Научная статья на тему 'Организация и качество обучения по охране труда'

Организация и качество обучения по охране труда Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
2081
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / ОБУЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА / ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА / ОБУЧЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ / OCCUPATIONAL SAFETY / TEACHING AND PROFESSIONAL TRAINING IN THE FIELD OF OCCUPATIONAL SAFETY / KNOWLEDGE ASSESSMENT IN OCCUPATIONAL SAFETY / TEACHING OCCUPATIONAL SAFETY TO SEPARATE CATEGORIES OF PEOPLE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Лексина Татьяна Ивановна

Статья посвящена необходимости повышения уровня образования и качества обучения в сфере охраны труда. Проанализированы проблемы и предложены перспективы по улучшению организации и качества проведения обучения по охране труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisation and Quality of Education in Occupational Safety

The article underscores the necessity for enhancing level of education and quality of training in the field of occupational safety. Problems and prospects for improving organisation and quality of teaching in classes on occupational safety are covered in a thorough manner.

Текст научной работы на тему «Организация и качество обучения по охране труда»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

8. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2005. — 304 с.

9. Ломов, Б. Ф. О системном подходе в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопр. психологии. — 1975. — № 2. — С. 20—38.

10. Маркова, А. К. Психология профессионального развития учителя : учебное пособие / А. К. Маркова. — Москва : Знание, 1998. — 308 с.

11. Слободчиков, В. И. Психология человека : Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — Москва : Школа-Пресс, 1995. — 384 с.

12. Шаршов, И. А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И. А. Шаршов. — Белгород, 2005. — 25 с.

Поступила 01.11.12.

УДК 331.45:005.962.131

ОРГАНИЗАЦИЯ И КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Т. И. Лексина (Мордовский государственный университет им Н. П. Огарева)

Статья посвящена необходимости повышения уровня образования и качества обучения в сфере охраны труда. Проанализированы проблемы и предложены перспективы по улучшению организации и качества проведения обучения по охране труда.

Ключевыге слова: охрана труда; обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда; проверка знаний по охране труда; обучение по охране труда отдельных категорий лиц.

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Обучение сегодня представляет собой ведущий фактор обеспечения должного уровня охраны труда, поскольку основным ресурсом развития современного общества являются люди, способные к поиску и освоению новых знаний и принятию решений в нестандартных ситуациях. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда в Российской Федерации регламентируются нормами Трудового кодекса РФ (ст. 210, 212, 225 и др.) и Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29. В соответствии с этим постановлением обучение по охране труда проходят:

— руководители организаций, заместители руководителей организаций, кури-

рующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели — физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью;

— руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

— специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда [3].

© Лексина Т. И., 2013

11111111111* № 1,

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан:

— не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

— обучить безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проводить инструктаж по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверку знания требований охраны труда [1].

Основными и традиционными видами обучения по охране труда являются:

— подготовка специалистов по охране труда в системе высшего и послевузовского профессионального образования;

— проведение обучения по охране труда и проверка знаний требований охраны труда для всех работников, включая руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей.

В последние годы получили распространение новые виды обучения и профессиональной подготовки в области охраны труда, среди которых следует отметить:

— обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных (согласно Федеральному закону «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125-ФЗ);

— подготовку различных экспертов в области охраны труда (эксперты по сертификации работ по охране труда в организациях, эксперты по оценке условий труда и др.);

— подготовку специалистов по инструментальным измерениям опасных и вредных производственных факторов для целей аттестации рабочих мест;

— подготовку членов аттестационных комиссий общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда (в соответствии с п. 10 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоц-развития России от 31.08.07 № 569).

Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда — основные составляющие деятельности, направленной на обеспечение здоровых и безопасных условий труда. Обучение является одним из важнейших превентивных элементов управления профессиональными рисками. В ст. 225 Трудового кодекса установлено, что все работники, в том числе руководители предприятий и организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований по охране труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Обучение руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам непосредственно силами самого работодателя или сторонними обучающими организациями в соответствии с постановлением Минтруда об утверждении порядка обучения. В соответствии с требованиями ст. 76 Трудового Кодекса работники, не прошедшие в установленном порядке обучение и проверку знаний в области охраны труда, должны быть отстранены от работы [5].

В настоящее время Гострудинспек-цией Республики Мордовия продолжается работа по надзору и контролю за обеспечением соблюдения требований трудового законодательства, непосредственно направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, в том числе регламентированных ст. 212 и 225 Трудового кодекса. В 2012 г. наибольшее количество выявленных нарушений по вопросам охраны труда составили нарушения, связанные с обучением и инструктированием работников по охране труда. Самыми распространенными нарушениями законодательства в этой сфере были не прохождение руководителями и специалистами обучения и проверки знаний по охране труда, допуск работников к самостоятельной работе без обучения и т. д.

Государственным инспектором труда (по охране труда) РМ была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Пищевик» и выявлены следующие нарушения:

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

— специалисты предприятия не прошли обучение по охране труда;

— не назначено приказом лицо, ответственное за проведение вводного инструктажа;

— не разработана программа вводного инструктажа;

— не разработаны программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте;

— работники допущены к работе без проведения обучения, повторного инструктажа на рабочем месте по охране труда;

— не составлен перечень инструкций по охране труда для работников;

— не разработаны инструкции по охране труда;

— не проведено обучение неэлектрического персонала с присвоением 1 группы по электробезопасности, не составлен перечень профессий и должностей неэлектрического персонала, не разработаны инструкции по обучению неэлектрического персонала;

— отсутствует комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

По выявленным нарушениям работодателю внесено предписание.

Еще одна плановая выездная проверка была проведена главным государственным инспектором в отношении ИП Нуянзина Н. Н. Как выяснилось, большинство несчастных случаев на производстве происходит из-за недостаточного обучения и инструктирования работников по охране труда. Были отмечены следующие нарушения:

— не проведено обучение неэлектрического персонала с присвоением 1 группы по электробезопасности, не составлен перечень должностей и профессий неэлектрического персонала, не разработана инструкция по обучению неэлектрического персонала;

— не проведено обучение по оказанию первой помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве, не разработана инструкция по оказанию первой помощи;

— не ведется журнал учета инструкций по охране труда и журнал учета выдачи инструкций по охране труда;

— не составлен перечень инструкций по охране труда по видам профессий;

— не разработана инструкция по охране труда при работе со слесарным инструментом;

— не разработана программа проведения вводного инструктажа.

По результатам проверки работодателю внесено соответствующее предписание [2].

Анализ материалов расследований несчастных случаев со смертельным исходом, проводимых государственными инспекторами, показывает, что по-прежнему преобладают организационные причины несчастных случаев, а именно: неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников охране труда, неудовлетворительные знания лица, осуществляющего полномочия лица единоличного исполнительного органа организации, трудового законодательства, иных нормативных правовых актов; недостаточная организация безопасного производства работ и контроля за состоянием охраны труда должностными лицами организации, что также часто связано с их некомпетентностью в вопросах охраны труда.

В ходе проверок государственные инспекторы сталкиваются не только с фактами допуска к работе сотрудников, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний требований охраны труда, но и со случаями, когда руководители предприятий и организаций, специалисты по охране труда, члены комиссий по проверке знаний в организациях, фактически прошедшие обучение и имеющие удостоверения, демонстрируют отсутствие нужных знаний в области охраны труда и неумение их применять в своей практической деятельности, следствием чего и являются многочисленные нарушения, а в конечном счете — несчастные случаи. Как правило, одним из мероприятий по устранению причин несчастного случая, разрабатываемых комиссией по расследова-

111!111Й1И1!Ш № 1, 2013

нию, бывает направление руководителей на внеплановую проверку знаний [4].

Обозначим основные направления работы по улучшению организации и качеству проведения обучения по охране труда.

1. Повышение социальной ответственности руководителей организаций и предприятий в плане соблюдения ими требований трудового законодательства, в том числе требований об обязательном обучении охране труда. К игнорирующим данные требования должны будут применяться меры воздействия, в частности в виде административного наказания.

2. Повышение ответственности обучающих организаций, расширение технической составляющей обучения, повышение квалификации преподавательского состава.

3. Усиление контроля за качеством обучения и проведением проверки знаний после обучения, в том числе с использованием компьютерных программ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (с изм. на 28 июля 2012 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка. — Режим доступа: Ийр:// www.consultant.ru.

2. Отчет о работе Государственной инспекции труда в Республике Мордовия по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства о труде и охране труда за I полугодие 2012 года [Электронный ресурс] // Государственная инспекция Республики Мордовия. — Режим доступа: http://www.git13. rostrud.ru.

3. Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 №1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» // Российская газета. — 2003. — № 35.

4. Савельева, А. Анализ судебных споров по расследованию несчастных случаев на производстве / А. Савельева // Трудовое право. — 2012. — № 7. — С. 105—117.

5. Трудовое право России. Практикум : учебное пособие / под ред. И. К. Дмитриевой, А. М. Куренного. — Москва : Юстицинформ ; Правоведение, 2011. — 792 с.

Поступила 29.11.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.