В.В. БОРЩ, декан
Зачем МАДИ новый факультет?
В МАДИ создан факультет логистики и общетранспортных проблем. В настоящей статье обсуждаются основные предпосылки к созданию факультета, основные задачи факультета на краткосрочную и среднесрочную перспективу, представлена структура факультета. Приведена информация об основных образовательных проектах, осуществляемых факультетом в сотрудничестве с ведущими научными учреждениями, с ассоциациями работодателей, о ходе реализации этих проектов.
Ключевые слова: логистика, факультет логистики и общетранспортных проблем,, менеджер в сфере транспорта.
В год 80-летия в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете создан новый (восьмой) учебный факультет -логистики и общетранспортных проблем. Каковы были предпосылки к созданию факультета и какие задачи стоят перед факультетом в краткосрочной и среднесрочной перспективе?
В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос подготовки управленческих инженерных кадров для реального сектора экономики, в том числе для транспортного комплекса. Российские вузы предлагают широкий набор программ подготовки менеджеров «общего профиля », по существу, не учитывая в процессе обучения специфику той или иной сферы деятельности (производства, оказания услуг). Такой подход к организации процесса обучения основывается на предположении, что хороший менеджер может управлять любым процессом. Предполагается, что есть некоторое «сакральное знание менеджера», которое он может применить при организации любой деятельности вне зависимости от её специфики. С нашей точки зрения, такой подход не вполне оправдан. Понимание характера и специфики деятельности, подлежащей управлению, требует наличия у менеджера специальных знаний о производственных процессах, которыми он управляет.
Это в полной мере относится к сфе-
ре транспорта. Следует отметить, что транспорт - это сложная система, функционирование которой ежедневно сталкивается с решением значительного количества сложнейших проблем. К их числу относятся, например, такие, как создание новых транспортных средств, обладающих более высокими эксплуатационными характеристиками (надёжность, безопасность, экологичность и др.); обеспечение транспортной безопасности; эффективное управление цепями поставок на основе концепции логистики и др. Для эффективной работы на предприятиях отрасли менеджеру необходимо знать специфику их работы, глубоко понимать сущность общетранспортных проблем и обладать практическими знаниями по их разрешению.
Подготовка менеджеров в сфере транспорта - это учебный процесс, требующий особых механизмов его организации и особой квалификации профессорско-преподавательского состава, а именно применения современных педагогических технологий, привлечения к преподавательской работе специалистов-практиков, организации практик студентов на современных, конкурентоспособных предприятиях отрасли. Задача высшего учебного заведения, осуществляющего подготовку управленческих кадров для транспортного комплекса, состоит в организации учебного процесса на ка-
чественном уровне, что, в свою очередь, невозможно без тесной интеграции высшей школы, профильных научных организаций и бизнеса.
Все это и предопределило создание в одном из ведущих транспортных вузов России факультета логистики и общетранспортных проблем. В настоящее время факультет реализует подготовку по четырем специальностям ВПО, а именно:
♦ 080502 «Менеджмент организации» (специализация «Управление в транспортно-логистических системах»);
♦ 080506 «Логистика и управление цепями поставок» (специализация «Логистика в транспортных системах»);
♦ 080115 «Таможенное дело» (специализация «Таможенная логистика»);
♦ 220701 «Менеджмент высоких технологий» (специализация «Наукоемкие технологии в машиностроении»).
В состав факультета входят кафедры, являющиеся выпускающими по соответствующим специальностям: «Логистика» (зав. кафедрой - проф. В.Д. Герами), «Менеджмент» (зав. кафедрой - д. т. н. Л.Б. Миротин), «Менеджмент высоких технологий » (зав. кафедрой - проф. А.А. Ипатов), «Таможенное дело» (зав. кафедрой - заслуженный работник транспорта РФ Е.С. Москвичёв).
В состав факультета также входят общеуниверситетские кафедры: «История и культурология» (зав. кафедрой
- проф. Г.И. Науменко), «Философия » (зав. кафедрой - проф. М.Г. Штракс), «Транспортная юриспруденция» (зав. кафедрой - проф. Ю.Б. Суворов), «Инженерная педагогика» (зав. кафедрой
- проф. В.М. Жураковский), - осуществляющие подготовку по ряду гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных и общепрофес-
сиональных дисциплин, предусмотренных государственными образовательными стандартами.
В самом общем виде логистика -это наука и область деятельности, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения [1]. Логистика позволяет решать задачу продвижения продукции от производителей к потребителям с минимальными затратами временных и материальных ресурсов, обеспечивая при этом удовлетворение требований заказчиков. В настоящее время логистические процессы сопровождают весь жизненный цикл продукции, начиная со стадии проектирования нового товара или услуги и заканчивая процедурой утилизации или полного исполнения договорных обязательств. Инструменты логистики позволяют суще-
ственно увеличить эффективность функционирования транспортного комплекса: оптимизировать процессы перевозки грузов и пассажиров, складские операции, операции таможенного оформления. В современных условиях выпуск конкурентоспособной наукоёмкой продукции, в т.ч. новых транспортных средств, невозможен без организации интегрированной логистической поддержки данного вида продукции.
Все студенты факультета на разных этапах обучения в циклах специальных дисциплин и(или) дисциплин специализации изучают логистику. Поэтому все наши выпускники в той или иной степени логисты, несмотря на то, что присваиваемая им квалификация разная и зависит от получаемой специальности.
Сфера деятельности выпускников факультета весьма обширна: транс-портно-экспедиционные компании, аудиторские, логистические, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, предприятия и организации, осуществляющие выпуск наукоёмкой машиностроительной продукции, научные организации, таможенные органы и др.
Основной задачей факультета является реализация образовательных проектов в сотрудничестве с ведущими научными учреждениями и ассоциациями работодателей. Цель данных проектов - погрузить студентов в реальную производственную среду, формировать профессиональные компетенции будущих выпускников на основе коммуникации со специалистами-практиками в соответствующих областях, создать условия для обучения студентов с использованием современного оборудования и технологий, применяемых в деятельности предприятий и организаций транспортного комплекса и тем самым обеспечить
подготовку специалистов в соответствии с требованиями их будущих работодателей.
Реализация проектов подразумевает использование материальных и кадровых ресурсов партнёров МАДИ: производственных площадей, оборудования, технологий, программного обеспечения, привлечения к реализации учебного процесса специалистов-практиков в качестве преподавателей.
Первоочередными проектами, реализуемыми факультетом с 2010 г., являются «МАДИ-НАМИ» и «МАДИ-АСМАП». Проекты направлены на обеспечение качества подготовки специалистов по двум специальностям факультета в соответствии с требованиями работодателей. Совместно с федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ) [2] организована подготовка студентов по специальности 220701 «Менеджмент высоких технологий », совместно с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) [3] -по специальности 080115 «Таможенное дело».
Выбор партнёров для выполнения данных проектов не случаен. Во-первых, наши организации связывает успешное сотрудничество в различных областях деятельности. Во-вторых, наши партнёры ответственны за устойчивое и инновационное развитие транспортного комплекса страны и, как следствие, заинтересованы в развитии кадрового потенциала предприятий транспортного комплекса. И наконец, НАМИ и АСМАП обладают необходимыми кадровыми и материальными ресурсами, позволяющими обеспечить высокий уровень подготовки специалистов и готовы «инвестировать» имеющиеся ресурсы в реализацию совместных образовательных проектов.
Первым этапом реализации проектов стало формирование в структуре университета выпускающих кафедр «Менеджмент высоких технологий» и «Таможенное дело». В качестве заведующего на кафедру «Менеджмент высоких технологий» приглашен доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России, генеральный директор НАМИ Ипатов Алексей Алексеевич; на кафедру «Таможенное дело» - заслуженный работник транспорта РФ, Президент АСМАП Москвичёв Евгений Сергеевич. Проводить занятия по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации на вновь образованных кафедрах будут сотрудники НАМИ и АСМАП, имеющие учёную степень и звание, обладающие практическим опытом в области разработки новых видов техники, реализации высокотехнологичных инновационных проектов в машиностроении, организации и таможенного сопровождения международных автомобильных перевозок.
Первый выпуск по специальности 220701 «Менеджмент высоких технологий» состоялся в феврале 2010 г. (до создания в университете новой выпускающей кафедры). Анализ накопленного опыта работы со студентами [4] и итоги защиты их выпускных квалификационных работ показали, что студентам недостаточно знаний в таких областях, как организация и управление НИОКР, высокотехнологичными программами и продуктами; инновационные технологии энергосбережения, технологии проектирования инновационных продуктов, наукоёмкие технологии машиностроения, интегрированная логистическая поддержка наукоёмкой продукции, технологическое проектирование и др. В результате учебный план по специальности был модернизирован, в него были внесены необходимые дисциплины и модули.
В новом учебном году студенты 14-х курсов специальности «Менеджмент высоких технологий» занимаются уже по модернизированному учебному плану. Занятия организованы как в стенах МАДИ, так и на территории НАМИ. В учебном процессе используются его помещения и оборудование, в т.ч. действующие научные лаборатории и центры проектирования: центр прогнозирования и маркетинга, отдел развития автокомпонентов, отдел энергосберегающих технологий и альтернативных топлив и, конечно же, полигон НАМИ, обладающий уникальным в России оборудованием по созданию и эксплуатационным испытаниям новой автотракторной техники.
Впервые осуществлён набор студентов по специальности 080115 «Таможенное дело». Учебный план по данной специальности составлен и реализуется с участием специалистов АСМАП. В цикле дисциплин специализаций значительное внимание уделено таможенной логистике. В настоящее время осуществляется формирование коллектива выпускающей кафедры «Таможенное дело» для обучения студентов по данной специальности на 2-5-х курсах.
Реализация совместных образовательных проектов даёт нашим выпускникам прекрасные возможности для трудоустройства в будущем. Участие в образовательном процессе специалистов-практиков, организация производственных и преддипломной практик на ведущих предприятиях транспортного комплекса позволяют студентам получать самые актуальные знания по выбранной профессии, наработать в период обучения необходимые в будущем деловые контакты.
Задачи факультета на краткосрочную и среднесрочную перспективу в значительной степени определяются переходом на уровневую систему подготовки. Наряду с новыми возможно-
стями в связи с этим появляются и новые вызовы. На факультете необходимо провести большую организационно-методическую работу по разработке учебных планов, программ дисциплин, учебно-методических материалов в соответствии с требованиями ФГОС подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент».
Не все специальности факультета «переживут» реформу. К нашему сожалению, ни в направления подготовки бакалавров, ни в перечень специальностей, по которым принято решение осуществлять «моноуровневую» подготовку, не включена специальность 220701 «Менеджмент высоких технологий». В будущем образование по данному профилю возможно будет получить только в формате магистерской подготовки по направлению «Организация и управление наукоёмким производством». Организация магистерской подготовки по данному направлению - один из важнейших вопросов деятельности учебно-методического совета, деканата факультета и коллектива кафедры «Менеджмент высоких технологий».
Усилия факультета в обозримом будущем будут направлены на развитие образовательных проектов совместно с ведущими научными учреждениями и ассоциациями работодателей с учётом корректив, которые внесёт в этот процесс переход на уровневую систему подготовки. Наша общая задача - сохранить лучшие достижения отечественного высшего образования и вместе с тем реализовать все преимущества, дарованные российской высшей школе интеграцией в международное образовательное пространство.
Литература
1. Райзберг Б.А, Лозовский Л.Ш, Старо-
дубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007.
2. Официальный сайт ГНЦ ФГУП «НАМИ ».
URL: www.nami.ru
3. Официальный сайт Ассоциации между-
народных автомобильных перевозчиков. URL: www.asmap.ru
4. Сазонова З.С., Сидякина Н.Ю., Ищенко В.В. Подготовка менеджеров высоких технологий: студентоцентриро-ванный подход // Высшее образование в России. 2010. № 4. С. 27-35.
BORSCH V. THE ROLE OF A NEW FACULTY AT MADI STATE TECHNICAL UNIVERSITY
The role of a new faculty of logistics and transport problems established at Moscow State Automobile and Road Technical University is discussed. The main educational projects which are accomplished conjointly with the leading scientific institutions are described.
Keywords: faculty of logistics and transport problems, transport managers, joint educational projects.