Научная статья на тему 'Задачи обучения работников требованиям охраны труда'

Задачи обучения работников требованиям охраны труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
871
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / ОБУЧЕНИЕ ОХРАНЕ ТРУДА / ИНСТРУКТАЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев В. М., Халяпин А. А.

Своевременное обучение работников навыкам и правилам охраны труда позволит сократить число несчастных случаев производственного характера. Эффективное обучение только то, которое оформлено протоколом, подтверждено итоговой аттестацией и завершено выдачей удостоверения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи обучения работников требованиям охраны труда»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

- сравнительно низкая цена;

- срок службы более 10 лет.

При этом каждый датчик соединяется с приемо-передающим устройством марки Smart Wireless Gateway Rosemount для образования беспроводной сети контроля воздушной среды на месте проведения работ.

Автоматический непрерывный контроль загазованности является важным условием повышения уровня промышленной безопасности на ПНПО при производстве огневых и газоопасных работ в местах:

- где существует вероятность выброса взрывопожароопасных веществ с последующим увеличением их концентраций выше допустимых;

- связанных с разгерметизацией технологического оборудования и коммуникаций, из которых не удалены вредные, взрывопожароопасные вещества или не исключена возможность их выделения.

Таким образом, совершенствование системы контроля загазованности, определение оптимальной периодичности контроля воздушной среды позволяет своевременно предупреждать об увеличении концентрации опасного вещества в воздухе рабочей зоны, повышать уровень безопасности при проведении огневых и газоопасных работ на объектах предприятий нефтепродуктообеспечения. Список используемой литературы

1. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны [Текст]: ГН 2.2.5.1313-03: утв. в Минюсте РФ 19.05. 2003: N 4568 введен в действие 15.06.2003- М.: 2003, 124 с.

2. Строительная климатология [Текст]: СП 131.13330.2012: утвержден приказом Министерства регионального развития РФ 30.06.2012: введ. в действие 01.01.2013 - М.: 2013. 113 с.

3. Требования к установке сигнализаторов и газоанализаторов [Текст]: ТУ-газ-86: утв. приказом Миннефтехимпрома СССР 30.04.1986 № 4191986- М. :231с.

4. Байков И.Р., Смородова О.В., Костарева С.Н. Прогностическая модель эмиссии вредных веществ в выхлопных газах ГТУ//Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. -2004. - № 1-2. -С. 122128.

© Актуганова А.М., Семенюк Д.Ю., 2016 г.

УДК 331.45

В.М. Алексеев

ректор, Академия подготовки главных специалистов (Краснодар)

А.А. Халяпин

к.э.н., преподаватель, кафедра экономики и управления, Академия подготовки главных специалистов (Краснодар)

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА Objectives of training for employees on health and safety requirements

Аннотация

Своевременное обучение работников навыкам и правилам охраны труда позволит сократить число несчастных случаев производственного характера. Эффективное обучение только то, которое оформлено протоколом, подтверждено итоговой аттестацией и завершено выдачей удостоверения.

Ключевые слова: охрана труда, обучение охране труда, инструктаж.

Abstract

Timely training of workers skills and rules of safety will reduce the number of accidents of industrial nature.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

Effective training is included in the Protocol, is confirmed by the final assessment and completed the issuance of the permit.

Key words:

occupational safety, occupational safety training, instruction.

Обучение работников в сфере охраны труда - это одно из основных направлений обучения, которое входит в обязанности работодателей. Однако, как показывает практика, число несчастных случаев производственного характера не уменьшается - это свидетельствует о недостатке обучения [1]. Скорее всего, это обусловлено процессом обучения, ведь это большая работа, состоящая из базовых форм:

1. Обучение безопасным приемам в производственном процессе.

2. Инструктаж, который также разделяется на подтипы.

3. Стажировка.

4. Проверка знаний.

Уделив достаточно внимания каждому из данных пунктов, можно выстроить понятную систему обучения охране труда, доступную для внедрения на любом предприятии.

Инструктаж по охране труда. Базовые принципы. Сам инструктаж нацелен на ознакомление сотрудников с различными факторами на производстве, также проводится ознакомление с инструкциями, распорядительными документами, требованиями на предприятии. Завершение инструктажа - это всегда, как минимум, устная проверка знаний работника.

Вводный инструктаж - первый инструктаж, который проводится для работника. Как правило, это самый основной тип инструктажа. Все данные о проведении заносятся в специальный журнал. К оформлению такого журнала выдвигается ряд требований, как то: обязательная нумерация листов, их шнуровка, а также скрепление печатью предприятия. Кроме того, в журнале исключены исправления.

Обучение как вид вводного инструктажа. Работники, которые прибыли на предприятие, в процессе вводного инструктажа обязательно проходят обучение оказанию помощи пострадавшим на производстве. Это может быть видеопросмотр, реализуемый посредством современных дистанционных технологий [2], или изучение инструкций с последующим опросом. Что касается руководящего персонала, то такие сотрудники проходят обучение в центрах дополнительного образования, таких как Академия подготовки главных специалистов, - только после этого они могут самостоятельно проводить обучение своих подчиненных.

Существуют две разновидности обучения:

1. На предприятиях с вредными условиями труда обучение выполняется в комплексе со стажировкой непосредственно на вверенном рабочем месте. Кроме них, в процессе работы проводятся дополнительные проверки знаний и требований.

2. Работники, которые поступили на работы с вредными или опасными условиями труда, но имеют перерыв в стаже более года, обучаются на протяжении месяца и проходят проверку приобретенных знаний.

Любое обучение оформляется протоколом и завершается сдачей экзаменов, а также получением соответствующего удостоверения. Если работник не прошел проверку, он обязан повторно пройти процедуру сдачи экзаменов в срок 30 дней.

Административно-общественный контроль (АОК) - что это? АОК - это основная форма, регулирующая контроль руководства за состоянием сферы охраны труда на предприятии. Цель контроля - это качественная профилактика предупреждения травматизма, пресечение нарушений в сфере трудового законодательства, повышение ответственности руководства. Организация трехступенчатого контроля лежит на руководителе центра допобразования (ЦДПО) и на профсоюзе.

Все чаще регулярные проверки на предприятиях и организациях показывают недостаточность контроля администрацией над охраной труда. По тем или иным причинам руководители уделяют основное время для инструктажей, однако, игнорируют обучение по оказанию помощи пострадавшим. Обучение проходит в формальном режиме, а иногда и вообще не проводится. Бывают и вовсе нелепые случаи, когда работник не допускается к обучению по дополнительной профессиональной программе на том формальном основании, что он не может предоставить до обучения копию диплома о законченном основном профессиональном образовании [3]. На самом деле, ничто не мешает такого работника своевременно обучить безопасным правилам труда, более того - это прямая обязанность работодателя [4]. Выдать обучающемуся

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

удостоверение о повышении квалификации можно уже после соблюдения всех формальностей.

Бытует мысль, что в процессе обучения главным результатом должна стать подпись обучаемого в журнале, но никак не усвоение материала. Проверка же знаний - это удел руководителей предприятий, а также специалистов по охране труда, рядовые работники не подвергаются такой проверке. Стажировке на рабочем месте также не уделяют времени и проводят ее формально. Как правило, руководство оформляет документы на стажировку, но фактически работник ее не проходит. А ведь именно стажировка - это практическая отработка тех приемов, которые в будущем призваны обезопасить рабочее место!

Игнорирование требований охраны труда. Последствия. Обязанность руководителя провести обучение сотрудников тесно связана с иной обязанностью - не допустить к работе сотрудника, который не прошел комплекс обучения, начиная от инструктажа, и заканчивая проверкой знаний. Эта норма прописана в абз. 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ. По каким-то причинам работодатель игнорирует статью Кодекса и необоснованно считает, что сотрудник просто обязан немедленно приступить к работе в первый же день, так как заработная плата начисляется уже с этого дня.

Такой подход в большинстве случаев крайне негативно отражается на последствиях. Ст. 143 УК РФ классифицирует такие действия работодателя, как «нарушение требований охраны труда» и влечет за собой серьезную ответственность. Также допуск сотрудника, не сдавшего проверку по охране труда, к работе, неизменно влечет за собой возбуждение производства по админделу по ст. 5.27.1 КоАП РФ, где в части 3 предусматривается ответственность должностного лица в виде административного штрафа.

Стоит ли допускать работника к самостоятельной деятельности, если он не прошел соответствующее обучение? Именно таким вопросом должны задаться руководители предприятий и организаций, а также те должностные лица, которые несут ответственность за выполнение базовых норм в сфере охраны труда. Список использованной литературы:

1. Горшенина М.В., Фирсова Е.Ю. Проектирование образовательной среды для подготовки менеджеров производственной сферы // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 2 (30). С. 40-49.

2. Алексеева М.С., Ильченко С.В. Типичные ошибки применения информационных технологий в дистанционном обучении контрактных управляющих // Современная техника и технологии. 2016. № 7 (59). С. 46-48.

3. Алексеева М.С. Анахронизмы высшего и дополнительного профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 9-1. С. 175-177.

4. Алексеева М.С. О конституционности ограничении свобод обучающегося // Инновационная наука. 2016. № 8-3. С. 78-80.

© Алексеев В.М., Халяпин А.А., 2016

УДК621.317.785.003.13:621.315.673.1:621.3-052

А.В. Виноградов

зав. кафедрой «Электроснабжение» Орловский государственный аграрный университет

А.А. Кучинов магистрант кафедры «Электроснабжение», Орловский государственный аграрный университет

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕСТ РАЗМЕЩЕНИЯ УЗЛОВ УЧЕТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИСОЕДИНЕНИЙ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ - ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Аннотация

Целью настоящей статьи является оценка эффективности различных вариантов мест размещения узлов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.