффективность системы вознаграждения, текучесть кадров, оптимальность численности персонала и качество трудовых ресурсов.
Проанализируем воздействия организации на общество. В связи с тем что раздел методики «Социальная эффективность: общественное благосостояние» в части подразделов «Экология», «Потребители», «НИОКР и инновации» будет различаться в зависимости от анализируемой компании, показатели их веса и критерии оценки могут варьироваться и изменяться. Помимо этого, раздел 4.4 может быть включен в оценку не каждой организации и применяется только в тех случаях, когда НИОКР и научный прогресс являются ключевыми показателями результативности, в число которых входят, например:
• Доля новых продуктов или модифицированных продуктов, выпущенных менее чем 12 месяцев назад.
• Доля инновационной продукции в выручке.
• Затраты на исследования и разработки в процентах к выручке от продажи товаров (работ, услуг).
• Количество полученных патентов и технических и технологических решений в режиме «ноу-хау» в течение отчетного периода.
В качестве экологических показателей могут быть избраны: динамика энергоемкости, общие экологические расходы на 1 млн руб. выручки от продажи продукции, общие экологические расходы на одного сотрудника, доля сырья, являющегося отходами, объем инвестиций в охрану окружающей среды и т. д. В рамках блока «Потребители» рассматриваются основные точки соприкосновения организации с клиентами, а именно: качество товаров (работ, услуг), их доступность с точки зрения цен, а также обеспечение безопасности потребителей при пользовании благами. В итоге, для проведения комплексного анализа эффективности компании с государственным участием составлена система оценки, позволяющая выразить общее мнение по каждой из сфер ее деятельности, которые представлены в схематичном виде на рис. 1.
электронный научно-экономическии журнал
Рис. 1. Система комплексной оценки эффективности компаний с государственным участием
Методика комплексной оценки эффективности компаний с государственным участием на основе системы взаимосвязанных показателей предполагает балльную оценку:
> Каждый показатель имеет свой вес и коэффициент эффективности (сложности) со значением от 1 до 3. В отдельных случаях вес и критерии для присвоения баллов не проставлены, поскольку варьируются в зависимости от компании, внешних и внутренних особенностей ее функционирования.
> Сумма весов в каждой группе равна 1 (экономическая эффективность, закупки, персонал, общественное благосостояние).
> Вес показателя определен исходя из исследований и собственных расчетов автора.
> Коэффициент сложности увеличивается с увеличением предельных значений целевых показателей, которые должны быть достигнуты.
> Для каждого показателя коэффициент сложности умножается на его вес, после чего получившиеся значения суммируются внутри группы.
где - Уп это оценка компании по п-й области деятельности; - вес ьго показателя от 0 до 1; X, -установленный коэффициент сложности (1, 2, 3).
Таким образом, по каждому разделу оцениваемая компания может набрать максимум 3 балла, а подведение итогов для наглядности будет реализовано через лепестковую диаграмму, пример которой изображен на рис. 2.
электронный научно-экономический журнал
На рис. 2 изображены 4 угла, соответствующие областям, в которых проводится анализ эффективности компании с государственным участием. Темно-серой (с точками в виде ромбиков) линией показан идеал, при котором организация во всех областях получила бы оценку в 3 балла. Светло-серой линией обозначена фактическая позиция анализируемой компании, которую, с одной стороны, можно сравнить с идеалом, а с другой стороны - с другими организациями. Кроме того, подобный способ обобщения результатов дает возможность рассчитать интегральный показатель эффективности через нахождение среднего значения из полученных 4 отдельных итогов.
В процессе оценки баллы проставляют, ориентируясь на следующее смысловое содержание коэффициентов сложности:
0 - неэффективная компания;
1 - низкоэффективная;
2 - компания со средней эффективностью;
3 - высокоэффективная.
В то же время при интерпретации четырех итоговых значений и подсчете одного интегрального показателя эффективности удобно ориентироваться по шкале на рис. 3, на которой более темными тонами выделены интервалы высокой результативности, а светлыми - области неэффективности. Логично предположить, что предпочтительным вариантом является нахождение организации в пределах от 2 до 3.
Неэффективная Эффективная
0-0,5 0,5-1 1-1,5 1,5-2 2-2,5 2,5-3
Рис. 3. Шкала оценок для интерпретации результата применения методики комплексной оценки эффективности компании госсектора
Таким образом, предложенная методика позволит компаниям определить свой уровень эффективности, сравнить себя с другими организациями, выявить проблемные области и разработать план мероприятий по исправлению ситуации.
В свою очередь, контролирующим органам и лицам, выполняющим функции собственника, она поможет оценить эффективность использования средств, достижение положительного социального эффекта при
электронный научно-экономический журнал
одновременном сохранении экономических выгод, а также проанализировать качество менеджмента компаний с государственным участием.
Список литературы
1. Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник. / О. В. Ефимова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Омегла-Л», 2015. - 349 с.: ил., табл. -(Высшее финансовое образование).
2. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2015, 304 с.: ил.
3. Кожевина О.В., Балунова Н.В., Бойко А.Н. Институционально-экономические основы оценки качества управления в организациях государственного сектора. Монография. М.: ИНФРА-М, 2015. - 131 с.
4. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2013. — 520 с.
5. Основы бизнес-анализа: учебное пособие. / В. И. Бариленко, В. В. Бердников. Р. П. Булыга [и др.]; под ред. В. И. Бариленко. - М.: КНОРУС, 2014. - 272 с. - (Магистратура).
6. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 415 с. - (Высшее образование).
7. Токарева А. Госсектор в экономике России. Коммерсант.ш, 2015. [Электронный ресурс] URL: http://www. kommersant.ru/doc/2233355.
8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/state/#.
9. DVFA - Society of Investment Professionals in Germany. KPIs for ESG. version 3.0, 2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.slideshare.net/DVFA/kp-is-foresg30final?related=1.
10. G4 Sustainability reporting guidelines, 2015 - GRI (Global reporting initiative) [Электронный ресурс] URL: https://www.globalreporting.org/reporting/g4/Pages/default.aspx.
11. European Academy of Business in Society (EABIS) «Sustainable Value - EABIS Research Project -Corporate Responsibility, Market Valuation and Measuring the Financial and Non-Financial Performance of the Firm [Электронный ресурс] URL: http://www.investorvalue.org/docs/EabisProjectFinal.pdf.