-педагогика общего и проф
тельности. Среди учащихся, систематически участвующих в исследовательской деятельности экологической направленности, в начале эксперимента выделены низкий и средний уровни сформированности экологически сообразного мышления и поведения (58 и 42% соответственно). По окончании исследовательской работы, связанной с проведением экологического мониторинга в течение двух лет, у учащихся выявлены средний и высокий уровни сформированности экологически сообразного мышления и поведения в природной среде (37 и 63%).
Данные результаты, на наш взгляд, отражают основную дидактическую закономерность единства теории и практики при развитии личности в учебно-воспитательном процессе и позволяют говорить о специфике педагогических условий формирования экологически сообразного мышления и поведения учащихся в природной среде.
список литературы
1. Пономарева И.Н. Эколого-биологическое образование: современный контекст. Н. Новгород, 2009.
2. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных
педагогических систем. М., 1999.
* * *
1. Ponomareva I.N. Jekologo-biologicheskoe obra-zovanie: sovremennyj kontekst. N. Novgorod, 2009.
2. Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost'. Teo-rija i praktika proektirovanija obrazovatel'nyh peda-gogicheskih sistem. M., 1999.
Pedagogic conditions of development of ecological thinking and behaviour of pupils in natural environment
The article deals with the pedagogic conditions of development of pupils' ecological thinking: the potential of the school discipline "Biology" and the effective methods of development of this personal phenomenon, as well as the elements of ecological thinking and behavior. The results that show the efficiency of these conditions are described in the article.
Key words: ecological thinking and behavior, methods, means, forms of development of ecological thinking.
(Статья поступила в редакцию 14.04.2016)
ссионального образования -
о.Г. чугайнова
(Москва)
задачи и содержание работы по усвоению дошкольниками норм и правил здорового образа жизни
Раскрываются понятие «здоровый образ жизни», авторский подход к решению проблемы приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни. Представлены ключевые задачи и определено содержание работы по усвоению детьми дошкольного возраста норм и правил здорового образа жизни в различные возрастные периоды.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, правила здорового образа жизни, компоненты здорового образа жизни.
Здоровье детей - богатство нации. Этот тезис был и остается актуальным. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие всего общества. В последние десятилетия, вопреки развитию медицинской науки и улучшению условий жизни людей, все еще имеет место устойчивая тенденция к ухудшению здоровья детского населения страны. По словам М.Я. Виленского, «в подобной ситуации медицина оказывается бессильной, поскольку первопричиной всего является дефицит в обществе "этического отношения к здоровью", основные "факторы риска" имеют поведенческую основу, решающую роль в сохранении и укреплении здоровья человека играет его образ жизни»[1, с. 8].
В этой связи необходимым является не только создание внешних условий для сохранения и укрепления здоровья детей, но и воспитание осознанного отношения дошкольников к своему здоровью и здоровью окружающих, усвоение норм и правил здорового образа жизни. Данные задачи находят отражение в содержании ФГОС ДО. В связи с этим встает проблема определения задач и содержания работы с дошкольниками по усвоению норм и правил здорового образа жизни.
В теории и методике физического воспитания достаточно давно сформулирован оздоровительный принцип, предполагающий решение задач сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни. Отражено это и в ряде образовательных программ. Однако практикующему педа-
О Чугайнова О.Г., 2016
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
гогу весьма сложно определить содержание работы, т. к. диапазон проблем достаточно широк. Многочисленные прикладные исследования основывались в большей степени на разработке способов и средств приобщения детей к здоровому образу жизни, что и составляло основу предлагаемых многочисленных методик.
Из определения понятия «здоровый образ жизни», под которым современными исследователями понимаются не только знание и соблюдение норм и правил, но и понимание ценности здоровья, отчетливо видно, что приобщение детей к здоровому образу жизни не может ограничиваться только формированием представлений. Здоровый образ жизни - это не только способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья, выполнение общепринятых норм и правил, но и ценностные ориентации, осознанное отношение к собственному здоровью. Понимание смысла понятия позволяет заключить, что создание эффективной и действенной системы работы в данном направлении должно включать целый ряд взаимосвязанных этапов, одним из которых является постановка цели, задач и выбор содержания образовательной деятельности.
Сколько бы ни создавали взрослые хорошие условия для сохранения и укрепления здоровья детей, какие бы здоровьесбере-гающие технологии не применяли, все это носит временный характер. Пока ребенок растет, его здоровье оберегают взрослые, но когда он вступает в самостоятельную жизнь, то, как правило, организует свою жизнедеятельность согласно усвоенным в детстве нормам и правилам или принимает те условия, которые диктует среда. От того, насколько взрослые сумели заложить нравственные основы здоровья, воспитали осознанную потребность вести здоровый образ жизни, во многом зависят его дальнейшая жизнь и здоровье. Важно, чтобы ценности стали достоянием личности, для этого они должны быть осмыслены.
Следовательно, приоритетной должна стать задача воспитания бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Фундамент ее составляют: формирование представлений о здоровом образе жизни, влияющих на него факторах и способах профилактики; осознание необходимости беречь здоровье и его ценности; формирование умений, необходимых для сохранения и укрепления здоровья.
Содержание работы в области физического развития нацелено на «становление ценно-
стей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами». Овладение нормами и правилами подразумевает их знание, понимание, усвоение и осознанное применение в практической деятельности. Таким образом, круг задач не может быть ограничен только когнитивной составляющей. важно не только знать правила, но и осознанно выполнять их. в старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен усвоить знания о:
- внешнем строении тела человека, значении и функционировании жизненно важных органов и систем в ракурсе, доступном дошкольнику (ребенок способен понять только то, что видит и может ощутить);
- способах укрепления, сохранения здоровья своего и окружающих, профилактике заболеваний;
- влиянии на здоровье вредных и полезных факторов, правилах безопасного для здоровья поведения.
При целенаправленной и систематической работе в образовательной организации и семье ребенок к старшему дошкольному возрасту способен понимать ценность здоровья и его зависимость от жизнедеятельности самого человека и негативных факторов, осознанно стремиться к соблюдению норм и правил здорового образа жизни. Конечно, далеко не все дошкольники могут прийти к осознанию важности здоровья, но вести работу в этом направлении можно и необходимо. Решение данных задач в конечном итоге позволит в полной мере усвоить нормы и правила здорового образа жизни (ЗОЖ). Начало данного процесса будет заложено в дошкольном детстве.
Можно выделить несколько ключевых компонентов ЗОЖ: когнитивный, мотиваци-онный и деятельностный. Первым выступает система знаний и представлений об организме человека, факторах, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, правилах и нормах поведения в обществе, в том числе и безопасного для здоровья, мерах профилактики заболеваний. Немаловажным компонентом ЗОЖ является сознание важности и ценности здоровья, понимание его зависимости от положительных и отрицательных факторов; наличие стойких установок на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, желание и стремление беречь свое здоровье и здоровье других людей; чувство ответственности за состояние здоровья; стремление к самопознанию. Следующим компонентом является соблюдение норм и правил здорового образа жизни независимо от обстоятельств, влияния других людей на основе убеждений.
педагогика общего и профессионального образования содержание формирования у дошкольников норм и правил
здорового образа жизни
Компоненты
Возраст детей Когнитивный Мотивационный Деятельно стный
Младший дошкольный Знать и уметь показать, как правильно ухаживать за собой; знать назначение и способы использования средств ухода и гигиены (называть предметы гигиены). Показывать, как правильно мыть руки, расчесывать волосы, пользоваться салфеткой и т. д. Объяснять, как привести в порядок одежду, как правильно убрать игрушки, протереть пыль и т. д. Понимать необходимость ухода за собой, стремиться содержать тело, одежду и окружающее пространство в чистоте. Объяснять, зачем необходимо соблюдать чистоту, ухаживать за собой. Замечать небрежность в одежде и самостоятельно или при помощи взрослого приводить ее в порядок Выполнять самостоятельно и по собственной инициативе отдельные действия по уходу за собой. Выполнять требования по уходу за собой и окружающим пространством. Замечать неправильное поведение сверстников
Средний дошкольный Называть, уметь показать части тела человека, знать функциональные особенности анализаторов (глаза нужны для того, чтобы видеть, уши - чтобы слышать). Знать способы ухода за своим телом, знать правила бережного отношения к здоровью (что делать, чтобы не повредить глаза, не порезаться) Объяснять, что нужно делать, чтобы быть здоровым (почему нужно быть осторожным с острыми предметами, мыть тело, волосы и т. д.), замечать явные опасные ситуации Демонстрировать умения ухода за собой. Соблюдать правила ухода за собой и окружающим пространством; технику безопасности по напоминанию взрослого
Старший дошкольный Знать: особенности тела человека, назначение органов чувств, опорно-двигательного аппарата, причины болезней, способы профилактики простудных заболеваний, травм и нарушений осанки, зрения и другие правила безопасности Объяснять, почему необходимо беречь здоровье, понимать зависимость здоровья от влияния различных факторов (закаливание, физические упражнения, питание, образ жизни). Находить причинно-следственные связи. Замечать и стремиться предупреждать опасные ситуации, возникающие в отношении себя и других людей Владеть навыками самообслуживания, иметь полезные привычки, соблюдать правила безопасности без напоминания взрослого, напоминать правила сверстникам, не следовать негативному примеру
Данные задачи решаются постепенно, в зависимости от возраста детей и их возможностей. Возрастные границы условны, т. к. любой из компонентов формируется не сам по себе и не только в зависимости от возраста, но и от того, когда именно начато обучение и какие условия для этого созданы. Возрастом, скорее, определяется содержание обучения. Наличие одного из компонентов не означает сформированность последующих, а только является базой для них. Все три компонента в идеале формируются последовательно, но при этом расширяясь в содержании в зависи-
мости от возраста, опыта, жизнедеятельности человека.
Прийти к осознанному пониманию ценности здоровья человек может и в детстве, и в более зрелом возрасте, а может так и не достичь его. Не секрет, что некоторые взрослые имеют сформированным только когнитивный компонент, т. е. хорошо знают, что полезно и вредно для здоровья, но знания не осознаются и не воплощаются в умениях и деятельности. Можно также знать, понимать, но ничего не делать для сохранения и укрепления здоровья или делать неверные шаги.
известия вгпу. педагогические науки
Важно четко представлять уровень результатов формирования ЗОЖ. Первый уровень результатов предполагает систему представлений; второй - систему ценностных ори-ентаций и мотивацию, третий - практический опыт и осознанную деятельность. Все уровни результатов тесным образом связаны между собой и предполагают освоение содержания, соответствующего возрастному этапу. Далее представим пример структурирования содержания формирования у дошкольников норм и правил здорового образа жизни (см. табл. на с. 45).
Данное содержание - пример того, как оно может быть скомпоновано по реализации каждого компонента по возрастам. Приоритетными в этом вопросе должны быть не знания и их объем, а сформированные установки, полезные привычки и опыт деятельности.
Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться от рождения и на протяжении всей жизни человека, т. к. только в этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, формирования и укрепления здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение жизненно важных функций независимо от внешних условий.
Сложившаяся система образования сегодня, к сожалению, не способствует достижению всех желаемых результатов по воспитанию ребенка, ориентированного на здоровье и здоровый образ жизни. Знания большинства современных взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями. Выстроить систему, закладывающую основы здорового образа жизни уже в дошкольном детстве, сейчас жизненно необходимо, т. к. это залог будущего здоровья нации в целом. Поэтому проблема поиска способов, средств и условий, при которых возможно овладение нормами и правилами здорового образа жизни, начиная с дошкольного детства, является дискуссионной и открытой для новых научных поисков.
список литературы
1. Виленский М.Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2006. Вып. 11. С. 8-18.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014.
* * *
1. Vilenskij M.Ja. Obshhee i osobennoe v pedagogicheskih kategorijah «zdorovyj obraz zhizni» i «zdorovyj stir zhizni» // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. 2006. Vyp. 11. S. 8-18.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija. M.: Perspektiva, 2014.
Objectives and contents of the work on norms and rules of healthy lifestyle of preschool pupils
The article deals with the notion "healthy lifestyle", the author's approach to the issue of introduction of pupils to healthy lifestyle. The key objectives are represented and the essence of the work on familiarization of pupils with the norms and rules of healthy lifestyle at various age periods are described.
Key words: health, healthy lifestyle, rules of healthy lifestyle, components of healthy lifestyle.
(Статья поступила в редакцию 18.03.2016)
н.в. подина
(волгоград)
модульный подход в организации детской хореографической студии
Обозначены основные тенденции в современном самодеятельном художественном творчестве, перспективы развития детского хореографического творчества в контексте модульного подхода в системе дополнительного образования. Обоснована его целесообразность при организации детской хореографической студии, а также актуальность нового профессионального стандарта в области дополнительного образования.
Ключевые слова: дополнительное образование, самодеятельное хореографическое творчество, детская хореографическая студия, модульный подход, компетенции.
В настоящее время в обществе востребованы различные формы самодеятельного, любительского творчества в системе дополнительного образования. Изменение интересов,
О Подина Н.В., 2016